Предупреждение №02-01/7232 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 1 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

01 октября 2021 года

 

 

№ 02-01/7232

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили заявления индивидуального предпринимателя <…> (далее – заявитель, ИП <…> индивидуальный предприниматель) от 01.07.2021 (вх. № 3384э от 01.07.2021, вх. № 3395э от 01.07.2021),  05.07.2021 (вх. № 3436э от 05.07.2021, вх. № 3444э от 05.07.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера» (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2) определено, что злоупотреблением доминирующим положением может быть признано использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона).     

При рассмотрении споров, связанных с применением указанной нормы, необходимо исходить из того, что навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов.

При оценке наличия факта злоупотребления доминирующим положением в указанных случаях судам также необходимо учитывать, имеется ли у доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта законный интерес в установлении соответствующих условий договора, являются ли налагаемые на контрагентов ограничения соразмерными этому интересу.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 определено, что исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

При этом судам необходимо учитывать, что само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлены, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

В соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами № 1156, объем ТКО у потребителя услуги определяется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 настоящих Правил.

Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами № 1156.

Таким образом, Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При этом положениями пункта 6 Правил № 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему).

Каких – либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Согласно материалам заявлений, между ИП <...> и ООО «Региональный оператор Севера» были заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2019 № 483/СРО-П/2019, от 25.06.2019 № 648/СРО-П/2019 (далее – договор на ТКО от 09.01.2019, договор на ТКО от 25.06.2019), в соответствии с которыми стороны договорились производить учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, объем принимаемых ТКО с объектов, расположенных по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99 (Торгово-сервисный центр «Колесо»), объем вывозимых ТКО в год – 39,750 куб/м.; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Октябрьский проспект, д. 156 (Административное здание), объем вывозимых ТКО в год – 48 куб/м. (далее – Объекты).

Приложениями № 2 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 предусмотрены расходы за вывоз ООО «Региональный оператор Севера» ТКО с Объектов индивидуального предпринимателя: 50 872 руб., 42 642,38 руб.

ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес индивидуального предпринимателя дополнительные соглашения от 01.02.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, согласно которым объемы ТКО изменились:

- с 48 куб/м. на 327,000 куб/м. по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, Октябрьский проспект, д. 156;

- с 39,750 куб/м. на 239,331 куб/м. по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, ул. Морозова, д. 99.

Индивидуальный предприниматель в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направил уведомления от 04.03.2020, в которых ИП <...> отказался заключать дополнительные соглашения.

ООО «Региональный оператор Севера» в ответ на вышеуказанные уведомления направило письмом от 21.10.2020 № РО-17615/ис дополнительные соглашения № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 с уточнениями и изменениями существенных условий договоров на ТКО.

Согласно дополнительным соглашениям от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, положения пунктов 12 договоров на ТКО, которыми был предусмотрен способ учета ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, были изменены на способ учета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО.

Кроме того, дополнительными соглашениями от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 были изменены приложения №1, № 2 к договорам на ТКО, согласно которым:

- объемы вывозимых ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99, были установлены в размере 268,166 куб\м. в год, а расходы за их вывоз составили 172 281,34 руб. в год;

- объемы вывозимых ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 156, были установлены в размере 858,348 куб/м., а расходы за их вывоз составили 302 611,3 руб. в год.

В ответ на вышеуказанное письмо ИП <...> направил в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмо от 29.10.2020, в котором индивидуальный предприниматель отказывается от заключения дополнительных соглашений, так как в соответствии с Правилами № 505 потребитель вправе самостоятельно выбрать способ учета массы и (или) объема ТКО, объем вывозимых ТКО остался на том же уровне.

Согласно материалам заявлений, ООО «Региональный оператор Севера направило в адрес индивидуального предпринимателя письмо от 18.11.2020 № РО-20215/ш, в котором общество указывает, что с 31.12.2020 года прекращают свое действие действующие между Обществом и ИП <...> договоры, с 01.01.2021 начинает свое действие договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 1700/РО-П/2021 (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

В соответствии с пунктом 12 договора на ТКО от 11.01.2021 стороны договорились осуществлять учет объема и (или) массы ТКО следующим способом: п.п. 1, 2, 3, 4 (приложение № 1) осуществляется исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно приложению № 1 договора на ТКО вывоз ТКО будет осуществляться региональным оператором со следующих объектов, расположенных по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99 (Магазин), объем принимаемых ТКО за год - 222,680 куб/м; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова д. 99 (Шиномонтаж), объем принимаемых ТКО за год – 1,425 куб/м; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Октябрьский проспект, д. 156 (Торговый центр «Мир»), объем принимаемых ТКО за год 405,914 куб/м; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99 (Гараж), объем принимаемых ТКО за год – 2,600 куб/м, общий объем вывозимых ТКО с Объектов ИП <...> составил 632,619 куб/м.

ИП <...>, не согласившись со способом учета ТКО, указанным в  договоре на ТКО от 11.01.2021, в дополнительных соглашениях от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019,  обратился в адрес Коми УФАС России с заявлением от 24.02.2021 (вх. № 818 от 25.02.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера».

Коми УФАС России, рассмотрев заявление ИП <...> от 24.02.2021, установило в действиях ООО «Региональный оператор Севера» признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, антимонопольным органом в адрес регионального оператора было выдано Предупреждение № 02-01/3708 от 24.05.2021 о необходимости прекращения действий по навязыванию потребителю невыгодных условий, указанных в дополнительных соглашениях от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019,  договоре на ТКО от 11.01.2021, путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с ИП <...> в указанных договоре, дополнительных соглашениях способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, как это было согласовано сторонами ранее в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019.

ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ИП <...> письмо от 09.06.2021 РО-9285/ис, в котором региональный оператор предложил потребителю согласовать способ учета ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, а также указал, что в адрес индивидуального предпринимателя в рамках договоров от 09.01.2019, от 25.06.2019  будут направлены корректировочные УПД за период с 01.02.2020 по 31.12.2020.

Письмом от 09.07.2021 № 02-07/5006 Коми УФАС России в связи с исполнением Обществом Предупреждения от 24.05.2021 № 02-01/3708 приняло решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения ООО «Региональный оператор Севера» требований пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из материалов заявлений следует, что ИП <...> не согласился с определенными Обществом объемами ТКО в части периодичности вывоза ТКО.

Как следует из материалов заявлений, ООО «Региональный оператор Севера» в письме от 09.06.2021 РО-9285/ис определило объем ТКО исходя из графика -  периодичность вывоза ТКО следующим образом:

- в период с января 2021 года по апрель 2021 года, с октября 2021 года по декабрь 2021 года периодичность вывоза ТКО с Объектов ИП <...> составит 1 раз в три дня (количество контейнеров 1 шт.), объем вывозимых ТКО за указанный период составит – 105 куб/м. по двум Объектам индивидуального предпринимателя;

-  в период с мая 2021 года по сентябрь 2021 года ООО «Региональный оператор Севера» будет осуществлять ежедневный вывоз ТКО с Объектов ИП <...> (количество контейнеров 1 шт.), объем вывозимых ТКО за указанный период составит – 184 куб/м. по двум Объектам индивидуального предпринимателя, сумма расходов за вывоз ТКО в 2021 году – 270 559,6 руб.

Вышеуказанная периодичность вывоза ТКО с Объектов ИП <...> была установлена ООО «Региональный оператор Севера» в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПин 2.1.3684-21).

На основании пункта 11 СанПин 2.1.3684-21 11 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;

плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.

Согласно материалам заявлений при заключении договора на ТКО от 09.01.2019 стороны согласовали способ учета ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 156, исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, периодичность вывоза - 1 раз в неделю, количество и объемы контейнеров – 0,75 куб/м, 1 шт.

В соответствии с договором на ТКО от 25.06.2019 стороны согласовали способ учета ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99, исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, периодичность вывоза - 1 раз в неделю, количество и объемы контейнеров – 0,75 куб/м, 2 шт.

Из материалов заявлений следует, что ИП <...> в ответ на письмо ООО «Региональный оператор Севера» от 09.06.2021 РО-9285/ис направил в адрес регионального оператора письмо от 28.06.2021, в котором индивидуальный предприниматель указал на необходимость заключения договора на ТКО от 11.01.2021 с 01.07.2021, а также предложил рассмотреть заявку от 01.07.2021 относительно объема и периодичности вывоза ТКО.

Согласно заявке от 01.07.2021 ИП <...> предложил следующие объемы и периодичность вывоза ТКО:

- с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99, в период с 01.10.2021 по 01.12.2021 периодичность вывоза ТКО составляет 10 раз в месяц, объем вывозимых ТКО – 7,50000 куб/м в месяц;

- с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 156, в период с 01.07.2021 по 01.09.2021 периодичность вывоза ТКО составляет от 30 до 31 раза в месяц, объемы вывозимых ТКО – от 22,5000 куб/м в месяц до 23,2500 куб/м в месяц, в период с 01.10.2021 по 01.12.2021  периодичность вывоза ТКО составляет 10 раз в месяц, объемы вывозимых ТКО – 7,5000 куб/м.

В ответ на вышеуказанное письмо ООО «Региональный оператор Севера» в адрес ИП <...> направило письмо от 06.07.2021 № РО-10442/ис, в котором региональный оператор указывает на то, что в связи неурегулированием способа учета ТКО по договору на ТКО от 11.01.2021 способ учета ТКО с 01.07.2021 будет осуществляться исходя из норматива накопления ТКО. Указанным письмом ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ИП <…>, в том числе дополнительное соглашение от 01.07.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021.

Согласно пункту 3 дополнительного соглашения от 01.07.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021 стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО по пункту 5 приложения № 1 исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, по пунктам 1-4 приложения № 1 исходя из норматива накопления ТКО.

Приложением № 1 к дополнительному соглашению установлены следующие объемы ТКО и периодичность их вывоза:

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99 (магазин), объемы вывозимых ТКО составили 222,68016 куб/м в год, периодичность вывоза ТКО – в соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99 (шиномонтаж), объемы вывозимых ТКО составили 1,42488 куб/м, периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 156 (торговый центр «Мир»), объем вывозимых ТКО составил 202,95702 куб/м, периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99 (гараж), объем вывозимых ТКО составил 2,59992 куб/м, периодичность вывоза ТКО - в соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 156 (торговый центр «Мир»), объем вывозимых ТКО составил 92,25000 куб/м, периодичность вывоза ТКО – согласно СанПин. Общий объем, вывозимых ТКО в соответствии с дополнительным соглашением от 01.07.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021, составил 521,91198 куб/м в год.

Приложением № 2 к дополнительному соглашению от 01.07.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021 установлены расходы за вывоз ТКО, которые составили 419 189,19 куб/м.

В ответ на письмо ООО «Региональный оператор Севера» от 06.07.2021 № РО-10442/ис ИП <...> направил письмо от 12.07.2021 об урегулировании разногласий, в котором индивидуальный предприниматель указывает на несогласие с применением способа учета ТКО исходя из норматива накопления ТКО, а также приложил две заявки, в которых указаны предлагаемые индивидуальным предпринимателем объемы и периодичность вывоза ТКО.

Согласно вышеуказанным заявкам ИП <...> предложена периодичность вывоза ТКО с его Объектов, в том числе в соответствии с периодичностью, установленной пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21  

В связи с отсутствием ответа ООО «Региональный оператор Севера» на письмо ИП <...> от 12.07.2021 об урегулировании разногласий, индивидуальный предприниматель направил в адрес регионального оператора письмо от 04.08.2021 об урегулировании разногласий, в котором заявитель указал, что в связи с отсутствием ответа на обращение от 12.07.2021, ИП <...> просит считать заявки от 01.01.2021 недействительными и заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на основании заявки от 09.04.2021.

Согласно материалам заявлений ИП <...> направлял в адрес ООО «Региональный оператор Севера» заявку от 09.04.2021 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которой индивидуальный предприниматель просит производить учет способа ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, а также установить периодичность вывоза ТКО с его Объектов два раза в неделю.   

В письме от 27.08.2021 № РО-126021/ис (вх. № 3847 от 01.09.2021) ООО «Региональный оператор Севера» указывает, что в связи с отказом ИП <...> от урегулирования разногласий, указанных в письме регионального оператора от 09.06.2021 РО-9285/ис в части установления в договоре на ТКО от 11.01.2021 способа учета ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес индивидуального предпринимателя дополнительное соглашение от 01.07.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021, в котором установлен способ учета ТКО, в том числе исходя из норматива накопления ТКО.

Вместе с тем, из имеющихся материалов заявлений не следует, что ИП <...> отказался согласовывать способ учета ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, индивидуальный предприниматель указывал лишь на несогласие с периодичностью и объемами вывоза ТКО, указанными в письме регионального оператора от 09.06.2021 РО-9285/ис.

Кроме того, ИП <...> предлагал ООО «Региональный оператор Севера» оказывать услуги по вывозу ТКО с его объектов в соответствии с действующими СанПин.

В письме от 10.08.2021 (вх. № 3532 от 11.08.2021) ИП <...> указал, что в связи с тем, что вывоз ТКО осуществляется не в соответствии с периодичностью, указанной в письме ООО «Региональный оператор Севера» от 09.06.2021 РО-9285/ис, а также отказом регионального оператора урегулирования разногласий, заявитель просит осуществлять учет объема ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, оказывать услуги по вывозу ТКО с периодичностью, указанной в заявке от 09.04.2021.

На основании подпункта «в» пункта 8(6) Правил № 1156 в заявке потребителя указываются, в том числе сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.

В соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 25 Правил № 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

- планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

- периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.

Следовательно, стороны при заключении договора на ТКО самостоятельно определяют объемы вывозимых ТКО и периодичность их вывоза.

Из материалов заявлений следует, что между сторонами при заключении договоров на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 была установлена периодичность вывоза ТКО – один раз в неделю.

Таким образом, сторонами при заключении договоров на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 была согласована периодичность вывоза ТКО – 1 раз в неделю.

Доказательств того, что ООО «Региональный оператор Севера» осуществляет вывоз ТКО с Объектов ИП <...> в рамках исполнения договора на ТКО от 11.01.2021 с периодичностью, указанной в письме от 09.06.2021 № РО-9285/ис, в материалах заявления отсутствуют, ООО «Региональный оператор Севера» не представлено.

Таким образом, условиями договора на ТКО от 11.01.2021 в редакции ООО «Региональный оператор Севера» объем ТКО определен Обществом в размере 334,5  куб/м. на сумму 270 559,6 руб., что привело к росту объема ТКО по сравнению с 2020 годом (87,75 куб. м.) в 3,8 раза, стоимости услуг по договору (82 894,03 руб.) – 3,2 раза.

Кроме того, условиями дополнительного соглашения от 01.07.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021 объем ТКО определен ООО «Региональный оператор Севера» в размере 521,91198 куб/м на сумму 419 189,19 руб, что также привело к росту объемов ТКО по сравнению с 2020 годом (87,75 куб/м) в 5,9 раз, стоимости услуг по договору (82 894,03 руб) – 5,1 раза.

При этом, как следует из материалов заявлений, ООО «Региональный оператор Севера» предъявляет в адрес ИП <...> счета на оплату исходя из норматива накопления ТКО, тогда как индивидуальный предприниматель указывает на необходимость осуществлять такой способ исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, исходя из периодичности вывоза ТКО, которая не соответствует фактической периодичности.  

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора.

Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Согласно судебной практике статьей 10 Закона о защите конкуренции установлены особые требования и запреты к доминирующим хозяйствующим субъектам при их участии в гражданско-правовых отношениях. Сама по себе квалификация правоотношений как гражданско-правовых не свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения требований антимонопольного законодательства. Навязывание хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, невыгодных условий договора, отказ от подписания договора на иных условиях при отсутствии у другой стороны возможности выбора контрагента является злоупотреблением доминирующим положением и относится к компетенции антимонопольного органа. Принцип свободы договора, определенный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, не носит абсолютного характера, поскольку пределы такой свободы ограничены требованиями о соблюдении хозяйствующими субъектами законодательства о защите конкуренции в части запрета использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Законодательство о защите конкуренции является составной частью гражданского законодательства (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.09.2017 № Ф03-3379/2017 по делу № А04-270/2017).

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании региональным оператором ИП <...>:

- невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 1700/РО-П/2021, в соответствии с которыми была изменена периодичность вывоза ТКО с одного раза в неделю до одного раза в три дня в период с января 2021 года по апрель 2021 года, с октября 2021 года по декабрь 2021 года, до ежедневного вывоза ТКО в период с мая 2021 года по сентябрь 2021 года, что не соответствует фактическому количеству, что, в свою очередь, привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, тогда как фактически вывозимый объем и периодичность ТКО остались без изменений, что привело (могло привести) к ущемлению интересов ИП <...> в сфере предпринимательской  деятельности;

- невыгодных условий дополнительного соглашения от 01.07.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которым способ учета ТКО установлен исходя из норматива накопления, тогда как договорами от 01.09.2019, от 25.06.2019 способ учета ТКО был согласован сторонами исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО,  что, в свою очередь, привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, что привело (могло привести) к ущемлению интересов ИП <...> в сфере предпринимательской  деятельности.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения указанных действий по навязыванию ИП <...>:

- невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с индивидуальным предпринимателем объема ТКО исходя из периодичности вывоза ТКО, как это было согласовано ранее сторонами в соответствии с договорами на ТКО от 25.06.2019 № 648/СРО-П/2019, от 09.01.2019 № 483/СРО-П/2019, предъявления платы за услуги по обращению с ТКО исходя из фактически оказанных услуг;

- невыгодных условий дополнительного соглашения от 01.07.2021 к договору на ТКО от 11.01.2021 путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с потребителем способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, как это было согласовано ранее сторонами в соответствии с договорами на ТКО от 09.01.2019 № 483/СРО-П/2019, от 25.06.2019 № 648/СРО-П/2019, предъявления платы за услуги по обращению с ТКО исходя из фактически оказанных услуг.

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны