Определение №03-01/6143 Производство по делу № 011/05/28-499/2022 в отношении ООО МК... от 8 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

Определение

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 011/05/28-499/2022

08 августа 2022 года

 

 

№ _______________

г. Сыктывкар

 

ООО «МКК «АГК»

Полярная ул., д. 31, оф. 19,

г. Северодвинск, Архангельская обл., 164521

legal@agkredit.ru

ООО МКК «За15минут»

Винокурова ул., д. 55,

г. Новочебоксарск, Чувашская Республика – Чувашия, 429965

efgofis@gmail.com

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/28-499/2022, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью МКК «За15минут» (далее – ООО МКК «За15минут») по факту рекламы денежных займов, распространенной посредством размещения на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 66/1, с признаками нарушения требований п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя,

- ООО МКК «За15минут», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило заявление ООО «МКК «АГК» от 06.05.2022 (вх. № 2591-э от 06.05.2022).

Из заявления следует, что 05.05.2022 на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 66/1 сотрудниками ООО «МКК «АГК» было обнаружено несколько рекламных листовок следующего содержания: «ООО МКК «За15минут» БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЭКСПРЕСС ФИНАНС 7 ДНЕЙ ** ПОД 0% ЭФГ.РФ 8-800-700-57-33 ТЦ СЫКТЫВКАР ул.Гагарина, д.6».

По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-499/2022 в отношении ООО МКК «За15минут» по признакам нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-06/4422 от 03.06.2022.

Из материалов дела № 011/05/28-499/2022 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на фасаде дома (здания) в г. Воркуте;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: денежным займам, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

Из содержания рассматриваемых реклам усматривается, что в них идёт речь о возможности оформления займа на 7 дней под 0%.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

При наборе в поисковой строке адреса сайта, указанного в рассматриваемых рекламах – эфг.рф, осуществляется переход на страницу «Экспресс-Финанс». На указанной Интернет-странице размещена информация о преимуществах получения микрозаймов физическими лицами в «Экспресс-Финанс», о том, как получить займ, форма заявки на рассмотрение, отзывы, а также онлайн-чат.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В рассматриваемой рекламе указано «7 дней под 0%». Однако реклама не содержит всех остальных условий, на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Согласно данным, полученным из переписки в онлайн-чате с консультантом, размещённым на сайте эфг.рф, ссылка на который имеется в рассматриваемых рекламах, усматривается, что получить займ под 0% на 7 дней можно при условии минимальной суммы займа в размере 1000 рублей, максимальной суммы займа в размере 15999 рублей, минимальный срок пользования займом 14 дней, максимальный – 31 день, при этом ставка составит 0,79% в день, бесплатные дни пользования займом – с 25-го по 31-ый день.

Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание остальных условий, определяющих полную стоимость финансовой услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из письма ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемые рекламы содержат только информацию о размере процентной ставки – 0% и количестве дней – 7 дней. Вместе с тем, рассматриваемая рекламная информация не доводит до сведения потребителя информацию о том, при каких условиях, а именно: о сумме потребительского кредита (займа), на какой срок предоставляется сумма займа, о сроке действия договора потребительского кредита (займа) и сроке возврата потребительского кредита (займа), а также рассматриваемые рекламы не содержат информации о том, что период с 25-го по 31-ый дни пользования займом является бесплатным, в иных случаях ставка составит 0,79% в день, что указывает на признаки нарушения ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы распространены с нарушением требований п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламодатель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно письменным пояснениям ООО МКК «За15минут» (далее - Общество), представленным в материалы рекламного дела, между ООО МКК «За15минут» и ООО «Типография «Новое Время» были заключены договоры на изготовление и поставку полиграфической продукции (далее - Договоры). В рамках данных Договоров изготавливалась вся полиграфическая продукция с учётом требований ст. 28 Закона о рекламе. ООО МКК «За15минут» самостоятельно распространяет собственные рекламные листовки в обособленных подразделениях путем их раздачи клиентам, также распространяет по почтовым ящикам в жилых домах и раздает рекламные листовки в людных местах. Третьих лиц для распространения рекламной продукции Общество не привлекает. Рекламопроизводителем по условиям Договоров выступает ООО «Типография «Новое Время».

Как указывает ООО МКК «За15минут», Общество не распространяло рассматриваемые рекламы без соблюдения требований норм ст. 28 Закона о рекламе.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по рассматриваемым обстоятельствам рекламного дела, а также привлечения к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, - ООО «Типография «Новое Время», рассмотрение дела отложено, срок рассмотрения рекламного дела продлён, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/5227 от 30.06.2022.

Согласно письменным пояснениям ООО МКК «За15минут», Общество не осуществляет деятельность по выдаче микрозаймов по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 66/1. Общество имеет обособленные подразделения в г. Воркута по адресам: ул. Гагарина, 6; ул. Энгельса, 2. Как указывает ООО МКК «За15минут», ООО «МКК «АГК» дискредитирует ООО МКК «За15минут» своими действиями и вводит в заблуждение Коми УФАС России, указывая в заявлении на то, что ООО МКК «За15минут» принадлежат рекламные листовки, не соответствующие требованиям ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно письменным пояснениям ООО «Типография «Новое Время», представленным в материалы рекламного дела, ООО «Типография «Новое Время» заключен договор на изготовление и поставку полиграфической продукции <…> с ООО МКК «За15минут». С указанной компанией ООО «Типография «Новое Время» работает с 2020 года. ООО МКК «За15минут» заказывает рекламные листовки, в которых всегда предусмотрены подробные условия по микрозаймам. Макеты предоставляются ООО МКК «За15минут». Рассматриваемую листовку ООО МКК «За15минут» у ООО «Типография «Новое Время» не заказывала и ООО «Типография «Новое Время» её не изготавливала.

Как указывает заявитель - ООО «МКК «АГК», ООО «МКК «АГК» не обладает объективной информацией о распространении рассматриваемых листовок непосредственно силами ООО МКК «За15минут». Рассматриваемые рекламные листовки были обнаружены сотрудниками ООО «МКК «АГК» в период с 5 по 6 мая 2022 года.

Из содержания имеющихся в рекламном деле договоров на изготовление и поставку полиграфической продукции <…>, заключенных между ООО «Типография «Новое Время» (далее - Исполнитель) и ООО МКК «За15минут» (далее - Заказчик), следует, что Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению и поставке полиграфической Продукции на сумму, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях, определённых Договором.

Комиссия Коми УФАС России, изучив приложенные к договорам макеты листовок ООО МКК «За15минут», а также изготовленные экземпляры указанных листовок, установила, что Обществом не изготовлялись рассматриваемые листовки следующего содержания: «ООО МКК «За15минут» БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЭКСПРЕСС ФИНАНС 7 ДНЕЙ ** ПОД 0% ЭФГ.РФ 8-800-700-57-33 ТЦ СЫКТЫВКАР ул.Гагарина, д.6».

ООО МКК «За15минут» в материалы рекламного дела представлены объяснения должностного лица ООО МКК «За15минут», ответственного за соблюдение Обществом рекламного законодательства применительно к рассматриваемой ситуации <…>, согласно которым указанным должностным лицом не давались какие-либо поручения менеджерам обособленного подразделения в г. Воркута о распространении и расклейке листовок без юридической информации, в которой указываются все условия по предоставляемым займам. <…> в обособленные подразделения Общества посредством EMC-почты направляется рекламная продукция, изготовленная в рамках договора, заключенного с ООО «Типография «Новое Время». Вся рекламная продукция согласовывается юристом Общества и в ней соблюдаются нормы ст. 28 Закона о рекламе.

Таким образом, несмотря на предпринятые Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела меры установить рекламодателя рассматриваемых реклам не представилось возможным.

В ходе рассмотрения рекламного дела Комиссией установлено, что рассматриваемые рекламы распространены с нарушением требований п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Вместе с тем, в течение сроков рассмотрения дела не представилось возможным установить лицо, нарушившее законодательство о рекламе. Материалами рекламного дела вина ООО МКК «За15минут» в нарушении рекламного законодательства при распространении рассматриваемых реклам не установлена, не подтверждена, иных виновных лиц не выявлено.

Достаточных оснований полагать, что ООО МКК «За15минут» нарушены требования п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется.

Оперативно-розыскными полномочиями антимонопольный орган не наделен.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «е» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 011/05/28-499/2022 в отношении ООО МКК «За15минут» (ОГРН 1142124000710, ИНН 2124038949) прекратить.

Председатель Комиссии

 

<…>

   

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны