Решение №01-122/8014 РЕШЕНИЕ от 27 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

 


Общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западный Расчетный Центр»

Пушкина ул., д. 2, пом. 213, г. Ухта, Республика Коми, 169300

Общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера»

   
 

Оплеснина ул., д. 4, г. Ухта, Республика Коми, 169300

 

Электронная площадка

«РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

   

27 октября 2021 года

 

№ 01-122/8014

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Северо-Западный Расчетный Центр» (далее – заявитель) исх. № 227/01 от 06.10.2021 (вх. № 4389 от 08.10.2021), дополнения к жалобе исх. от 14.10.2021 б/н (вх. от 14.10.2021 № 4475), касающиеся действий общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (далее – ООО «Региональный оператор Севера», организатор закупки) при проведении запроса предложений в электронной форме (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32110658567) на оказание услуг по расчетно-информационному обслуживанию потребителей для нужд ООО «Региональный оператор Севера» (далее – закупка, запрос предложений),

при участии:

<…>;

<…>,

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявителем обжалуются положения извещения, документации запроса предложений.

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Срок принятия решения по жалобе был продлен однократно на основании статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком закупки явилось ООО «Региональный оператор Севера».

Положение о закупке товаров, работ, услуг ООО «Региональный оператор Севера» утверждено решением Совета директоров ООО «Региональный оператор Севера» от 28.05.2021 года, размещено в единой информационной системе 04.06.2021 (далее – Положение).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса предложений в электронной форме.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Извещение о проведении закупки размещено в единой информационной системе 21.09.2021.

Начальная (максимальная) цена договора: 374 440 986,80 рублей.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

1. По доводу заявителя в части указания в извещении и документации закупки различных способов осуществления закупки установлено следующее.

Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Пунктом 1 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о способе осуществления закупки.

Из извещения и документации о проведении закупки следует, что закупка проходит в форме запроса предложений в электронной форме.

Как пояснил представитель заказчика, в извещении, прикреплённом в виде документа, допущена техническая ошибка, выразившаяся в указании в пункте 1 извещения, что закупка проводится способом запроса котировок в электронной форме.

Как указано представителем заявителя, из содержания извещения, документации закупки способ проведения закупки был ему понятен.

Проанализировав извещение, документацию о закупке, комиссией Коми УФАС России установлено, что из содержания размещенных документов можно сделать вывод о способе проведения закупки.

Таким образом, Комиссией Коми УФАС России нарушений по указанному доводу не установлено.

2. По доводу заявителя в части размещения заказчиком запросов на разъяснение положений документации с указанием участника закупки, направившего запрос, установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что в ЕИС, вместе с ответами на поступившие запросы, размещены, в том числе, запросы участников закупки.

Проанализировав имеющиеся материалы, представленные электронной торговой площадки «РТС-тендер», заказчиком, Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчик разместил в ЕИС разъяснение положений документации с указанием участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Таким образом, заказчик в нарушение части 3 статьи 3.2 Закона о закупках разместил в ЕИС разъяснение положений документации с указанием участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

3. По доводу заявителя в части неразмещения заказчиком в проекте договора приложений №№ 6, 7 установлено следующее.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Разделом 2 проекта договора установлены положения, касающиеся предмета договора.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.1.7 раздела 2 проекта договора в соответствии с условиями настоящего договора агент принимает на себя обязательства от имени, по поручению, и за счет принципала, за вознаграждение, ежемесячно, в пределах срока действия договора, осуществлять юридические и фактические действия, в том числе ведение финансово-лицевых счетов потребителей, включающее в себя обеспечение принудительного взыскания просроченной задолженности за услуги в соответствии с Регламентом претензионно-исковой работы (Приложение №7 к договору) мониторинг дебиторской задолженности потребителей за услуги по обращению с ТКО, при необходимости направление претензий, уведомлений, сообщений должникам осуществление подготовки, направления/подачи в суд заявлений на выдачу судебных приказов

Согласно пункту 2.7 раздела 2 проекта договора в период действия договора стороны придерживаются согласованного Регламента взаимодействия (Приложение № 6 к настоящему Договору).

Как пояснил представитель ООО «Региональный оператор Севера» приложения №№ 6, 7 будут заполнены после подписания договора.

Частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ установлено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с частью 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Как следует из проекта договора, приложения №№ 6,7 проекта договора относятся к предмету договора, следовательно, являются существенными условиями для участников закупки.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, размещение заказчиком закупки проекта договора без полных приложений №№ 6, 7 не свидетельствует о надлежащем размещении проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Таким образом, ООО «Региональный оператор Севера» в нарушение части 5 статьи 4 Закона о закупках не разместило в ЕИС надлежащий (полный) проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

4. По доводу заявителя в части установления заказчиком в пункте 1.1.5 закупочной документации требования к участникам закупки, что участник должен состоять на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58 установлено следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

ООО «Региональный оператор Севера» в возражениях по данному доводу жалобы указало, что такое требование установлено в соответствии с требованиями законодательства - постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58, Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее – Закон о деятельности по приему платежей физических лиц).

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, по пункту 2 которого:

2. Постановке на учет в территориальном органе подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели, в том числе:

в) операторы по приему платежей.

Согласно пунктам 1-4 статьи 2 Закона о деятельности по приему платежей физических лиц в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно части 14 статьи 4 Закона о деятельности по приему платежей физических лиц платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Согласно пункту 2.1 проекта договора в составе закупочной документации - в соответствии с условиями настоящего Договора Агент принимает на себя обязательства от имени, по поручению, и за счет Принципала, за вознаграждение, ежемесячно, в пределах срока действия Договора, осуществлять следующие юридические и фактические действия:

2.1.1.3. Учет и распределение денежных средств, поступивших от Потребителей, в счет платы за услуги, по финансово-лицевому счету каждого из Потребителей.

2.1.3. Организацию сбора (приема) от Потребителей денежных средств, в счет платы за услуги, с зачислением поступивших денежных средств на соответствующий счет Агента.

2.1.3.1. Сбор денежных средств от Потребителей, в счет платы за услуги, включает в себя прием денежных средств на счет Агента, через операционные кассы учреждений банков, отделения АО «Почта России», иных платежных агентов, а также банковские и иные платежные терминалы.

2.1.6. Ежедневное перечисление денежных средств, поступивших от Потребителей на счет Агента, на указанный Принципалом счет в кредитной организации за вычетом подлежащего оплате агентского вознаграждения, при этом перечисление денежных средств осуществляется на следующий рабочий день после дня получения реестров от банков и платежных агентов или по письменному распоряжению Принципала в иные сроки (с иной периодичностью).

Исходя из приведенных выше положений Закона о деятельности по приему платежей физических лиц и предмета договора, заключаемого по результатам закупки, исполнитель по договору будет выполнять функции оператора по приему платежей.

Исходя из требований Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 такое лицо подлежит постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, указано следующее:

«Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.»

Таким образом, указание заказчиком особых требований к исполнителю, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики его деятельности, не может расцениваться как ограничение круга потенциальных участников.

Установленное заказчиком требование, оспоренное заявителем, продиктовано требованиями законодательства.

Также заявителем оспорен критерий оценки заявок, указанный в пункте 2.2 приложения № 1.1. к техническому заданию закупочной документации:

По пункту 2.2 приложения № 1.1. к техническому заданию критерием оценки является наличие уведомления о постановке на учет в Росфинмониторинге. При наличии такого уведомления заявке присваивается 40 баллов, при его отсутствии – 0 баллов.

При этом, согласно пункту 1.3.2 закупочной документации заявка на участие в запросе предложений в электронной форме в обязательном порядке должна содержать, в том числе:

  1. Форма 3.5 Уведомление о постановке на учет в Росфинмониторинге.

По пункту 1.1.6 закупочной документации заявка участника закупки отклоняется закупочной комиссией при рассмотрении в следующих случаях, в том числе:

  1. Несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным п.1.1.5 настоящей документации;
  2. Несоответствия участника закупки требованиям к участникам запроса предложений, установленным извещением и документацией;
  3. Несоответствия заявки требованиям к заявкам, установленным документацией и извещением по запросу предложений, в том числе непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в запросе предложений.

Таким образом, при непредставлении уведомления о постановке на учет в Росфинмониторинге исходя из пункта 1.1.6 закупочной документации является основанием для отклонения заявки.

Однако, из пункта 2.2 приложения 1.1 к техническому заданию закупочной документации усматривается, что заявка и при отсутствии такого уведомления подлежит оценке.

В части наличия противоречия в документации Комиссия соглашается с заявителем. Однако, в таком противоречии нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках не находит.

Требования к допуску заявок на участие в закупке и критерии оценки установлены в равной степени ко всем претендентам на участие в закупке и всем участникам закупки.

В оспариваемом критерии не усматривается создание дискриминации либо необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так, заявки претендентов, не имеющих соответствующего уведомления подлежат отклонению (по условиям закупочной документации), заявкам остальных участников при наличии соответствующего уведомления начисляется по 40 баллов (исходя из условий закупочной документации).

Таким образом, Комиссией Коми УФАС России нарушений по указанному доводу не установлено.

5. По доводу заявителя в части ненадлежащего размещения заказчиком в извещении, документации закупки сведений о начальной (максимальной) цене договора, в том числе в части размещения сведений не в фиксированной цене, выраженной в числовом значении установлено следующее.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Пунктом 12 извещения, пунктом 12 информационной карты документации закупки размещены сведения о начальной (максимальной) цене договора (размер агентского вознаграждения), а именно размер агентского вознаграждения по договору составляет 8,3 %, в том числе НДС, от суммы денежных средств, поступивших от потребителей в счет оплаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе процентов от суммы оплаченных потребителями финансовых санкций (пеней, штрафов, неустойки, процентов). Стоимость услуг по договору составляет 374 440 986,80 руб. в том числе НДС.

Таким образом, заказчик разместил в извещении, документации закупки сведения о начальной (максимальной) цене договора, в том числе в фиксированной цене, выраженной в числовом значении.

Комиссией Коми УФАС России нарушений по указанному доводу не установлено.

6. По доводу заявителя в части установления заказчиком не измеряемых критериев оценки квалификации участника закупки установлено следующее.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Заказчиком в документации закупки в приложении № 1.1 к техническому заданию установлены критерии оценки заявок участников, в том числе критерий – Квалификация участника.

Указанный критерий подразделяется на 2 подкритерия:

1) квалификация персонала – участник должен представить справку о кадровых ресурсах (наличие – 60 баллов/отсутствие – 0 баллов);

2) наличие уведомления о постановке на учет в Росфинмониторинге – участник должен представить уведомление о постановке на учет в Росфинмоиторинге (наличие – 40 баллов/отсутствие – 0 баллов).

Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчик в документации о закупке установлены критерии оценки и порядок оценки, в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Таким образом, Комиссией Коми УФАС России нарушений по указанному доводу не установлено.

7. По доводу заявителя в части неверного выбора заказчиком метода расчета начальной (максимальной) цены договора установлено следующее.

Согласно пункту 1.7.2 Положения при подготовке документации о закупке, извещения об осуществлении закупки, заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) Заказчик выбирает один из методов обоснования цены договора и рассчитывает НМЦ договора.

В соответствии с пунктом 1.7.3 Положения основные методы расчета НМЦ договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной цены единицы товара, работы, услуги, применяемые Заказчиком:

- метод сопоставимых рыночных цен. Данный метод заключается в обосновании максимальной суммы, которую Заказчик может потратить на товары, работы, услуги, с применением способа анализа рынка. НМЦ договора определяется на основе источников ценовой информации, полученных из открытых источников о ценах товаров, работ, услуг. Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным для Заказчика.

- заказчик применяет метод экономически обоснованных затрат, если невозможно использовать другие. Чтобы рассчитать НМЦ договора данным методом, Заказчику необходимо сложить все прямые (производственные) и косвенные (общехозяйственные) расходы на производство или приобретение и реализацию товаров (работ, услуг) и обычную прибыль для сферы деятельности Заказчика.

Информацию о таких затратах Заказчик вправе запросить у потенциальных поставщиков или взять из открытых источников. Перечень статей затрат указан в разделе VI Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 г. № 484.

Пунктом 12 извещения, пунктом 12 информационной карты документации закупки установлено, что начальная (максимальная) цена договора определена методом экономически обоснованных затрат.

Как следует из пояснений представителя заказчика, в закупке использовался методом экономически обоснованных затрат в связи с тем, что использование иного метода определения НМЦД не представлялось возможным из-за специфики данной закупки.

Заявителем не представлено доказательств, что определение НМЦД закупки было возможно методом сопоставления рыночных цен.

Комиссией Коми УФАС России нарушений по указанному доводу не установлено.

8. По доводу заявителя в части отсутствия в документации закупки обоснования начальной (максимальной) цены договора (далее – НМЦД) установлено следующее.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Комиссия Коми УФАС России, проанализировав документацию закупки, установила, что заказчик в нарушение пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках не указал в документации закупки обоснование НМЦД.

9. По доводу заявителя в части размещения проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения закупки и документации закупки, с нарушениями Положения заказчика установлено следующее.

Согласно пункту 10.2 проекта договора настоящий договор может быть изменен или досрочно расторгнут по соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ. Все изменения и дополнения к договору должны быть оформлены документально и подписаны уполномоченными представителями сторон. Соответствующие дополнительные соглашения сторон являются неотъемлемой частью настоящего договора.

В соответствии с пунктами 13.11, 13.12 Положения в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ заказчику допускается изменение существенных условий (количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг, срок исполнения договора) заключенного по результатам закупки договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, или по сравнению с указанными в договоре, при этом стороны договора подписывают соответствующие соглашения об изменении условий заключенного договора.

При этом общая сумма соглашений об увеличении стоимости по одному договору не должна превышать 20 % от суммы соответствующего договора, подписанного по результатам закупки. Применение настоящего пункта осуществляется с учетом принципов, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Заявитель указывает, что возможность изменения договора, заключаемого заказчиком по результатам закупок, в части условий его цены, ограничено соответствующим пороговым значением.

Между тем проект договора, который является неотъемлемой частью извещения и документации закупки, такого ограничения не содержит.

Таким образом, проект договора размещен заказчиком с грубым нарушением.

Статьей 2 Закона о закупках установлена правовая основа закупки товаров, работ, услуг.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений Закона о закупках, Положения по указанному доводу.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, вышеуказанные нарушения, допущенные заказчиком закупки, имеют существенный характер. Выявленные нарушения могли повлиять на результаты подведения итогов закупки.

Согласно письменной информации ООО «Региональный оператор Севера» исх. от 14.10.2021 № ро-14566/ис (вх. от 14.10.2021 № 5210э) договор по итогам закупки не заключен.

Исходя из вышеизложенного, учитывая характер допущенных нарушений, подлежит выдаче предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Северо-Западный Расчетный Центр» в части размещения в ЕИС разъяснения положений документации закупки с указанием участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос, в части размещения в ЕИС ненадлежащего (неполного) проекта договора закупки, в части неуказания в документации закупки обоснования НМЦД обоснованной, в остальной части необоснованной.

2. Признать ООО «Региональный оператор Севера» нарушившим часть 3 статьи 3.2, часть 5 статьи 4, пункт 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части размещения в ЕИС разъяснения положений документации закупки с указанием участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос, в части размещения в ЕИС ненадлежащего (неполного) проекта договора закупки, в части неуказания в документации закупки обоснования НМЦД.

3. Выдать ООО «Региональный оператор Севера» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки, в виде аннулирования закупки № 32110658567 «Оказание услуг по расчетно-информационному обслуживанию потребителей для нужд ООО «Региональный оператор Севера».

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны