Предупреждение №02-01/4185 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 9 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

09 июня 2021 года

 

 

№ 02-01/4185

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление ООО «Динас» (далее – заявитель, Общество) от 25.02.2021 № 847 (вх. № 1020 от 09.03.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера» (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в  Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Как следует из материалов заявления, ООО «Динас» принадлежит на праве собственности два объекта, расположенных по следующим адресам:

- Республика Коми, г. Воркута, Шахтерский район, ул. Суворова, д. 21, нежилое помещение, назначение – нежилое, общая площадь - 420,9 кв.м.;

-   Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 16, назначение – нежилое, общая площадь - 186,8 кв.м.

Кроме того, между МУП «СТС» и ООО «Динас» заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества (помещения), находящегося в муниципальной собственности от 03.09.2018 № 689-А-2018 (далее – договор аренды), в соответствии с которым Обществу передано во временное пользование (владение) имущество (помещение), расположенное по адресу: Республика Коми, г. Воркута, бул. Пищевиков 24, склад 219.

На основании приложения № 1 к договору аренды ООО «Динас» обязуется в соответствии с занимаемой площадью возмещать Арендодателю эксплуатационные расходы, связанные с вывозом бытового мусора.

Как следует из материалов заявления, между ООО «Динас» и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор от 09.01.2019 № 1838/РО-П/2019 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – договор на ТКО от 09.01.2019).

В соответствии с пунктом 12 договора на ТКО от 09.01.2019 стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО следующим способом: п.п. 3, 4 (приложения) осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, п.п. 1, 2 (приложения) исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Приложением № 1 к договору на ТКО от 09.01.2019 установлены следующие наименования объектов и объемы принимаемых ТКО за год:

- Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 16 (продуктовый магазин), объем принимаемых ТКО - 52,248 куб/м; Республика Коми, г. Воркута, ул. Суворова, д. 21 (продуктовый магазин), объем принимаемых ТКО - 117,6 куб/м, учет объема и массы ТКО на указанных объектах  осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО;

- Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, склад № 219/2 (оптовый склад), объем принимаемых ТКО - 4,5 куб/м; Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, склад № 219/2 (оптовый склад), объем принимаемых ТКО - 6,75 куб/м, учет массы и объема ТКО по указанным объектам осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

Общий объем принимаемых ТКО на трех объектах составил 181,098куб/м. в год, а расходы за их вывоз, в соответствии с Приложением № 2 к договору на ТКО от 09.01.2019, – 194 204,27 руб. (56 037,24 руб. по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 16; 126 130,02 руб. по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Суворова, д. 21; 12 037,25 руб. по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ).

 Согласно материалам заявления свои обязательства по договору на ТКО от 09.01.2019 стороны выполняли в полном объеме, надлежащим образом.

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 12.11.2020 № РО-19731/ис расторгло в одностороннем порядке договор на ТКО от 09.01.2019, а также направило  в адрес ООО «Динас» договор от 11.01.2021 № 1369/РО-П/2021 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

Согласно пункту 12 договора на ТКО от 11.01.2021 стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО по п.п. 1, 2 3 (приложение № 2) исходя из нормативов накопления ТКО.

Приложением № 1 к договору на ТКО от 11.01.2021 установлены следующие объекты и объем принимаемых ТКО за год:

- Республика Коми, г. Воркута, ул. Суворова, д. 21 (продуктовый магазин), объем принимаемых ТКО - 117,835 куб/м;

-  Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 16 (продуктовый магазин), объем принимаемых ТКО - 52,296 куб/м;

- Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, склад № 219/2 (оптовый склад), объем принимаемых ТКО - 312,603 куб/м, учет объема и массы ТКО на указанных объектах  осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО.

Общий объем принимаемых ТКО на трех объектах составил 482,735 куб/м в год, расходы за их вывоз в соответствии с Приложением № 2 к договору на ТКО от 11.01.2021 составили 373 260,36 руб. за год.

Из материалов заявления следует, что ООО «Динас» подписало договор на ТКО от 11.01.2021 с учетом протокола разногласий. Из указанного протокола разногласий от 26.11.2020 следует, что ООО «Динас» просит установить следующую редакцию пункта 12 договора на ТКО от 11.01.2021: стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с абзацем вторым пункта 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, следующим способом: исходя из объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО.   

Согласно материалам заявления ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 16.12.2020 № РО-26610/ис направило в адрес ООО «Динас» протокол урегулирования разногласий, из которого следует, что региональный оператор оставляет изначальную редакцию пункта 12 договора на ТКО от 11.01.2021, а именно учет объема и (или) массы ТКО осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО.

ООО «Региональный оператор Севера» в своих письменных пояснениях от 20.05.2021 №РО-8336/ис указало, что способ учета ТКО исходя из объемов и количества контейнеров для складирования ТКО применяется в отношении потребителей, которые осуществляют раздельное накопление ТКО. В связи с тем, что на объектах ООО «Динас» отсутствует раздельное накопление ТКО, ООО «Региональный оператор Севера» установило в договоре на ТКО от 09.01.2019 к объектам ООО «Динас» способ учета ТКО исходя из норматива накопления ТКО. Кроме того, ООО «Региональный оператор Севера» указывает об отсутствии в своих действиях признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как сам по себе факт установления спорных условий договора на ТКО и направление его в адрес хозяйствующего субъекта не может являться навязыванием региональным оператором невыгодных условий договора на ТКО и, как следствие, нарушением законодательства о защите конкуренции.

Коми УФАС России, изучив материалы заявления, соответствующую нормативно-правовую базу, установило следующее. 

Пунктом 25 Правил № 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

Каких – либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Таким образом, владельцы нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО.

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть по количеству и объему контейнеров.

Указанная норма права предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета.

Следовательно, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в свою очередь, в двух случаях: при раздельном накоплении сортированных отходов и в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре. При этом второй вариант (если отражено в заключенном с региональным оператором договоре) не имеет каких – либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Следовательно, нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.

Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой Арбитражного суда по делу № А29-6534/2020, Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956.

При рассмотрении материалов заявления было установлено, что между ООО «Динас» и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор на ТКО от 09.01.2019, в соответствии с которым стороны договорились осуществлять учет ТКО по объектам, расположенным по адресам: Республика Коми, г. Воркута, ул. Суворова, д. 21 (продуктовый магазин); Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 16 (продуктовый магазин), исходя из норматива накопления ТКО, по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, склад № 219/2 (оптовый склад), исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО.

Из имеющихся материалов заявления установлено, что в период с 2019 года по 2020 год ООО «Региональный оператор Севера» осуществляло вывоз ТКО с вышеуказанных объектов ООО «Динас» в объемах, установленных договором на ТКО от 09.01.2019.

Следовательно, с даты заключения договоров на ТКО от 09.01.2019 стороны осуществляли учет массы и (или) объема ТКО по объектам, расположенным по адресам: Республика Коми, г. Воркута, ул. Суворова, д. 21 (продуктовый магазин); Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 16 (продуктовый магазин), исходя из норматива накопления ТКО, по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

Вместе с тем, ООО «Региональный оператор» в ноябре 2020 года приняло решение о расторжении договора на ТКО от 09.01.2019 в одностороннем порядке и направило в адрес ООО «Динас» новый договор на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которым учет ТКО по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, также установлен исходя из норматива накопления ТКО. 

ООО «Динас» подписало договор на ТКО от 11.01.2021 с протоколом разногласий, в котором Общество указало на несогласие с пунктом 12 договора, а именно: установить пункт 12 договора на ТКО от 11.01.2021 в следующей редакции: учет массы ТКО исходя из  количества и объемов контейнеров для складирования ТКО.  

На основании части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По своей юридической природе договор на ТКО от 09.01.2019 является договором возмездного оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Правилами № 1156 утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которой настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 27 типового договора на ТКО).

 Материалами заявления установлено, что причиной принятия ООО «Региональный оператор Севера» решения о расторжении региональным оператором в одностороннем порядке договора на ТКО от 09.01.2019  послужило то, что  ООО «Динас» на объекте, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, не осуществляет раздельного накопления ТКО, в связи с чем, к потребителю не может быть применен способ учета ТКО исходя из объемов и количества контейнеров для складирования ТКО.

Вместе с тем, как было указано ранее, стороны свободы в выборе учета массы и (или) объема ТКО при заключении договора на ТКО.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Согласно разъяснениям ФАС России от 21.04.2021 № СП/32478/21 учет массы и (или) объемов ТКО производится способом, определённым сторонами в договоре по обращению с ТКО, в соответствии с Правилами № 1156, в связи с чем, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут содержаться в действиях регионального оператора, выразившихся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета ТКО). 

При рассмотрении материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» приняло решение о расторжении договора на ТКО от 09.01.2019 в одностороннем порядке и направило в адрес ООО «Динас» новый договор на ТКО от 11.01.2021 с иными условиями, в соответствии с которыми учет массы и (или) объемов ТКО по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, осуществляется исходя из норматива накопления ТКО. В соответствии с договором на ТКО от 11.01.2021 объемы вывозимых ТКО по сравнению с договором на ТКО от 09.01.2019 по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, склад № 219/2 (оптовый склад), выросли с 10,800 куб/м до 312,603 куб/м в год, расходы с 12 037,25 руб. до 241 711,20 руб. в год.

Вместе с тем, ООО «Динас», ООО «Региональный оператор Севера» в своих письменных пояснениях от 03.05.2021 № 924 (вх. № 2119 от 14.05.2021), от 20.05.2021 № РО-8336/ис (вх. № 2315 от 26.05.2021) указали, что объем вывозимых ТКО в 2021 году остался на том же уровне, который осуществлялся в 2019-2020 годах.

Кроме того, количество объектов в рамках договора на ТКО от 11.01.2021 по сравнению с договором на ТКО от 09.01.2019 не изменилось. 

Следовательно, из имеющихся материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» приняло решение о расторжении договора на ТКО от 09.01.2019 и направило в адрес ООО «Динас» новый договор на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которыми способ учета массы и (или) объема ТКО по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, был изменен с количества и объема контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, что привело к увеличению объемов ТКО и расходов, связанных с их вывозом, при этом объем вывозимых ТКО в 2021 году фактически не изменился, в сравнении с объемом ТКО, вывоз которых осуществлялся в 2019 году, 2020 году. Кроме того, новых (иных) объектов, с которых осуществляется вывоз ТКО, договором на ТКО от 11.01.2021 не установлено, вывоз ТКО в 2021 году осуществлялся, в том числе с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, склад № 219/2 (оптовый склад).

В рассматриваемом случае ООО «Региональный оператор Севера» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим услуги по обращению ТКО на территории Республики Коми, в связи с чем, у ООО «Динас» отсутствует возможность заключения договорных отношений на оказание услуг по обращению с ТКО с иными лицами.

 Позиция ООО «Региональный оператор Севера» о том, что на объекте ООО «Динас», расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, отсутствует раздельное накопление ТКО, в связи с чем, к указанному потребителю применяется способ учета ТКО исключительно исходя из норматива накопления ТКО, не может быть принята во внимание, поскольку стороны свободы в выборе способа учета ТКО, каких-либо существенных изменений в части объемов вывозимых ТКО  и (или) количества Объектов при рассмотрении заявления Коми УФАС России не установлено.  

Довод ООО «Региональный оператор Севера» о том, что сам по себе факт установления в договоре на ТКО от 11.01.2021 спорных требований и направления его в адрес ООО «Динас» не является навязыванием ООО «Динас» невыгодных условий договора на ТКО и, как следствие, нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не находит своего подтверждения, так как из материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» в 2021 году выставляло в адрес ООО «Динас» по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, счета-фактуры, в которых объем вывозимых ТКО и расходы за их вывоз были установлены исходя из норматива накопления ТКО.  

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании региональным оператором ООО «Динас» невыгодных условий договора на ТКО, в соответствии с которыми способ учета массы и (или) объема ТКО в отношении объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ,  изменен с количества и объема контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, что, в свою очередь, привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя – ООО «Динас» оплаты расходов, связанных с их вывозом, тогда как фактически вывозимый объем ТКО остался без изменений, что приводит  (может привести) к ущемлению интересов ООО «Динас» в сфере предпринимательской деятельности.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию ООО «Динас» невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 в отношении объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, 24ТЗБ, путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с потребителем по указанному объекту способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, как это было согласовано ранее сторонами в соответствии с договором на ТКО от 09.01.2019 № 1838/РО-П/2019.   

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны