Письмо №НГ/3938/23 решение по жалобе от 19 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

14.06.2023                                                                                                                     № НГ/3938/23  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…>  (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 29.05.2023 № 358 (вх. от 29.05.2023 № 2992-ЭП/23) общества с ограниченной ответственностью «ГазКИП» (далее – ООО «ГазКИП», заявитель) в отношении заказчика – акционерного общества «Газпром газораспределение Сыктывкар» (далее – АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», заказчик), касающуюся проведения закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, способом закрытых маркетинговых исследований в электронной форме № 32312376334 по отбору организации на поставку манометров (реестровый номер 109/2023), далее – жалоба,

в присутствии:

<…> – представителя ООО «ГазКИП» по доверенности,

- <…>– представителя АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» по доверенности,

в отсутствии на заседании представителя ООО «Электронная торговая площадка ГПБ», извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Срок принятия решения по жалобе был продлен однократно на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заявителем обжалуются действия комиссии в части проведения оценки заявок и присвоения ООО «ГазКИП» значения по критерию «Статус участника» в размере 2,32 балла. По мнению заявителя, его заявка полностью соответствовала требованиям, указанным в документации, в составе заявки представлены подтверждающие статус документы и указано значение «дилер (дистрибьютор)» для всего количества единиц товара. Как считает заявитель, оценка в баллах заявки ООО «ГазКИП» по критерию «Статус участника» с учетом значимости (веса) данного критерия должна составлять 5 баллов.

ООО «ГазКИП» представлены письменные пояснения к жалобе исх. от 12.06.2023 № 413 (вх. от 13.06.2023 № 3400-ЭП/23), 12.06.2023 № 412 (вх. от 13.06.2023 № 3401-ЭП/23).

Заказчиком исх. от 05.06.2023 № 15-16/2844 (вх. от 05.06.2023 № 3211/23), от 09.06.2023 № 15-16/2941 (вх. от 09.06.2023 № 3382/23) представлены запрашиваемые материалы и письменные возражения.

Заявитель также ссылается на статью 10 Закона о защите конкуренции.

Перечень случаев, по которым любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, указан в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Нарушения заказчиком статьи 10 Закона о защите конкуренции к данным случаям не отнесены. В связи этим, жалоба в части возможных нарушений заказчиком статьи 10 Закона о защите конкуренции не подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба в данной части будет рассмотрена в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции.

В письменных пояснениях к жалобе ООО «ГазКИП» указывает также на установление заказчиком в документации незаконного требования о представлении в составе заявки дилерского соглашения с изготовителем.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно закупочной документации дата и время окончания приема заявок 22.05.2023 08.00.

Заявителем 22.05.2023 была подана заявка на участие в закупке. Жалоба поступила в Коми УФАС России 29.05.2023, то есть после окончания срока подачи заявок.

Право на оспаривание положений закупочной документации связано со временем обращения в антимонопольный орган с соответствующей жалобой. Участник закупки, как и любое другое лицо, может обжаловать положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, иное означало бы нарушение равенства участников.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Такой подход обеспечивает равенство всех участников закупки в правах на обжалование положений закупочной документации, а также предотвращает злоупотребление правом со стороны недобросовестных участников закупки.

Следовательно, основания для рассмотрения жалобы в части оспаривания положений закупочной документации у Комиссии отсутствуют.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно статье 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», утвержденное решением Совета директоров АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (протокол от 31.10.2022 № 12/22), далее – Положение о закупках, размещено в ЕИС.

Согласно Положению о закупках:

  1. 1.1.Настоящее Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (далее – Положение) разработано в целях своевременного и полного обеспечения потребностей АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (далее – Общество) в товарах, работах, услугах, совершенствования порядка и повышения эффективности закупок.
    1. 1.2.Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепринятыми правилами, сложившимися в мировой практике в сфере закупок. 1.1.3.Настоящее Положение регулирует закупочную деятельность Общества, устанавливает единые правила и порядок закупок товаров, работ, услуг, в том числе в целях коммерческого использования (далее – закупки), направленные на реализацию следующих принципов закупок:

В соответствии со статьей 3 Закона о закупках:

2. Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

3.2. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

5. Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Согласно пункту 1.2.37 Положения о закупках маркетинговые исследования – способ неконкурентной закупки, при котором Заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).

АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» явилось заказчиком закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, способом закрытых маркетинговых исследований в электронной форме № 32312376334 по отбору организации на поставку манометров (реестровый номер 109/2023), далее – закупка/ маркетинговые исследования.

Закупка проводилась на электронной торговой площадке ЭТП ГПБ, оператором которой является ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Проводимая закупка являлась неконкурентной - проводилась способом закрытых маркетинговых исследований в электронной форме в соответствии с разделом 14 Положения о закупках, на основании приказа АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» от 12.05.2023 № 141-р.

На основании постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» информация о закупке размещена в единой информационной системе и на сайте оператора в закрытой части.

По части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с подпунктом 3.5.11 пункта 3.5 документации о маркетинговых исследованиях в перечень документов, подтверждающих соответствие Участников квалификационным требованиям настоящей Документации о маркетинговых исследованиях, включено свидетельство предприятия-изготовителя - если Участник не является изготовителем и является дилером (дистрибьютором) предлагаемого Товара (его части) (Форма 9).

Согласно подпункту 3.6.8 пункта 3.6 документации о маркетинговых исследованиях свидетельство предприятия-изготовителя - если Участник не является изготовителем и является дилером (дистрибьютором) предлагаемого Товара (его части) входит в перечень документов, подтверждающих правоспособность Участников.

Свидетельство предприятия-изготовителя должно соответствовать установленной настоящей Документацией форме (Форма 9) и быть подписано предприятием-изготовителем.

Лицо, подписавшее Форму 9, принимает на себя обязательства по поставке Товара в адрес Участника в случае избрания Участника победителем закупки и приобретает статус соисполнителя с момента подачи Заявки на участие в Закупке.

Участник, в отношении которого установлена обязанность предоставления Свидетельства предприятия-изготовителя, вправе вместо Формы 9 представить копию договора (соглашения) с изготовителем предлагаемого им Товара. Указанный договор должен содержать все условия, перечисленные в Форме 9.

Представленные Участником в составе заявки договоры (соглашения) должны быть действующими на момент заключения договора по результатам Закупки и содержать сведения о предмете договора.

Пунктом 5.13 документации о маркетинговых исследованиях установлена форма свидетельства предприятия-изготовителя (Форма 9).

В соответствии с разделом 2 Методики анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях, являющейся приложением 3 к документации о маркетинговых исследованиях, рейтинг заявки на участие в Маркетинговых исследованиях представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям с учетом значимости (веса) данных критериев.

Для данных маркетинговых исследований максимальный уровень оценки устанавливается в баллах равных 100 или в процентах – равных 100%.

Сравнительная оценка заявок Участников проводится по следующим критериям:

 

п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

1

Цена закупки

90%

2

Статус участника

5%

3

Срок поставки товара

5%

 

Оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке проводится членами Комиссии в строгом соответствии с критериями и порядком, предусмотренными настоящей Документацией.

2. Оценка по критерию «Статус участника»

БУi = Уi / Уmax * 100

где:

БУi – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Статус участника»;

Уi – предложение i-го Участника по количеству единиц товара, по которому участник закупки является производителем товара или дилером (дистрибьютором);

Умах – общее количество единиц товара.

Участник, указавший в Письме о подаче заявки на участие в маркетинговых исследованиях значение по критерию «Статус участника», должен предоставить документы, подтверждающие наличие данного статуса, с учётом требований п. 3.5.11. и 3.6.8. Документации о маркетинговых исследованиях.

Значение критерия «Статус участника» и документы Участника, подтверждающие наличие данного статуса, должны соответствовать сведениям поля «Изготовитель», указанным Участником в Приложении 1 к письму о подаче заявки на участие в закупке «Коммерческое предложение», по каждой из таких номенклатурных позиций перечня предлагаемого к поставке товара.

Оценка по критерию «Статус участника» Заявки Участника будет пересчитана Организатором, в случае несоответствия Заявки Участника требованиям к оценке по критерию «Статус участника» по одной и более номенклатурным позициям перечня предлагаемого к поставке товара.

Согласно письменной информации, представленной АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», следует, что ООО «ГазКИП» по критерию «Статус участника» присвоено 2,32 балла без учета позиции продукции ЗАО «Росма».

Комиссией Коми УФАС России в ходе заседания установлено следующее. На участие в закупке поданы четыре заявки, в том числе заявка (письмо о подаче заявки на участие в маркетинговых исследованиях (форма 1) исх. от 22.05.2023 № 01-22/05-2023) подана и заявителем (участник 1).

По итоговому протоколу закрытых маркетинговых исследований № 109/2023 на поставку манометров от 23.05.2023 комиссией по маркетинговым исследованиям участнику 1 по критерию «Статус участника» присвоено 2,32 балла.

Согласно приложению 1 к письму о подаче заявки «Коммерческое предложение» ООО «ГазКИП» в столбце «Изготовитель» по позициям 1, 3, 6, 8, 9, 11 указано ЗАО «Росма».

В качестве документов, подтверждающих наличие «Статуса участника», ООО «ГазКИП» представлены свидетельство ЗАО «Росма» о том, что ООО «ГазКИП» является официальным торговым партнером ЗАО «Росма», а также договор № РС-27 поставки товара от 07.05.2020. Указанные документы не соответствуют установленным пунктами 3.5.11 (форма 9), 3.6.8 документации о маркетинговых исследованиях требованиям в части отсутствия информации о наименовании товара, номере закупки, о принятии установленных в извещении и документации о маркетинговых исследованиях требований и условий маркетинговых исследований, в том числе всех условий договора, включенного в документацию, об условиях отгрузки (поставки) товара в адрес общества в случае избрания его победителем закупки. Из указанных документов также не следует, что ООО «ГазКИП» является дилером (дистрибьютором) ЗАО «Росма». ООО «ГазКИП» в Коми УФАС России представлено письмо ЗАО «Росма» исх. от 08.06.2023 б/н, согласно которому ООО «ГазКИП» имеет полномочия дилера ЗАО «Росма», вместе с тем, указанное письмо не было представлено в составе заявки ООО «ГазКИП».

Согласно техническому заданию, являющемуся приложением № 2 к документации о маркетинговых исследованиях, общее количество закупаемого заказчиком товара составляет 196 единиц, ООО «ГазКИП» представлены подтверждающие документы на 91 единицу (с учетом того, что обществом не представлены подтверждающие документы от изготовителя ЗАО «Росма»), следовательно, оценка (балл) ООО «ГазКИП» по критерию «Статус участника» 91/196*100*весомость критерия (5%) = 2,32.

Таким образом, комиссией по маркетинговым исследованиям оценка заявки ООО «ГазКИП» на участие в маркетинговых исследованиях осуществлена в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях, в том числе согласно Методике анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях. Нарушений Закона о закупках, Положения о закупках, документации о маркетинговых исследованиях в оспариваемой части не установлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии

<…>

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

<…>

 

 

 

 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО "Газпром газораспределение Сыктывкар"
ИНН 1101300468, ОГРН 1021100517822
ООО «ГазКИП»
ИНН 1327035878, ОГРН 1201300001726
ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118