Решение (комиссия) №НГ/5091/24 Решение от 6 сентября 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ(ред. от 08.08.2024)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"


 

Решение

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/99-782/2024

03 сентября 2024 года                                                                                     г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее - индивидуальный предприниматель) вх. от 28.08.2024 № 8309/24 на действия заказчика - государственного учреждения здравоохранения Республики Коми «Койгородская центральная районная больница» (далее - ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка расходного материала для лаборатории - 38», извещение № 0307300039324000238 (далее - жалоба),

при участии в рассмотрении жалобы посредством веб-видеоконференции:

-<...>, представителя индивидуального предпринимателя по доверенности от 25.07.2023,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба индивидуального предпринимателя вх. от 28.08.2024 № 8309/24 на действия заказчика - ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка расходного материала для лаборатории - 38», извещение № 0307300039324000238 (далее - закупка, электронный аукцион).

С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.

Индивидуальным предпринимателем заявлено ходатайство от 02.09.2024 № 12 (вх. от 02.09.2024 № 8478-ЭП/24) о рассмотрении жалобы в формате веб-видеоконференции.

Согласно части 2 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

В связи с наличием технической возможности осуществления видео-конференцсвязи при рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки, ходатайство индивидуального предпринимателя удовлетворено.

Индивидуальный предприниматель, ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ», общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (оператор электронной площадки) о времени, дате, месте, формате рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» в письме от 29.08.2024№ 691 (вх. от 29.08.2024 № 8382-ЭП/24) заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ».

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ», оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

Индивидуальным предпринимателем обжаловано действие заказчика - ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» при определении положений извещения о закупке, касающихся описания объекта закупки, в части включения в описание объекта закупки позиции № l в виде набора, состоящего из пяти наименований, что, по мнению заявителя, указывает на конкретный товар конкретного производителя реагентов к гематологическому анализатору MicroCC 20Plus - ООО «Клиникал Диагностик Солюшнз.

Согласно позиции индивидуального предпринимателя, анализатор MicroCC-20Plus, имеющийся у заказчика, не специфичен и не имеет особенностей использования, предназначен для использования в лабораториях медицинских организаций, согласно документации на него не является «закрытой системой», использует стандартный кондуктометрический принцип подсчета клеток крови (то же - импедансный метод или метод объемного сопротивления), и работает с надлежащим качеством как с реагентами, выпускаемыми самим производителем оборудования (и аффилированной с ним компанией ООО «КДС»), так и с реагентами других производителей (в том числе российских), выпускаемых специально для анализаторов с указанным принципом работы, что указано в их инструкциях по применению.

Заявитель указывает, что оспариваемые требования не позволяют подать заявку на участие в закупке, поскольку индивидуальный предприниматель предлагает к поставке реагенты иного производителя, чем набор реагентов производства ООО «Клиникал Диагностик Солюшнз», препятствуют участию в закупке, ограничивают количество участников закупки.

Индивидуальный предприниматель письмом от 02.09.2024 (вх. от 02.09.2024 № 8477-ЭП/24) в материалы жалобы представил дополнительные копии документов в обоснование своей позиции.

ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» в письме от 29.08.2024№ 691 (вх. от 29.08.2024 № 8382-ЭП/24) представлен отзыв на жалобу, а также копии подтверждающих позицию заказчика документов.

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы согласно статей 105, 106 Закона о контрактной системе и проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, сведения о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), заслушав представителя индивидуального предпринимателя, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ».

Объект закупки - «Поставка расходного материала для лаборатории - 38».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 134 740,00 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС 12.08.2024.

2. Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

2.1. По пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог, КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпункту г) пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

 

В пункте 1 части 1, частях 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов жалобы, заказчиком осуществлена закупка товара, в отношении которого в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, в связи с чем на основании пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик осуществил описание закупаемого товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Описание объекта закупки содержит следующие требования к закупаемому товару:

п

Код ОКПД2

Наименова-ние

 

Характеристики товара
 

Кол-во

Ед.

изм.

Наименова-ние характе-ристики

Значение характеристики

Едини-ца измере-ние харак-теристики

Инструкция по заполнению характерис-тик в заявке

1

21.20.23.110

Под счет кле-ток крови ИВД, набор

Описание

Набор реагентов и других связанных с ними материалов, предназначенный для качественного и/или количественного определения одного или множества параметров клеток цельной крови [тест также называется общий анализ крови (ОАК) (complete blood count (CBC))] в клиническом образце, с использованием ручного, полуавтоматического или автоматического метода определения количества клеток. Определяемые параметры могут включать определение количества и дифференциацию лейкоцитов (white cell), определение гемоглобина (haemoglobin), подсчет количества эритроцитов (red cell), характеристику и определение параметров эритроцитов (red cell) и/или подсчет количества тромбоцитов (platelet).

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

5

набор

Вид метки идентификации реагента: Штрих-код метка

Соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

назначе-ние: для анализа-торов MicroCC-20Plus

Соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

1.наиме-нование реагента: Изотони-ческий разбави-тель (дилюент)

Соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

1.1.Описа-ние: Изотони-ческий разбави-тель представ-ляет собой буферный водный раствор с фиксированными параметрами рН, удельной электропроводности (миллиСименс/см) и осмоляльности (миллиОсмоль/кг). Бесцветная жидкость.

Соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

1.2.Объем канистры

20

литр

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

1.3.Марки-ровка: Cчитыва-ние и внесение информации о реагенте в анализатор с помощью сканера для увеличения производительности лаборатории. Информа-ция, считывае-мая со штрих-кода, должна совпадать с информацией о сроке производства, годности, лоте, указанной на этикетке реагента.

Соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

1.4.Ста-бильность открытого реагента

90

суток

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

2.Наименование реагента: лизирую-щий раствор бесциани-дный

Соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

2.1.Описание: Лизирую-щий раствор бесцианидный представляет собой буферный водный раствор с фиксированными параметрами рН, удельной электропроводности (миллиСи менс/см), и осмоляль-ности (милли Осмоль/кг). Бесцветная жидкость

Соответствие

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

2.3.Объем флакона

1

литр

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

 

Описание объекта закупки, размещенное в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа, содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик: «Дополнительные требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара включены на основании п. 5, п. 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и обусловлены потребностями заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, являющихся значимыми в целях оказания квалифицированной медицинской помощи, необходимостью обеспечения получения достоверного результата при оптимальных условиях.

Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара установлены с целью определения соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика».

Согласно письменным пояснениям ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ», приведенным в отзыве на жалобу от 29.08.2024№ 691 (вх. от 29.08.2024 № 8382-ЭП/24), установленные характеристики закупаемого товара обусловлены объективной потребностью заказчика. При подготовке технического задания заказчик не преследовал цели выделить определенного производителя, а конкретизировал технические и функциональные характеристики товара в целях надлежащего выполнения возложенных функций и задач лаборатории. Товары, соответствующие характеристикам, указанным в Техническом задании, направлены на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению, являются значимыми для заказчика и направлены на соблюдение принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ), обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение.

Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия утверждены Приказом Минздрава России от 19.01.2017 № 11н «Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия», в пункте 2, в подпунктах 7, 11в, 14 пункта 6 которых установлено, что производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.

Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, представляемая производителем (изготовителем) или уполномоченным представителем производителя (изготовителя), в составе регистрационного досье на медицинское изделие, за исключением программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, должна содержать, наряду с прочим: описание принадлежностей, медицинских изделий или изделий, не являющихся медицинскими, но предусмотренных для использования в комбинации с медицинским изделием (при наличии); информацию для проверки правильности установки (монтажа) медицинского изделия и его готовности к безопасной работе эксплуатации, включая, в том числе, перечень расходных материалов (компонентов, реагентов), а также процедуру их применения и замены; информацию, необходимую для идентификации медицинских изделий с целью получения безопасной комбинации, и информацию об известных ограничениях по совместному использованию медицинских изделий (для медицинских изделий, предназначенных для использования вместе с другими медицинскими изделиями и (или) принадлежностями).

Согласно пункту 3.9 «Оборудование лаборатории» ГОСТ Р 53079.2-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 2. Руководство по управлению качеством в клинико-диагностической лаборатории. Типовая модель» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования РФ от 18.12.2008 № 560-ст) оборудование должно соответствовать видам исследований, выполняемых в лаборатории, быть в рабочем состоянии. Работу на приборах следует проводить в соответствии с инструкцией производителя к данному прибору.

В материалы жалобы заказчиком представлен, наряду с прочим, паспорт анализатора автоматического гематологического MicroCC-20Plus, 2015 года выпуска, инструкция пользователя автоматического гематологического анализатора MicroCC-20Plus.

Согласно государственному реестру медицинских изделий, размещенному на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, анализатор гематологический MicroCC-20Plus с принадлежностями зарегистрирован 30.08.2010 (регистрационный номер медицинского изделия ФСЗ 2010/07756).

В пункте 4.1.5 паспорта гематологического анализатора MicroCC-20Plus продавец не гарантирует стабильную работоспособность лабораторного оборудования, если при работе не используются реагенты производства Клиникал Диагностик Солюшнз, рекомендованные производителем оборудования, применяемые для инсталляции прибора и обучения правилам эксплуатации персонала силами инженера сервисного центра ООО «Интермедика Сервис».

В введении, в пункте 2.4 «Реагенты» инструкции пользователя к анализатору MicroCC-20Plus, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в реестре медицинских изделий в записи с уникальной реестровой записью 042806, указано, что все операции на приборе должны выполняться строго в соответствии с инструкцией пользователя, для работы прибора необходимы реагент для разведения, лизирующий раствор, растворы для промывания и очистки. Их используют во время измерения и выполнения работ из обслуживания анализатора. Для обеспечения необходимой точности получаемых результатов используйте реагенты, которые рекомендованы фирмой производителем.

Согласно описанию объекта закупки назначение закупаемого товара - для анализаторов MicroCC-20Plus.

Требование о совместимости реагентов с гематологическим анализатором MicroCC-20Plus принципиально для заказчика, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве оказания медицинской помощи, привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников заказчика, нарушению Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Аналогичная позиция отражена в правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016, согласно которой основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате закупок лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре и будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Указанное подтверждается правовой позицией, изложенной в абзаце 8 пункта 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), согласно которой заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В этой связи включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлено.

Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком товара может выступить любое физическое либо юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям извещения о закупке и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Законодательство РФ не запрещает выходить с предложением на участие в торгах нескольким претендентам с продукцией одного производителя, следовательно, участников торгов может быть неограниченное количество.

Заявителем документально не подтверждено отсутствие возможности приобрести закупаемый заказчиком в рамках закупки товар в целях его поставки их для нужд заказчика.

Требования к закупаемому товару в равной степени распространялись на всех участников закупки.

Отсутствие у участника возможности или желания предложить товар с требуемыми заказчику характеристиками не может являться основанием для признания действий заказчика незаконными

Бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения извещения об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика - ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» при описании объекта закупки отсутствуют нарушения требований статьи 8, статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. По результатам внеплановой проверки закупки установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

По пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Инструкция по заполнению характеристик в заявке на участие в закупке включена в извещение о закупке, сформированное с использованием единой информационной системы, а также в описание объекта закупки, размещенное в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа.

Инструкция по заполнению характеристик в заявке на участие в закупке, содержащаяся в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы, по позиции товара «промывающий раствор
Идентификатор: 158719801» содержит, наряду с прочим, следующие требования:

 

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Инструкция по заполнению характеристики в заявке

Содержание протеолитического фермента

1

процент

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Содержание хлорида и формиата натрия

1.4

процент

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Содержание пропиленгликоля

4

процент

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Вместе с тем, инструкция по заполнению характеристик в заявке на участие в закупке, содержащаяся в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа, по указанным характеристикам содержит иные требования:

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Инструкция по заполнению характеристики в заявке

Содержание протеолитического фермента

1

процент

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Содержание хлорида и формиата натрия

1.4

процент

Участник закупки указывает диапазон значений характеристики

Содержание пропиленгликоля

4

процент

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Таким образом, извещение о закупке (инструкция по заполнению характеристик в заявке на участие в закупке, содержащаяся в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы, и содержащаяся в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа), содержит противоречивую информацию относительно требований к формированию предложения участника закупки в отношении объекта закупки в части характеристик «содержание протеолитического фермента», «содержание хлорида и формиата натрия», «содержание пропиленгликоля».

Действие заказчика - ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» в части размещения на официальном сайте извещения о закупке, содержащего противоречивую информацию относительно требований к формированию предложения участника закупки в отношении объекта закупки в части характеристик «содержание протеолитического фермента», «содержание хлорида и формиата натрия», «содержание пропиленгликоля» (в инструкции по заполнению характеристик в заявке на участие в закупке, содержащейся в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы, и содержащейся в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа), противоречит требованиям части 3 статьи 7, пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, могло ввести в заблуждение потенциальных участников закупки относительно требований к заполнению заявки на участие в ней, следовательно, привести к необоснованному отказу от участия в закупке, и, как следствие, могло привести к ограничению количества участников закупки, что свидетельствует о существенности установленного нарушения.

4. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.

Комиссия Коми УФАС России при рассмотрении вопроса относительно необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе пришла к выводу, что устранение установленных нарушений Закона о контрактной системе, с учетом стадии закупки, характера установленных нарушений Закона о контрактной системе, возможно посредством отмены протокола подведения итогов определения поставщика от 28.08.2024, аннулирования определения поставщика.

5. Доводы жалобы о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

Копия жалобы в части доводов, касающихся возможных нарушений антимонопольного законодательства, передана на рассмотрение уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России и будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом 2 пункта 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу необоснованной.

2. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» в части размещения на официальном сайте извещения о закупке, содержащего противоречивую информацию относительно требований к формированию предложения участника закупки в отношении объекта закупки в части характеристик «содержание протеолитического фермента», «содержание хлорида и формиата натрия», «содержание пропиленгликоля» (в инструкции по заполнению характеристик в заявке на участие в закупке, содержащейся в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системы, и содержащейся в описании объекта закупки, размещенном в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа), противоречащим части 3 статьи 7, пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. С учетом стадии закупки, характера установленного нарушения Закона о контрактной системе, выдать заказчику - ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» предписание об устранении установленных нарушений Закона о контрактной системе посредством отмены протокола подведения итогов определения поставщика от 28.08.2024, аннулирования определения поставщика.

4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленные нарушения Закона о контрактной системе.

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Председатель комиссии <...>

   

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-5794

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666