Решение б/н - от 11 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

Территориальный орган Администрации

муниципального образования городского округа

«Усинск» - Администрация села Колва

 

через единую информационную систему

 

                                             Индивидуальный предприниматель

<…….>

 

через единую информационную систему

 

<…….>

 

<…….>

 

Акционерное общество «Сбербанк-АСТ»

 

ko@sberbank-ast.ru

 

                                                                                                  

 

РЕШЕНИЕ

011/06/99-296/2023

 

11 апреля 2023 года

 

 

 

                            № РНП-11-64

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <…….> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Территориального органа Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» - Администрация села Колва (далее – ТО АМО ГО «Усинск» - Администрация с. Колва, заказчик), поданное посредством единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), от 04.04.2023 № 010730001880000001 (вх. от 04.04.2023 № 1645-э.) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <…….> (далее – индивидуальный предприниматель, ИП <…….>., участник закупки, победитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <…….> от заключения контракта по результатам закупки осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме «Обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов в селе Колва «Чистое село», извещение                  № 0307300041523000047 (далее – закупка, запрос котировок в электронной форме, обращение),

в отсутствии сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013             № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ТО АМО ГО «Усинск – Администрация с. Колва представлено обращение о включении сведений об ИП <…….>. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <…….> от заключения контракта по результатам осуществления закупки.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ТО АМО ГО «Усинск» - Администрация с. Колва, ИП <…….>., акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее – оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ТО АМО ГО «Усинск» - Администрация с. Колва в составе письма от 06.04.2023 № 118 (вх. от 06.04.2023 № 1709-э.) просил рассмотреть обращение без участия представителя ТО АМО ГО «Усинск» - Администрация с. Колва.

ИП <…….> явку на заседание по рассмотрению обращения не обеспечил.

С учетом законодательно установленных сроков, отсутствие представителей ТО АМО ГО «Усинск», индивидуального предпринимателя не препятствует рассмотрению обращения по существу.

ТО АМО ГО «Усинск» - Администрация с. Колва письмом от 06.04.2023 № 118 (вх. от 06.04.2023 № 1709-э.) представлены дополнительные пояснения.

ИП <…….> письмом от 06.04.2023 № 01 (вх. от 06.04.2023 № 1699-э.) представлены дополнительные пояснения.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения внеплановой проверки  на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим  выводам.

           1. Заказчиком закупки явился ТО АМО ГО «Усинск» - Администрация с. Колва.

Объект закупки – «Обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов в селе Колва «Чистое село».

Начальная (максимальная) цена контракта - 1 467 062,14 руб.

Источником финансирования явился бюджет МО ГО.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок  (далее - официальный сайт, ЕИС) 22.03.2023.

Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме преимущества не установлены.

2. Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Согласно части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 58, 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме установлен размер обеспечения контракта в сумме 73353,11 руб.

Пунктом 8.1 проекта муниципального контракта установлено, что размер обеспечения исполнения настоящего контракта составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

3. По протоколу от 30.04.2023 № 0307300041523000047 подведения итогов по запросу котировок в электронной форме ЗК-015/23 по определению подрядчика для обустройства площадок накопления твердых коммунальных отходов в селе Колва «Чистое село».

По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки с идентификационным номером заявки – 77 (ИП <…….>), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта 699 000,00 руб.

Процент снижения цены контракта составил 52,35%.

Согласно информации, представленной оператором электронной площадки, направление проекта контракта участнику заказчик осуществил 30.03.2023 следовательно, регламентированный срок подписания участником проекта контракта, либо формирования протокола разногласий 23:59 ч. 31.03.2023 года.

ИП <…….> в регламентированный срок не направлен подписанный сертификатом усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи проект контракта со своей стороны.

Следовательно, с учетом положений пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, не подписавший контракт в регламентированный срок, признается уклонившимся от заключения контракта (т.е. участник признается уклонившимся от заключения контракта с 01.04.2023).

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта формируется в ЕИС не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе (подписание контракта, направление обеспечения исполнения контракта).

Протокол от 03.04.2023 № ППУ20_1 признания участника уклонившимся от заключения контракта сформирован и размещен в ЕИС 04.04.2023.

Таким образом, нарушений заказчиком  установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; а также, к определению участника закупки лицом, с которым заключается контракт,  Комиссией Коми УФАС России не установлено.

3.1. Согласно письменным пояснениям ИП <…….> от 06.04.2023 № 01 (вх. от 06.04.2023 № 1699-э.), индивидуальный предприниматель не смог обеспечить подписание контракта ввиду следующих обстоятельств.

Как указано индивидуальным предпринимателем, контракт не был подписан в связи с тем, что компьютер, на котором было настроено рабочее место для работы с электронной подписью и площадками, вышел из строя. Найти корректно функционирующее рабочее место ИП <…….> удалось только 5 апреля (после истечения срока выполнения требований статьи 50 Закона о контрактной системе).

В связи с отсутствием большого опыта участия в государственных закупках (согласно сведениям с единого государственного реестра индивидуальным предпринимателей (далее – ЕГРИП) начало осуществления деятельности ИП <…….> 22.04.2022), индивидуальный предприниматель полагал, подписание контракта по итогам электронных процедур должно было быть осуществлено в течение пяти рабочих дней следующих за днем размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта (с учетом требований статьи 51 Закона о контрактной системе).

Таким образом, принимая во внимание наличие технической причины и человеческого фактора, подписать проект контракта в регламентированный законом срок ИП <…….> не представилось возможным.

Однако, Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее.

Как указано ИП <…….> в письменных пояснениях от 06.04.2023 № 01 (вх. от 06.04.2023 № 1699-э.), у индивидуального предпринимателя не было намерения уклоняться от подписания контракта и срывать закупку.

Так, ИП <…….> было заявлено ходатайство о направлении на подписание проекта контракта повторно, что также не может свидетельствовать о намеренном уклонении участник закупки от процедуры заключения контракта.

ИП <…….> в письменных пояснениях от 06.04.2023 № 01 (вх. от 06.04.2023 № 1699-э.) указано, что ранее за индивидуальным предпринимателем не числилось случаев, связанных с неподписанием контрактов по результатам закупок, что, по мнению ИП <…….>, может характеризовать индивидуального предпринимателя как добросовестного участника.

Так, согласно сведениям из ЕГРИП, к виду деятельности ИП <…….> относится, в том числе, производство электромонтажных работ, что соответствует предмету закупки.

Проанализировав фактические обстоятельства рассматриваемого обращения, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе  в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года                № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Исходя из подпункта «б» пункта 14 раздела III Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

В данном случае, неподписание контракта со стороны индивидуального предпринимателя обусловлено человеческим фактором в неверном подсчете сроков для подписания  такого контракта, а также технической причиной, возникшей с выходом из строя рабочего места для работы с электронной подписью и площадками.

ИП <…….> принимались действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, в том числе, поиск автоматизированного рабочего места для подписания проекта контракта, однако они не увенчались успехом.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, уклонения от заключения контракта в действиях ИП <…….> отсутствуют.

          Таким образом, из имеющихся в материалах обращения документов, не усматривается наличие прямого умысла ИП <…….>, направленного на незаключение контракта.

Нарушение победителем своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем, Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для включения ИП <…….> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Необходимо отметить, что ИП <…….> является субъектом малого предпринимательства (согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 10.05.2022), для которого участие в закупках представляет собой возможность стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, ИП <…….> в составе письма от 06.04.2023 № 01 (вх. от 06.04.2023 № 1699-э.) заявлено ходатайство о повторном подписании проекта контракта при такой возможности.

Однако, в соответствии с частью 7 статьи 51 Закона о контрактной системе, контракт направляется последующему участнику для подписания, в результате чего ходатайство о выдаче предписания о повторном подписании проекта контракта подлежит отклонению.

Согласно сведениям с ЕИС по закупке № 0307300041523000047, а также письменной информации ТО АМО ГО «Усинск» - Администрация с. Колва от 06.04.2023 № 118 (вх. от 06.04.2023 № 1709-э.), в настоящий момент заказчиком осуществляется процедура заключения контракта со следующим участником запроса котировок.

Таким образом, бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное уклонение участника аукциона – ИП <…….> от заключения контракта, в материалах обращения не имеется.

Следовательно, сведения в отношении ИП <…….> не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпунктом «б» пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Отказать ТО АМО ГО «Усинск» - Администрация с. Колва во включении сведений об ИП <…….> (место нахождения: <…….>; ИНН: <…….>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <…….> от заключения контракта по результатам закупки осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме «Обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов в селе Колва «Чистое село», извещение                 № 0307300041523000047.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ТО АМО ГО «Усинск» - Администрация с. Колва нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт, а также к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, не выявлены.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                   <…….>

 

члены комиссии:                                                                                                 <…….>

                                                                                                                

                                                                                                                                <…….>

                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны