Решение №01-122/6840 РЕШЕНИЕ от 30 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

 

<…>

 

<…>

ЭТП «Систематорг»

 

info@sistematorg.com

30 августа 2022 года

г. Сыктывкар

№ 01-122/6840

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобы физического лица (далее – заявитель) вх. от 22.08.2022 № 4587э, вх. от 22.08.2022 № 4583э, касающиеся действий <…> (далее – организатор торгов) при проведении торгов в форме публичного предложения на право требования дебиторской задолженности к гр. <…>, право требования обеспечено залогом недвижимого имущества – квартиры по адресу: г. Сыктывкар, ул. Микушева, д. 27, кв. 2, номер извещения на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве - 9193535 (далее – жалоба, торги, публичное предложение),

при участии:

<…>,

при участии способом видеоконференцсвязи:

<…>,

<…>,

 

УСТАНОВИЛА:

Торги проводились в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Заявитель обжалует действия организатора торгов в части неправомерного определения способа размера задатка, составления двух протоколов определения участников торгов, неправомерного отклонения заявки заявителя от участия в торгах.

Жалобы рассмотрены в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно частям 1, 2 статьи 140 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.

Продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования

В соответствии с частью 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно части 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 9 статьи 110 Закона о банкротстве не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

Сообщение о проведении торгов 9193535 от 15.07.2022 было размещено на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://old.bankrot.fedresurs.ru/ 15.07.2022 (далее – сообщение).

Организатором торгов является <…>.

Дата и время начала подачи заявок - 18.07.2022 10:00.

1. По доводу заявителя в части неправомерного определения способа размера задатка установлено следующее.

Согласно части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

начальная цена продажи предприятия;

величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

порядок и критерии выявления победителя торгов;

дата, время и место подведения результатов торгов;

порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.

Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.

Как следует из сообщения о проведении торгов, размер задатка для участия в торгах посредством публичного предложения устанавливается в размере 10% (десяти процентов) от суммы, указываемой заявителем в предложении о приобретении имущества.

Сообщением установлено, что начальная цена продажи имущества ООО «СЕВЕР-ФИНАНС» путем публичного предложения устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества на повторных торгах, т.е. 1 426 062,80 рублей. Срок, по истечении которого последовательно снижается цена продажи имущества, составляет 3 (три) календарных дня. При этом величина снижения начальной цены продажи с первого по седьмой период устанавливается в размере 15 (пятнадцать) процентов от начальной цены продажи посредством публичного предложения.

В случае, если в результате продажи имущества его цена снизилась до 10% от начальной цены публичного предложения и в течение установленного срока организатору торгов не поступило ни одной заявки о приобретении имущества по указанной (либо более высокой) цене, величина дальнейшего снижения цены продажи устанавливается в размере 3 (трех) процентов каждые 3 (три) календарных дня и составляет: 7%, с 08.08.2022 г. по 11.08.2022 г. - 99 824,40 рублей – восьмой период.

Заявитель в жалобе указывает, что размер задатка должен исчисляться исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.

Комиссия Коми УФАС России проанализировав материалы, представленные в жалобах, установила следующее.

По смыслу положений пунктов 8 - 10 статьи 110 Закона о банкротстве для участия в торгах по продаже имущества должника претендент должен вместе с представлением заявки внести задаток в размере и в сроки, установленные организатором торгов.

Помимо того, что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 Гражданского Кодекса Российской Федерации), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Закона о банкротстве) стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.

В соответствии с абзацем 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать 20 процентов от начальной цены продажи предприятия.

Данная норма не содержит обязанности конкурсного управляющего указывать размер задатка по отношению к каждому этапу публичного предложения.

При этом законодательное ограничение размера задатка (не более 20 процентов начальной цены продажи предприятия - абзац 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что положением о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника ООО «СЕВЕР-ФИНАНС», утвержденного протоколом собрания кредиторов от 21.12.2021 (далее – Положение), для торгов в форме публичного предложения установлен задаток в размере 10% (десяти процентов) от суммы, указываемой заявителем в предложении о приобретении имущества, что, в том числе, указано и в сообщении о проведении торгов.

В соответствии с нормами Закона о банкротстве целью конкурсного производства как ликвидационной процедуры является получение максимального экономического эффекта при удовлетворении требований кредиторов должника, что достигается, в первую очередь, через процедуру торгов, направленную на реализацию принадлежащего должнику имущества по наиболее высокой цене в пределах разумного предела времени.

Торги являются конкурентной формой определения наиболее лучшей цены за продаваемое имущество, и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц.

Установление задатка в размере, не превышающем двадцать процентов начальной цены продажи предприятия не нарушает конкуренцию между участниками торгов и не уменьшает итоговую цену торгов, а также не нарушает права конкурсных кредиторов должника.

Вышеуказанная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2021 N Ф01-1962/2021 по делу N А43-10633/2020.

Таким образом, в соответствии с абзацем 10 части 8 статьи 110 Закона о банкротстве размер задатка не должен превышать 20% (двадцать процентов) от единственной начальной цены продажи предприятия.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией Коми УФАС России установлено, что организатором торгов в нарушение части 8 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о проведении торгов установлено требование о внесении задатка в размере 10% (десяти процентов) от суммы, указываемой заявителем в предложении о приобретении имущества.

Организатор торгов во время рассмотрения жалоб сообщил, что установление в сообщении задатка в размере 10% (десяти процентов) от суммы, указываемой заявителем в предложении о приобретении имущества обусловлено Положением, в связи с чем установления задатка в указанном размере не противоречит действующему законодательству.

Доводы организатора торгов не принимаются в ввиду следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Как следует из материалов жалоб, стоимость дебиторской задолженности к гр. <…> (право требования обеспечено залогом недвижимого имущества – квартиры по адресу: г. Сыктывкар, ул. Микушева, д. 27, кв. 2) составляет более ста тысяч рублей.

На основании изложенного, торги должны быть проведены в соответствии с требованиями, установленными Законом о банкротстве, в том числе в части установления размера задатка.

Закон о банкротстве имеет высшую юридическую силу по сравнению с Положением поэтому в случае противоречия Положения Закону о банкротстве применению подлежит последний.

Указанная позиция подтверждается постановлением Второго Арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу № А29-1526/2022.

2. По доводу заявителя в части составления организатором торгов двух протоколов об определении участников торгов установлено следующее.

Согласно части 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.

Согласно пункту 4.1 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Приказ № 495) для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Срок представления заявок на участие в торгах устанавливается в соответствии с положениями статей 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с пунктом 5.2 Приказа № 495 оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после наступления одного из следующих случаев:

завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка;

окончания периода проведения торгов.

Если имеются заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для соответствующего периода проведения торгов, организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки не позднее пяти календарных дней после наступления одного из следующих случаев:

завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка;

окончания периода проведения торгов.

Согласно пункту 5.3 Приказа № 495 в течение пяти календарных дней со дня подписания и направления протокола об определении участников торгов оператору электронной площадки организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта направляет каждому заявителю, чья заявка зарегистрирована в журнале заявок на участие в торгах и не отозвана до окончания срока представления заявок на участие в торгах, электронное сообщение о признании заявителя участником торгов или об отказе в признании его участником торгов с указанием причин отказа с приложением копии протокола об определении участников торгов.

Заявитель указывает, что составление двух протоколов по результатам одних торгов нарушает действующее законодательство, в том числе процедуру проведения торгов.

Комиссия Коми УФАС России проанализировав материалы, представленные в жалобах, установила следующее.

Как следует из материалов жалоб, организатором торгов по результатам рассмотрения заявок участников торгов был составлен и размещен на электронной торговой площадке «Систематорг» (далее – ЭТП) протокол об определении участников торгов № 3664-ОТПП/1 от 12.08.2022 (далее – Протокол № 1).

В соответствии с письменной информацией, представленной ЭТП, организатором торгов, после размещения Протокола № 1 на ЭТП организатором торгов была установлена ошибка в содержании Протокола № 1, в связи с чем, в протокол были внесены изменения.

По результатам внесения изменений в Протокол № 1, на ЭТП в извещении о проведении торгов был размещен протокол об определении участников торгов № 3664-ОТПП/1 от 13.08.2022 (далее – Протокол).

Информация о внесении изменений в Протокол № 1 была размещена на ЭТП и была доступна для ознакомления неограниченному кругу лиц.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что действующим законодательством не установлен запрет на внесение организатором торгов изменений в протокол об определении участников торгов.

Таким образом, в указанных действиях организатора торгов нарушений не установлено.

3. По доводу заявителя в части неправомерного отклонения заявки заявителя на участие в торгах установлено следующее.

Согласно части 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Как следует из Протокола, на участие в торгах было подано 4 заявки, в том числе заявка заявителя.

По результатам рассмотрения заявок заявка заявителя была не допущена до участия в торгах в связи с тем, что размер задатка не соответствует цене предложения участника.

Комиссия Коми УФАС России, проанализировав материалы жалоб, установила следующее.

В соответствии с сообщением начальная цена продажи предприятия - 1 426 062,80 руб. Предложение заявителя, указанное в заявке – 223 000 рублей.

В соответствии с требованиями законодательства размер задатка по указанным торгам должен был быть в размере 142 606,28 руб. В соответствии с требованиями сообщения размер задатка по указанным торгам должен был быть в размере 22 300 руб.

Из материалов жалоб следует, что заявителем был внесен задаток для участия в торгах в размере 9 983 руб.

Сумма в размере 9 983 руб. не соответствует ни требованиям законодательства, ни требованиям, установленным в сообщении о проведении торгов.

Таким образом, поступление задатка от заявителя на счет, указанный в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

На основании изложенного, у организатора торгов имелись основания для принятия решения о недопуске заявки заявителя до участия в торгах.

В указанных действиях организатора торгов нарушений не установлено.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры – получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов – определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физического лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведение проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получении данного ресурса.

В соответствии с протоколом результатов проведения торгов № 3664-ОТПП/1 от 13.08.2022 торги признаны состоявшимися. Победителем признан участник, предложивший наиболее высокую цену.

Согласно информации, размещённой на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве договор по результатам торгов заключен 18.08.2022.

Согласно статье 166 Гражданского Кодекса Российской Федерации недействительная сделка может быть оспорена в судебном порядке.

Таким образом, договор, заключенный по результатам торгов, может быть оспорен только в судебном порядке.

В связи с вышеизложенным, предписание об устранении нарушения выдаче не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <…> вх. от 22.08.2022 № 4587э, вх. от 22.08.2022 № 4583э в части неправомерного определения способа размера задатка для участия в торгах обоснованной.

2. Признать <…> нарушившей часть 8 статьи 110 Закона о банкротстве в части установления в сообщении о проведении торгов требования о внесении задатка в размере 10% (десяти процентов) от суммы, указываемой заявителем в предложении о приобретении имущества.

3. Признать жалобу <…> вх. от 22.08.2022 № 4587э, вх. от 22.08.2022 № 4583э в остальной части необоснованной.

4. Предписание не выдавать.

Председатель Комиссии

 

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны