Решение №РНП-11-03 - от 13 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Через Единую информационную систему

(далее по списку):

 

1.  Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы»

 

2. Общество с ограниченной ответственностью

«Частное охранное предприятие «БАРС-С»

 

3. Акционерное общество

«Российский аукционный дом»

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

13 января 2023 года

г. Сыктывкар

 

 

 

                                      № РНП-11-03

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 01.11.2022 № 145 в составе: <……>,<……>,<……> рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ») от 30.12.2022 № 030720002250000001 (вх. №7070-э. от 30.12.2022) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «БАРС-С» (далее – ООО «ЧОП «БАРС-С», общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по факту признания общества уклонившимся от заключения договора  на оказание услуг физической охраны объектов ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в 2023 году, по итогам проведенной закупки способом - электронный аукцион «Оказание услуг физической охраны объектов ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в 2023 году», извещение № 0307200030622003233 (далее – закупка, электронный аукцион),

при участии:

-<……>;  

-<……>,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013             № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» представлено обращение о включении сведений об ООО «ЧОП «БАРС-С» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением общества от заключения договора на оказание услуг физической охраны объектов ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в 2023 году по результатам проведения электронного аукциона (далее – договор).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), Не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», ООО «ЧОП «БАРС-С», акционерное общество «Российский аукционный дом» (далее - АО «РАД», оператор торговой площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ООО «ЧОП «БАРС-С» письмом от 10.01.2023 № 01/01-2023 (вх. от 12.01.2023 № 65) представлены запрашиваемые в рамках рассмотрения обращения соответствующие документы и информация, а также письменные пояснения.

ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в письме от 11.01.2023 № 18-10/30 (вх. от 11.01.2023 № 49) в материалы обращения представлены дополнительная информация и документы, касающиеся рассмотрения обращения по существу.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, отсутствие представителя АО «РАД» не препятствует рассмотрению обращения и проведению внеплановой проверки.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей заказчика и ООО «ЧОП «БАРС-С», пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона являлось ГБУЗ РК «Бюро СМЭ».

Объект закупки – «Оказание услуг физической охраны объектов ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в 2023 году».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 460 403.28 руб.

Источник финансирования закупки - закупка за счет собственных средств организации.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - https://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 02.12.2022.

2. Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:

1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:

а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;

б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами «в» или» г» настоящего пункта;

в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;

г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);

д) информацию, предусмотренную подпунктами «а», «б», «г», «е» и «п» пункта 1, подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом «г» пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами «а», «б», «г» и «е» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;

е) иные документы (при наличии);

2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом «б» пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом «б» пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 части 3 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:

1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;

2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.

Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

3. Согласно извещению о проведении электронного аукциона, в соответствии ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено преимущество участникам закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

По протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 №ИЭА1, на участие в электронном аукционе было подано две заявки, в том числе от ООО «ЧОП «БАРС-С», с присвоенным ей номером A-68491 (победитель закупки) и с ценовым предложением – 1 000 376,65 руб., что на 31,49 % меньше от начальной (максимальной) цены договора определенной заказчиком в извещении.

Частью 6.3 ст. 96 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Частью 8 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

По результатам проведения электронного аукциона и на основании вышеуказанного протокола, заказчиком был инициирован процесс заключения договора с ООО «ЧОП «БАРС-С».  

Заказчиком – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» 20.12.2022 сформирован с использованием Единой информационной системы и размещен в Единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием Единой информационной системы) без своей подписи проект договора.

20.12.2022 проект договора был направлен победителю закупки.

Регламентированный срок для подписания ООО «ЧОП «БАРС-С» усиленной электронной подписью проекта договора, размещения на электронной площадке подписанного проекта договора, а также документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения договора с учётом положений части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе – 27.12.2022 в 23:59.

Воспользовавшись своим правом, предусмотренным пп. а) п.2 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, ООО «ЧОП «БАРС-С» 22.12.2022 направляет в адрес заказчика протокол разногласий к договору со следующим содержанием:

«В соответствие с ч.4 ст. 12 и ч.1 ст. 9 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Барс-С», просит в сведениях об исполнителе проекта контракта вписать реквизиты приложенной к заявке на участие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, а именно №, дату выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию.».

ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» 22.12.2022 обработав вышеуказанный протокол разногласий и внеся соответствующие сведения в проект договора, повторно направило его на подписание ООО «ЧОП «БАРС-С».

Частью 5 статьи 51 определено, что не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 (протокол разногласий) или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи.

Однако  в нарушение п.1 ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе в регламентированный для подписания ООО «ЧОП «БАРС-С» усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект договора срок (23.12.2022 23:59), договор не подписан, одновременно на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) не размещен подписанный проект договора, а также не представлены документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения договора.

Согласно сведениям официального сайта, договор был подписан обществом 24.12.2022(за пределами регламентированного срока).

В силу п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

Крайний срок подписания проекта договора ООО «ЧОП «БАРС-С» в силу норм, предусмотренных ст. 51 Закона о контрактной системе - 23.12.2022 23:59.

Следовательно, по п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе у заказчика возникла обязанность в срок до 23:59 26.12.2022 (с учетом того что 24.12.2022, 25.12.2022 выпадает на выходные дни – субботу и воскресенье) разместить в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

Вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчиком – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора был размещен только 30.12.2022.

Действие заказчика – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в части принятия решения о признании ООО «ЧОП «БАРС-С» уклонившимся от заключения договора основаны на нормах Закона о контрактной системе и не противоречат ему.

Вместе с тем, ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» допущено нарушение пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в виде размещения на официальном сайте с нарушением срока протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 30.12.2022 №ППУ20_1.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, допущенное заказчиком нарушение в виде нарушения срока размещения протокола о признании общества уклонившимся от заключения договора, не затронуло права и интересы ООО «ЧОП «БАРС-С» по вопросу признания последнего уклонившимся от заключения договора.

При рассмотрении обращения представителями заказчика и общества было указано на отсутствие со стороны электронной торговой площадки действий, направленных на уведомление о стадиях заключения(подписания) договора, в том числе о регламентированных сроках на подписание договора исполнителем и об уклонении победителя закупки от подписания договора, в связи с чем возникла ситуация по пропуску сроков.

Вместе с тем, Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что законодательством о контрактной системе не закреплена обязанность торговой электронной площадки уведомлять заказчика и исполнителя о стадиях заключения договора, в том числе по результатам проведения электронного аукциона.

4. В соответствии с позицией ООО «ЧОП «БАРС-С», изложенной в письменных пояснениях и озвученных на заседании Комиссии Коми УФАС России:

«Согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона ООО «ЧОП «Барс-С» стал победителем электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг физической охраны объектов ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в 2023 году.

Проект контракта № 0307200030622003233 был направлен на подпись 20.12.2022г.

Участником (ООО ЧОП «Барс-С») 22.12.2022 г. был направлен протокол разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта, именно просьба Заказчику включить в проект контракта в сведения Исполнителя данные о лицензии, что является обязательным требованием Росгвардии.

Участник полагал, что у него имеется установленный п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе пятидневный срок для подписания контракта.

22.12.2022 г. Заказчиком был повторно направлен проект контракта. Однако о повторном размещении контракта Заказчиком электронная площадка уведомление не направила. В связи с чем, Участником был нарушен срок для подписания проекта контракта.

Тем не менее, после получения от электронной площадки уведомления о пропуске срока, Участник подписал проект контракта 24.12.2022 в 10.14 утра.».

В подтверждение добросовестности ООО «ЧОП «БАРС-С», в материалы обращения были представлены сведения «Реестр контрактов, исполненных ООО «ЧОП «БАРС-С» с 2018-2022», подтверждающих исполнение обществом контрактов, по результатам проведения электронных процедур по следующим извещениям: 0107200002718001632, 0307200030619002515, 0307100000920000112, 0107300009520000001

При исследовании указанных выше сведений Комиссией Коми УФАС России установлена достоверность предоставленных сведений об исполненных ООО «ЧОП «БАРС-С» сведений об исполненных контрактах.

В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России представителем ООО «ЧОП «БАРС-С» к материалам обращения были приобщены дополнительные сведения об исполненных обществом контрактах, заключенных, в том числе в рамках Закона о контрактной системе.

Комиссия Коми УФАС России считает, что участником закупки (ООО «ЧОП «БАРС-С») в срок до признания его уклонившимся от заключения договора осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения такого договора (направление протокола разногласий через Единую информационную систему; подписание договора, хоть и с нарушением срока).

Согласно пояснениям представителя ООО «ЧОП «БАРС-С», изложенным на заседании Комиссии Коми УФАС России, обществом заранее была осуществлена подготовка к исполнению договора, в частности были определены и подготовлены сотрудники для оказания охранных услуг ГБУЗ РК «Бюро СМЭ».

Комиссией Коми УФАС России было установлено наличие заключенного 30.12.2022 на основании п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе договора между ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» и ООО «ЧОП «БАРС-С» № 7-226Б на оказание услуг физической охраны объектов заказчика в 2023 году со сроком оказания услуг – с 01.01.2023 по 28.02.2023.

Указанное обстоятельство имеет под собой основание добросовестного отношения общества по отношению к заказчику, направленное на исполнение договора, который не был заключен по вине общества по результатам проведения электронного аукциона.   

5. При разрешении вопроса о включении/невключении сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия учитывает следующее.

Согласно частям 1, 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.

Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.

Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В рассматриваемом случае изложенные выше по тексту решения фактические обстоятельства дела и представленные ООО «ЧОП «БАРС-С» пояснения, в том числе сведения подтверждающие исполнение обществом контрактов с иными заказчиками, подписание договора (за пределами срока его подписания), свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения договора, со стороны участника закупки.

Также представителем заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России было указано, что ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» не настаивает на включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и просит не включать информацию о хозяйствующем субъекте в соответствующий реестр.

При рассмотрении вопроса о включении/невключении сведений об ООО «ЧОП «БАРС-С» в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия принимает во внимание следующее.

Исходя из подпункта «б» пункта 14 раздела III Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, в случае если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Комиссия Коми УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения в действиях ООО «ЧОП «БАРС-С» отсутствуют.

Из имеющихся в материалах обращения документов, не усматривается наличие прямого умысла ООО «ЧОП «БАРС-С», направленного на незаключение договора.

Нарушение победителем своих обязательств по подписанию договора при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, ООО «ЧОП «БАРС-С» не имело намерения и умысла уклоняться от заключения договора.

ООО «ЧОП «БАРС-С» совершены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения договора.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем, Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО «ЧОП «БАРС-С» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие обстоятельства, перечисленного в подпункте б) пункта 14 раздела III Правил, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» во включении сведений об ООО «ЧОП «БАРС-С» (<……>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием общества уклонившимся от заключения договора на оказание услуг физической охраны объектов ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» в 2023 году, по результатам проведения электронного аукциона в соответствии с извещением № 0307200030622003233.

2. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» выявлено нарушение п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении на официальном сайте протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 30.12.2022 №ППУ20_1 с нарушением срока.

3. Передать копии материалов обращения уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», допустившего установленное настоящим решением нарушение Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<……>

<……>

<……>                                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны