Постановление №ПК/3251/24 Постановление от 30 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10


 

Постановление


 

 

<...>

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 011/04/14.3-351/2024

 

 

Дата и место рассмотрения дела - 30 мая 2024 года, г. Сыктывкар

 

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев протокол от 18.04.2024 и материалы дела об административном правонарушении № 011/04/14.3-351/2024 о совершении <...> ООО МКК «Вымпел РС» <...>, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 18.04.2024 по делу № 011/04/14.3-351/2024, составленным в отсутствие <...>, надлежащим образом извещённого о времени и месте его составлении.

Определением Коми УФАС России от 18.04.2024 № ПК/2362/24 рассмотрение дела № 011/04/14.3-351/2024 назначено на 02.05.2024. Копии протокола и Определения от 18.04.2024 № ПК/2362/24 были направлены по адресу места жительства, места работы <...>.

На дату рассмотрения административного дела в Коми УФАС России отсутствовали сведения о надлежащем извещении <...> о времени и месте рассмотрения настоящего дела № 011/04/14.3-351/2024.

Определением Коми УФАС России от 02.05.2024 № ПК/2657/24 рассмотрение дела № 011/04/14.3-351/2024 продлено до 02.06.2024. Рассмотрение дела № 011/04/14.3-351/2024 назначено на 30.05.2024. Копии протокола и от 02.05.2024 № ПК/2657/24 были направлены по адресу места жительства, работы <...>.

Копии протокола и от 02.05.2024 № ПК/2657/24 <...> не получены. Вернулись в Коми УФАС России 24.05.2024.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343.

С учетом изложенного, <...> считается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Административное дело рассмотрено 30.05.2024 в отсутствие <...>, надлежащим образом извещённого о времени и месте его составлении.

Ходатайств, отвод не поступало.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В помещении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 36, размещен штендер с информацией следующего содержания: «Займ ЭКСПРЕСС ЗАЙМ первый от 1 000 до 15 000 ₽ АВТОЗАЙМ под залог птс от 50 000 до 500 000 ₽ ЗАБОТА пенсионный займ от 1 000 до 15 000 ₽ 8-912-500-27-62 Св-во № 1903045009159 ООО МКК «Вымпел РС» ОГРН 1187746065870/ Займ ЭКСПРЕСС» (далее – реклама-1).

В помещении офиса «Займ ЭКСПРЕСС», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 36, размещена информация следующего содержания: «ЗАЙМ под 0%* Займы предоставляются на сумму от 500 до 500 000 руб. включительно, по ставке от 0% до 292,0% годовых, гражданам РФ, возрастом от 18 лет. Наличие паспорта и регистрации на территории РФ обязательно. Займ «Забота»: срок 35 дней, ставка 0,6% в день, сумма от 500 руб. до 30 000 руб.; пенсионное удостоверение. Займ под залог ПТС: срок от 3 - 12 мес.; ставка 0,21% в день, сумма от 50 000 до 500 000 руб.; автомобиль остается в…» (далее – реклама-2).

В помещении ТЦ «Майский», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 90/3, на 1 этаже, на двери офиса «Займ ЭКСПРЕСС» размещена информация следующего содержания: «АВТОЗАЙМ выдаем до 50% стоимости авто до 500 000 руб Займ ЭКСПРЕСС 8(800)555-41-31 подробности по телефону и в офисе ул. Борисова, 7 (Эжва) ТК «Блок обслуживания» ул. Первомайская, 90/3 ТЦ «Майский» (далее – реклама-3).

В помещении ТЦ «Майский», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 90/3, на 1 этаже, на стене офиса «Займ ЭКСПРЕСС» размещена информация следующего содержания: «Займ ЭКСПРЕСС ЗАЙМ под 0%* Займы выдаются гражданам РФ, в возрасте от 18 лет, с регистрацией на территории РФ и при наличии паспорта Займ под 0% в день, действует только для новых клиентов при условии его полного погашения в течение 7 дней, сумма займа от 1 000 руб. до 15 000 руб. При последующих обращениях, заём предоставляется в размере от 1000 руб. до 15000 руб. на срок 16 дней, процент за пользование займом от 0% до 0,8%. Размер неустойки по всем займам составляет 20% годовых от суммы просроченного платежа за весь период просрочки. Заём предоставляется в наличной либо безналичной форме. Дополнительную информацию можно получить по тел. 8(800) 555-41-31 (звонок бесплатный). ООО МКК «Вымпел РС» ОГРН 1187746065870/ Свидетельство №1903045009159» (далее – реклама-4).

Из материалов усматривается, что размещение рекламы-3 и рекламы-4 в помещении ТЦ «Майский», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 90/3, зафиксировано 03.11.2023.

Сотрудниками Коми УФАС России 15.12.2023 произведены осмотр и фотофиксация информации, размещенной в помещении ТЦ «Майский», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 90/3, на 1 этаже, на стене и на дверях офиса «Займ ЭКСПРЕСС». В ходе осмотра установлено распространение рекламы-3.

Также в ходе осмотра 15.12.2023 установлено, что на месте рекламы-4 размещена информация следующего содержания: «Займ ЭКСПРЕСС ЗАЙМ под 0%* Займы предоставляются на сумму от 500 до 500 000 руб. включительно, по ставке от 0% до 292,0% годовых, гражданам РФ, возрастом от 18 лет. Наличие паспорта и регистрации на территории РФ обязательно. Займ «Забота»: срок 35 дней, ставка 0,6% в день, сумма от 500 руб. до 30 000 руб.; пенсионное удостоверение). Займ под залог ПТС: срок от 3 - 12 мес.; ставка 0,21% в день; сумма от 50 000 до 500 000 руб.; автомобиль остается в пользовании. Займ 0%: срок 16 дней, ставка с 1 – 7 день 0% в день, с 8 – 16 день 0,8% в день; сумма от 1 000 до 15 000 руб. Займ 0,8%: срок 16 дней; ставка 0,8% в день; сумма от 500 до 30 000 руб. Займ 0,5%: срок от 90 до 365 дней; ставка 0,5% в день; сумма от 30 500 до 100 000 руб. Дополнительную информацию можно получить по тел. 8(800)555-41-31 (звонок бесплатный) ООО МКК «Вымпел РС» ОГРН 1187746065870/Свидетельство ЦБ № 1903045009159» (далее – реклама-5).

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в помещениях;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – ООО МКК «Вымпел РС», займам, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) – денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы являются рекламами финансовых услуг.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно пункту 25 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Реклама-1 содержит информацию о размерах (суммах) займов (от 1 000 до 15 000 руб., от 50 000 до 500 000 руб., от 1 000 до 15 000 руб.).

Реклама-3 содержит информацию о максимальном размере (сумме) займа (до 50% стоимости авто, до 500 000 руб.).

Однако реклама-1 и реклама-3 не содержат информацию о процентных ставках, о сроках займов и иные условия, влияющие на сумму доходов и расходов по займу.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание всех остальных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся финансовыми услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся указанными услугами лица, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

Реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ими, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях займа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Учитывая изложенное, рассматриваемые реклама-1 и реклама-3 распространены с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Из материалов усматривается, что размещение рекламы-1 и рекламы-2 зафиксировано 14.11.2023, размещение рекламы-3 и рекламы-4 зафиксировано 03.11.2023.

Сотрудниками Коми УФАС России 15.12.2023 зафиксировано размещение рекламы-3 и рекламы-5.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

В силу понятия рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе, реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Учитывая изложенное, а также положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рекламе-2 указано: «ЗАЙМ под 0% … по ставке от 0% до 292,0% годовых … Займ «Забота»: ставка 0,6% в день… Займ под залог ПТС: ставка 0,21% в день».

Таким образом, диапазоны значений ПСК в рекламе-1 указаны после предоставления информации о процентной ставке и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке («ЗАЙМ под 0%»).

В рекламе-4 указано: «ЗАЙМ под 0% … Займ под 0% в день».

Таким образом, в рекламе-4 предоставлена информация о процентной ставке, однако диапазоны значений ПСК не указаны.

В рекламе-5 указано: «ЗАЙМ под 0% … по ставке от 0% до 292,0% годовых … Займ «Забота»: … ставка 0,6% в день … Займ под залог ПТС: … ставка 0,21% в день … Займ 0%: … ставка с 1 – 7 день 0% в день, с 8 – 16 день 0,8% в день … Займ 0,8%: … ставка 0,8% в день … Займ 0,5%: … ставка 0,5% в день».

Таким образом, в рекламе-5 диапазоны значений ПСК указаны после предоставления информации о процентной ставке и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке («ЗАЙМ под 0%»).

В связи с чем, рассматриваемые реклама-2, реклама-4 и реклама-5 распространены с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемых реклам является ООО МКК «Вымпел РС».

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО МКК «Вымпел РС» в материалы рекламного дела, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ООО МКК «Вымпел РС»; содержание и внешний вид реклам были определены и рекламы были размещены иным юридическим лицом; в процессе ведения хозяйственной деятельности Общество приняло к использованию размещенную ранее иным лицом информацию, скорректировав реквизиты, процентные ставки, изменившиеся с 01.07.2023, и иную информацию.

Как пояснило ООО МКК «Вымпел РС», территорией распространения рассматриваемых реклам является лишь территория Республики Коми; установить точную дату начала размещения реклам не представляется возможным; исходя из изменения действующего законодательства в части ограничения ФЗ № 353 процентной ставки в размере не более 0,8 % в день с 01.07.2023, реклама-1, реклама-2, реклама-3, реклама-4 и реклама-5 распространяются с 01.07.2023.

Также ООО МКК «Вымпел РС» поясняю, что в настоящее время Обществом в срочном порядке предпринимаются меры по прекращению распространения и демонтажу реклам; реклама-1 (штендер в г. Воркуте) и реклама-3 (информация на двери офиса в ТЦ «Майский») демонтированы 27.02.2024 (в подтверждение представлены фотографии).

В материалах рекламного дела имеются фотографии офиса ООО МКК «Вымпел РС» в ТЦ «Майский» г. Сыктывкара, из которых следует, что по состоянию на 28.02.2024 (до вынесения настоящего решения) реклама-3 не размещается, реклама-5 продолжает распространяться.

ООО МКК «Вымпел РС» указало, что Обществом допущено распространение рассматриваемых реклам без учета требований Закона о рекламе связи со значительным «кадровым голодом» и, как следствие, отсутствием в штате Общества квалифицированного, прошедшего обучение, специалиста в области рекламы.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как пояснило ООО МКК «Вымпел РС», по состоянию на 27.02.2024 в Обществе отсутствует специально назначенное должностное лицо, ответственное за контроль и распространение рекламной информации.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.

Согласно сведениям, размещённым в Едином государственном реестре юридических лиц, <...> ООО МКК «Вымпел РС» является <...>.

Таким образом, <...> является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе произошло, в том числе по вине должностного лица ООО МКК «Вымпел РС» -<...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, <...> нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Решением Комиссии № ПК/1284/24 от 04.03.2024 реклама-1, реклама-3 признаны ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама-2, реклама-4, реклама - 5 признаны ненадлежащими, поскольку они распространены c нарушением требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Комиссией в адрес ООО МКК «Вымпел РС» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части прекращения распространения рассматриваемых реклам. Предписание исполнено.

Согласно частям 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В силу части 6 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей с 17.04.2024) распространение кредитной организацией или микрофинансовой организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, с нарушением требований, указанных в пункте 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона шестисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Поскольку норма части 6 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей с 17.04.2024) не улучшает положение <...>, совершившего административное правонарушение, в рассматриваемом случае <...> подлежит привлечению к ответственности в соответствии с требованиями части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения).

С учётом изложенного, <...> допустил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: с 01.07.2023 по 28.02.2024.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения <...> к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемой рекламы на дату рассмотрения настоящего дела не истек.

Место совершения административного правонарушения: Республика Коми.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов административного и рекламного дела следует, что у <...> имелась возможность для соблюдения требований, установленных части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе Закона о рекламе, однако из имеющихся в рекламном и административном делах материалов не усматривается, что все зависящие от него меры к соблюдению требований рекламного законодательства им были приняты.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается. Доказательства обратного <...> не представлены.

Таким образом, вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

Исходя из вышеизложенного, должностное лицо приходит к выводу о том, что материалами рекламного и административного дела подтверждается совершение <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность <...>: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему Коми УФАС России, совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения <...> как исключительный, не установлено, а им таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении <...> к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьей 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В Коми УФАС России документы, свидетельствующие о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба в результате совершенного административного правонарушения, отсутствуют.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Кроме того, как это следует из части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Таким образом, истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 № 303-АД18-5207, от 17.10.2023 № 307-ЭС23-10623.

В Коми УФАС России отсутствуют доказательства того, что в течение года, предшествующего дате вынесения настоящего постановления, <...> был подвергнут административному наказанию, в том числе по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

Соответственно, <...> можно считать впервые совершивши административное правонарушение. Таким образом, усматриваются обстоятельства для замены административного штрафа на предупреждение.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <...> административного правонарушения, личность <...>, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие сведений об имущественном положении <...>, в соответствии со статьями 4.1, 4.1.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать г<...> ООО МКК «Вымпел РС» <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить <...> ООО МКК «Вымпел РС» <...> административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

 

<...>  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

2024-3698

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны