Решение (комиссия) №ОД/40/24 Решение от 10 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-1095/2023

 

09 января 2023 года                                                                                           г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 156 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» в составе: <......> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фарм-СТ» (143960, Московская обл., г. Реутов, Фабричная ул., д. 7, пом. 4; ОГРН:  1112651012902, ИНН: 2636801680, КПП: 504101001) (далее – ООО «Фарм-СТ») от 25.12.2023 (вх. от 26.12.2023 № 9510/23) на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 25; ОГРН: 1021100529603, ИНН: 1101482521, КПП: 110101001) (далее – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка капиллярного блока», извещение № 0307200030623003569 (далее - жалоба),

в присутствии:

- <......>, <......>, <......> – представителей ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» по доверенностям от 01.01.2023;

- <......> – представителя государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее – ГКУ РК «ЦООиПТ») по доверенности от 09.01.2024 № 3,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО «Фарм-СТ» от 25.12.2023 (вх. от 26.12.2023 № 9510/23) на действия заказчика – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона ««Поставка капиллярного блока», извещение № 0307200030623003569 (далее - закупка, электронный аукцион).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с чем, принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО «Фарм-СТ», ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер» надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» письмом от 28.12.2023 № 18-16/2143 (вх. от 29.12.2023 № 9683-ЭП/23) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

ГКУ РК «ЦООиПТ» письмом от 29.12.2023 № 099-02/112 (вх. от 29.12.2023 № 9673/23) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

ООО «Фарм-СТ» обжалован проект контракта, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществления закупки, а именно пункт 8.6 проекта контракта, в котором установлено требование об установлении остаточного срока годности Товара на момент его приемки Заказчиком – не менее 12 месяцев.

По мнению заявителя, установление в документации зауженных показателей ведет к необоснованному ограничению количества участников закупки, что нарушает статью 8 Закона о контрактной системе, а также нарушают права потенциальных участников закупки на участие в аукционе.

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы, заслушав представителей ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» и ГКУ РК «ЦООиПТ» пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», уполномоченным органом – ГКУ РК «ЦООиПТ».

Объект закупки – «Поставка капиллярного блока».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 866 398,16 руб.

Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 11.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 26.12.2023 07:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 26.12.2023.

Дата подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 28.12.2023.

2. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, проект контракта.

Так, Заказчиком во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе в составе извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 03072000306230003569 содержится следующий электронный документ – «Проект контракта» (далее – проект контракта).

В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 8.6 проекта контракта: «Остаточный срок годности Товара на момент его приемки Заказчиком должен составлять не менее 12 месяцев. В случае предложения Поставщика снизить цену на товар с меньшим сроком годности, при наличии потребности у Заказчика в Товаре с меньшим сроком годности, Поставщик вправе поставить Товар с меньшим сроком годности. Согласие на меньший срок годности отражается в заявке Заказчика».

Согласно пункту 1 статьи 472 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).

По смыслу указанной нормы в отношении товара, имеющего срок годности, установленного производителем, в документации о закупки должен быть предусмотрен срок, в течение которого товар может быть использован потребителем без изменения его функциональных характеристик и по назначению, до истечения срока годности (т.н. остаточный срок годности).

Статьей 473 ГК РФ установлено, что срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Любой товар, срок годности которого не истек, является качественным. Это, соответственно, влияет и на природу нарушений положений государственного контракта о сроке годности. При нарушении требований об остаточном сроке годности не применимы положения статьи 475 ГК РФ о последствиях передачи товара ненадлежащего качества.

Срок годности сам по себе не является качественной характеристикой товара: в течение срока годности товар полностью пригоден к использованию и товар, в частности сохраняет все свои качественные характеристики.

Действующее законодательство не связывает значение остаточного срока годности с критерием качества товара. Остаточный срок годности товара не является функциональной, технической или качественной характеристикой товара.

Процедура торгов по своей правовой природе является публичной офертой, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 435 ГК РФ представляет собой предложение, которое должно быть достаточно определенным и содержать существенные условия договора, определяемые, в том числе конкурсной документацией.

Размещение на официальном сайте аукционной документации является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ, акцепт которой образует договор и порождает обязанность его исполнить. Заявка на участие в электронном аукционе рассматривается в качестве акцепта оферты.

Следовательно, в силу совокупного толкования положений Закона о контрактной системе и ГК РФ подача участником заявки для участия в закупке в электронной форме предполагает, что участник ознакомился с тем, какие услуги должны быть оказаны при исполнении.

2.1. Доводы заявителя сводятся к тому, что требование об остаточном сроке годности товара – не менее 12 месяцев противоречит Закону о контрактной системе, поскольку общий срок годности на указанный товар составляет 12 месяцев (который исчисляется с момента изготовления), в связи с чем, поставка товара с остаточным сроком годности не менее 12 месяцев невозможна, так как кроме всего прочено необходим срок на доставку, а в действующих условиях логистические связи значительно увеличены.

Согласно письменной информации ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» от 28.12.2023 № 18-16/2143 (вх. от 29.12.2023 № 9683-ЭП/23) капиллярный блок необходим для проведения капиллярного электрофореза, выделенной ДНК из криминалистических образцов и объектов, исследуемых в генетических экспертизах, назначаемых Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми и Сыктывкарским городским судом Республики Коми.

Капиллярный блок является неотъемлемой частью генетического анализатора Applied Biosystems 3500. В капиллярном блоке, заполненных полимером, происходит электрофоретическое разделение флуоресцентно-меченых фрагментов ДНК с последующим ее фрагментным анализом объектов для установления и индивидуализирующих признаков (генотипов).

На капиллярном блоке установлен чип, на котором указано информация о сроке эксплуатации, при окончании срока годности на анализаторе появляется предупреждение.

В среднем один капиллярный блок используется примерно 4-5 месяцев, срок использования зависит от количества экспертиз, в год Учреждению необходимо два – три капиллярных блока, закупка осуществлялась на 2024 год.

Учреждению необходимо иметь в наличии расходные материалы для анализатора, с достаточно большим сроком годности, для непрерывной деятельности.

Как указано ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», при подготовке к размещению закупки Заказчиком был произведен анализ рынка в полном объеме. Согласно информации от потенциального участника закупки, полученной в ходе телефонного разговора, срок годности на капиллярный блок составляет 15 месяцев.

Кроме того, ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» после подачи жалобы, учреждением запрошена у потенциального участника информация о сроке годности капиллярного блока, который составляет 13 месяцев, что документально подтверждено фотографией капиллярного блока с маркировкой срока годности, которая приобщена заказчиком в материалы жалобы.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 24.05.2017 № ИА/34601/17 «О разъяснении установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий» заказчики не ограничены в условиях указания фразы «не менее» при установлении требований к остаточному сроку годности, в связи с чем в случае предложения к поставке медицинского изделия со сроком годности, превышающим требуемый, заказчик не вправе отклонять такую заявку, поскольку срок годности, превышающий требуемый период, в течение которого медицинское изделие сохраняет свою пригодность, является соответствующим требованиям заказчика. Вместе с тем необходимо учитывать требования, устанавливающие окончание срока, определенного периодом времени, предусмотренные статьей 192 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 8.6 проекта контракта также установлено условие о том, что при наличии потребности Заказчика в Товаре с меньшим сроком годности, Поставщик вправе поставить Товар с меньшим сроком годности, что подразумевает вариативность остаточного срока годности товара позволяет выйти на участие в закупке участников закупки у которого остаточный срок годности товара меньше чем 12 месяцев.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Кроме того, податель жалобы не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с наличием в пункте 8.6 проекта контракта требования к остаточному сроку годности товара – не менее 12 месяцев при проведении электронного аукциона. Не подтверждено наличие объективных препятствий для участия Заявителя в закупке, а также для поставки товара с меньшим сроком годности.

Оспариваемые ООО «Фарм-СТ» требования к остаточному сроку товара не влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставке, в том числе не ограничивают право заявителя на участие в электронном аукционе, и не препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке.

Таким образом, действие заказчика в части установления в пункте 8.6 проекта контракта требования об остаточном сроке годности товара – не менее 12 месяцев, не нарушают установленные положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также положения гражданского законодательства Российской Федерации.

3. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По данной жалобе предписание выдаче не подлежит, так как нарушения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» отсутствуют.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Фарм-СТ» необоснованной.

2. По результатам рассмотрения жалобы в действиях заказчика – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» нарушений законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки не выявлено.

3. С учетом того, что нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при установлении в пункте 8.6 проекта контракта требования об остаточном сроке годности товара – не менее 12 месяцев отсутствуют, предписание не выдавать.

4. Передать копию жалобы уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения в части доводов о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<......>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<......>

 

 

 

 

 

 

<......>

 

 

 

 

 

 

2024-49

 

 

Связанные организации

ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420
ГБУЗ РК "Бюро СМЭ"
ИНН 1101482521, ОГРН 1021100529603
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Фарм-СТ"
ИНН 2636801680, ОГРН 1112651012902