Решение №01-122/9884 решение по жалобе от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

16 декабря 2022 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ 01-122/9884

 

                                                                                   

               Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу вх. от 08.12.2022 № 4804 общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская консультационная фирма «Такт» (далее - ООО «АКФ «ТАКТ», общество, заявитель) в отношении акционерного общества «Агрокомплекс» (далее – АО «Агрокомплекс», заказчик), касающуюся проведения закупки способом открытого конкурса в электронной форме на «Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Агрокомплекс» за 2022-2024 годы» (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок № 1200700009622000001), далее – жалоба,

в присутствии:

<…> – представителя ООО «АКФ «ТАКТ» по доверенности;

<…>– представителя АО «Агрокомплекс» по доверенности;

в отсутствии на заседании представителя акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуются действия АО «Агрокомплекс» в части установления в конкурсной документации положения, при котором длительность срока наличия у руководителя аудиторской организации квалификационного аттестата и стажа работы становится определяющим при выборе победителя и усматриваются дискриминационные условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В жалобе указано, что указание на длительность срока наличия у руководителя аудиторской организации квалификационного аттестата фактически препятствует выходу на рынок аудиторским организациям, в которых возраст руководителя менее 45 лет (20 лет возраст окончания ВУЗа+25 лет стаж работы). Заказчик, по мнению заявителя, дискриминирует потенциальных участников закупки по возрастному признаку. Заявитель считает, что стаж работы на том или ином месте не является безусловной гарантией качества оказываемой услуги.

Заявитель отмечает, что в соответствии с частью 3.1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проводить обязательный аудит организаций с государственным участием в уставных (складочных) капиталах, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, имеют право аудиторы, имеющие квалификационный аттестат, выданный саморегулируемой организацией аудиторов после 01.01.2011. Период существования «новых» квалификационных аттестатов, дающих право проведения аудиторских проверок организаций с государственным участием не превышает 12 лет, а сам по себе факт наличия у физического лица трудового стажа в должности единоличного исполнительного органа коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере аудита (вне связи с профессиональным опытом, имеющим документальное подтверждение) не является подтверждением квалификации участника закупки.

Заявитель полагает, что документация противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Закона о защите конкуренции.

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений установлены в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Жалоба в части возможных нарушений заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции не подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба в указанной части будет рассмотрена в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции.

По части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Закупка проведена на основании части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчик – АО «Агрокомплекс», относится к хозяйственным обществам, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, осуществляющее закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АО «Агрокомплекс» исх. от 13.12.2022 № 677 (вх. от 14.12.2022 № 4915) представлены письменные возражения на жалобу.

ООО «АКФ «ТАКТ» письмом вх. от 14.12.2022 № 4912 представлена письменная информация о том, что обществом 13.12.2022 подана заявка на участие в оспариваемой закупке.

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась способом открытого конкурса в электронной форме (далее – закупка, электронный конкурс).

Заказчиком закупки явилось АО «Агрокомплекс».

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 1200700009622000001 (далее – извещение) с приложениями к нему размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) первоначально 01.12.2022, 13.12.2022 в ЕИС размещены измененные извещение и приложения к нему (далее – закупочная документация). Закупка проводилась на электронной площадке АО «Сбербанк – АСТ». 

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе:

 1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

По части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно статье 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе:

11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе:

1. Для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

4. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

8. Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

9. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение об оценке заявок).

Согласно пункту 1 Положения об оценке заявок настоящее Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению N 1.

В соответствии с пунктом 2 Положения об оценке заявок понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок;

"критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки);

"значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

"показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки;

"значимость показателя оценки" - вес показателя оценки в процентах в совокупности всех показателей оценки, детализирующих оценку заявок по соответствующему критерию оценки.

Согласно Положению об оценке заявок:

3. Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

24. Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

25. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

30. В случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:

трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно пункту 34 извещения порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме установлен в Приложении № 4 к Извещению.

Используемые заказчиком критерии указаны в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющимся приложением № 4 к извещению и размещенным в ЕИС отдельным файлом «Прил. №4 Критерии оценки заявок» (далее – Приложение № 4 к извещению).

В разделе II Приложения № 4 к извещению по критерию «Квалификация участников» в столбце «Показатель оценки» указано: «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»; в столбце «Показатель оценки, детализирующий показатель оценки» указано: «Признак N 2: Опыт и квалификация руководителя аудиторской организации»; в столбце «Формула оценки или шкала оценки» указано: «Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом пунктом 22 Положения: 1) Наличие у руководителя аудиторской организации квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов и стаж работы по профессии аудитора и/или руководителя аудиторской организации составляет 25 лет и более – 100 баллов; 2) Наличие у руководителя аудиторской организации квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов и стаж работы по профессии аудитора и/или руководителя аудиторской организации составляет не менее 15 лет – 50 баллов; 3) Наличие у руководителя аудиторской организации квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов и стаж работы по профессии аудитора и/или руководителя аудиторской организации составляет не менее 10 лет – 25 баллов; 4) В остальных случаях – 0 баллов.».

Комиссией в ходе заседания установлено следующее.

В Приложении № 4 к извещению заказчиком установлено 2 критерия оценки заявок: цена контракта (значимость - 40%) и квалификация участников закупки (значимость - 60%).

При этом, критерий оценки «квалификация участников закупки» включает в себя следующие показатели и величины их значимости: «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта Признак № 1: Количество проведенных аудитов организаций, основным видом деятельности которых является деятельность по управлению финансово-промышленными группами (ОКВЭД 70.10.1), деятельность по управлению холдинг-компаниями (ОКВЭД 70.10.2), на основании договоров на проведение аудита. Предельное максимальное значение, установленное Заказчиком – 7 проведенных аудитов. Единица измерения: штука» - 80 %; «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Признак N 2: Опыт и квалификация руководителя аудиторской организации» – 20 %.

Значимость показателя оценки квалификации участников закупки установлена заказчиком 60%, из них только 20 % приходится на оспариваемый показатель.

Следовательно, доводы заявителя о том, что оспариваемый критерий является определяющим при выборе победителя является необоснованным.

Доводы заявителя о том, что указание на длительность срока наличия у руководителя аудиторской организации квалификационного аттестата фактически препятствует выходу на рынок аудиторским организациям, в которых возраст руководителя менее 45 лет, создает дискриминационные условия для участников закупки по возрастному признаку; о том, что период существования «новых» квалификационных аттестатов, дающих право проведения аудиторских проверок организаций с государственным участием не превышает 12 лет, а сам по себе факт наличия у физического лица трудового стажа в должности единоличного исполнительного органа коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере аудита (вне связи с профессиональным опытом, имеющим документальное подтверждение) не является подтверждением квалификации участника закупки являются несостоятельными в связи со следующим.

Как следует из материалов жалобы, оценке по оспариваемому показателю подлежит факт наличия квалификационного аттестата, выданного саморегулируемой организацией аудиторов, а не дата его получения. Оценке по оспариваемому показателю подлежит стаж работы в должности руководителя аудиторской организации и/или стаж работы по профессии аудитора, а не факт наличия у физического лица трудового стажа в должности единоличного исполнительного органа коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере аудита, как указывает заявитель.

Установление оспариваемого показателя не препятствует подаче заявок аудиторским организациям, в которых возраст руководителя менее 45 лет, шкалой оценки не предусмотрено возрастных ограничений и баллы присваиваются за стаж работы не только в должности руководителя, но и аудитора, а также за стаж менее 25 лет. Следовательно, дискриминационные условия для участников закупки по возрастному признаку по оспариваемому показателю отсутствуют.

В силу подпункта г) пункта 3, подпункта д) пункта 24 Положения об оценке заявок для оценки заявок может быть применен следующий критерий оценки – квалификация участников закупки. По критерию оценки «квалификация участников закупки» может быть применен, в том числе следующий показатель оценки –  наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Заказчик может предусмотреть детализирующие показатели оценки, в том числе по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (пункт 25 Положения об оценке заявок), вместе с тем, ни в Законе о контрактной системе, ни в Положении об оценке заявок не конкретизировано, каким образом заказчиком будут установлены детализирующие показатели оценки.

В Законе о контрактной системе, Положении об оценке заявок для оценки заявок не предусмотрен запрет на установление критериев по оценке квалификации непосредственно руководителя и стажа его работы.    

В соответствии с письменной информацией, представленной письмом АО «Агрокомплекс» исх. от 13.12.2022 № 677 (вх. от 14.12.2022 № 4915), длительность срока наличия у руководителя аудиторской организации квалификационного аттестата не является оценивающим фактором, в критерии учитывается только факт наличия квалификационного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов, а не длительность его срока. АО «Агрокомплекс» отмечает, что основным видом деятельности является управление финансово-промышленными группами (ОКВЭД 70.10.1). Общество осуществляет управление активами 12 дочерних предприятий, которые ведут свою деятельность в области сельского хозяйства, и их учет имеет свои особенности и специфику. Заказчик указывает, что для него важно, чтобы именно руководитель аудиторской организации имел соответствующий опыт работы в сфере аудиторской деятельности, как лицо, подписывающее аудиторское заключение и несущее ответственность за его правильность и соответствие международным стандартам аудиторской деятельности.

Установление заказчиком в разделе II Приложения № 4 к извещению по критерию «Квалификация участников» в качестве показателя оценки, детализирующего показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», «Признак N 2: Опыт и квалификация руководителя аудиторской организации» соответствует потребности заказчика и не противоречит требованиям статьи 32 Закона о контрактной системе, подпункта г) пункта 3, подпункта д) пункта 24 Положения об оценке заявок.

Материалы жалобы не содержат доказательств того, что включение спорного показателя в закупочную документацию создает какому-либо хозяйствующему субъекту преимущества или препятствует участию в закупке, заявителем они также не представлены, следовательно, нарушение заказчиком предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе принципа обеспечения конкуренции отсутствует.

Нарушений заказчиком в оспариваемых действиях требований Закона о контрактной системе, Положения об оценке заявок не установлено. В связи с чем, указанные в жалобе доводы заявителя являются необоснованными, требования об отмене электронного конкурса, обязании заказчика устранить допущенные нарушения оставлены без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной.

 

 

 Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

                   

                                             <…>

 

 

                                            <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны