Постановление №АГ/3831/23 Постановление от 14 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-268/2023

об административном правонарушении

 

13 июня 2023 года г. Сыктывкар

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, возбужденного определением Коми УФАС России от 29.03.2023 № 02-01/2065 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении <...>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило заявление <...> о нарушении со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» (далее – сетевая организация, Общество) порядка технологического присоединения принадлежащего заявителю объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: Республика Коми, <...> (далее по тексту – Объект), к электрическим сетям сетевой организации.

Рассмотрев материалы заявления <...>, должностное лицо пришло к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ.

Определением Коми УФАС России от 29.07.2022 № 02-06/5904 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-656/2022 и назначено проведение административного расследования. По результатам рассмотрения административного дела № 011/04/9.21-656/2022 в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» установлено нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившееся в нарушении срока осуществления технологического присоединения Объекта <...> к электрическим сетям Сетевой организации, предусмотренного договором об осуществлении технологического присоединения, техническими условиями № <...>.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.

Определением Коми УФАС России от 29.03.2023 № 02-01/2065 в отношении<...> возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-268/2023, назначено проведение административного расследования, в качестве потерпевшего лица по данному делу привлечен <...>.

Определением Коми УФАС России от 18.04.2023 № 02-01/2592 срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-268/2023 продлен до 18.05.2023, <...> и потерпевший <...> вызваны на 15.05.2023 для дачи объяснений по факту нарушения. Также определением от 18.04.2023 № 02-01/2592 разъяснено, что в случае установления в действиях <...> нарушения требований части 1 статьи 9.21 КоАП РФ Коми УФАС России 15.05.2023 в 16 час. 20 мин. будет составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам проведенного административного расследования по делу № 011/04/9.21-268/2023 в отношении <...> 15.05.2023 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Определением Коми УФАС России № ПК/3209/23 от 16.05.2023 рассмотрение дела № 011/04/9.21-268/2023 назначено на 30.05.2023.

Определением Коми УФАС России № ПК/3543/23 от 30.05.2023 срок рассмотрения дела № 011/04/9.21-268/2023 продлен до 30.06.2023, рассмотрение дела № 011/04/9.21- 268/2023 отложено на 13.06.2023.

Копия определения № ПК/3543/23 от 30.05.2023 была направлена, в том числе по адресу места жительства <...> Конверт с определением вернулся в Коми УФАС России 01.06.2023 в связи с истечением срока хранения.

Также в целях извещения <...> о времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении Коми УФАС России 30.05.2023 направило телеграмму по адресу места жительства <...>.

Согласно извещению ПАО «Ростелеком» от 31.05.2023 телеграмма <...> не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: В целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодексом об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Коми УФАС России приняты достаточные и все возможные меры для извещения <...> о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

С учетом частей 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ, применяя по аналогии закона часть 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, <...> считается уведомленным в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-268/2023.

Административное дело № 011/04/9.21-268/2023 рассмотрено 13.06.2023 в отсутствие <...> и потерпевшего <...>, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Рассмотрев 13.06.2023 материалы административного дела № 011/04/9.21-268/2023, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Согласно абзацу 8 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 договор (в редакции, действовавшей 13.12.2021 - на дату заключения договора) должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 определены в разделе X Правил № 861. Так, в соответствии с пунктом 104 Правил № 861 договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Согласно пункту 108 Правил № 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).

В соответствии пунктом 17 Правил № 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

К материалам административного дела № 011/04/9.21-656/2022 приобщены копии следующих документов:

1. Свидетельства о государственной регистрации права<...>, в соответствии с которым Объект на праве собственности принадлежит Заявителю.

2. Поданной <...> заявки физического лица от 03.12.2021 на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Данная заявка не содержит указание на исключительно опосредованное технологическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям.

4. Типовых условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее по тексту – Типовые условия договора), в соответствии с пунктом 19 которых договор об осуществлении договор об осуществлении технологического присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям сетевой организации считается заключенным со дня оплаты заявителем счета, выставленного в личном кабинете Заявителя.

5. Технических условий № <...> (далее по тексту – Технические условия), в соответствии с которыми мощность присоединяемых энергоустановок Объекта не превышает 15 кВт, класс напряжения не превышает 0,4 кВ, категория надежности – третья, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев. Исходя из технических условий, <...> соответствует категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил № 861.

7. Платежного поручения № <...>, в соответствии с которым Заявителем была перечислена Сетевой организации за услугу по технологическому присоединению сумма в размере <...>.

Исходя из платежного поручения договор между Сетевой организацией и Заявителем был заключен 13.12.2021. Соответственно, начало течения срока технологического присоединения – 13.12.2021, завершение – 13.06.2022.

В соответствии с Техническими условиями:

Сетевая организация осуществляет, в том числе:

10.1. Требование к электрической сети:

10.2. Для обеспечения трех фаз выполнить подвеску провода СИП - 2 на опоры <...> от опоры № 9 до земельного участка заявителя (для опосредованного присоединения). Тип и сечение провода, протяженность и трассу строительства определить проектом.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-656/2022 установлено, что технологическое присоединение Объекта <...> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» не осуществлено.

На определение Коми УФАС России по Республике Коми от 29.07.2022 № 02-06/5904 письмом от 23.08.2022 № МР2/5/016-119-12-1/199 кнф (вх. № 3356 от 23.08.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что Сетевая организация не является собственником находящегося в общедолевой собственности членов СНТ <...> имущества (земля, объекты инфраструктуры, иное), находящегося в пределах товарищества.

Аналогичные пояснения были представлены ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 12.10.2022 № МР2/5/016-119-11-2/790кнф (вх. № 3950 от 12.10.2022).

На основании пункта 2.1 статьи 123.13, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Сетевая организация сделала вывод, что она не вправе самостоятельно определять технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств осуществляющих ведение садоводства и огородничества граждан, без согласования таких условий с высшим органом управления товарищества.

Для выполнения работ по технологическому присоединению Сетевая организация 15.02.2022 подготовила запрос председателю СНТ <...> о принадлежащих товариществу объектах электрохозяйства, а также о необходимости проведения общего собрания членов товарищества в целях получения разрешения на использование этих объектов.

Письмом от 21.02.2022 председатель СНТ <...> уведомил Сетевую организацию о том, что не уполномочен давать разрешение на использование объектов электрохозяйства.

Письмом от 19.04.2022 Сетевая организация предложила СНТ <...> безвозмездно передать ей объекты электрохозяйства товарищества.

СНТ <...> 27.06.2022 выразило согласие на безвозмездную передачу трансформатора, разъединителя и приборов учета электроснабжения и направило в адрес Сетевой организации пакет документов.

Сетевая организация 01.07.2022 повторно обратилась в СНТ <...> за предоставлением правоустанавливающих документов на ЛЭП и КТП № 6184.

Сетевой организацией были представлены копии документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий.

На определение Коми УФАС России по Республике Коми от 29.08.2022 № 02-06/6734 письмом от 03.09.2022 № МР2/5/016-119-11-2/499 кнф (вх. № 3686 от 20.09.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что при выборе опосредованного способа технологического присоединения Объекта к электрическим сетям Сетевая организация руководствовалась следующими обстоятельствами: целесообразность строительства параллельных сетей к уже существующим и принадлежащим СНТ; техническое состояние сетей СНТ; необходимость согласования строительства с третьими лицами.

Аналогичные пояснения были представлены ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 1210.2022 № МР2/5/016-119-11-2/790кнф (вх. № 3950 от 12.10.2022).

Сетевая организация сделала вывод об отсутствии со своей стороны нарушения пункта 16 Правил № 861 и о наличии объективных препятствий исполнению договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям Объекта <...>.

Вместе с тем ссылка Сетевой организации на наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному проведению мероприятий технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, несостоятельна.

Опосредованный способ технологического присоединения Объекта к электрическим сетям через объекты электрохозяйства СНТ <...> был выбран Сетевой организацией в одностороннем порядке, без волеизъявления <...>.

Выбор Сетевой организацией способа технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям не должен противоречить положениям Правил № 861, в том числе нарушать срок технологического присоединения к электрическим сетям, нарушать права и законные интересы потребителя.

Условие договора по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям является существенным условием договора.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен с целью защиты потребителя, выступающего более слабой стороной в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии. Наличие законодательно установленного срока вносит правовую определенность в отношения сторон, что к указанному сроку соответствующие мероприятия будут выполнены, а право реализовано.

Также необходимо отметить, что подпунктом «г» пункта 25(1) Правил № 861 предусмотрено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны, в том числе распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).

Аналогичные требования также предусмотрены пунктом 1 Типовых условий договора, в соответствии с которым Сетевая организация принимает на себя обязательства, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.

В рассматриваемом случае обязанность по согласованию с СНТ <...> осуществления технологического присоединения Объекта <...> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие садовому некоммерческому товариществу, возложена именно на Сетевую организацию.

Заключая двусторонний возмездный договор о технологическом присоединении, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, Сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности Сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что действующие законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе в части сроков осуществления технологического присоединения и урегулирования Сетевой организацией отношений с иными лицами, связанными с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям Общества.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-656/2022 не установлено, что ПАО «Россети Северо-Запад» были предприняты достаточные меры, направленные на согласование осуществления технологического присоединения Объекта <...> к электрическим сетям Сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СНТ <...>.

Также в материалы административного дела № 011/04/9.21-656/2022 ПАО «Россети Северо-Запад» не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у Общества объективных обстоятельств, не позволяющих осуществить технологическое присоединение Объекта <...> к электрическим сетям Сетевой организации в установленные сроки.

На дату рассмотрения дела № 011/4/9.21-656/2022 об административном правонарушении (10.11.2022) технологическое присоединение Объекта <...> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» не осуществлено.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», нарушив срок технологического присоединения Объекта <...> к электрическим сетям, который истек 13.06.2022, нарушило положение пункт 16 Правил № 861, то есть порядок подключения (технологического присоединения).

С учетом вышеизложенного, Коми УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Исходя из нормы ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

При рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-268/2023 Коми УФАС России установлено, что причиной неисполнения ПАО «Россети Северо-Запад» обязательства по технологическому присоединению Объекта заявителя <...> к электрическим сетям в срок до 13.06.2022 является невыполнение строительно-монтажных работ подрядным способом, лицом ответственным за которое согласно пункту 1.3 приказа <...> филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми от <...> является <...>.

В материалах административного дела имеется копия приказа <...> филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми от <...>.

Согласно пункту 1.3 указанного приказа ответственным лицом в <...> за своевременность и качество исполнения мероприятий технических условий по договорам ТП, возложенных на сетевую организацию, за исключением случаев, указанных в п. 1.2.2 настоящего приказа, назначен <...>.

В материалах административного дела имеются копии следующих документов:

- трудового договора № <...>;

- приказа от <...> о переводе <...> на должность <...>;

- должностной инструкции <...>;

- должностной инструкции <...>;

- положения об <...>.

В соответствии с трудовым договором № <...>, заключенным между ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Комиэнерго» (в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад») и <...>, последний принят на должность <...>.

Приказом <...>ПАО «МРСК Северо-Запад» «Комиэнерго» от <...> «О переводе работника на другую должность» <...> назначен на должность <...>.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-656/2022 Коми УФАС России было установлено, что мероприятия, предусмотренные п. 10 технических условий, в полном объеме ПАО «Россети Северо-Запад» в установленные сроки в отношении Объекта <...> не выполнены.

Из имеющихся материалов усматривается, что в рассматриваемом случае ответственным должностным лицом ПАО «Россети Северо-Запад» за осуществление технологического присоединения Объекта <...> к электрическим сетям Сетевой организации, является <...>.

В связи с чем, <...> является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.

Следовательно, <...> нарушены требования пункта 16 Правил № 861 в части неосуществления технологического присоединения Объекта <...> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» в сроки, предусмотренные Правилами № 861, договором об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, <...> допустил нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – Республика Коми, <...>.

Время совершения правонарушения – 14.06.2022.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения <...> к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, не истек.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что <...> совершил рассматриваемое правонарушение в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность<...>, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения.

Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений.

В таких условиях совершенное <...> правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.

При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения. При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.

Ранее постановлением Коми УФАС России от 28.04.2023 № ПК/2901/23 по делу № 011/04/9.21-236/2023 <...> признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. <...> назначено административное наказание в виде предупреждения.

Кроме того, постановлением Коми УФАС России от 08.06.2023 № АГ/3761/23 по делу № 011/04/9.21-262/2023 <...> признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. <...> назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Таким образом, наличие предшествующего правонарушения в настоящем деле доказывают постановления по делам № 011/04/9.21-236/2023, № 011/04/9.21-262/2023, в соответствии с которыми <...> привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Следовательно, рассматриваемое административное правонарушение, совершенное <...>, не является впервые совершенным административным правонарушением. Соответственно, <...> нельзя считать впервые совершившим административное правонарушение.

Учитывая изложенное, в данной ситуации из материалов дела не следует, что имеются все необходимые условия для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как совершение правонарушения впервые.

Таким образом, отсутствуют обязательные условия, при которых возможна замена административного штрафа предупреждением.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Коми УФАС России определениями от 16.05.2023 № ПК/3209/23, от 30.05.2023 № ПК/3543/23 у <...> были запрошены сведения об имущественном положении с приложением подтверждающих документов. Однако указанные сведения и документы <...> в Коми УФАС России не представлены.

С учетом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении <...> в рассматриваемом случае составит 10 000 (десять тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

Штрафная санкция, назначенная <...> Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <...> административного правонарушения, личность <...>., отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, отсутствие сведений об имущественном положении <...>, в соответствии с частью 1 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить<...> административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

018702501

Сч. №

03100643000000010700

Банк получателя

ИНН 1101481197

КПП 110101001

Сч. №

40102810245370000074

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

(КОМИ УФАС РОССИИ)

Вид оп.

01

Срок плат.

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-268/2023 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 13.06.2023

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

На основании части 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны