Предупреждение №02-01/3183 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 11 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

11 мая 2021 года

 

 

№02-01/3183

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление ООО «Интинский хлебозавод» (далее – заявитель) от 05.02.2021 № 24 (вх. № 494 от 08.02.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера» (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в  Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

           В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Согласно материалам заявления ООО «Интинский хлебозавод» на праве собственности принадлежит объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Промышленная, д. 15, здание хлебозавода с галереей и складом, назначение: нежилое, общая площадь – 3 908,6 кв.м.

Кроме того, на основании договоров аренды о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования городского округа «Инта» от 11.04.2014 № 47, № 424, № 48 (далее – договоры аренды), заключенных между Администрацией МО ГО «Инта» и ООО «Интинский хлебозавод», Обществу переданы в аренду нежилые помещения, расположенные по адресам: Республика Коми, г. Инта, ул. Дзержинского, д. 29 (общая площадь 79,3 кв.м.), ул. Горького, д. 4 (общая площадь 70,9 кв.м.), ул. Воркутинская, д. 5 (общая площадь 70,5 кв.м.). В указанных помещениях расположены специализированные магазины ООО «Интинский хлебозавод» по продаже хлеба и хлебобулочных изделий.

Как следует из заявления, между региональным оператором и ООО «Интинский хлебозавод» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 № 1885/РО-П/2019 (далее – договор на ТКО от 01.01.2019).

Согласно пункту 3 договора на ТКО от 01.01.2019, пункту 12, приложениям № 1, № 2 к указанному договору стороны согласовали:

- способ складирования ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, по следующим объектам:

1. офисные помещения: г. Инта, ул. Промышленная, д. 15;

2. магазин: г. Инта, ул. Горького, д. 4;

3. магазин: г. Инта, ул. Дзержинского, д. 29;

4. магазин: г. Инта, ул. Воркутинская, д. 5;

- производить учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО;

- годовой объем ТКО - 35,8 куб. м. 

Письмами от 02.12.2020 № РО-24936/ис, от 25.12.2020 № РО-27381 региональный оператор направил в адрес ООО «Интинский хлебозавод» уведомление об изменении наименования регионального оператора, адреса места нахождения, печати, штампов, о прекращении действия договора на ТКО от 01.01.2019, о заключении договора на иных условиях, и направил проект нового договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 3926/РО-П/2021 от 11.01.2021 (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

Согласно пункту 12 договора на ТКО от 11.01.2021 стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО следующим способом: п.п. 1, 2, 3, 4 (приложение № 1) исходя из нормативов накопления ТКО.

Согласно приложению № 1 к Договору от 11.01.2021 «Объем и место накопления ТКО», в редакции регионального оператора:

 

 

№ п/п

Наименование объекта

Объем принимаемых ТКО за год

Место накопления ТКО

Периодичность вывоза ТКО

1

Хлебозавод: г. Инта, ул. Промышленная, д. 15

390,70368 куб.м.

(КПП) г. Инта, ул. Промышленная, д. 15

В соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем

2

магазин: г. Инта, ул. Горького, д. 4

19,84920 куб.м.

(КПП) г. Инта, ул. Горького, д. 4

В соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем

3

магазин: г. Инта, ул. Дзержинского, д. 29

22,20084 куб. м.

(КПП) г. Инта, ул. Дзержинского, д. 29

В соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем

4

магазин: г. Инта, ул. Воркутинская, д. 5

19,73724 куб.м.

(КПП) г. Инта, ул. Воркутинская, д. 5

В соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем

 

 

452,49096 куб.м.

 

 

Согласно приложению № 2 к Договору от 11.01.2021 региональный оператор произвел расчет объема ТКО по каждому объекту ООО «Интинский хлебозавод» исходя из норматива накопления ТКО, установленного Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми», и площади помещений объектов.

В своих письменных пояснениях от 05.04.2021 № РО-6159/ис (вх. № 1564 от 08.04.2021) ООО «Региональный оператор Севера» указало, что расчет объема образования ТКО осуществлялся из договоров аренды, свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Промышленная д. 15. 

Как следует из материалов заявления, заявитель направил в адрес ООО «Региональный оператор Севера» протокол разногласий к договору на ТКО от 11.01.2021, согласно которому потребитель предложил, в том числе пункт 12 в тексте по договору со слов: «следующим способом» изложить в следующей редакции: «пункт 1 (приложение № 1) исходя из количества и объема контейнеров; п.п. 2, 3, 4 (приложение № 1) исходя из массы ТКО».

Приложение № 1 в редакции протокола разногласий ООО «Интинский хлебозавод» к договору на ТКО от 11.01.2021 изложено в следующем виде:

 

№ п/п

Наименование объекта

Объем принимаемых ТКО за год

Место накопления ТКО

Периодичность вывоза ТКО

1

Хлебозавод: г. Инта, ул. Промышленная, д. 15

18,000 куб.м.

г. Инта, ул. Промышленная, д. 15

1 раз в месяц в рабочий день 

2

магазин: г. Инта, ул. Горького, д. 4

5,900 куб.м.

г. Инта, ул. Горького, д. 4

1 раз в месяц в рабочий день (25 числа)

3

магазин: г. Инта, ул. Дзержинского, д. 29

5,800 куб. м.

г. Инта, ул. Дзержинского, д. 29

1 раз в месяц в рабочий день (25 числа)

4

магазин: г. Инта, ул. Воркутинская, д. 5

6,100 куб.м.

г. Инта, ул. Воркутинская, д. 5

1 раз в месяц в рабочий день (25 числа)

 

 

35,800 куб.м.

 

 

Из письменных пояснений заявителя следует, что на территории ООО «Интинский хлебозавод» размещена собственная контейнерная площадка, в специализированных магазинах, расположенных в жилых домах, вывоз ТКО (бумажные контрольно-кассовые чеки накапливаются в картонных коробках) производится региональным оператором согласно установленному графику.

Как следует из материалов заявления, заявитель письмом от 15.01.2021 № 6 направил в адрес ООО «Региональный оператор Севера» договор на ТКО от 11.01.2021, без приложений №№ 1, 2 к договору, протокол разногласий к договору на ТКО от 11.01.2021.

Общество письмом от 26.01.2021 № РО-1578/ис, ввиду отсутствия приложений №№ 1, 2 к договору на ТКО от 11.01.2021, оставило протокол разногласий без рассмотрения, уведомило заявителя о том, что коммерческий учет объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров (абз. 3 подп. «а» пункта 5 Правил № 505) осуществляется только при раздельном учете накопления ТКО.

Аналогичные пояснения ООО «Региональный оператор Севера» представил в адрес Коми УФАС России письмом от 05.04.2021 № РО-6159/ис (вх. № 1564 от 08.04.2021).

Согласно пункту 8(11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).

В силу пункта 8(14) Правил № 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

На основании пункту 8(15) Правил № 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил

Таким образом, региональный оператор в нарушение пункта 8(14) Правил № 1156 не принял меры по урегулированию разногласий по договору на ТКО от 11.01.2021.

Объем вывозимых ТКО и оплата расходов за их вывоз в 2021 году, по мнению ООО «Интинский хлебозавод», установлены ООО «Региональный оператор Севера» неправомерно, указанный объем ТКО и оплата расходов за их вывоз, должны быть установлены региональным оператором исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, указанные действия регионального оператора являются навязыванием невыгодных условий договора и, как следствие, нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 05.04.2021 № РО-6159/ис (вх. № 1564 от 08.04.2021) в адрес Коми УФАС России представило письменную информацию, согласно которой при заключении договора на ТКО от 01.01.2019 стороны неверно трактовали действующие нормативно-правовые акты, регулирующие способ учета массы и (или) объемов ТКО.

Применение способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, по мнению ООО «Региональный оператор Севера», осуществляется только в случае осуществления потребителем раздельного накопления ТКО, что подтверждается многочисленной судебной практикой (например, Постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.03.2020 по делу № А29-3186/2019, определение Верховного суда Российской Федерации № 304-ЭС20-7148).

В связи с тем, что ООО «Интинский хлебозавод» не осуществляет раздельное накопление ТКО на свих Объектах, ООО «Региональный оператор Севера» расторгло с ООО «Интинский хлебозавод» договор на ТКО от 01.01.2019 и направило в адрес потребителя новый договор на ТКО от 11.01.2021, в котором учет массы и (или) объема ТКО определен исходя из нормативов накопления.

Проанализировав имеющиеся материалы заявления, Коми УФАС России пришло к следующим выводам.

Пунктом 25 Правил № 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.

Подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

Каких – либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть по количеству и объему контейнеров.

Указанная норма права предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета.

Следовательно, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в свою очередь, в двух случаях: при раздельном накоплении сортированных отходов и в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре. При этом второй вариант (если отражено в заключенном с региональным оператором договоре) не имеет каких – либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Следовательно, нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.

Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-6534/2020, Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956.

При рассмотрении материалов заявления Коми УФАС России установило, что при исполнении договора на ТКО от 01.01.2019 стороны такого договора в период 2019 года, 2020 года осуществляли учет объема и массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.  

На основании части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По своей юридической природе договор на ТКО от 01.01.2019 является договором возмездного оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Из материалов заявления следует, что причиной одностороннего отказа от исполнения договора на ТКО от 01.01.2019 со стороны ООО «Региональный оператор Севера» послужило неверное трактование региональным оператором действующих норм,  предусмотренных Правилами № 505.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектам запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

В рассматриваемом случае ООО «Региональный оператор Севера» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению ТКО на территории Республики Коми, в связи с чем, у ООО «Интинский хлебозавод» отсутствует возможность заключения договорных отношений на оказание услуг по обращению с ТКО с иным лицом.

Согласно разъяснениям ФАС России от 21.04.2021 № СП/32478/21, учет массы и (или) объемов ТКО производится способом, определённым сторонами в договоре по обращению с ТКО, в соответствии с Правилами № 1156, в связи с чем, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут содержаться в действиях регионального оператора, выразившихся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета ТКО). 

При рассмотрении материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера», расторгнув с заявителем договор на ТКО от 01.01.2019, направило в адрес ООО «Интинский хлебозавод» новый договор на ТКО от 11.01.2021 с иными условиями, в соответствии с которыми  объемы ТКО в сравнении с договором на ТКО от 01.01.2019 выросли с 33,800 куб/м в год до 452,49096 куб/м, тогда как расходы на их транспортировку с 38 398,88 рублей в год до 349 785,00 руб. в год.

Из имеющихся материалов заявления Коми УФАС России было установлено: объем вывозимых  ООО «Региональный оператор Севера» ТКО в 2021 году не изменился в сравнении с объемом ТКО, вывоз которых осуществлялся региональным оператором в 2019-2020 годах; каких-либо разногласий между сторонами относительно учета массы и (или) объема ТКО, предусмотренного договором на ТКО от 01.01.2019 при его исполнении, не имелось; задолженности со стороны ООО «Интинский хлебозавод» за оказанные ООО «Региональный оператор Севера» услуги по вывозу ТКО в рамках договора на ТКО от 01.01.2019 не имеется; новых (иных) объектов, с которых осуществляется вывоз ТКО, договором на ТКО от 11.01.2021 не установлено.

Следовательно, ООО «Региональный оператор Севера» договором на ТКО от 11.01.2021 изменило способ учета массы и (или) объема ТКО при отсутствии изменений объемов вывозимых с Объектов заявителя в 2021 году ТКО и количества Объектов, с которых осуществляется вывоз таких ТКО.  

Кроме того, позиция ООО «Региональный оператор Севера» о том, что договор на ТКО от 01.01.2019 был заключен между региональным оператором и ООО «Интинский хлебозавод» в нарушение действующих нормативно-правовых актов, не  соответствует действующему законодательству, поскольку Правилами № 505, № 1156 установлено, что стороны свободны в выборе способа учета массы и (или) объема ТКО при заключении такого договора.

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера», выразившихся в навязывании региональным оператором ООО «Интинский хлебозавод» невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которыми способ учета массы и (или) объема ТКО изменен с количества и объема контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, что, в свою очередь, привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, тогда как фактически вывозимый объем ТКО остался без изменений, что привело (могло привести) к ущемлению интересов ООО «Интинский хлебозавод» в сфере предпринимательской  деятельности, установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения указанных действий по навязыванию ООО «Интинский хлебозавод» невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 № 3926/РО-П/2021 путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с потребителем способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, как это было согласовано ранее сторонами в соответствии с договором на ТКО от 01.01.2019 № 1885/РО-П/2019.

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Руководитель управления                                                                              <…>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны