Предупреждение №02-01/4979 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 22 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

22 июня 2022 года

 

 

№ 02-01/4979

город Сыктывкар

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2021 по делу № А 29-10944/2021, вступившего в законную силу 22.03.2022, о признании незаконным решения Коми УФАС России от 06.07.2021 № 02-07/4907 об отказе в возбуждении дела в отношении АО «Комиавиатранс» (далее – Общество), принятого по результатам рассмотрения заявления АО «Авиакомпания «Россия» от 24.03.2021 № 45/351 (вх. № 1569 от 08.04.2021), повторно рассмотрело заявление АО «Авиакомпания «Россия» (далее – заявитель, Авиакомпания) по навязыванию Обществом невыгодных условий договора по наземному обслуживанию воздушных судов при оказании аэропортовых услуг в аэропорту Сыктывкар в части предоставления места стоянки воздушным судам (далее также ВС).  

Заявитель указал, что Общество, начиная с третьей декады октября 2020 года, перестало позволять самостоятельное заруливание воздушных судов Авиакомпании на места стоянки (далее – МС), предоставляя услуги за буксировку и буксировочное транспортное средство («водило буксировочное»). При этом согласно NOTAM ограничения по заруливанию на МС отсутствуют.

Общество по каждому рейсу предъявляет плату за две услуги буксировки ВС, две услуги по предоставлению буксировочного водила, до октября 2020 года данные услуги предоставлялись Обществом как за одну услугу.

Тем самым, по мнению заявителя, Общество навязывает услуги по буксировке и предоставлению буксировочного водила, выставляя к оплате счета в размере 14768,75 руб., в которых Авиакомпания не нуждается.  

В соответствии с приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17 АО «Комиавиатранс» включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.   

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) АО «Комиавиатранс», осуществляющее аэропортовую деятельность, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг в аэропортах на территории Республики Коми. В связи с чем, на Общество распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» определено, что исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

При этом судам необходимо учитывать, что само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

В соответствии с пунктом 4 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 599 от 22.07.2009, услуги в аэропортах предоставляются их потребителям на основании договора об оказании услуг.

Как следует из материалов заявления, в период с 01.01.2020 по 30.04.2021 услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов АО «Авиакомпания «Россия» (Перевозчик) в аэропортах и посадочных площадках Республики Коми, в том числе в аэропорту Сыктывкар, оказывались Обществом на основании договора на наземное обслуживание воздушных судов от 22.12.2015 № 7.1/НО/151850 (далее – Договор от 22.12.2015).

С 01.05.2021 между сторонами заключен договор от 18.03.2021 № 7.1/НО/210507 (далее – Договор от 18.03.2021).

В соответствии с пунктом 3.1.1 приложения № 1 к Договору от 22.12.2015, приложения № 1 к Договору от 18.03.2021 Общество обязалось предоставлять услуги при наземном обслуживании ВС Перевозчика, в том числе обеспечение приема и выпуска (подготовки места стоянки и прием воздушного судна на место стоянки), буксировку ВС с использованием соответствующего буксировочного водила (с учетом примечаний, указанных в «Общих сведениях», размещенных на сайте Аэропорта).

Актуальная информация об аэропортах и типах принимаемых ВС размещена на сайте: www.komiaviatrans.ru

В соответствии с пунктом 24 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, пользователи воздушного пространства Российской Федерации, экипажи воздушных судов при выполнении полетов и диспетчеры управления воздушным движением при обслуживании воздушного движения руководствуются аэронавигационной информацией.

Порядок разработки и правила предоставления аэронавигационной информации утверждены приказом Минтранса России от 31.10.2014 № 305 (далее – Правила № 305).

Согласно пунктам 32, 33 Правил № 305 орган аэронавигационной информации осуществляет издание документов аэронавигационной информации, содержащих официальную аэронавигационную информацию, официальные аэронавигационные данные, в том числе Сборник аэронавигационной информации (АИП России), в котором содержатся местные правила использования аэродромов, в том числе аэродрома Сыктывкар.

Согласно сведениям, опубликованным в сборнике аэронавигационной информации «AIP» книга 1, часть III Аэродромы, AD 2, Международные аэродромы РФ УУЫЫ Сыктывкар (далее – Сборник), в аэропорту Сыктывкар функционирует 19 мест стоянок для ВС.

Как следует из материалов заявления, в аэропорту Сыктывкар имеются два вида мест стоянок для воздушных судов:

  1. позволяющие воздушным судам пользоваться местами стоянок самостоятельно (заруливание и выруливание на тяге собственных двигателей);
  2. требующие буксировку воздушных судов с использованием специализированного буксировочного транспортного средства при покидании места стоянки. На данные места стоянок воздушные суда имеют возможность заруливать на тяге собственных двигателей (ограничения не установлены). Для освобождения требуется буксировка воздушных судов.

Из письменных пояснений Авиакомпании, представленных в материалы заявления, следует, что АО «Авиакомпания «Россия» на рейсах в аэропорт Сыктывкар использует ВС типов Airbus 319, Airbus 320, с марта 2021 года – Сухой Суперджет 100 (RRJ95), которые не позволяют пользоваться местами стоянок первого типа.

При этом АИП России места стоянок, ограничения к местам стоянок для ВС А-319, А-320 в аэропорту Сыктывкар не предусмотрено.

Приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» (далее – приказ Минтранса России № 286).

Согласно пункту 59 приказа Минтранса России № 286 оператор аэродрома гражданской авиации разрабатывает, утверждает и обеспечивает соблюдение его работниками руководства по аэродрому и требований Правил. Оператор аэродрома гражданской авиации обновляет руководство по аэродрому при изменении воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего его деятельность, а также условий деятельности оператора аэродрома гражданской авиации. Руководство по аэродрому должно быть доступно для использования всеми работниками оператора аэродрома гражданской авиации.

В соответствии с пунктом 61 приказа Минтранса России № 286 руководство по аэродрому содержит раздел 4.9. Организация деятельности на перроне, в том числе: а) сведения о взаимодействии между органами обслуживания воздушного движения и органом, занимающимся организацией движения на перроне; б) сведения о распределении мест стоянок воздушных судов на перроне.

Согласно письму Федерального агентства воздушного транспорта РФ от 30.05.2017 исх. № 11889/04 Росавиацией актуализирована карта проверки операторов аэродромов, согласно которой при проверке документации в части организации деятельности на перроне (раздел 4.9) устанавливается наличие информации в руководстве по аэродрому, в качестве подтверждающих документов предоставляется схема расстановки и организация движения ВС, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродроме.

Таким образом, обязательным требованием к оператору аэродрома гражданской авиации является разработка и утверждение руководства по аэродрому.

В соответствии с Руководством по аэродрому Сыктывкар расстановка ВС на места стоянок осуществляется на свободные места стоянок наиболее рациональным способом с целью обеспечения безопасности движения ВС и спецтранспорта, а также удобства обслуживания ВС, учитывая вид перевозки (внутренний или международный, пассажирский или грузовой), продолжительности стоянки ВС, расположения стационарных средств наземного обслуживания, с учетом типа ВС и требований, предусмотренных в Сборнике и Руководством.

Необходимость буксировки ВС на аэродроме Сыктывкар определяется особенностями схемы руления ВС на перроне, состоянием покрытий перрона, РД, МС, техническим состоянием ВС, производственной необходимостью, обеспечением безопасности полетов при обслуживании ВС на земле. 

В письменных пояснениях Общество указало, что закрепление конкретных мест стоянок за перевозчиком не предусмотрено, что подтверждается также условиями Договора от 22.12.2015, Договора от 18.03.2021.  

Кроме того, информация по местам стоянок на аэродроме опубликована в Сборнике, Книга 1 (AIP RUSSIA AD 2.1UUYY-11).  

Как следует из материалов заявления, директором СП АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Сыктывкар» 14.11.2019 утверждено «Распределение мест стоянок воздушных судов на перроне аэродрома Сыктывкар», действующее до 29.09.2020.

Согласно данному акту расстановка ВС А-319, А-320 производится на МС №№ 1а, 1б, 2, 16, 17, 18, 19.

При этом для МС №№ 1а, 1б, 2, 16, 17, 18 установлены особенности заруливания/выруливания на МС и с МС, а именно «постановка буксировщиком «носом» на восток (запад), освобождение буксировщиком;

- для МС № 19 разрешается заруливание на тяге собственных двигателей «носом» на восток, освобождение буксировщиком; постановка буксировщиком «носом» на запад, освобождение на тяге собственных двигателей.

29.09.2020 Обществом утверждено «Распределение мест стоянок воздушных судов на перроне аэродрома Сыктывкар», согласно которому расстановка вышеуказанных мест стоянок для воздушных судов А-319, А-320 сохранилась.   

При этом, как следует из материалов заявления, в период с января 2020 года по сентябрь 2020 года Общество фактически предоставляло ВС А-319, А-320 Авиакомпании места стоянок №№ 1, 2, 17, 18, 19 с разрешением самостоятельного заруливания (выруливания) на тяге собственных двигателей на (с) МС ВС, предъявляя Авиакомпании по каждому рейсу плату за одну услугу буксировки ВС и одну услугу по предоставлению буксировочного водила.

Начиная с 02.10.2020 Общество, предоставляя для ВС А-319, А-320 Авиакомпании МС №№ 1, 2 в аэропорту Сыктывкар, прекратило давать разрешение на самостоятельное заруливание (выруливание) ВС на тяге собственных двигателей на указанные МС, предъявляя Авиакомпании по каждому рейсу плату за две услуги буксировки ВС и две услуги по предоставлению буксировочного водила: постановка на МС и освобождение с МС. В связи с чем, плата за указанные услуги с 02.10.2020 увеличилась в два раза.

В ходе рассмотрения заявления Коми УФАС России пунктом 11 требования от 27.04.2021 № 02-07/2984, направленного в адрес Общества, запросило у АО «Комиавиатранс» письменную информацию о причинах и основаниях, по которым начиная с октября 2020 года Общество прекратило предоставлять возможность Авиакомпании самостоятельно производить заруливание при постановке ВС на МС, выруливание при покидании ВС с МС, со ссылкой на норму (статью, пункт) нормативного акта, которым это предусмотрено (не предусмотрено), с приложением копий подтверждающих документов.

Письмом от 11.06.2021 № 11.1/2357 (вх. № 2588 от 11.06.2021) АО «Комиавиатранс» указало, что данное обусловлено тем, что для ВС Airbus 319, Airbus 320 разрешается постановка на МС №№ 1, 2, 16-19, на которых возможность заруливания и выруливания на тяге собственных двигателей отсутствует.

Из письменных пояснений АО «Комиавиатранс», представленных в материалы заявления письмом от 06.05.2022 № 11.1/2075, следует, что решение о необходимости буксировки ВС принимается исходя из Сборника, Руководства по аэродрому Сыктывкар и наличия свободных мест стоянок.   

В результате исследования материалов заявления доказательства, свидетельствующие об изменении с 02.10.2020 Авиакомпанией выполнения ВС А-319, А-320 рейсов, изменения Обществом распределения мест стоянок воздушных судов А-319, А-320 на перроне аэродрома Сыктывкар, антимонопольным управлением не установлены, Обществом таковые не представлены.  

Из письменных пояснений заявителя следует, что Авиакомпания дополнительные услуги по буксировке воздушных судов на места стоянок не запрашивала, буксировка воздушных судов на места стоянок по прибытию на аэродром г. Сыктывкара производится по требованию Аэропорта.

Из материалов заявления, письменных пояснений заявителя от 29.04.2022 № 45/650, документов, представленных АО «Комиавиатранс», установлено, что Общество, начиная с 01.05.2021, предоставляет Авиакомпании возможность самостоятельного заруливания (выруливания) ВС А-319, А-320 на тяге собственных двигателей к (с) МС в аэропорту Сыктывкар, что документально подтверждено актами выполненных работ (услуг) по аэропортовому и наземному обслуживанию в период с мая 2021 года по апрель 2022 года, счетами – фактурами, предъявленными Обществом к оплате Авиакомпании.     

Таким образом, из материалов заявления установлено, что АО «Комиавиатранс» при наличии технической возможности самостоятельного заруливания (выруливания) на тяге собственных двигателей на места стоянок в аэропорту Сыктывкар, предоставляло ВС А-319, А-320 Авиакомпании в период с 29.09.2020 по 30.04.2021 буксируемые места стоянок №№ 1, 2, 16-18, в результате чего Авиакомпания вынуждена дополнительно оплачивать Обществу плату за работы (услуги) по буксировке ВС, «Водило буксировочное». 

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» определено, что злоупотреблением доминирующим положением может быть признано использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона).

При рассмотрении споров, связанных с применением указанной нормы, необходимо исходить из того, что навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов. При оценке наличия факта злоупотребления доминирующим положением в указанных случаях судам также необходимо учитывать

 АО «Комиавиатранс» является субъектом естественной монополии в сфере аэропортовых услуг в Республике Коми, в том числе в аэропорту Сыктывкар, и занимает доминирующее положение на товарном рынке аэропортовых услуг, включая услуги наземного обслуживания воздушных судов.

Из письменных пояснений Заявителя следует, что в результате действий АО «Комиавиатранс» Перевозчик понес необоснованные затраты и ущерб в размере стоимости навязанных Обществом дополнительных услуг по буксировке воздушных судов, водило буксировочное -  5 093 431,25 руб.

 Несмотря на то, что Общество начиная с 01.05.2021 предоставляет воздушным судам А-319, А-320 Авиакомпании в аэропорту Сыктывкар места стоянок второго типа, на которых разрешено заруливание (выруливание) ВС на тяге собственных двигателей, расстановка мест стоянок ВС в аэропорту Сыктывкар, согласно утвержденному акту от 29.09.2020, сохранилась.

В решении Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2021 по делу № А 29-10944/2021 указано, что особенности заруливания/выруливания ВС на МС, установленные в локальном нормативном акте от 29.09.2020, утверждённом директором СП АО «Комиавиатранс», необоснованно ограничивают возможности ВС по заруливанию/выруливанию на МС на аэродроме г. Сыктывкара. Данный локальный нормативный акт, как указано судом, противоречит АИП России.

В соответствии с пунктом 2 раздела УУЫЫ АД 2.20 «Местные правила использования аэродрома» АИП России руление на аэродроме г. Сыктывкара без разрешения диспетчера стартового диспетчерского пункта (Аэропорта) запрещено, прибывающие ВС выполняют руление на МС в соответствии с указаниями диспетчера стартового диспетчерского пункта (Аэропорта). 

При таких обстоятельствах в действиях АО «Комиавиатранс», занимающего доминирующее положение на товарном на рынке оказания услуг в аэропортах на территории Республики Коми, выразившихся в навязывании АО «Авиакомпания «Россия» невыгодных условий договора в части предоставления воздушным судам А-319, А-320 в аэропорту Сыктывкар буксируемых мест стоянок №№ 1, 2, 16-18, на которых имеется возможность заруливания (выруливания) ВС на тяге собственных двигателей и на которых Общество фактически разрешало ВС Авиакомпании производить заруливание (выруливание) на тяге собственных двигателей, в результате чего заявитель понес дополнительные расходы по оплате работ (услуг) по буксировке воздушных судов, «Водило буксировочное», что привело к ущемлению интересов Авиакомпании в сфере предпринимательской деятельности, установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.    

При этом причинами и условиями, способствовавшими возникновению нарушения Обществом пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является локальный нормативный акт Общества «Распределение мест стоянок воздушных судов на перроне аэродрома Сыктывкар», утвержденный 29.09.2020, которым установлены особенности постановки воздушных судов А-319, А-320 перевозчиков в аэропорту Сыктывкар на буксируемые места стоянок №№ 1а, 1б, 2, 16, 17, 18, что не предусмотрено АИП России, и на которых имеется возможность заруливания (выруливания) ВС на тяге собственных двигателей и которые Обществом в период с января 2020 года по сентябрь 2020 года, с 01.05.2021 предоставлялись (предоставляются) АО «Авиакомпания «Россия».

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает АО «Комиавиатранс» о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем:

приведения локального нормативного акта «Распределение мест стоянок воздушных судов на перроне аэродрома Сыктывкар», утвержденного директором СП АО «Комиавиатранс» 29.09.2020 в соответствие с аэронавигационной информацией, опубликованной в Сборнике (АИП России), 

внесения изменений «Распределение мест стоянок воздушных судов на перроне аэродрома Сыктывкар» от 29.09.2020 (принятия нового акта) в раздел «Особенности заруливания и выруливания ВС на МС и с МС в части предоставления для ВС А-319, А-320 мест стоянок №№ 1а, 1б, 2, 16, 17, 18 второго типа с разрешением заруливания (выруливания) на тяге собственных двигателей.

Срок исполнения предупреждения – до 01.09.2022.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Врио руководителя управления                                                                       <…>      

Связанные организации

Связанные организации не указаны