Решение б/н Решение по делу № АО 06-04/17 от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2017 года

 

В полном объеме решение изготовлено 24 мая 2017 года

 

 

 

                                          
                                           г. Сыктывкар

 

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  председателя комиссии <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 06-04/17 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (далее – ФГБОУ ВО «СыктГУ»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, Октябрьский проспект, дом 55, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в части установления требования об осуществлении услуги по организации питания не более чем в 500 метрах от места нахождения санатория профилактория ФГБОУ ВО «СыктГУ» (г. Сыктывкар, ул. Старовского д.24) с использованием мебели для обеденного зала, оборудования для подогрева готовых блюд, охлаждающего прилавка и посуды исполнителя,  при организации электронных аукционов на оказание услуг по организации диетического питания (извещения №№ 0307100005014000024, 0307100005014000102, 0307100005016000002), в присутствии на заседании:

- <…> - представителя ФГБОУ ВО «СыктГУ» по доверенности № 100/01-22 от 07.12.2016;

- <…> представителя Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Коми по доверенности от 10.05.2017;

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ФГБОУ ВО «СыктГУ» по результатам рассмотрения заявления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Коми исх. № 65/6/4/6570 от 27.12.2016.

К участию в деле в качестве заявителя привлечено Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Коми (далее – УФСБ России по РК), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 1.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГБОУ ВО «СыктГУ», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, Октябрьский проспект, дом 55.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По  пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Между ФГБОУ ВО «СыктГУ» и обществом с ограниченной ответственностью «Торговое предприятие «Бумажник» (далее – ООО «ТП «Бумажник») заключен договор № 14-ОП оказания услуг от 09.06.2014 (далее – договор № 14-ОП).

Согласно пункту 1.1. договора № 14-ОП исполнитель (ООО «ТП «Бумажник»), по поручению Заказчика (ФГБОУ ВО «СыктГУ») и в целях удовлетворения потребностей Заказчика в обеспечении обучающихся и работников Заказчика питанием, безвозмездно организует предоставление услуги общественного питания.

Согласно пункту 2.1.2. договора № 14-ОП заказчик обязуется для оказания услуг исполнителем предоставить на весь период оказания услуг, имеющееся в помещениях технологическое оборудование и инвентарь.

Согласно пункту 2.3.1. договора № 14-ОП исполнитель обязуется организовать в помещениях заказчика (в соответствии с пунктом 2.1.1. настоящего договора) оказание услуг по предоставлению общественного питания.

Согласно пункту 8.1. договора № 14-ОП договор вступает в силу с 01.07.2014 и действует до 31.07.2017 года.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения № 1 от 10.06.2014 к договору оказания услуг № 14-ОП от 09.06.2014 стороны договорились, что договор оказания услуг № 14-ОП от 09.06.2014 не регулирует отношения между сторонами по оказанию услуг организации общественного питания детей-сирот, лечебно-профилактического питания в профилактории Заказчика и услуг, прямым плательщиком в которых выступает Заказчик.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения № 2 от 10.07.2014 к договору оказания услуг № 14-ОП от 09.06.2014 стороны договорились во исполнение пункта 2.1.1. договора оказания услуг № 14-ОП выделить помещения Исполнителю для оказания услуг, в том числе, помещение с площадью зала обслуживания посетителей 149,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 24.

ФГБОУ ВО «СыктГУ» явилось организатором электронных аукционов №№ 0307100005014000024, 0307100005014000102, 0307100005016000002 на оказание услуг по организации диетического питания.

Извещение о проведении электронного аукциона:

- № 0307100005014000024 размещено в единой  информационной системе в сфере закупок 11.08.2014;

- № 0307100005014000102 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 15.12.2014;

- № 0307100005016000002 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 31.01.2016.

Согласно извещениям о проведении электронных аукционов местом оказания услуг установлено – Российская Федерация, Республика Коми, город Сыктывкар, не более чем 500 метров от места нахождения санатория профилактория ФГБОУ ВПО «СыктГУ» (г. Сыктывкар, ул. Старовского, д.24).

Аналогичные требования установлены в Техническом задании, являющей неотъемлемой частью аукционной документации - услуга по организации питания осуществляется не более чем в 500 метрах от места нахождения санатория профилактория ФГБОУ ВО «СыктГУ» (г. Сыктывкар, ул. Старовского д.24) с использованием мебели для обеденного зала, оборудования для подогрева готовых блюд, охлаждающего прилавка и посуды исполнителя.

Согласно пункту 1.1 проекта договоров заказчик поручает, а Исполнитель берет на себя обязательства  по организации диетического питания, (далее – Услуга) на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с техническим заданием и графиком заездов, (Приложение №1) и в соответствии с режимом питания (завтрак с 8-00 до 9-00 часов, обед с 13-00 до 14-00 часов, ужин с 18-00 до 19-00 часов).

Согласно пункту 2.1.1. проекта договора исполнитель обязуется предоставлять услуги по организации питания студентов, оздоравливающихся в санатории-профилактории, осуществлять приготовление блюд и кулинарных изделий в соответствии с приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ».

Согласно пункту 3.1. проекта договоров в стоимость услуг по контракту включены все расходы Исполнителя, связанные с исполнением контракта в полном объеме: стоимость пищевых продуктов, расходы на закупку продуктов, приготовление готовых блюд, витаминизацию блюд в соответствии с меню, расходы на погрузку, разгрузку, хранение, транспортные расходы, расходы на уборку помещений, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а так же иные расходы Исполнителя, возникающие в процессе исполнения контракта.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0307100005014000024 от 26.08.2014 участниками электронного аукциона явились ООО «ТД «Бумажник» и ООО «ПРОД-АВТО». Победителем электронного аукциона признано ООО «ТД «Бумажник».

Между ООО «ТД «Бумажник» и ФГБОУ ВО «СыктГУ» заключен гражданско-правовой договор № 0307100005014000024-0006907-01 от 09.09.2014 на оказание услуги по организации диетического питания для лиц, проходящих оздоровление в санатории-профилактории.

Участниками электронного аукциона № 0307100005014000102 также явились ООО «ТД «Бумажник» и ООО «ПРОД-АВТО». Победителем закупки признано ООО «ТД «Бумажник».

По результатам проведения открытого аукциона между ООО «ТД «Бумажник» и ФГБОУ ВО «СыктГУ» заключен договор № 0307100005014000102-0006907-01 от 27.01.2015.

На участие в электронном аукционе № 0307100005016000002 подана одна заявка – ООО «ТД «Бумажник».

По результатам закупки с ООО «ТД «Бумажник» заключен контракт № 0307100005016000002-0006907-01 от 01.03.2016.

Согласно позиции ФГБОУ ВО «СыктГУ» исх. № 19/6325 от 27.04.2017 (вх. № 2377 от 28.04.2017) электронные аукционы проводились в рамках реализации требований статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», возлагающих на образовательную организацию проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.

Оздоровительные мероприятия не приостанавливают образовательный процесс и планируется таким образом, чтобы обеспечить его непрерывность. Эти же условия распространяются и на осуществление диетического питания, как на часть оздоровительных мероприятий. Непрерывность образовательного процесса при осуществлении питания обучающихся обеспечивается путем его организации на минимальном удалении от помещений образовательной организации.

В обоснование своей позиции ФГБОУ ВО «СыктГУ» ссылается на нормы  Методических указаний по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений, утвержденных приказом Минздрава СССР от 10.04.1980 № 2164-80 (далее – Методические указания), а также на Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (СанПиН 2.3.6.1079-01), Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08).

Согласно пункту 2.14 Методических рекомендаций столовые ВУЗов следует размещать в отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных помещений до столовых не должно превышать 500 метров.

ФГБОУ ВО «СыктГУ» указывает, что при подготовке аукционной документации электронных аукционов положения Методических указаний оценивались с точки зрения развитости конкурентной среды на рассматриваемой территории, в результате чего установлено наличие на ней участников, отвечающих необходимым требованиям.

ФГБОУ ВО «СыктГУ» представлен перечень хозяйствующих субъектов, расположенных в радиусе 500 метров от санатория-профилактория ФГБОУ ВО «СыктГУ» - ООО «Айси», ООО «Кофейный дворик», ООО «Кинетик» (Таверна «Флинт»), столовая ГПОУ «Сыктывкарский индустриальный техникум», Столовая ГПОУ «Сыктывкарский политехнический техникум», ООО «Био-Лайт» (кафе «Кот Лета»). Согласно пояснениям ФГБОУ ВО «СыктГУ» с учетом количества посадочных мест, организации раздачи готовых блюд,  оснащения обеденных залов, шаговой доступности указанные предприятия могли стать участниками процесса предоставления услуг диетического питания.

Согласно данным официального сайта закупок www.zakupki.gov.ru ФГБОУ ВО «СыктГУ» в 2017 году явилось организатором электронного аукциона на оказание услуг по организации диетического питания, извещение № 0307100005017000002. Извещение размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 13.02.2017. Техническим заданием электронного аукциона установлено аналогичное требование о месте оказания услуг - услуга должна быть оказана не более чем в 500 метрах от места нахождения санатория- профилактория ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»  (г. Сыктывкар, ул. Старовского д.24) с соблюдением всех необходимых требований по предоставлению услуги (по оснащению оборудования пищеблока, обеденного зала, обеспечение посудой, медицинским осмотром персонала и пр.).

Участниками электронного аукциона явились ООО «Био Лайт» и ООО «ТД Бумажник».

Победителем электронного аукциона признано ООО «Био Лайт».

С учетом того, что в обозначенном радиусе места оказания услуг имелись несколько хозяйствующих субъектов, способных оказать услуги по организации диетического питания, а также, с учетом того, что в 2017 году при аналогичных условиях проведения аукциона победителем оказался иной хозяйствующий субъект, отсутствуют доказательства ограничения конкуренции на товарном рынке оказания услуг диетического питания в результате установления заказчиком вышеуказанных требований к месту оказания услуг.

В действиях ФГБОУ ВО «СыктГУ» в виде установления места оказания услуг «не более чем в 500 метрах от места нахождения санатория- профилактория ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»  (г. Сыктывкар, ул. Старовского д.24)» нарушения требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

                                                                           

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № АО 06-04/17 в связи с отсутствием в действиях ФГБОУ ВО «СыктГУ» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны