Определение №03-08/5824 Определение о назначении дела № 011/01/14.6-383/2019 о наруш... от 6 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

о назначении дела № 011/01/14.6-383/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

06 августа 2019 года   № 03-08/5824  

           

 

 

г. Сыктывкар          

 

ООО «Новый

Книжный Центр»

 

Огородный проезд, д. 20,

стр. 27, пом. 14,

г. Москва, 127322

 

ИП <…>

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании Приказа Коми УФАС России от 23.07.2019 № 167 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…>, ОГРНИП <…>, ИНН <…>, адрес места нахождения: <…> (далее – ИП <...>) требований пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с незаконным использованием обозначения «ЧИТАЙ ГРАД», сходного до степени смешения с товарными знаками ООО «Новый Книжный Центр», зарегистрированными за номерами 221124, 397048, путем размещения указанного обозначения на вывеске магазина по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Строительная, 2а, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно, на странице группы в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/chitay_ukhta), на сайте ТЦ «Ярмарка» (http://yarmarkauhta.ru/) и в электронном справочнике «2ГИС» (https://2gis.ru/ukhta), руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Приказом Коми УФАС России от 23.07.2019 № 167 по признакам нарушения ИП <...> пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Новый Книжный Центр» (вх. № 2214 от 23.04.2019).

В результате анализа заявления и материалов, собранных Коми УФАС России, соответствующей нормативно-правовой базы установлено следующее.

1. Из материалов заявления следует, что ООО «Новый Книжный Центр» является правообладателем следующих товарных знаков «ЧИТАЙ-ГОРОД»:

1)        словесного товарного знака «Читай-город» № 221124;

2)        комбинированного товарного знака «ЧИТАЙ-ГОРОД» № 397048.

Указанные товарные знаки зарегистрированы, в том числе в отношении товаров и услуг 16 и 35 классов МКТУ (книги, иная печатная продукция, канцелярские товары и сувениры, розничная торговля, в том числе указанными товарами).

Из заявления следует, что Общество на протяжении многих лет на всей территории РФ развивает сеть книжных магазинов «ЧИТАЙ-ГОРОД». Первый магазин был открыт в 2009 г. В настоящее время сеть включает в себя около 450 книжных магазинов на территории РФ. Магазины представлены в 58 регионах (Республика Коми не входит в их число). Кроме того, Обществу принадлежит Интернет-магазин (https://www.chitai-gorod.ru/) по продаже книг, печатной продукции и канцелярских товаров.

Заявитель указывает, что с лета 2011 г. в г. Ухте по адресу: ул. Строительная, 2А функционирует магазин «ЧИТАЙ ГРАД», принадлежащий ИП <...>; указанный магазин открыт позднее даты приоритета товарных знаков «ЧИТАЙ-ГОРОД» и позже открытия магазинов сети «ЧИТАЙ-ГОРОД».

ООО «Новый Книжный Центр» полагает, что коммерческое обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» сходно до степени смешения с товарными знаками Общества; при этом магазин «ЧИТАЙ ГРАД» осуществляет продажу товаров, аналогичных товарам сети магазинов «ЧИТАЙ-ГОРОД».

Как указывает заявитель, ООО «Новый Книжный Центр» не давало своего согласия на использование в магазине «ЧИТАЙ ГРАД» товарных знаков сети книжных магазинов «ЧИТАЙ-ГОРОД».

2. В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Для того чтобы деятельность хозяйствующего субъекта была признана недобросовестной конкуренцией в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите конкуренции», она должна содержать в себе следующие составляющие одновременно:

- быть направленной на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- при этом другие субъекты предпринимательской деятельности - конкуренты могут нести убытки или может быть нанесен вред их деловой репутации.

По вопросу наличия конкурентных отношений между ООО «Новый Книжный Центр» и ИП <...> установлено следующее.

В соответствии с данными, содержащимися в ЕГРЮЛ и ЕГРИП:

- основным видом деятельности ООО «Новый Книжный Центр» является торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет; одним из дополнительных видов деятельности ООО «Новый Книжный Центр» является аренда интеллектуальной собственности и подобной продукции, кроме авторских прав;

- одним из видов деятельности ИП <...> является торговля розничная книгами в специализированных магазинах.

Согласно Уставу ООО «Новый Книжный Центр» предметом деятельности Общества является, в том числе:

- торговля розничная книгами в специализированных магазинах;

- торговля розничная газетами и журналами в специализированных магазинах;

- торговля розничная писчебумажными и канцелярскими товарами в специализированных магазинах;

- торговля розничная играми и игрушками в специализированных магазинах;

- торговля розничная букинистическими книгами;

- торговля розничная по почте;

- торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...>, ИП <...> действует исключительно в пределах следующих географических границ – Республика Коми, г. Ухта, ТЦ «Ярмарка». В подтверждение указанного ИП <...> представлена копия краткосрочного договора аренды № 236 от 01.01.2016. В соответствии с данным договором ИП <...> предоставлено во временное владение и пользование нежилое помещение по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Строительная, 2а; помещение может использоваться арендатором исключительно для размещения магазина канцелярских товаров, книг и мультимедийных товаров под торговым названием «Читайград, 1С Мультимедия».

ИП <...> указывает, что иные магазины, руководство деятельностью которых осуществляет ИП <...>, с одноимёнными названиями в пределах Республики Коми и РФ отсутствуют; онлайн-магазины с одноимёнными названиями предпринимателем не создавались.

ИП <...> полагает, что ООО «Новый Книжный Центр» и ИП <...> не являются хозяйствующими субъектами-конкурентами в силу того, что географические границы деятельности, а также товарные рынки, на которых осуществляют деятельность ООО «Новый Книжный Центр» и ИП <...>, не пересекаются.

ИП <...> указывает, что ООО «Новый Книжный Центр», использующее товарный знак «Читай-Город», не представлено в Республике Коми как в виде действующего магазина, так и в виде точки доставки онлайн-заказов; товарный знак «Читай-Город» не представлен в Республике Коми в г. Ухте в качестве используемого третьими лицами с правами, предоставленными правообладателем.

По мнению ИП <...>, среди товаров, реализуемых рассматриваемыми лицами, отсутствуют товары, идентичные по всем параметрам, являющиеся взаимозаменяемыми; товары, реализуемые ООО «Новый Книжный Центр» и ИП <...>, можно приобрести и у третьих лиц, и потребители не ограничены в этом.

Из письменных пояснений ООО «Новый Книжный Центр» следует, что в период с 2017 по 2019 гг. основными видами деятельности Общества являются:

- розничная торговля по почте и по информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Интернет-магазин по продаже книжной, канцелярской, сувенирной и иной сопутствующей продукции);

- предоставление права использования товарных знаков № 221124 и № 397048 третьим лицам для использования их в качестве обозначения (на вывеске) сети книжных магазинов «Читай-город»;

- розничная торговля книгами в специализированных магазинах;

- розничная торговля писчебумажными и канцелярскими товарами в специализированных магазинах.

Из материалов заявления следует, что на территории г. Ухты ООО «Новый Книжный Центр» не имеет розничных магазинов, однако ООО «Новый Книжный Центр» реализует указанные товары также через Интернет-магазин (https://www.chitai-gorod.ru/).

ООО «Новый Книжный Центр» указывает, что ООО «Новый Книжный Центр» и ИП <...> являются конкурентами, в связи с тем, что:

- продуктовые границы товарного рынка аналогичны: розничная торговля книжной продукцией; розничная торговля канцелярскими товарами; розничная торговля сувенирами;

- географические границы товарного рынка совпадают: границы города Ухты Республики Коми, а также близлежащие города в соседних с Республикой Коми регионах.

ООО «Новый Книжный Центр» пояснило, что Общество осуществляет торговлю книгами и канцелярскими товарами, в том числе на территории города Ухты Республики Коми с 2011 г.; при этом с каждым годом стоимостные показатели реализуемых Обществом на территории г. Ухты книг, канцелярских товаров, сувениров, возрастают.

В качестве доказательств наличия конкуренции между ООО «Новый Книжный Центр» и ИП <...> заявителем представлено следующее:

- скриншоты страниц Интернет-сайтов https://www.chitai-gorod.ru/ (сайт ООО «Новый Книжный Центр») и https://vk.com/chitay_ukhta (сайт ИП <...>), содержащих товары, предлагаемые ООО «Новый Книжный Центр» и ИП <...>: идентичные книги (от 17.06.2019, три наименования); различные книги для записей, блокноты; идентичные стикеры; различные блокноты «Sketch-book» из одной серии;

- скриншот страницы Интернет-сайта https://www.chitai-gorod.ru/, содержащей информацию о способах доставки товаров ООО «Новый Книжный Центр» в город Ухту Республики Коми: самовывоз (9 пунктов выдачи товаров), курьерская доставка, отправка посредством Почты России;

- информация об объёмах реализованных Обществом товаров на территории г. Ухты Республики Коми за 2013-2019 гг. (отчёт-выгрузка из логистической программы).

Согласно п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Правилами продажи товаров дистанционным способом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612) установлено, что продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

            Таким образом, продажа товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе через Интернет-магазин, является видом розничной продажи.

            Анализ материалов заявления позволяет прийти к следующим выводам:

- ИП <...> осуществляет деятельность по розничной торговле, в том числе книгами, канцелярскими товарами, сувенирами на территории г. Ухты Республики Коми.

- ООО «Новый Книжный Центр» осуществляет, в том числе деятельность по розничной торговле, включая книгами, канцелярскими товарами и сувенирами, в том числе на территории г. Ухты Республики Коми.

В связи с чем, из имеющихся материалов усматривается, что ООО «Новый Книжный Центр» и ИП <...> являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке розничной торговли книгами, канцелярскими товарами, сувенирами на территории г. Ухты Республики Коми.

3. Из материалов заявления усматривается, что ООО «Новый Книжный Центр» использует товарные знаки по свидетельствам № 221124 и № 397048 на рынке розничной торговли книжной продукцией, канцелярскими товарами, сувенирами.

Указанные товарные знаки используются Обществом следующими способами: на вывесках розничных магазинов по всей России, на фирменных бланках Общества, в объявлениях и рекламе магазинов «ЧИТАЙ-ГОРОД», на сайте Интернет-магазина «ЧИТАЙ-ГОРОД», на официальных страницах Интернет-магазина «ЧИТАЙ-ГОРОД» в социальных сетях, на картах лояльности сети книжных магазинов «ЧИТАЙ-ГОРОД», на подарочных картах, на фирменных пакетах, в дизайне интерьера магазинов «ЧИТАЙ-ГОРОД», на чеках, на выставках книжной продукции и иных публичных мероприятиях, на упаковках посылок и бандеролей, в доменном имени www.chitai-gorod.ru.

Согласно ч. 1 ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Из письменных пояснений ИП <...> следует, что обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» использовалось им в качестве коммерческого обозначения; обозначение не регистрировалось в качестве товарного знака; дату начала использования обозначения «ЧИТАЙ ГРАД» ИП <...> указать не может, так как данное не фиксировалось с помощью каких-либо юридических фактов, договор на изготовление вывески магазина не сохранился.

Как пояснил ИП <...>, обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» использовалось им на вывеске магазина, в названии группы в социальной сети «Вконтакте», в рекламе магазина и справочнике «2ГИС»; причиной использования в качестве названия магазина слов «ЧИТАЙ ГРАД» является субъективный выбор предпринимателя понравившегося ему словосочетания; о наличии зарегистрированных средств индивидуализации в виде словесного и комбинированного знаков «ЧИТАЙ-ГОРОД» ИП <...>  известно не было; любое умышленное подражание, копирование, имитация фирменного стиля, наименования и т.д. со стороны предпринимателя исключено.

Согласно пояснениям ИП <...>, коммерческое обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» использовалось им на товарном рынке розничной продажи аудио- и видеотехники, газет и журналов, оказания полиграфических услуг в географических границах города Ухты Республики Коми.

Вместе с тем, из материалов заявления усматривается, что коммерческое обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» использовалось ИП <...> также на рынке розничной торговли книгами, канцелярскими товарами и сувенирами на территории г. Ухты Республики Коми.

Как следует из материалов заявления, в настоящее время указанное обозначение предпринимателем не используется; вывеска магазина заменена на новую, внесены изменения в название группы в социальной сети «Вконтакте», а также в информацию, размещённую на сайте ТЦ «Ярмарка» (http://yarmarkauhta.ru/) и в электронном справочнике «2ГИС» (https://2gis.ru/ukhta). Так, 26.06.2019 ИП <...> заключен договор с ИП <...> на замену рекламно-информационной вывески «ЧИТАЙ ГРАД». Новое название магазина – «Хобби и знания».

По вопросу законности использования ИП <...> обозначения «ЧИТАЙ ГРАД» установлено следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Пунктом 6 статьи 1252 ГК РФ установлено, что если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет. Обладатель такого исключительного права в порядке, установленном настоящим Кодексом, может требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, знаку обслуживания, признания недействительным патента на промышленный образец либо полного или частичного запрета использования фирменного наименования или коммерческого обозначения. Для целей настоящего пункта под частичным запретом использования в отношении коммерческого обозначения понимается запрет его использования в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.

В силу п. 1 ст. 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо в случае регистрации товарного знака по выделенной заявке с даты подачи первоначальной заявки.

В соответствии с п. 1 ст. 1494 ГК РФ приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Согласно информации из Государственного реестра прав на товарные знаки и знаки обслуживания, исключительное право заявителя на товарный знак «Читай-город» № 221124 возникло 14.01.2009 на основании договора об уступке товарного знака; исключительное право заявителя на товарный знак «ЧИТАЙ-ГОРОД» № 397048 возникло 01.09.2008 (дата регистрации – 22.12.2009).

Заявитель указывает, что предприниматель открыл свой магазин позже приоритета товарных знаков и открытия сети магазинов «ЧИТАЙ-ГОРОД», а именно, в 2011 г.

ИП <...> точные данные о времени, с которого он начал использовать обозначение «ЧИТАЙ ГРАД», не представил.

Договор аренды нежилого помещения заключён им 01.01.2016.

Из информации, размещённой на странице группы в социальной сети «Вконтакте», усматривается, что обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» использовалось ИП <...> в указанной группе с мая 2017 г.

Доказательств разработки и использования ИП <...> спорного обозначения ранее приоритета товарных знаков заявителя, предпринимателем не представлено.

Из имеющейся информации следует, что исключительные права на товарные знаки «Читай-город» № 221124 и «ЧИТАЙ-ГОРОД» № 397048 у заявителя возникли ранее, чем исключительное право ИП <...> на коммерческое обозначение «ЧИТАЙ ГРАД».

Относительно сходства обозначений до степени смешения установлено следующее.

В пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» указано, что вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта; вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений, применяемых на товарах истца и ответчика, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.

Применяя по аналогии позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в п. 13 Информационного письма от 13.12.2007 № 122, оценив товарные знаки заявителя и коммерческое обозначение ИП <...> с позиции рядового потребителя, можно прийти к следующим выводам.

1) Товарный знак «Читай-город» № 221124 и коммерческое обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» не являются полностью тождественными, однако имеет место смысловое и фонетическое совпадение; графическое изображение указанных обозначений различно (разные размеры букв, цвет).

2) Товарный знак «ЧИТАЙ-ГОРОД» № 397048 и коммерческое обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» не являются полностью тождественными, однако имеет место смысловое, фонетическое и графическое совпадение (в части размеров и расположения букв); цветовое изображение указанных обозначений различно.

В соответствии с п. 3.3 Соглашения о взаимодействии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (утв. ФАС РФ, Роспатентом 09.04.2010) Роспатент оказывает ФАС России и его территориальным органам содействие в проведении исследований, связанных с правовой охраной и защитой средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами патентных прав, в том числе по запросу ФАС России и его территориальных органов предоставляет справку о результатах оценки степени сходства используемых в гражданском обороте обозначений с охраняемыми средствами индивидуализации или промышленными образцами.

На основании вышеуказанного Коми УФАС России запросило у Федеральной службы по интеллектуальной собственности мотивированную письменную справку по вопросам наличия (отсутствия) сходства рассматриваемых обозначений.

В материалы заявления письмом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» № 03-07/3807 от 23.05.2019 (вх. № 3186 от 17.06.2019) представлена справка.

Согласно указанной справке в результате проведённого исследования установлено, что обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» является сходным до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам № 221124 и № 397048, поскольку ассоциируется с ними в целом в силу фонетического, семантического сходства словесных элементов.

Кроме того, заявителем представлено заключение патентно-правовой фирмы «Информ-АДВАНС» (без даты), согласно которому обозначение «ЧИТАЙ ГРАД», использовавшееся ИП <...>, и зарегистрированные товарные знаки по свидетельствам № 221124 и № 397048 совпадают практически по всем признакам сходства, что позволяет сделать вывод о том, что сходство сравниваемых обозначений близко к тождественному. В связи с чем, как указано в заключении, потребитель может воспринимать обозначение «ЧИТАЙ ГРАД» за обозначение «ЧИТАЙ-ГОРОД» и может быть введён в заблуждение относительно производителя товаров и источника оказываемых услуг в связи с предположением того, что оба обозначения принадлежат одному и тому же лицу.

Заявителем приложены копии обращений клиентов от 13.03.2019, от 20.06.2019, а также скриншот страницы сайта «Ухта 24» (https://uhta24.ru/spravka/spravkaotzyv.php?id=2318), содержащей отзывы потребителей (в том числе от 02.07.2014). Из указанных обращений и отзывов усматривается, что среди потребителей возникают случаи смешения Ухтинского магазина «ЧИТАЙ ГРАД» с сетью магазинов заявителя.

В материалы заявления заявителем представлены доказательства того, что используемые ООО «Новый Книжный Центр» товарные знаки по свидетельствам № 221124 и № 397048 приобрели широкую известность на территории России, в том числе Республики Коми:

- аналитический отчёт ООО «Институт социального маркетинга» от ноября 2018 г. «Определение позиций сети книжных магазинов «ЧИТАЙ-ГОРОД» на российском розничном рынке среди книготорговых сетей России;

- сведения Интернет-сайтов о работе книжной сети «ЧИТАЙ-ГОРОД», в том числе о проведении в 2017 г. в Республике Коми акции «Читай-страна», одним из организаторов которой являлась сеть магазинов «ЧИТАЙ-ГОРОД»;

- отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книжный рынок России» от 2019 г.;

- сведения о получении сетью «ЧИТАЙ-ГОРОД» на протяжении нескольких лет подряд (2017-2019) премии Retailer of the Year в номинации «Лучший сетевой магазин России» и «Лучший интернет-магазин России» в категории «Книги».

Из имеющихся материалов усматривается, что продолжительное использование заявителем рассматриваемых товарных знаков, в том числе активная торговля на территории г. Ухты Республики Коми, свидетельствует о продвижении оказываемых им услуг на соответствующем товарном рынке, о наращивании интереса к деятельности Общества со стороны потребителей.

Принимая во внимание длительность использования заявителем товарных знаков «Читай-город» и «ЧИТАЙ-ГОРОД», а также представленные доказательства, можно заключить, что указанные товарные знаки приобрели достаточно широкую различительную способность на территории Российской Федерации, в том числе на территории г. Ухты.

Учитывая изложенное, усматривается сходство до степени смешения товарных знаков заявителя (по свидетельствам № 221124, № 397048) и коммерческого обозначения «ЧИТАЙ ГРАД» ИП <...> В результате такого сходства могут быть введены в заблуждение потребители, в том числе на территории г. Ухты Республики Коми, и потребитель способен принять товар предпринимателя за товар заявителя.

4. В силу п. 1 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее, согласно п. 2 ст. 1539 ГК РФ не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20.03.1883 (далее - Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883) подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурентов.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 подписана от имени СССР 12.10.1967 и ратифицирована 19.09.1968.

Учитывая изложенное, из материалов заявления усматривается незаконное использование ИП <...> обозначения «ЧИТАЙ ГРАД», сходного до степени смешения с товарными знаками ООО «Новый Книжный Центр», зарегистрированными за номерами 221124, 397048, путем размещения указанного обозначения на вывеске магазина по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Строительная, 2а, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно, на странице группы в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/chitay_ukhta), на сайте ТЦ «Ярмарка» (http://yarmarkauhta.ru/) и в электронном справочнике «2ГИС» (https://2gis.ru/ukhta).

В рассматриваемых действиях ИП <...> усматриваются следующие признаки недобросовестной конкуренции:

- противоречие законодательству Российской Федерации, а именно, п. 2 ст. 1539 ГК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путём снижения издержек на продвижение реализуемых предпринимателем товаров за счёт использования репутации другого хозяйствующего субъекта-конкурента, что способствует созданию условий для увеличения количества потребителей услуг ИП <...>;

- в результате указанных действий ИП <...> другой субъект предпринимательской деятельности – конкурент ООО «Новый Книжный Центр» может нести убытки, а также может быть нанесен вред деловой репутации конкурента (как следует из представленных в материалы заявления отзывов клиентов ООО «Новый Книжный Центр», имеют место негативные отзывы потребителей, принявших магазин ИП <...> за один из магазинов сети «ЧИТАЙ-ГОРОД»).

Учитывая изложенное, в действиях ИП <...> по использованию обозначения «ЧИТАЙ ГРАД», сходного до степени смешения с товарными знаками ООО «Новый Книжный Центр», зарегистрированными за номерами 221124, 397048, путем размещения указанного обозначения на вывеске магазина по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Строительная, 2а, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно, на странице группы в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/chitay_ukhta), на сайте ТЦ «Ярмарка» (http://yarmarkauhta.ru/) и в электронном справочнике «2ГИС» (https://2gis.ru/ukhta), содержатся признаки нарушения п. 1 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь частью 13, частью 14, частью 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 011/01/14.6-383/2019 к рассмотрению на 23 сентября 2019 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/14.6-383/2019, назначенного на 23 сентября 2019 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу – ИП <...>, адрес места нахождения: <…>.

3. ИП <...> представить в срок до 06 сентября 2019 года следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. О дате начала фактического осуществления ИП <...> деятельности в магазине «ЧИТАЙ ГРАД» (указать год, месяц и - при наличии точных данных - число), с приложением подтверждающих документов.

3.2. Обо всех адресах мест осуществления деятельности ИП <...> в магазине «ЧИТАЙ ГРАД» с даты, указанной в п. 3.1 настоящего определения, с приложением подтверждающих документов (копий договоров аренды нежилых помещений (кроме ранее представленного), иного).

3.3. О видах (категориях) товаров, реализованных ИП <...> на территории г. Ухты Республики Коми в период с даты, указанной в п. 3.1 настоящего определения, по дату представления ответа на настоящее определение (с приложением подтверждающих документов).

3.4. Поясняющие, с какого года и - при наличии точных данных - с какого месяца ИП <...> начал использовать обозначение «ЧИТАЙ ГРАД», с приложением подтверждающих документов.

3.5. Поясняющие производство и размещение вывески магазина «ЧИТАЙ ГРАД»:

3.5.1. когда (указать год, месяц и - при наличии точных данных - число) была изготовлена вывеска;

3.5.2. о лице, изготовившем вывеску (полное наименование, адрес места нахождения – для юридического лица; Ф.И.О., адрес места регистрации - для физического лица);

3.5.3. когда (указать год, месяц и - при наличии точных данных - число) была установлена вывеска.

3.6. О наличии (отсутствии) доказательств разработки и использования ИП <...> обозначения «ЧИТАЙ ГРАД» ранее возникновения исключительных прав заявителя на товарные знаки по свидетельствам № 221124 и № 397048. При наличии – представьте соответствующие доказательства.

3.7. О дате начала функционирования страницы группы «ЧИТАЙ ГРАД г.Ухта» в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/chitay_ukhta), с приложением подтверждающих документов.

3.8. Копии всех документов (договоров, заявок, актов, счетов, платежных поручений) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, опосредующих распространение на сайте ТЦ «Ярмарка» (http://yarmarkauhta.ru/) информации о магазине «ЧИТАЙ ГРАД».

3.9. О периоде распространения на сайте ТЦ «Ярмарка» (http://yarmarkauhta.ru/) информации о магазине «ЧИТАЙ ГРАД», с указанием дат начала и окончания распространения и приложением подтверждающих документов (заявки на внесение изменений, скриншотов экрана, иного).

3.10. Копии всех документов (договоров, заявок, актов, счетов, платежных поручений) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, опосредующих распространение в электронном справочнике «2ГИС» (https://2gis.ru/ukhta) информации о магазине «ЧИТАЙ ГРАД».

3.11. О периоде распространения в электронном справочнике «2ГИС» (https://2gis.ru/ukhta) информации о магазине «ЧИТАЙ ГРАД», с указанием дат начала и окончания распространения и приложением подтверждающих документов (заявки на внесение изменений, скриншотов экрана, иного).

3.12. Об объемах оказанных ИП <...> услуг и реализованных товаров с использованием коммерческого обозначения «ЧИТАЙ ГРАД» в натуральных и стоимостных показателях за весь период использования указанного обозначения (отдельно за каждый год).

Примечание: согласно частям 1, 3 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

3.13. Иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/14.6-383/2019, назначенного на 23 сентября 2019 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя по делу – ООО «Новый Книжный Центр», адрес места нахождения: 127322, г. Москва, Огородный проезд, д. 20, стр. 27, пом. 14.

5. ООО «Новый Книжный Центр» представить до 06 сентября 2019 года следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

5.1. Имеющиеся доказательства осуществления ООО «Новый Книжный Центр» деятельности по розничной торговле книгами, канцелярскими товарами и сувенирами на территории г. Ухты Республики Коми в период с 2011 г. по 2012 г.

5.2. О видах (категориях) товаров, реализованных ООО «Новый Книжный Центр» на территории г. Ухты Республики Коми в период с 2011 г. по дату представления ответа на настоящее определение (с приложением подтверждающих документов).

5.3. О дате вынесения патентно-правовой фирмой «Информ-АДВАНС» заключения, представленного в материалы дела.

5.4. Копии всех документов, опосредующих проведение патентно-правовой фирмой «Информ-АДВАНС» исследования, заключение по результатам которого представлено в материалы дела (запрос о проведении исследования, договор, документы об оплате, иное).

5.5. Иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

6. ИП <...> и ООО «Новый Книжный Центр» до 13 сентября 2019 года необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения дела.

7. Явка законного представителя ООО «Новый Книжный Центр» (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя ООО «Новый Книжный Центр» (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела является обязательной.

8. Явка ИП <...> (с паспортом) и (или) представителя ИП <...> (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела является обязательной.

 

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

 

Напоминаем, что в соответствии с ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны