Решение б/н решение по жалобе от 28 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2021 года

г. Сыктывкар

№ 01-122/9867

ООО «СевЛесПил»

Лесная ул., д. 2/4, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167026

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

Конкурсная комиссия

Интернациональная ул., д. 108а,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167983

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/10/18.1-1005/2021 общества с ограниченной ответственностью «СевЛесПил» (далее – ООО «СевЛесПил») от 03.12.2021 № 02-07/1710 (вх. № 5278 от 03.12.2021), дополнение к ней № 02-07/1763 от 22.12.2021 (вх. № 5652 от 22.12.2021) в отношении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, касающейся нарушения порядка определения победителя, допуска ООО «Сухогруз» к участию в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, извещение № 090921/26393158/01 от 09.09.2021 на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет», в присутствии на рассмотрении жалобы:

‹…›– представителя ООО «СевЛесПил» по доверенности;

‹…›– представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по доверенностям,

‹…›– ‹…› общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Сухогруз» (далее – ООО «Сухогруз»);

‹…›– ‹…› общества с ограниченной ответственностью «Парма» (далее – ООО «Парма»);

‹…› – представителей акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – АО «Монди СЛПК») по доверенностям;

‹…› – представителя общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (далее – ООО «СЛДК») по доверенности;

УСТАНОВИЛА:

Жалоба принята к рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Срок принятия решения по жалобе был продлен однократно на основании статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.

Также в рассмотрении жалобы приняли участие представители ООО «Сухогруз», ООО «Парма» - лица, подавшие заявки на участие в конкурсе; также присутствовали представители АО «Монди СЛПК», ООО «СЛДК».

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Министерство) явилось организатором открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, извещение № 090921/26393158/01 от 09.09.2021 на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» (далее – конкурс, официальный сайт торгов). Месторасположение: Республика Коми, МО МР «Троицко - Печорский», Троицко - Печорское лесничество, Митрофановское участковое лесничество, кварталы №№ 5-22, 28-40, 45-57, 66-73, 86-90, 105-109, 116-127, 137-140, 144-145, 152-157, 168-171. Площадь участка: 73746 га. Объем, подлежащий заготовке древесины, тыс. м3: всего 42,2, в том числе по хвойному хозяйству 35,9. Кадастровый номер лесного участка: 11:11:0000000:24/27. Срок аренды, лет – 49. Наличие обременения – договоры аренды лесных участков № С0990522/07/2014-АЗ от 15.12.2014 года, № С0990522/07/2015-АЗ от 25.11.2015 года, № С0990522/09/2016-АЗ от 27.12.2016 года, № С0990522/05/2017-АЗ от 07.11.2017 года с видом использования лесов - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.

Заявитель обжалует допуск ООО «Сухогруз» к участию в конкурсе и определение его победителем конкурса. Доводы заявителя сводятся к следующему: отсутствие кворума конкурсной комиссии и неправомочность принятого ей решения; заявленные победителем конкурса показатели чрезмерно завышенные в сравнении со средними рыночными ценами, статистическим данными; оформление и подача заявки ООО «Сухогруз» с недостоверными данными, с нарушением требований извещения о проведении конкурса и конкурсной документации, статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), непривлечение конкурсной комиссией эксперта для рассмотрения и оценки такой заявки; незаконный допуск ООО «Сухогруз» к участию в конкурсе.

Министерством представлены письменные пояснения, возражения № 02-10-11077-Т от 09.12.2021 (вх. № 5405 от 10.12.2021).

Порядок организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, определяется статьями 80.1, 80.2 Лесного кодекса.

Согласно части 1 статьи 80.2 Лесного кодекса организатор конкурса создает комиссию по проведению конкурса (далее - конкурсная комиссия), определяет регламент ее деятельности и утверждает ее состав. Конкурсная комиссия состоит из председателя конкурсной комиссии, его заместителя, членов конкурсной комиссии и секретаря конкурсной комиссии, осуществляющего организационное обеспечение работы конкурсной комиссии.

  1. Приказом Министерства N 863 от 29.05.2019 «О создании конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины» (далее – приказ Министерства № 863 от 29.05.2019) создана конкурсная комиссия по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины на территории Республика Коми (далее – конкурсная комиссия, конкурсная комиссия Министерства), утвержден Регламент деятельности конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (далее – Регламент). В состав конкурсной комиссии включено 16 человек.

По пункту 3.1 Регламента конкурсная комиссия правомочна заседать и принимать решения, если на заседании конкурсной комиссии присутствует не менее чем 50 (пятьдесят) процентов общего числа ее членов. Члены конкурсной комиссии должны быть своевременно уведомлены о месте дате и времени проведения заседания конкурсной комиссии.

Согласно протоколу № 8 от 23.11.2021 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (далее – протокол № 8 от 23.11.2021) решение принималось конкурсной комиссией в составе 7 человек.

Таким образом, как указано в дополнениях к жалобе решение конкурсной комиссии принято с нарушением Регламента и является незаконным.

По представленным копиям приказа Министерства № 863 от 29.05.2019 и изменениям к нему установлено, что по состоянию на 23.11.2021 – на дату вскрытия конвертов, рассмотрения конкурсных предложений, определения победителя, подписания протокола № 8от 23.11.2021 в состав конкурсной комиссии внесены изменения – в соответствии с приказом Министерства № 1823 от 19.11.2021 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 мая 2019 года № 863 «О создании конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины» (далее – приказ Министерства № 1823 от 19.11.2021). Согласно данным изменения в состав конкурсной комиссии входят 9 человек, а также 1 член конкурсной комиссии – представитель администрации муниципального образования на территории которого расположен лесной участок (по согласованию). Конкурс проводился в отношении лесного участка на территории Троицко-Печорского района. От Троицко-Печорского района в состав конкурсной комиссии Министерства с учетом изменений по приказу Министерства № 1823 от 19.11.2021 включен 1 человек.

Таким образом, для данного конкретного конкурса состав конкурсной комиссии Министерства состоял из 10 человек. Исходя из содержания протокола № 8 от 23.11.2021 на заседании конкурсной комиссии присутствовало 7 человек, данные лица подписали соответствующий протокол.

Таким образом, установлено, что решение конкурсной комиссией принято более чем 50 (пятьюдесятью) процентами общего числа ее членов.

С учетом изложенного в этой части жалоба является необоснованной, нарушение Министерством части 1 статьи 80.2 Лесного кодекса, нарушение конкурсной комиссией Министерства пункта 3.1 Регламента не установлено.

  1. ООО «СевЛесПил» в жалобе указано на неопубликование приказа Министерства № 863 от 29.05.2019 и изменений к нему в порядке, установленном Законом Республики Коми от 04.11.2002 N 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» (далее - Закон Республики Коми N 101-РЗ).

Согласно части 1 статьи 5 Закона Республики Коми N 101-РЗ нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно частям 1, 4 статьи 8 Закона Республики Коми N 101-РЗ:

1. Официальным опубликованием законов Республики Коми, правовых актов Государственного Совета Республики Коми, правовых актов Главы Республики Коми, правовых актов Правительства Республики Коми, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, а также иных правовых актов, материалов - документов, сведений, информации, подлежащих официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми, считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов и материалов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в одном из следующих источников официального опубликования (далее - источники):

1) газета "Республика";

2) газета "Коми му";

3) журнал "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми";

4) журнал "Бюллетень органов государственной власти Республики Коми";

5) сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://law.rkomi.ru) (далее - сетевое издание);

6) "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

4. Официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов в одном из источников, указанных в пунктах 1, 2, 4 - 6 части 1 настоящей статьи.

По пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Приказ Министерства № 863 от 29.05.2019 не содержит в себе правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Данный приказ рассчитан для применения определенным кругом лиц – конкурсной комиссией Министерства. В связи с этим, приказ Министерства № 863 от 29.05.2019 и изменения к нему не является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному опубликованию в соответствии с требованиями Закона Республики Коми N 101-РЗ.

Жалоба в этой части является необоснованной.

  1. Заявитель в жалобе указывает, что победителем конкурса – ООО «Сухогруз» в своей заявке заявлен показатель чрезмерно завышенный в сравнении с другими участниками конкурса, является недостижимым и недостоверным. Конкурсная комиссия Министерства не оценила должным образом такое конкурсное предложение и не привлекла экспертов.

Министерство не согласно с указанным доводом, указало, что оценка конкурсных предложений проводилась в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 241 от 07.03.2019 «Об утверждении Правил оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины» (далее – постановление 241 № от 07.03.2019).

Согласно части 2 статьи 80.2 Лесного кодекса конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.

Постановлением N 241 от 07.03.2019 утверждены:

правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Правила оценки конкурсных предложений);

критерии, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

Так, критерием (всего их 5), по которым оценивается конкурсное предложение участника конкурса и определяется победитель, является в соответствии с постановлением N 241 от 07.03.2019 в том числе:

2. Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении.

В состав заявки в соответствии с требованиями конкурсной документации входит приложение № 7 – конкурсное предложение участника в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины (далее также конкурсное предложение). В конкурсном предложении ООО «Сухогруз» в таблице 3 – «Предложение Участника конкурса об объеме производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом Конкурса, в стоимостном выражении» по показателю:

Объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом Конкурса, в стоимостном выражении (рассчитывается в соответствии с таблицей №4) – указана сумма 50522,69 руб. на 1 га.

По приведенным данным впоследствии оценивалась заявка ООО «Сухогруз» по критерию 2.

Указанную сумму в заявке ООО «Сухогруз» оспаривает ООО «СевЛесПил», указывая, что планируемый объем производства во много раз превышает такой показатель в заявках других участников конкурса; анализ деятельности ООО «Сухогруз» показал, что основной вид деятельности не связан с лесозаготовкой, среднесписочная численность работников в 2020 – 0, балансовая стоимость основных средств и нематериальных активов на конец 2020 года равна 0. В дополнении к жалобе указано, что данная сумма в 6 раз превышает официальные данные Федеральной таможенной службы за 2021 год.

Согласно части 5 статьи 80.2 Лесного кодекса оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией. Участники конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, привлечение конкурсной комиссией экспертов, экспертной организации не является ее обязанностью, а является правом.

В бездействии конкурсной комиссии Министерства нарушение части 5 статьи 80.2 Лесного кодекса в виде непривлечения эксперта, экспертной организации для экспертной оценки конкурсных предложений отсутствует.

Исходя из части 20 статьи 80.1 Лесного кодекса к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

По части 4 статьи 80.1 Лесного кодекса к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

Основания для отказа в допуске к участию в конкурсе указаны в части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса. Аналогичные основания для отказа в допуске к участию в конкурсе были указаны в извещении о проведении конкурса.

После оценки и обсуждения конкурсных предложений простым большинством голосов при открытом голосовании конкурсной комиссии определяется победитель конкурса, представивший лучшее конкурсное предложение (часть 6 статьи 80.2 Лесного кодекса).

Как следует из протокола № 8 от 23.11.2021 оценка конкурсных предложений проводилась по критериям в соответствии с постановлением N 241 от 07.03.2019.

Превышение в конкурсном предложении какого-либо участника показателя по планируемому объему производства по сравнению с другими участниками конкурса, по сравнению со средними рыночными ценами по региону или по Российской Федерации, статическими данными или по сравнению с экспертными оценками, данными Федеральной таможенной службы не является основанием для отказа в допуске такому участнику к участию в конкурсе в соответствии с частью 21 статьи 80.1 Лесного кодекса. Также к таким основаниям для отказа в допуске к участию в конкурсе не относятся: нулевые показатели среднесписочной численности работников за предыдущий год, отсутствие нематериальных активов в соответствии с бухгалтерским балансом, отсутствие в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц видов деятельности, связанных с переработкой древесины.

Также из положений статей 80.1, 80.2 Лесного кодекса, положений извещения о проведении конкурса, конкурсной документации не следует, что на участие в конкурсе участник должен приложить документы, подтверждающие заявленные в его конкурсном предложении показатели по планируемому объему производства, цене реализации продукции.

Из положений Лесного кодекса, иных подзаконных нормативных правовых актов не следует, что конкурсное предложение должно быть сформировано на основании конкурсных предложений других участников конкурса, средних рыночных цен, статистических данных либо экспертных оценок. ООО «Сухогруз» как хозяйствующий субъект вправе самостоятельно вести предпринимательскую деятельность и определять стоимость поставляемой им продукции. Стоимость изделий из древесины, указанной в конкурсной документации, не регулируется государством с помощью тарифов, а определяется хозяйствующими субъектами самостоятельно исходя из спроса, предложения. Кроме того, ООО «Сухогруз» при осуществлении предпринимательской деятельности вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с увеличением производства.

Из положений Лесного кодекса, иных подзаконных нормативных правовых актов не следует право конкурсной комиссии признавать недействительным чье-либо субъективное конкурсное предложение лишь на том основании, что оно превышает статические данные или средние рыночные цены по региону или по Российской Федерации, или экспертные оценки.

Критерии оценки заявок (конкурсных предложений) и порядок их оценки определен постановлением N 241 от 07.03.2019. Из данного акта также не следует, что при превышении по мнению конкурсной комиссии, экспертов или других участников конкурса предложений в заявке по планируемому объему производства, цене реализации продукции по сравнению с другими участниками конкурса, со статическими данными или средними рыночными ценами по региону или по Российской Федерации, по сравнению с экспертными оценками – такие заявки не должны оцениваться по соответствующим критериям.

Конкретные предложения, изложенные в конкурсном предложении каждого участника, являются офертой существенных условий договора аренды, которые участник конкурса предлагает включить в договор аренды, который будет с ним заключен по итогам торгов.

Учитывая невозможность при проведении конкурса требовать от участников одних и тех же предложений, законодатель возложил на участников риск достижения или не достижения определенного договором параметра эффективности использования государственного имущества на основании заключенного по итогам конкурса договора аренды. Победитель конкурса несет гражданско-правовую ответственность за выполнение показателей, предложенных в конкурсном предложении, с учетом положений приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 693 от 20.12.2017 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков». Министерство как участник договора аренды имеет возможность контролировать достижение арендатором предложенных показателей. Соответственно, вопрос достижимости или недостижимости заявленных показателей является вопросом исполнения заключенного по итогам конкурса договора и не относится к полномочиям конкурсной комиссии по оценке конкурсного предложения в соответствии с постановлением N 241 от 07.03.2019.

В соответствии с изложенным, приведенные в настоящем пункте решения доводы заявителя являются необоснованными, нарушения конкурсной комиссией Министерства части 21 статьи 80.1, части 2 статьи 80.2 Лесного кодекса в данной части отсутствуют.

  1. По доводам жалобы, касающимся наличия у конкурсной комиссии Министерства оснований для отказа ООО «Сухогруз» в допуске к участию в конкурсе, установлено следующее.

Согласно пунктам 8, 12 части 17 статьи 80.1 Лесного кодекса извещение о проведении конкурса должно содержать сведения о форме заявки на участие в конкурсе, порядке ее приема; о требованиях к содержанию конкурсных предложений, а также о порядке их представления в конкурсную комиссию.

По пункту 4 части 18 статьи 80.1 Лесного кодекса документация о конкурсе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении конкурса, должна содержать форму заявки на участие в конкурсе, а также инструкцию по ее заполнению.

Также требования к заявке содержатся в части 20 статьи 80.1 Лесного кодекса – к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

Так, согласно части 4 статьи 80.1 Лесного кодекса к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

Частью 5 статьи 80.1 Лесного кодекса установлено, что требования к содержанию документов, указанных в части 4 настоящей статьи, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с указанной частью 5 статьи 80.1 Лесного кодекса приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 303 от 29.06.2018 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» (далее – Приказ № 303 от 29.06.2018) утверждены, в том числе:

- порядок и способы подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Порядок, утвержденный Приказом № 303 от 29.06.2018);

- требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Требования, утвержденные Приказом № 303 от 29.06.2018).

Исходя из отсылочных норм - части 5 и 20 статьи 80.1 Лесного кодекса документы, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса, на участие в конкурсе должны подаваться с учетом требований к ним, предусмотренным Приказом № 303 от 29.06.2018.

Согласно части 4 статьи 80.2 Лесного кодекса при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.

Частью 21 статьи 80.1 Лесного кодекса установлены основания для отказа в допуске к участию в конкурсе:

1) несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей;

2) представление заявки на участие в конкурсе лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду;

3) представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса;

4) представление заявки на участие в конкурсе лицом, в отношении которого осуществляется проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

6) непоступление задатка на счет, указанный в документации о конкурсе, до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;

7) наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

8) непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

    1. Заявитель указывает, что ООО «Сухогруз» не представило документы, подтверждающие право собственности или законного владения объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Исходя из пункта 3 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса заявка на участие в конкурсе должна быть представлена лицом, соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление об организации и проведении конкурса.

Так, согласно части 2 статьи 80.1 Лесного кодекса с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - объекты глубокой переработки древесины).

В приложении № 2 к заявке (в каталоге объектов и оборудования глубокой переработки древесины) указаны кроме прочего следующие объекты – цеха лесопиления №№ 1, 2, пеллетный цех. К заявке приложена копия договора аренды части нежилого помещения от 15.12.2020, заключенного между индивидуальным предпринимателем Тарабычиным Н.А. и ООО «Сухогруз». По данному договору в аренду передается часть нежилого помещения площадью 400 кв. м. в здании профилактория технического обслуживания по адресу: Республика Коми, пгт. Нижний Одес, ул. Промысловая, д. 2а, кадастровый номер 11:19:1001001:302. По пункту 2.2 договора аренды части нежилого помещения от 15.12.2020 срок аренды составляет 10 лет: с 15.12.2020 по 15.12.2030.

Как установлено Комиссией данный договор аренды заключен в отношении цехов лесопиления №№ 1, 2, пеллетного цеха.

Согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

По пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 N 53 принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как установлено Комиссией данный договор аренды не зарегистрирован в установленном порядке.

Таким образом, установлено, что в нарушение требования части 2 статьи 80.1 Лесного кодекса заявка на участие в конкурсе подано лицом – ООО «Сухогруз», не владеющим на законном основании объектами глубокой переработки древесины (в отношении заявленных им в своей заявке цехами лесопиления №№ 1, 2, пеллетным цехом).

В этой части жалоба явилась обоснованной. Конкурсной комиссией Министерства нарушен пункт 3 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса.

    1. Заявитель в дополнении к жалобе указывает, что ООО «Сухогруз» в заявке существенно занижены нормы расхода сырья, не подтвержденные технической документацией или справочником по лесопилению.

Исходя из отсылочных норм - частей 5 и 20 статьи 80.1, а также части 4 статьи 80.1 Лесного кодекса и Приказа № 303 от 29.06.2018 в составе заявки должен быть расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 Порядка, утвержденного Приказом № 303 от 29.06.2018. Это следует из подпункта «б» пункта 3 Порядка, утвержденного Приказом № 303 от 29.06.2018.

Как указано выше в соответствии с Лесным кодексом форма заявки на участие в конкурсе содержится в конкурсной документации.

Согласно конкурсной документации приложением № 5 к заявке является расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – приложение № 5 к заявке).

В таблице 4 приложения № 5 к заявке в графе 4 приводилась норма расхода. Исходя из примечания к данной таблице данный показатель в случае отсутствия сведений в технических документах определяется на основании данных справочника по лесопилению с указанием его наименования.

Как определено Комиссией в копиях технических документов в составе заявки ООО «Сухогруз» отсутствовали нормы расхода. В связи с этим, в таблице 4 приложения № 5 к заявке ООО «Сухогруз» необходимо было указать наименование справочника по лесопилению, по которому были определены нормы расхода, указанные в данной таблице.

Однако, наименование справочника по лесопилению в таблице 4 приложения № 5 к заявке ООО «Сухогруз» не указано. В связи с этим, установлено, что в заявке не представлено обоснование (расчет) потребности в дополнительном объеме заготовки древесины в указанной части. Это является основанием для отказа ООО «Сухогруз» в допуске к участию в конкурсе – по пункту 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса.

Жалоба в этой части является обоснованной. Конкурсная комиссия Министерства нарушила пункт 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса.

    1. Заявителем указано, что в таблице 1 приложения № 5 к заявке не представлены данные за 2018 год.

Как указано выше, в составе заявки должен быть расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины.

В таблице 5 приложения № 5 - Сведения о среднем годовом объеме выпускаемой продукции за предшествующие 3 года, в соответствии с формами федерального статистического наблюдения.

С учетом действующего законодательства формы федерального статистического наблюдения предоставляются за календарный год, за полугодие. Соответственно, в таблице 1 приложения № 5 к заявке должны быть указаны сведения за 2018 год. В заявке ООО «Сухогруз» такие сведения отсутствовали. Таким образом, в составе заявки ООО «Сухогруз» отсутствовал документ, предусмотренный частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса, - в части обоснования потребности в дополнительном объеме заготовки древесины в виде отсутствия сведений о среднем годовом объеме выпускаемой продукции с учетом данных за 2018 год.

Это является основанием для отказа ООО «Сухогруз» в допуске к участию в конкурсе – по пункту 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса.

Жалоба в этой части является обоснованной. Конкурсная комиссия Министерства нарушила пункт 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса.

4.4. Заявителем указано, что на цеха лесопиления №№ 1, 2, пеллетный цех, указанные в приложении № 3 к заявке ООО «Сухогруз» не представлены технические документы, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования.

Согласно Требованиям, утвержденным Приказом № 303 от 29.06.2018, к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины, в том числе:

б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования.

С учетом отсылочных норм - частей 5 и 20 статьи 80.1 Лесного кодекса заявка на участие в конкурсе должна содержать документы по пункту «б» Требований, утвержденных Приказом № 303 от 29.06.2018.

Так, в соответствии с конкурсной документацией приложением № 2 к заявке является – каталог объектов и оборудования глубокой переработки древесины объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации; приложением № 3 – перечень прилагаемых копий технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Указанные приложения №№ 2, 3 к заявке ООО «Сухогруз» имелись. Установлено, что в приложении № 2 к заявке ООО «Сухогруз» указаны цеха лесопиления №№ 1, 2, пеллетный цех, в приложении № 3 к заявке в перечне технических документов в отношении цехов лесопиления указаны выписки из ЕГРН, в отношении пеллетного цеха документ не указан.

При просмотре на заседании Комиссии оригинала заявки ООО «Сухогруз» установлено, что копия выписки из ЕГРН отсутствует, иные технические документы на данные объекты в составе заявки не представлены.

Таким образом, установлено, что в нарушении требований части 4 статьи 80.1 Лесного кодекса, пункта «б» Требований, утвержденных Приказом № 303 от 29.06.2018, ООО «Сухогруз» в составе заявки на участие в конкурсе по приложению № 2 к заявке не представило копии технических документов на объекты – цеха лесопиления №№ 1, 2, пеллетный цех, а конкурсная комиссия Министерства в нарушении пункта 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса не отказала ООО «Сухогруз» в допуске к участию в конкурсе.

5.В остальной части жалоба ООО «СевЛесПил» признается необоснованной в связи со следующим.

5.1. Заявитель указывает, что таблице 3 заявки ООО «Сухогруз» по разделам I и II и итоговом значении таблицы допущены арифметические ошибки. Также данные по отдельным видам продукции не совпадают в таблице 3 заявки и приложении № 4 к заявке. В таблицах 1 и 3 приложения № 5 к заявке представлены различные данные по виду и объему произведенной продукции, не подтвержденные формами федерального статистического наблюдения. В таблицах 1 и 4 приложения № 5 к заявке ООО «Сухогруз» указаны различные данные по фактическому среднегодовому потреблению древесины и объему произведенной продукции. В таблицах 2 и 3 приложения № 5 к заявке ООО «Сухогруз» указаны противоречивые сведения о приобретенной древесине. Сведения в таблице 4 приложения № 7 к заявке ООО «Сухогруз» противоречат сведениям в таблице 2 заявки. В таблице 4 приложения № 7 к заявке указаны виды продукции, не отраженные в приложениях №№ 4, 5 к заявке. Заявка ООО «Сухогруз» содержит недостоверные сведения.

Также сведения о производительности оборудования, указанного в приложении № 5 к заявке ООО «Сухогруз» (на заседании Комиссии уточнено, что речь идет о приложении № 4), не подтверждены технической документацией.

Кроме этого, заявитель указывает, что копии технических документов в составе заявки ООО «Сухогруз» заверены подписью руководителя ООО «Парма».

Также в жалобе указано на отсутствие в протоколе № 8 от 23.11.2021 сведений об оценке конкурсной комиссией дополнительной потребности в древесине ООО «Сухогруз» с использованием информации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС).

Также в письменном дополнении от 23.12.2021, представленном до вынесения решения по жалобе, заявителем указано на подачу конкурсного предложения в составе заявки ООО «Сухогруз» - ООО «Парма».

Комиссия не находит достаточных оснований того, что приведенные заявителем доводы являются основанием для отказа ООО «Сухогруз» в допуске к участию в конкурсе в соответствии с частью 21 статьи 80.1 Лесного кодекса, или основанием не оценивать конкурсной комиссией Министерства заявку ООО «Сухогруз» в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 80.2 Лесного кодекса и постановлением № 241 от 07.03.2019. Доказательства обратного не представлены.

Сами по себе арифметические ошибки, описки в заявках на участие в конкурсе не являются основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе в соответствии с частью 21 статьи 80.1 Лесного кодекса, или основанием не оценивать заявки в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 80.2 Лесного кодекса и постановлением № 241 от 07.03.2019.

Материалы жалобы не содержат достаточных оснований и доказательств того, что имеющиеся арифметические ошибки, описки в приложениях к заявке ООО «Сухогруз» являются достаточными основаниями, по которым заявка не соответствует требованиям статьи 80.1 Лесного кодекса и такому участнику должно быть отказано в допуске к участию в конкурсе, либо это само по себе могло привести к нарушению порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Требования об указании в протоколе конкурса об использовании конкурсной комиссией информации ЕГАИС Лесным кодексом не предусмотрена.

В указанной части жалоба является необоснованной.

    1. Заявителем указано, что в приложениях №№ 2 и 3 к заявкам указаны сведения и документы, не соответствующие друг другу (по пунктам 10, 19 приложения № 3). В приложении № 3 по части объектов и оборудования не приведена информация о документе, подтверждающим сертификацию, с указанием дат выдачи сертификатов.

Факт непредоставления с заявкой копий технических документов на объекты и оборудование (на русском языке), указанных в приложении № 2 к заявке ООО «Сухогруз», установлен Комиссией, о чем указано выше. По иным объектам и оборудованию, указанному в приложении № 2 к заявке ООО «Сухогруз», копии технических документов были представлены.

По вопросу сертификации оборудования, указанному в жалобе, установлено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 982 от 01.12.2009 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации; единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Согласно единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, - оборудование деревообрабатывающее (3830) исключено из перечня в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 213.

Таким образом, требования об обязательной сертификации на оборудование деревообрабатывающее действующим законодательством не предусмотрено. В связи с этим, сведения о сертификации в приложении № 3 к заявкам могли быть не указаны (на оборудование, объекты, по которым документы, подтверждающие сертификацию, отсутствуют).

По датам выдачи сертификата установлено, что на некоторых сертификатах, копии которых приложены к заявке ООО «Сухогруз», дата выдачи отсутствовала. В связи с этим, участнику конкурса не представлялось возможным ее указать. Заявителем не представлены доказательства наличия дат выдачи во всех указанных ООО «Сухогруз» сертификатах.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

По пункту 3.1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: выдает:

а) организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

С учетом выявленных нарушений конкурсной комиссией Министерства в связи с неправомерным допуском ООО «Сухогруз» к участию в конкурсе и последующей оценки его заявки и определением его победителем конкурса необходимо выдать предписание об устранении нарушений путем отмены протокола № 9 от 23.11.2021.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СевЛесПил» в части подачи заявки на участие в конкурсе лицом – ООО «Сухогруз», не владеющим на законном основании объектами глубокой переработки древесины в отношении цехов лесопиления №№ 1, 2, пеллетного цеха, обоснованной.

  1. Признать конкурсную комиссию Министерства нарушившей пункт 3 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса в части допуска к участию в конкурсе ООО «Сухогруз», не владеющим на законном основании объектами глубокой переработки древесины в отношении цехов лесопиления №№ 1, 2, пеллетного цеха.
  2. Признать жалобу ООО «СевЛесПил» в части отсутствия в составе заявки ООО «Сухогруз» обоснования (расчета) потребности в дополнительном объеме заготовки древесины в части норм расхода и не указания в связи с этим наименования справочника по лесопилению обоснованной.
  3. Признать конкурсную комиссию Министерства нарушившей пункт 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса в части допуска к участию в конкурсе ООО «Сухогруз» в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса, - в части обоснования потребности в дополнительном объеме заготовки древесины в виде отсутствия в технической документации в составе заявки ООО «Сухогруз» норм расхода и не указания в связи с этим наименования справочника по лесопилению.
  4. Признать жалобу ООО «СевЛесПил» в части отсутствия в составе заявки ООО «Сухогруз» в расчете потребности в дополнительном объеме заготовки древесины данных за 2018 год обоснованной.
  5. Признать конкурсную комиссию Министерства нарушившей пункт 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса в части допуска к участию в конкурсе ООО «Сухогруз» в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса, - в части обоснования потребности в дополнительном объеме заготовки древесины в виде отсутствия в расчете потребности в дополнительном объеме заготовки древесины данных за 2018 год.
  6. Признать жалобу ООО «СевЛесПил» в части непредставления в составе заявки ООО «Сухогруз» на цеха лесопиления №№ 1, 2, пеллетный цех технических документов, удостоверяющих значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов, обоснованной.
  7. Признать конкурсную комиссию Министерства нарушившей пункт 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса в части допуска к участию в конкурсе ООО «Сухогруз» в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса, - копий технических документов объектов (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов, включенных в каталог объектов и оборудования, - в отношении цехов лесопиления №№ 1, 2, пеллетного цеха.
  8. В остальной части признать жалобу ООО «СевЛесПил» необоснованной.
  9. Выдать конкурсной комиссии Министерства предписание об отмене протокола № 8 от 23.11.2021

Председатель Комиссии

 

‹…›

     

Члены Комиссии

 

‹…›

‹…›

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны