Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 19 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2018 года

 

В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2018 года

 

                                          

 

                                           

№____________________

 

Акционерное общество «Коми коммунальные технологии»

 

Первомайская ул., д. 92,

г. Сыктывкар,

Республика Коми, 167000

 

Общество с ограниченной ответственностью «СК «Пилон»

 

Морозова ул.,

д.113а, кв. 18

г. Сыктывкар,

Республика Коми, 167023

 

г. Сыктывкар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 05-04/18 по признакам нарушения акционерным обществом «Коми коммунальные технологии» (далее – АО «ККТ»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, Первомайская улица, дом 92, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в виде установления в документации о запросе котировок на выполнение работ по текущему ремонту объектов: «ТП № 2009» г. Сыктывкар, Сысольское шоссе (между домами № 1/6, № 1/11) (строительная часть), «Здание ТП № 12 ул. Быковского, 1/1» в г. Сыктывкаре (строительная часть), «Здание ТП № 198 Октябрьский пр-кт, 125/5» в г. Сыктывкаре (строительная часть), «ТП № 141 ул. Мира, 51/1» в г. Сыктывкаре (строительная часть), извещение в единой информационной системе в сфере закупок № 31805995401, требования о наличии у участника закупки СРО на строительные работы

 

УСТАНОВИЛА:

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено АО «ККТ», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар,  улица Первомайская, дом 92.

К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено ООО «СК «Пилон» место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Морозова, дом 113а-18.

Дело № АО 05-04/18 возбуждено в отношении АО «ККТ» по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью «СК «Пилон» (далее – ООО «СК «Пилон»).

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

По пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Запрос котировок проводился на основании Федерального закона от 18.07.2012 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).

Извещение и документация о запросе котировок размещена в единой информационной системе в сфере закупок 10.01.2018.

Предметом закупки явилось выполнение работ по текущему ремонту объектов («ТП (трансформаторная подстанция) № 2009» г. Сыктывкар, Сысольское шоссе (между домами № 1/6, № 1/11) (строительная часть), «Здание ТП № 12 ул. Быковского, 1/1» в г. Сыктывкаре (строительная часть), «Здание ТП № 198 Октябрьский пр-кт, 125/5» в г. Сыктывкаре (строительная часть), «ТП № 141 ул. Мира, 51/1» в г. Сыктывкаре (строительная часть)) для нужд АО «ККТ».

Пунктом 11 документации о закупке установлено требование к участнику закупки о наличии СРО на строительные работы.

Согласно пунктам 10, 14.2. статьи  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс):

- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно пунктам 6, 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

- здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

- сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Как следует из содержания определений здание и сооружение - трансформаторные подстанции можно отнести к объектам капитального строительства.

 

Согласно частям 1, 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно пункту 2.1. статьи 55 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Согласно пункту 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Начальная максимальная цена запроса котировок составила 785 802 (семьсот восемьдесят пять тысяч восемьсот два) рубля 62 копейки, с НДС (18%), 665 934 (шестьсот шестьдесят пять тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля 42 копейки, без учета НДС (18%)*.

Согласно пункту 1.1. проекта договора подряда, являющегося частью документации о проведении запроса котировок, Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту объектов:

- «ТП № 2009» г. Сыктывкар, Сысольское шоссе (между домами № 1/6, № 1/11) (строительная часть);

- «Здание ТП № 12 ул. Быковского, 1/1» в г. Сыктывкаре (строительная часть);

- «Здание ТП № 198 Октябрьский пр-т, 125/5» в г. Сыктывкаре (строительная часть);

- «ТП № 141 ул. Мира, 51/1» в г. Сыктывкаре (строительная часть) (далее по тексту - Работы), в соответствии с Техническими заданиями (Приложения № 2, 3, 4, 5 к Договору), а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения Работ, принять их результат и оплатить Работы в порядке и сроки, установленные Договором.

По результатам закупки АО «ККТ» с ООО «СМК Энергия» заключен договор подряда № 21/18 от 09.02.2018.

В письменных пояснениях исх. от 21.05.2018 (вх. № 2458 от 22.05.2018) АО «ККТ» указывает, что в конкурсной документации были указаны виды  работ, необходимые к выполнению исполнителями, которые включены в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на  безопасность объектов капитального строительства, утвержденных Приказом № 624 от 30.12.2009  Министерства регионального развития Российской Федерации (далее – Перечень).

В пунктах 2.4., 3.6., 4.5. Технического задания закупочной документации в графе наименование работ включено – разборка покрытия кровли из волнистых асбестоцементных листов односкатной крыши, покрытие кровли профилированным листом,  разборка старого покрытия кровли из рубероида, устройство наплавляемой кровли «Технониколь» с выпуском на папеты.

Согласно пунктам 13.1 – 13.3 Перечня, к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства относятся  устройство кровель из штучных и листовых материалов, устройство кровель из рулонных материалов, устройство наливных кровель.

В пункте 2.2. Технического задания, входящего в состав закупочной документации, в графе наименование работ включено – демонтаж трансформатора Т2, монтаж трансформатора Т2.

Согласно пунктам 20.10, 20.11 Перечня, к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства относятся  монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно, монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением свыше 35 кВ.

Таким образом, ремонтные работы, проведение которых планировалось в рамках данной закупки, предполагало выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Следовательно, для выполнения таких работ согласно п. 13.1-13.3, 20.10, 20.11 раздела III Перечня, части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, необходимо членство в соответствующей саморегулируемой организации.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц целями регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

 

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «ККТ», действовавшее в период проведения закупки, утверждено протоколом № 4 от 07.06.2014 Совета директоров АО «ККТ».

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 7.1 Положения о закупках АО «ККТ» в Документации о закупке Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условия поставки товаров, работ, услуг, оплаты Участникам, подтверждению соответствия товаров, работ, услуг и самих Участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, как следует из содержания Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Положения о закупках АО «ККТ» заказчик при организации закупок имеет право самостоятельно определять необходимые требования к участникам закупки в соответствии с потребностями в товарах, работах, услугах определенного качества и количества.

В действиях АО «ККТ» в виде установления требования о наличии у участника закупки СРО на строительные работы отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № АО 05-04/18 в связи с отсутствием в действиях АО «ККТ»  в виде установления в закупочной документации на выполнение работ по текущему ремонту требований о предоставлении СРО на строительные работы признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны