Решение №01-109/6106 по жалобе ООО «Промкомплект» от 17 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

17 июля 2020 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ 01-109/6106  

 

                                                            

                                                                             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 08.07.2020 № 08/07ФАС (вх. от 09.07.2020 № 3685-э) ООО «Промкомплект» в отношении заказчика – ООО «Усинская Тепловая Компания», касающуюся организации и проведения закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку осветительного оборудования, номер извещения 32009230979 в единой информационной системе (далее – закупка, жалоба),

в присутствии:

<…>– представителя ООО «Усинская Тепловая Компания» по доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуется непредоставление заказчиком ответа на запрос ООО «Усинская Тепловая Компания» разъяснений положений закупочной документации; указание заказчиком конкретных величин по таким характеристикам, как размеры и мощность светильников без указания допустимого диапазона этих параметров, что не позволяет поставить эквивалентную продукцию и ограничивает количество участников закупки; неправомерное отклонение заявки ООО «Промкомплект»; несоблюдение требований к содержанию протокола.

По мнению заявителя, заказчиком нарушены установленные пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «Усинская ТК» (далее – Положение о закупках), утвержденное заказчиком (далее – Положение о закупках), размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС).

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом открытого запроса предложений в электронной форме. Заказчиком закупки явилось ООО «Усинская Тепловая Компания».

 

 

По приказу ООО «Усинская Тепловая Компания» от 10.06.2020 № 601 «О проведении открытого запроса предложений в электронной форме и назначении закупочной комиссии» принято решение об организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку осветительного оборудования для нужд ООО «Усинская Тепловая Компания»; утверждении состава закупочной комиссии.

Уведомление о проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 4/82-2020 от 10.06.2020 (далее - уведомление), документация по открытому запросу предложений в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки продукции для нужд ООО «Усинская ТК» (далее – документация) размещены в ЕИС 10.06.2020.

По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Закон о закупках детально не регламентирует процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяет основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок, включая способы закупок, и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос предложений (запрос предложений в электронной форме).

В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 6.1 статьи 3  Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

По пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Способ закупки – запрос предложений предусмотрен и в Положении о закупках (пункты 4.1.1.1, 4.1.4, 7.2.2.1, 8.5).

Согласно Положению о закупках:

4.1. Применяемые способы закупок.

4.1.1. Перечень разрешенных способов закупок:

4.1.1.1. Настоящим Положением предусмотрены следующие способы закупок:

с) Запрос предложений.

4.1.4. Запрос предложений:

4.1.4.1. Проводимые запросы предложений могут быть открытыми или закрытыми;

4.1.4.2. В зависимости от числа этапов запрос предложений может быть одно-, двух и иным многоэтапным.

7.1. Общие процедуры закупок.

7.1.2. Организатор закупки в ходе ее подготовки в каждом случае заранее определяет:

7.1.2.1. требования к закупаемой продукции, в том числе при необходимости – начальную стоимость закупки (предельную цену);

7.1.2.4. требования к составу и оформлению заявок.

Общая последовательность действий при внеконкурсных конкурентных процедурах, в том числе запроса предложений установлена подпунктом 7.2.2.1 пункта 7.2.2 Положения о закупках.

Особенности процедур запроса предложений установлены пунктом 8.5 Положения о закупках.

В соответствии с документацией:

2.1. Запрос предложений – процедура исследования рыночных предложений и выбора   контрагента, при которой комиссия по размещению заказа (далее - Комиссия) по результатам рассмотрения предложений на основании критериев и порядка оценки, установленных в тексте запроса предложений, определяет участника запроса предложений, предложившего лучшие условия выполнения договора. Запрос предложений может быть одноэтапным или многоэтапным.

2.4. Заявка на участие в запросе предложений – предложение Участника, направленное Заказчику запроса предложений с намерением заключить Договор и поданное в соответствии с требованиями документации запроса предложений.

6.2. Заявки на участие в запросе предложений должны подаваться в соответствии с правилами оформления заявок, указанными в настоящей документации о запросе предложений.

7.6. Предполагается, что Участник запроса предложений изучит все инструкции, формы, условия и требования, содержащиеся в документации. Все условия, содержащиеся в настоящей документации, рассматриваются как принятые Участником, подающим заявку на участие в запросе предложений. Предполагается, что Участник на основании документации (включая технические требования) получил всю необходимую информацию для подготовки и подачи своей заявки на участие в запросе предложений.

7.8. Неполное представление информации, запрашиваемой в документации, или же подача заявки на участие, не отвечающей всем требованиям документации о участии в запросе предложений, представляют собой риск Участника и дают право Заказчику отклонить заявку на участие в запросе предложений.

8.1. Общие требования к заявке на участие.

8.1.1.Участник запроса предложений должен подготовить заявку на участие в строгом соответствии с требованиями настоящей документации, таким образом, чтобы заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям документации. Заявка на участие состоит из следующих компонентов:

а) Заявка на участие в запросе предложений (Форма 1);

б) Коммерческое предложение. Коммерческое предложение должно быть подготовлено в соответствии с формой, установленной в настоящей документации о Запросе предложений (Форма 2);

г) Опись документов, содержащихся в заявке на участие в запросе предложений (Форма 4).

8.4. Требования к подготовке заявки на участие.

8.4.1. Участник заполняет заявку (заявку на участие в запросе предложений) в строгом соответствии с образцом заявки Раздела III «Формы заявки на участие в запросе предложений» (Форма 1) и прикладывает к ней Коммерческое предложение (Форма 2).

8.4.2. В состав заявки должна входить также последовательная опись всех документов с нумерацией страниц, входящих в заявку на участие в соответствии с требованиями документации о запросе предложений. Форма описи содержится в Форме 4.

8.5. Требования к подготовке коммерческого предложения.

8.5.1. Коммерческое предложение должно быть подготовлено в соответствие с формой, установленной в настоящей документации о Запросе предложений (Форма 2).

12.5. В формах и документах заявки на участие, заполняемых по образцам, приведенным в настоящей документации (Раздел III Документации), не допускаются никакие изменения, кроме дополнения их требуемой информацией. Содержащиеся в формах таблицы и формуляры должны быть заполнены по всем графам. Причина отсутствия информации в отдельных графах должна быть объяснена.

15.3. Общий порядок рассмотрения и оценки состоит из следующих этапов – этап открытия доступа к заявкам, этап рассмотрения заявок и отбор на предмет соответствия Участника и поданной им заявки требованиям документации, и последующий этап оценки и сопоставления заявок с целью определения победителя.

 15.9. Рассмотрение и отбор заявок.

15.9.1. На этапе рассмотрения Заказчиком запроса предложений проверяется:

  • правильность оформления заявок, в том числе наличие всех необходимых документов и их соответствие требованиям документации по существу, а также наличие необходимых подписей в заявке;
  • соответствие Участников запроса предложений требованиям документации (общим требованиям к правоспособности п. 9.1 и квалификационным требованиям п. 9.3.);
  • соответствие коммерческого предложения (Форма 2) требованиям документации;
  • отсутствие ошибок данных в расчетах, содержащихся в заявке.
  •  сведения о стране происхождения товаров, отсутствие указанных сведений не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

15.9.2. Заявки на участие, предполагающие изменение условий или других требований в зависимости от внешних факторов, не соответствующих требованиям и условиям, определяемым документацией, рассмотрению не подлежат и должны быть отклонены в порядке, предусмотренном в п. 15.9.3.

15.9.3. По результатам рассмотрения заявок Заказчик запроса предложений решением Комиссии запроса предложений отклоняет заявки, которые:

  • в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению настоящей документации;
  • содержат неполный перечень документов, установленный документацией;
  • поданы Участниками запроса предложений, квалификация и/или правоспособность которых не отвечают требованиям  документации;
  • содержат предложения, не соответствующие установленным условиям документации;
  • содержат недостоверную информацию;
  • поданы Участниками запроса предложений, которые не согласились с предложениями Заказчика по исправлению очевидных арифметических или грамматических ошибок в заявках.
  • имеются у Заказчика сведения об участнике размещения заказа в федеральном реестре недобросовестных поставщиков.

В размещенном в ЕИС уведомлении указано:

2. Условия проведения открытого запроса предложений в электронной форме подробно изложены в Документации по открытому запросу предложений в электронной форме на право заключения договора поставки продукции для нужд ООО «Усинская ТК», размещенной на сайте: etp.roseltorg.ru, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

3. Требования к поставляемой продукции изложены в техническом задании (приложение № 1 к настоящему уведомлению).

7. Основным критерием определения победителя является наименьшая цена предложения при условии соответствия самого предложения условиям настоящего запроса.

Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания на основании материалов жалобы установлено следующее.

В Техническом задании на поставку продукции по лоту: «Осветительное оборудование», являющемуся приложением № 1 к уведомлению, размещенному в ЕИС отдельным файлом (далее – Техническое задание), заказчиком установлены требования к поставляемой продукции – светодиодным светильникам по 7 позициям.

По 7 позициям Технического задания указаны конкретные величины по таким показателям, как «потребляемая мощность», «размер», которые обжалуются заявителем.

Доказательства о наличии технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отношении закупаемых заказчиком светодиодным светильникам материалах жалобы отсутствуют.

Согласно письменным пояснениям ООО «Усинская Тепловая Компания», представленным письмом исх. от 15.07.2020 № 2568 (вх. от 15.07.2020 № 3816э), установление в Техническом задании параметров и характеристик осветительного оборудования соответствует потребности заказчика и направлено на выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика. 

Объектом закупки является поставка осветительного оборудования, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель такого товара, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

По части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Заявителем в материалы жалобы не представлены доказательства невозможности поставки товара с характеристиками, соответствующими Техническому заданию.

Нарушение заказчиком пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках отсутствует.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32009230979 от 23.06.2020 подано две заявки № 419767, 420583, по результатам рассмотрения которых комиссией приняты решения о допуске участника с заявкой № 419767, и о недопуске участника с заявкой 420583, с указанием следующего основания: «Несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации».

На участие в закупке подана, в том числе заявка ООО «Промкомплект» исх. от 19.06.2020 № 1906, зарегистрированная за № 420583 (далее – заявка № 420583).

Согласно материалам жалобы в составе заявки № 420583 ООО «Промкомплект» представлено Техническое предложение, вместо требуемого подпунктом б) пункта 8.1.1 документации Коммерческого предложения по форме 2, являющейся приложением к документации.

Кроме того, технические характеристики товаров, предлагаемые ООО «Промкомплект» в Техническом предложении по позициям 1, 2, 4, 6, 7 не соответствуют требованиям заказчика, установленным в Техническом задании.

Таким образом, действие комиссии в части принятия решения недопуске ООО «Промкомплект» с заявкой 420583 не противоречит требованиям пунктов 7.8, 15.9.2, подпунктам а), г) пункта 15.9.3 документации, что соответствует пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки. Согласно части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения, в том числе:

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32009230979 от 23.06.2020 не содержит указания положений документации, уведомления, которым не соответствует заявка № 420583, поданная ООО «Промкомплект», что является нарушением требований подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

В соответствии со статьей 3.2 Закона о закупках:

1. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

2. Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

3. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

 В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

17.06.2020 ООО «Промкомплект» направлен запрос о даче разъяснений положений документации о закупке. Срок подачи предложений: до 12 часов 00 минут (по московскому времени) 22.06.2020.

Исходя из буквального толкования части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, с учётом статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, период трёх рабочих дней не включает день подачи участником закупки запроса и день окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Запрос о даче разъяснений положений документации о закупке направлен ООО «Промкомплект» позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, то есть с нарушением установленного частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках срока. Следовательно, заказчик был вправе не осуществлять разъяснение на запрос ООО «Промкомплект».

Согласно письменной информации ООО «Усинская Тепловая Компания», представленной письмом исх. от 15.07.2020 № 2568 (вх. от 15.07.2020 № 3816э), заключение договора с победителем закупки приостановлено до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

Исходя из вышеизложенного, с учётом стадии закупки, характера допущенного нарушения, предписание об устранении нарушения выдаче не подлежит.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу частично обоснованной.

2. Признать ООО «Усинская Тепловая Компания» нарушившим подпункт «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках в части неуказания в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32009230979 от 23.06.2020 положений документации, уведомления, которым не соответствует заявка № 420583, поданная ООО «Промкомплект».

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны