Предупреждение №02-01/6647 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 9 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

09 сентября 2021 года

 

 

        №02-01/6647

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <...>, индивидуальный предприниматель, заявитель)  от 07.06.2021 (вх. № 2544 от 09.06.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера» (ранее – ООО «Ухтажилфонд») (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

1. Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в  Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Согласно частям 1, 2 статьи 24.10 Закона об отходах определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми» (далее – Приказ № 20/24-Т) утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми в зависимости от категории объектов, в том числе офисные и бытовые помещения предприятий и организаций – 0,87 куб. м./год на 1 сотрудника, 0,1 куб./м. на 1 кв. м. площади.

В силу подп. «в» пункта 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил № 1156).

Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8(8) Правил № 1156).

В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.

В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (пункт 8(10) Правил № 1156).

2. Согласно материалам заявления ИП <...> является собственником объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пр. Космонавтов, д. 22, пом. 1.003, назначение - промтоварный магазин, нежилое здание, общая площадь - 71,2 кв.м. (далее – Объект).

Из материалов заявления следует, что между ИП <...> и ИП <…> был заключен договор аренды нежилого помещения от 03.03.2018, в соответствии с которым заявитель представляет индивидуальному предпринимателю в аренду (во временное пользование) часть нежилого помещения общей площадью 40,7 кв.м.

ИП <…> в адрес ИП <...> было направлено уведомление от 03.03.2018 о предоставлении части помещения на Объекте третьему лицу – ООО «ОКНОМАСТЕР» для размещения офиса по продаже (установке) окон, межкомнатных и металлических дверей. ИП <...> было дано согласие на предоставление части помещения на Объекте ООО «ОКНОМАСТЕР».

На основании вышеизложенного уведомления между ИП <...> и ООО «ОКНОМАСТЕР» (<…> и <…> которого является <…>) был заключен договор аренды нежилого помещения от 03.03.2018, согласно которому индивидуальный предприниматель передала Обществу в аренду (во временное пользование) часть нежилого помещения площадью 30,5 кв.м. 

Согласно материалам заявления ИП <...> в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направила заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, количество ТКО: 1,74 куб/м в год, количество и вид расчетной единицы для применения норматива накопления ТКО – два сотрудника.

На основании вышеуказанной заявки между ИП <...> и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2019 № 1602/РО-П/2019 (далее – договор на ТКО от 09.01.2019).

В соответствии с пунктом 12 договора на ТКО от 09.01.2019 способ учета объема и (или) массы ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО.

Приложениями 1, 2  к договору на ТКО от 09.01.2019 установлен объем вывозимых ТКО за год, который составил 1,74 куб/м (объем рассчитан исходя из норматива накопления, предусмотренного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций, расчетная единица - 0,87 куб/м в год на 1 сотрудника), расходы за вывоз ТКО за 2019 года составили 1 866,18 руб.

Согласно материалам заявления ООО «Региональный оператор Севера» выставляло ИП <...> счета-фактуры за 2019-2020 года, в соответствии с которыми объем вывозимых ТКО в период с 2019 года по 2020 год соответствует объемам, указанным в договоре на ТКО от 09.01.2019.

Как следует из материалов заявления, ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ИП <...> письмо от 16.11.2020 № РО-20000/ис, в котором региональный оператор указал на смену наименования, а также о расторжении договора на ТКО от 09.01.2019 и заключении с 01.01.2021 нового договора.

   Согласно договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 258/РО-П/2021 (далее – договор на ТКО от 11.01.2021) стороны согласились производить учет массы и (или) объекта ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Приложениями № 1, № 2 к договору на ТКО от 11.01.2021 предусмотрены объемы вывозимых ТКО – 7,117 куб/м и Объект, с которого осуществляется вывоз ТКО, а также расходы, связанные с их вывозом, - 5 503,20 руб.

Из материалов заявления следует, что объем вывозимых ТКО рассчитан ООО «Региональный оператор Севера» исходя из норматива накопления ТКО, предусмотренного для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций, расчетная единица - 0,1 куб/м на 1 кв.м площади помещения. 

Расходы за вывоз ТКО с Объекта ИП <...> выставляются ООО «Региональный оператор Севера» в размере, указанном в договоре на ТКО от 11.01.2021, что подтверждается счетами-фактурами за период с января 2021 года по июль 2021 года.    

Согласно материалам заявления ИП <...>, не согласившись с условиями договора на ТКО от 11.01.2021, направила 25.11.2020 в адрес ООО «Региональный оператор Севера» мотивированный отказ от подписания такого договора, а также предложила заключить договор на ТКО от 11.01.2021 по нормативу накопления ТКО, который составил 0,87 куб/м на 1 сотрудника организации.

Кроме того, ИП <...> 01.02.2021 в адрес ООО «Региональный оператор Севера» была направлена претензия об осуществлении региональным оператором перерасчета за оказанные им услуги в рамках договора на ТКО от 11.01.2021.

ООО «Региональный оператор Севера» на вышеуказанные обращения ИП <...> направило в адрес индивидуального предпринимателя письмо от 25.02.2021 № РО 3870/ис, в котором региональный оператор сообщил, что норматив накопления ТКО по договору на ТКО от 11.01.2021 остается без изменений, для применения расчетной единицы 0,87 куб/м на 1 сотрудник индивидуальному предпринимателю необходимо представить в адрес регионального оператора документы, подтверждающие численность сотрудников, осуществляющих свою деятельность в ООО «ОКНОМАСТЕР», в виде отчета СЗВ-М с отметкой органа ПФР на последнюю отчетную дату, либо отчет 6-НДФЛ с отметкой налогового органа на последнюю отчетную дату в части Раздела 1 «обобщенные показатели» - «Количество физических лиц, получивших доход», либо статистическую отчетность в Росстат форма П-4 за последний квартал – стр. 1 и 2.

ИП <...> в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направила письменную информацию от 30.03.2021, согласно которой индивидуальный предприниматель настаивала на заключении договора на ТКО от 11.01.2021 в соответствии с нормативом ТКО, который составляет 0,87 куб/м на 1 сотрудника организации. К указанному уведомлению ИП <...> было приложено письмо ООО «ОКНОМАРКЕТ», в соответствии с которым на Объекте находится 1 сотрудник Общества. В данном письме также указано, что в штате ООО «ОКНОМАРКЕТ» имеются и иные сотрудника, которые не осуществляют свою деятельность на Объекте ИП <...>, в связи с чем, представление статической и налоговой отчетности Общества, в том числе отчетов по форме СЗВ-М, 6-НДФЛ, П-4 и иных документов, является невозможным, поскольку указанные документы не подтверждают количество сотрудников, осуществляющих свою деятельность на арендованном Объекте ИП <...>

По мнению заявителя, действия ООО «Региональный оператор Севера» в части навязывания невыгодных ИП <...> условий договора на ТКО от 11.01.2021 противоречат требованиям пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.     

Коми УФАС России, изучив материалы заявления, соответствующую нормативно-правовую базу, установило следующее.

Согласно письменным пояснениям ООО «Региональный оператор Севера» от 02.08.2021 № РО-11678/ис (вх. № 3439 от 05.08.2021) региональный оператор отказывается применять в договоре на ТКО от 11.01.2021 расчетную единицу 0,87 куб/м на 1 сотрудника в связи с непредставлением ИП <...> документов, подтверждающих численность сотрудников, осуществляющих деятельность на Объекте индивидуального предпринимателя, который находится во временном пользовании у ООО «ОКНОМАСТЕР».

Кроме того, ООО «Региональный оператор Севера» были составлены акты осмотра нежилого помещения от 02.12.2020 № 10, от 06.07.2021, согласно которым на Объекте ИП <...>, который предоставляется во временное пользование ООО «ОКНОМАСТЕР», находится два сотрудника Общества, а не один, как на это указывает заявитель.

Из материалов заявления следует, что при заключении договора на ТКО от 09.01.2019 сторонами был согласован норматив накопления ТКО исходя из расчетной единицы 0,87 куб/м на 2 сотрудников, которые в период с 2018 года по 2020 год осуществляли свою деятельность на Объекте ИП <...>, который находится во временном пользовании у ООО «ОКНОМАСТЕР». При заключении договора на ТКО от 11.01.2021 ИП <...> указала, что с 01.01.2021 на Объекте индивидуального предпринимателя, который предоставляется во временное пользование ООО «ОКНОМАСТЕР», осуществляет деятельность 1 сотрудник Общества. Указанная информация была представлена заявителем в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 30.03.2021.

Согласно заявке ИП <...> от 27.02.2019 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО документов, подтверждающих численность сотрудников, осуществляющих деятельность на Объекте ИП <...>, представлено не было. 

ООО «Региональный оператор Севера» в письме от 02.08.2021 № РО-11678/ис (вх. № 3439 от 05.08.2021) указывает на то, что установление при заключении договора на ТКО от 09.01.2019 расчетной единицы 0,87 куб/м на 1 сотрудника (на основании заявки ИП <...> на заключение договора на ТКО от 09.01.2019) связано с отсутствием на дату заключения договора на ТКО от 09.01.2019 правоприменительной практики в сфере обращения с ТКО, действующие нормативно-правовые акты были трактованы сторонами неверно.

На основании пунктов 8(6), 8(7) Постановления № 1156 в заявке потребителя указываются следующие сведения:

а) реквизиты потребителя:

для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, фактический адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты и документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика и банковские реквизиты;

для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя;

б) наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) настоящих Правил;

в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.

К заявке потребителя прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком;

б) документы, подтверждающие наличие:

у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов;

у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

в) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации);

г) документы, содержащие сведения:

о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта;

о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).

   Следовательно, ни Постановлением № 1156, ни Правилами № 505, ни Приказом № 20/24-Т не предусмотрен перечень документов, который потребители должны представить для подтверждения численности сотрудников, осуществляющих деятельность на его объекте.

  Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданампотребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Из материалов заявления следует, что в договоре на ТКО от 09.01.2019 года объем вывозимых ТКО, который был рассчитан исходя из расчетной единицы 0,87 куб/м на 2 сотрудников, составлял 1,74000 куб/м в год, расходы за их вывоз – 1 866,18 руб. за 2019 год, 1 506,21 - за 2020 год. Вместе с тем договором на ТКО от 11.01.2021 объем вывозимых ТКО с объекта ИП <...> в 2021 году составил - 7,117 куб/м в год, расходы за их вывоз - 5 503,20 руб. Объем вывозимых ТКО, указанный в договоре на ТКО от 11.01.2021, рассчитан исходя из единицы измерения - 0,1 куб/м на 71,2 кв.м (общая площадь Объекта).

Следовательно, расходы за вывоз ТКО для ИП <...> увеличились почти в 3,5 раза.

Приказом № 20/24-Т для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций предусмотрены расчётные единицы исходя из площади помещения или количества сотрудников, осуществляющих свою деятельность на объекте.

При этом каких-либо ограничений для потребителей при выборе расчетной единицы, в отношении которой устанавливается норматив (исходя из площади помещения объекта или количества сотрудников), законодательством об отходах не предусмотрено.

При заключении договора на ТКО от 11.01.2021 ИП <...> представила в адрес ООО «Региональный оператор Севера» сведения и документы, подтверждающие количество работников,  осуществляющих деятельность на Объекте, который сдается в аренду ООО «ОКНОМАСТЕР».

Следовательно, при заключении договора на ТКО от 11.01.2021 стороны такого договора праве рассчитывать объемы ТКО исходя из расчетной единицы 0,87 куб/м на 1 сотрудника.

Относительно довода ООО «Региональный оператор Севера», согласно которому при заключении договора на ТКО от 11.01.2021 ИП <...> была представлена недостоверная информация о количестве сотрудников, осуществляющих деятельность на Объекте индивидуального предпринимателя, который находится во временном пользовании ООО «ОКНОМАСТЕР», Коми УФАС России установило следующее.

Согласно материалам заявления ООО «Региональный оператор Севера» был составлен акт обследования нежилого помещения от 02.12.2020 № 10, согласно которому на Объекте ИП <...>, который сдается в аренду ООО «ОКНОМАСТЕР», осуществляет деятельность два сотрудника Общества.

Из договора на ТКО от 09.01.2019 следует, что стороны рассчитали объем вывозимых ТКО исходя из расчетной единицы 0,87 куб/м на 2 сотрудников.

Вместе с тем, из материалов заявления следует, что с 01.01.2021 на Объекте ИП <...>, который предоставлен во временное пользование ООО «ОКНОМАСТЕР», осуществляет деятельность 1 сотрудник Общества.

Информация, согласно которой на Объекте ИП <...>, который находится во временном владении ООО «ОКНОМАСТЕР», осуществляет деятельность один сотрудник Общества, была направлена индивидуальным предпринимателем в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 30.03.2021, что подтверждается документами, имеющимися в материалах заявления.

Вместе с тем, акт обследования нежилого помещения, согласно которому ООО «Региональный оператор Севера» установило, что на Объекте ИП <...>, который сдается в аренду ООО «ОКНОМАСТЕР», находится два сотрудника Общества, был составлен региональным оператором 06.07.2021.

Следовательно, оснований полагать, что ИП <...> при заключении договора на ТКО от 11.01.2021 был представлен документ, содержащий недостоверную информацию относительно количества сотрудников, осуществляющих деятельность на Объекте индивидуального предпринимателя, который предоставляется во временное пользование ООО «ОКНОМАСТЕР», у Коми УФАС России не имеется.

Также необходимо отметить, что Правилами № 1156 утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

На основании части 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Из материалов заявления следует, что ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ИП <...> договор на ТКО от 11.01.2021.

Пунктом 13 договора на ТКО от 11.01.2021 установлено, что в случае, если в расчетном месяце фактический объем оказанных услуг региональным оператором превысил объемы, определенные сторонами в договоре, цена услуги за расчетный месяц определяется региональным оператором исходя из фактического объема их оказания.

Вышеуказанный пункт договора на ТКО от 11.01.2021 ИП <...> не оспаривается.

  Следовательно, в соответствии с пунктом 13 договора на ТКО от 11.01.2021 при увеличении объема оказанных ООО «Региональный оператор Севера» услуг по вывозу ТКО, который превысил объемы вывозимых ТКО, определенные сторонами при заключении такого договора, региональный оператор вправе в расчетном месяце устанавливать цену исходя из фактического объема их оказания.

На основании вышеизложенного довод ООО «Региональный оператор Севера», согласно которому ИП <...> при заключении договора на ТКО от 11.01.2021 были представлены недостоверные сведения относительно количества сотрудников, осуществляющих деятельность на Объекте заявителя, который предоставляется во временное пользование ООО «ОКНОМАСТЕР», не находит своего подтверждения. 

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании региональным оператором ИП <...> невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 года, в соответствии с которыми региональным оператором применяется норматив накопления ТКО 0,1 куб/м на 1 кв.м. от площади объекта, тогда как индивидуальный предприниматель представила документы и сведения, в соответствии с которыми ООО «Региональный оператор Севера» должен применить норматив накопления ТКО 0,87 куб/м. на 1 сотрудника, что привело к увеличению объемов и (или) массы ТКО, и как следствие к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, что приводит  (может привести) к ущемлению интересов ИП <...> в сфере предпринимательской деятельности.    

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию ИП <...> невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 путем согласования региональным оператором с потребителем норматива накопления ТКО исходя из количества сотрудников, осуществляющих деятельность на Объекте ИП <...> – 0,87 куб/м. на 1 сотрудника, как это было ранее согласовано сторонами в договоре на ТКО от 09.01.2019 № 1602/РО-П/2019, заключенном между ИП <...> и ООО «Региональный оператор Севера».    

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны