Заключение №02-01/9541 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 011/01/10-436/2020 от 27 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

 

 

25 ноября 2020 года

 

 

 

                                          

             №02-01/9541                

 

                                                    г. Сыктывкар

 

АО «Коми энергосбытовая компания» 

Первомайская ул., д. 70,

г. Сыктывкар, 167000

 

ПАО «МРСК Северо-Запада»

площадь Конституции, д. 3,

литер А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, 167000

 

ООО «ЧАС»   

Центральная ул., д. 22, с. Часово,

Сыктывдинский район, 168217

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> – заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, председателя Комиссии, <…>  – начальника отдела Управления, <…> – главного специалиста-эксперта отдела Управления, членов Комиссии, рассмотрев дело № 011/01/10-436/2020  по признакам нарушения публичным акционерным обществом «МРСК Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация), (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785, адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н) и акционерным обществом «Коми энергосбытовая компания» (далее – АО «Коми энергосбытовая компания», АО «КЭСК», гарантирующий поставщик) (ИНН 1101301856, ОГРН 1061101039779, адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, улица Первомайская, д. 70) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

руководствуясь ст. 48.1 Закона о защите конкуренции

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми № 145 от 11.06.2020 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада», АО «Коми энергосбытовая компания».

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «ЧАС» (ИНН 1109008088, ОГРН 1061109022270, адрес места нахождения: 168217, Сыктывдинский район, с. Часово, ул. Центральная, д. 22) (вх. № 3993 от 06.08.2019) на неправомерные, по мнению заявителя, действия ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «Коми энергосбытовая компания» по нарушению действующего законодательства в части проверки расчетных приборов учета электроэнергии, составления акта безучетного потребления электроэнергии и выставления соответствующих объемов безучетного потребления электроэнергии для оплаты.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закон о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта  - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ПАО «МРСК Северо-Запада» осуществляет передачу и распределение электроэнергии на территории Республики Коми.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 № 191-э ОАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным N 47.1.116.

Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Исходя из вышеизложенного, ПАО «МРСК Северо-Запада» осуществляет деятельность в сфере деятельности субъектов естественных монополий и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Коми.

  АО «Коми энергосбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Коми и занимает доминирующее положение на товарном рынке розничной реализации электроэнергии на территории Республики Коми (аналитический отчет Коми УФАС России о состоянии конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Республике Коми за 2018 год от 25.03.2019, аналитический отчет Коми УФАС России о состоянии конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Республике Коми за 2019 год от 31.03.2020, аналитический отчет Коми УФАС России о состоянии конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Республике Коми за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 год от 24.11.2020).

          На основании статей 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в ведении абонента энергетических сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, возложена на абонента.

          Согласно п.п. 1, 3 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

          Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

            Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены в Федеральном законе от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

           Статья 3 Закона об электроэнергетике устанавливает, что коммерческим учетом электрической энергии (мощности) является процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги.

            На основании Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации Постановлением от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения, устанавливающие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.

          Пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Постановление № 442, Основные положения), определено, что под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

  В выявлении безучетного потребления, также как и бездоговорного, прежде всего, заинтересована сетевая организация, так как это снижает ее коммерческие потери. Однако, в отличие от бездоговорного потребления, при безучетном у потребителя заключен договор, обеспечивающий поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). В связи с чем, взысканием стоимости безучетного потребления с потребителя занимается именно поставщик электроэнергии, а не сетевая организация.

  Выявление безучетного потребления осуществляется при плановой или внеплановой проверке приборов учета (п. 173 Основных положений). Проверка приборов учета должна производиться не реже 1 раза в год (п. 172 Основных положений).

   По результатам проверки оформляется акт проверки приборов учета, в котором должна быть указана, в том числе информация о наличии (об отсутствии) безучетного потребления (п. 176 Основных положений). Кроме того, безучетное потребление может быть выявлено в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем (п. 192 Основных положений).

           В соответствии с пунктом 27 Основных положений электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения; договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

  Согласно пункту 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Между АО «Коми энергосбытовая компания» и ООО «ЧАС» заключен договор энергоснабжения № 626294 от 24.05.2011. Точкой поставки является магазин «Продукты», расположенный по адресу: Сыктывдинский район, с. Палевицы, ул. Советская, д. 50а (далее – Объект).

Как следует из имеющихся в Коми УФАС России материалов, 28.12.2018 ПАО «МРСК Северо-Запада» составлен акт проверки прибора учета электрической энергии № 12Н-17, согласно которому нарушена пломба сетевой организации на приборе учета, расположенного на внешней стене магазина «Продукты», расположенного по адресу: Сыктывдинский район, с. Палевицы, ул. Советская, д. 50а, и принадлежащего ООО «ЧАС». В акте указано, что прибор учета непригоден к расчетам за потребленную электроэнергию.

Согласно пояснениям ПАО «МРСК Северо-Запада», представленным письмом от 30.09.2019 № МР2/5/016-119-14-1/1314пдн, 28.12.2018 в соответствии с маршрутом № 4398 проводилось контрольное снятие показаний приборов учета на объектах с. Палевицы, в том числе на объекте ООО «ЧАС». В ходе контрольного снятия показаний прибора учета Меркурий 230 АМ-01 зав. № 03713316, установленного на фасаде объекта энергоснабжения  - магазина «Продукты», по адресу: Сыктывдинский район, с. Палевицы, ул. Советская, д. 50а (договор энергоснабжения № 626294, потребитель ООО «ЧАС»), было выявлено нарушение (повреждение) пломбы электросетевой компании. Как следует из представленных ПАО «МРСК Северо-Запада» в Коми УФАС России материалов, контрольные мероприятия проведены сотрудником ПАО «МРСК Северо-Запада» в отсутствие представителя потребителя, с использованием средств видеозаписи, в адрес ООО «ЧАС» уведомление о предстоящем контрольном снятии показаний не направлялось.

Также 28.12.2018 ПАО «МРСК Северо-Запада» составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии серии КЭ № 900301, к которому приложен расчет объема безучетного потребления электроэнергии, произведенный за период с 27.04.2018 (дата последнего контрольного снятия показаний) до 28.12.2018 в соответствии с п. 1а приложения № 3 к Постановлению № 442. Согласно представленному расчету, объем безучетного потребления на объекте ООО «ЧАС» составил 88200 кВт*ч.

Как следует из представленных АО «Коми энергосбытовая компания» письмом от 30.09.2019 № 119 (вх. № 4964 от 03.10.2019) пояснений и материалов, письмом ПАО «МРСК Северо-Запада» от 10.01.2019 № МР2/5-51/152-41-3/27 направило в адрес гарантирующего поставщика акт о неучтенном потреблении электроэнергии № 900301 от 28.12.2018, на основании чего АО «Коми энергосбытовая компания» произвело начисление платы и выставила ОО «ЧАС» счет-фактуру № 000349/0205 от 28.02.2019 на сумму 519 557,39 руб. с НДС.

В соответствии с п. 145 Постановления №442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета электроэнергии, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент по договору энергоснабжения обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Согласно акту проверки прибора учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 17.12.2013 №101, ранее прибор учета Меркурий 230 АМ-01 зав. № 03713316 был опломбирован.

Пунктом 167 Постановления № 442 (в редакции до 29.03.2020) предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно п. 169 Постановления № 442 проверка правильности снятия показания расчетных приборов учета (далее - контрольное снятие показаний) осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Из п. 171 Постановления № 442 следует, что результаты контрольного снятия показаний сетевая организация оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией, а гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) - в случае их присутствия. При отказе потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) от подписания акта в нем указывается причина такого отказа. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвовавших в проведении контрольного снятия показаний.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал при проведении контрольного снятия показаний, копии актов контрольного снятия показаний в течение 3 рабочих дней после их составления.

На основании п. 171 Постановления №442, в случае, когда для проведения контрольного снятия показаний не требуется допуск к энергопринимающим устройствам, уведомление потребителей о проведении контрольного снятия показаний не требуется.

В соответствии с п. 172 Постановления № 442 (в редакциях, действовавших до 30.06.2020) проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в пункте 173 настоящего документа, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для их проведения сетевой организацией.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) участвует в проведении проверок приборов учета в соответствии с пунктами 173 - 177 настоящего документа.

Согласно п. 173 Постановления № 442 плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Таким образом, полномочия по выявлению фактов безучетного потребления, проведению проверок состояния приборов учета электроэнергии, в силу п. п. 167, 172 Постановления № 442, делегированы как сетевым организациям, так и энергосбытовым организациям.

Согласно пункту 192 Постановления № 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетного потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Пунктом 193 Основных положений № 442 предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

В соответствии с п. 193 Постановления № 442 при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

В соответствии с п. 195 Постановления № 442 объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения № 3 к настоящему документу.

Согласно пункту 165 Постановления № 442 снятие показаний расчетного прибора учета оформляется актом снятия показаний расчетного прибора учета и подписывается лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета, а также представителями сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае, если в соответствии с условиями договора ими осуществляется совместное снятие показаний расчетного прибора учета.

Абзацем 2 пункта 172 Постановления № 442 предусмотрено, что проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Согласно имеющимся материалам дела, проверка прибора учета на объекте заявителя последний раз проведена 17.12.2013, что подтверждается актом проверки.

Как следует из акта от 28.12.2018 № 12Н-17, ПАО «МРСК Северо-Запада» ведет расчет безучетного потребления с даты последнего контрольного снятия показаний прибора учета заявителя, а именно с 27.04.2018.

Следовательно, поскольку в сроки, установленные пунктом 172 Постановления № 442, проверочные мероприятия в отношении прибора учета заявителя сетевой организацией или гарантирующим поставщиком проведены не были, то начальной датой для расчета объема безучетного потребления согласно пункту 195 Постановления № 442 является 17.12.2018.

В соответствии с п. 195 Постановления № 442, объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Таким образом, расчет безучетного потребления учета на объекте заявителя должен вестись с 17.12.2018 по 28.12.2018.

Данное подтверждается решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2019 по делу № А29-1781/2019, оставленным в силе судами апелляционной и кассационной инстанций.

По мнению суда, снятие показаний прибора учета не является проверкой прибора учета, проводимой на основании пункта 172 Постановления № 442, дата снятия показаний не может являться начальной датой начисления объема безучетного потребления.

Арбитражный суд Республики Коми указал, что в отсутствие уважительных причин нарушения сетевой организацией установленной систематичности проверок негативные последствия ее неосмотрительности не должны перекладываться на потребителя, не препятствовавшего проведению проверок, так как их своевременность не относится к сфере его контроля.

Как следует из решения Арбитражного суда Республики Коми, после 17.12.2013 сетевая компания не проводила проверок прибора учета заявителя.

Учитывая положения пункта 172 Постановления № 442, ПАО «МРСК Северо-Запада» могло ежегодно проводить проверку прибора учета на объекте заявителя после последней проверки 17.12.2013, а именно до 17.12.2014, 17.12.2015, 17.12.2016, 17.12.2017, 17.12.2018, однако в указанные сроки сетевая организация не проводила таких проверок.

В связи с чем, Арбитражный суд Республики Коми указал, что объем потребления электроэнергии должен быть определен за период с 17.12.2018 по 28.12.2018 и составит 4320 кВт*ч.

Таким образом, ПАО «МРСК Северо-Запада» неправомерно рассчитало ООО «ЧАС» объем неучтенной электроэнергии в объеме 83880 кВт*ч.

   Как указано в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2019 N 309-ЭС18-24456 по делу № А60-64563/2017, положения пункта 195 Основных положений, с одной стороны, направлены на стимулирование потребителей энергетических ресурсов к энергосбережению путем удержания от несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и в случае причинения реального имущественного вреда поставщику ресурса (сетевой организации) служат допустимым механизмом его возмещения, а с другой - стимулируют сетевую организацию (гарантирующего поставщика) к своевременному и надлежащему исполнению вытекающих из требований законодательства обязанностей по проведению проверок приборов учета потребителей, принятию мер к выявлению нарушений и уменьшению потерь.

  Таким образом, указанное правовое регулирование в случаях безучетного потребления электрической энергии направлено на обеспечение баланса интересов потребителя и энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организации.

   Согласно письменным пояснениям ПАО «МРСК Северо-Запада» от 06.08.2020 № МР2/5/016-119-11-2/5001 (вх. № 3971 от 06.08.2020), имеющимся в материалах рассматриваемого дела, из системного толкования п. 172 Основных положений не следует, что правовыми последствиями непроведения проверок сетевой организацией в соответствии с планом-графиком является изменение порядка исчисления объёма и периода безучётного потребления электрической энергии, установленного императивными положениями п. 195 Основных положений. Объём безучётного потребления  электрической энергии определяется  с применением расчётного способа, предусмотренного подп. «а» п. 1 приложения № 3 к Основным положениям. Только Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 23.05.2019 было разъяснено, что буквальное содержание статей 190-192 Гражданского кодекса РФ  и пунктов 172 и 195 Основных положений позволяет сделать вывод, что при установлении факта безучётного потребления совокупный период неучтённого потребления должен определяться с даты предыдущей проверки или с даты, не позднее которой проверка приборов учёта должна быть проведена, до даты выявления факта и составления акта о неучтенном потреблении. Между тем акт был подготовлен сетевой организацией 28.12.2018, следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» не могло применять данную правовую позицию Верховного суда РФ, в связи с чем, применяло основные положения исходя из их буквального толкования.

  Также ПАО «МРСК Северо-Запада» указало, что абз. 2 п. 172 Основных положений предусмотрено проведение сетевыми компаниями проверок расчётных приборов учёта потребителя в любой день и месяц в течение года (не реже 1 раза в год). Из пунктов 172 и 195 Основных положений следует, что расчёт объёма безучётного потребления при отсутствии данных о дате предыдущей контрольной проверки прибора учёта следует производить за 1 год, предшествующий дате выявления факта безучётного потребления электроэнергии и составления акта о неучтённом потреблении электроэнергии. 

  Коми УФАС России считает, что приведенные доводы ПАО «МРСК Северо-Запада» не свидетельствуют об отсутствии в его действиях нарушения требований законодательства.

  Абзацем 2 пункта 172 Основных положений (в редакциях, действовавших до 30.06.2020) предусмотрено, что проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

 Поскольку в рассматриваемом случае в установленные пунктом 172 Основных положений сроки проверочные мероприятия в отношении прибора учета сетевой организацией или гарантирующим поставщиком проведены не были, то начальной датой, согласно пункту 195 Правил № 442, с которой будет исчисляться объем неучтенного потребления электрической энергии, является 17.12.2018, исходя из акта № 101 от 17.12.2013, поскольку  предыдущая проверка в отношении ООО «ЧАС» проводилась именно 17.12.2013, что не оспаривается ПАО «МРСК Северо-Запада».

 Согласно пункту 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к настоящему положению. В том случае, когда в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, имеются данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки, объем потребления электрической энергии (мощности) в соответствующей точке поставки определяется по формуле: W=P макс*T, где Р макс. - максимальная мощность энергопринимающих устройств, Т - количество часов в расчетном периоде.

  Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Пунктом 172 Основных положений № 442 (абзац 2) предусмотрено, что проверки расчетных приборов учета должны проводиться не реже 1 раза в год.

  Основными положениями не только возложена обязанность на сетевую организацию проводить проверки расчетных приборов учета с определенной периодичностью (пункт 172), но и для целей расчета объема безучетно потребленной энергии предусмотрены последствия в виде применения фикции проведения такой проверки при нарушении сетевой организацией минимально установленной их периодичности (пункт 195). Эта фикция необходима для соблюдения оптимального баланса интересов сторон, так как, с одной стороны, потребитель в подобном случае является нарушителем приборного учета электрической энергии и презюмируется потребившим энергию в обход прибора в максимально возможном исходя из характера подключения объеме, с другой стороны, продолжительность потребления должна определяться с учетом такого поведения сетевой организации, которое соответствует стандарту поведения разумного и осмотрительного коммерсанта, предполагающему своевременное осуществление гражданских прав, предоставленных сетевой организации для выявления безучетного потребления энергии путем пунктуального проведения проверок.

  При этом снятие показаний приборов учета не является проверкой прибора учета, проводимой на основании пункта 172 Основных положений № 442, дата снятия показаний не может являться начальной датой начисления объема безучетного потребления.

  При списании показаний прибора учета не проводится ни проверка прибора учета, ни осмотр его состояния и схемы подключения до его демонтажа (пункты 149 и 192 Основных положений), то есть прибор учета не проверяется на предмет технической исправности такого прибора учета и (или) отсутствие вмешательства в его работу. В ходе снятия показаний прибора учета лицо, участвующее в данной процедуре, буквально списывает цифровые значения, появляющиеся на дисплее прибора учета. При этом не производится никаких действий, связанных с проверкой технической исправности такого прибора учета и (или) отсутствия вмешательства в его работу. В отсутствие уважительных причин нарушения сетевой организацией установленной систематичности проверок негативные последствия ее неосмотрительности не должны перекладываться на потребителя, не препятствовавшего проведению проверок, так как их своевременность не относится к сфере его контроля. Подобные последствия должны ложиться на сетевую организацию и гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), отвечающего за действия сетевой организации по соблюдению надлежащей периодичности проверок перед потребителем в порядке статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  Указанные выводы следуют из буквального содержания Основных положений и Гражданского кодекса РФ, нормы которых действовали до принятия Определения Верховного суда РФ от 23.05.2019.

  Тот факт, что ПАО «МРСК Северо-Запада» неверно толкует нормы права, которые непосредственно регулируют его основную деятельность, не может свидетельствовать об отсутствии факта нарушения законодательства с его стороны. При этом Общество, являясь профессиональным участником розничного рынка электрической энергии, истолковало нормы Основных положений в свою пользу, а не в пользу потребителя, являющегося слабой стороной правоотношений, и уже после вынесения Верховным судом РФ Определения от 23.05.2019 продолжало настаивать на правильности своей позиции в рамках судебного дела № А29-1781/2019, то есть уже после вынесения указанного процессуального акта Верховного суда РФ.

   Ссылка Общества на то, что Основные положения не предусматривают порядка пересмотра объемов бездоговорного потребления электроэнергии, определенных в соответствующем акте, на основании заявок потребителей или иным способом, а также что Общество не наделено правом самостоятельного пересмотра порядка определения объёмов безучётного потребления электрической энергии, утверждённого Основными положениями, и могло уменьшить объём бездоговорного потребления по акту № 900301 только на основании судебного решения или соответствующего разъяснения государственного органа, также несостоятельна, поскольку выявление, обнаружение сетевой организацией неправомерных действий со своей стороны, автоматически влекущих ущемление интересов потребителей, не лишает ее права устранить допущенные нарушения, несмотря на отсутствие закрепления такого механизма в соответствующем нормативно-правовом акте, либо отсутствие какого-либо предписания со стороны иных лиц, указывающего на допущенные нарушения. Сам по себе факт выявления неправомерных действий является основанием для принятия мер по устранению допущенных нарушений в целях предотвращения наступления неблагоприятных последствий для потребителей электрической энергии.

  В рассматриваемом случае даже после издания Определения Верховного суда от 23.05.2019, на которое ссылается Общество, ПАО «МРСК Северо-Запада» могло, поскольку этому ничего не препятствовало, скорректировать объемы выявленного ООО «ЧАС» безучётного потребления электроэнергии, однако не сделало этого и продолжало настаивать на правомерности своей позиции, которая противоречит нормам Основных положений, что повлекло обращение ООО «ЧАС» за защитой своих интересов в суд и антимонопольный орган. 

  В своих письменных пояснениях Общество ссылается на Определение Верховного суда  РФ от 04.06.2019 № 309-ЭС19-7225, а также на акты нижестоящих судов по указанному делу, которыми, по мнению сетевой организации,  подтверждена правильность подхода ПАО «МРСК Северо-Запада» при расчёте бездоговорного потребления электроэнергии со стороны ООО «ЧАС», то есть, по мнению ПАО «МРСК Северо-Запада», Верховным судом РФ принимаются противоречивые друг другу судебные акты.

           Коми УФАС России считает, что ссылка ПАО «МРСК Северо-Запада» на указанные судебные акты несостоятельна, поскольку рассматриваемые правоотношения в рамках этих дел отличаются от спора по данному делу и касаются предъявления требований по взысканию задолженности за потребленную электрическую энергию согласно акту о безучётном потреблении электроэнергии. Из содержания указанных ПАО «МРСК Северо-Запада» судебных актов следует, что в рамках иного судебного дела также оспаривался сам акт неучтенного потребления электроэнергии, но заявитель отказался от иска, поскольку была проведена судебная экспертиза, согласно которой установлено, что  имелось вмешательство в прибор учета.

                     В рассматриваемом же случае установлено, что составление акта безучётного потребления электроэнергии осуществлено ввиду того, что ООО «ЧАС» допустило нарушение потребления электрической энергии, выразившееся в отсутствии пломб сетевой организации.

  Кроме того, при вынесении судебных актов по делу № А29-1781/2019 (решение 1 инстанции – 14.10.2019, постановление суда апелляционной инстанции – 25.12.2019, постановление суда кассационной инстанции – 26.05.2020) судами применена позиция аналогичная той, которая отражена в Определении Верховного суда РФ от 23.05.2019, несмотря на более позднее принятие Определения от 04.06.2020. При этом судами по делу № А29-1781/2019 не указано, что имеются какие-либо противоречия в практике применения Основных положений, в связи с чем, расчет безучётного потребления электроэнергии согласно акту от 28.12.2018 следует признать правомерным.

 Будучи профессиональным участником рынка оказания услуг по передаче электрической энергии, сетевая организация не могла не знать о правовом регулировании рассматриваемых правоотношений и возможных последствиях своего поведения.

  Также ПАО «МРСК Северо-Запада» указывает, что разовое ошибочное определение объёма электрической энергии в отношении конкретного потребителя не может свидетельствовать, что указанные действия лежат в сфере антимонопольного контроля и выходят за рамки гражданско-правовых отношений; действия сетевой организации не указывают на проявление рыночной силы и злоупотребление доминирующим положением. ПАО «МРСК Северо-Запада» полагает, что в данном случае имеет место гражданско-правовой спор, разрешенный судом, и он урегулирован в рамках гражданского законодательства.  

 Коми УФАС России отклоняет данный довод ПАО «МРСК Северо-Запада» ввиду нижеследующего.

 Исходя из содержания Основных положений, проверки приборов учёта и выявление бездоговорного потребления электроэнергии носят персонифицированный характер. В случае выявления бездоговорного потребления электроэнергии составляется отдельный акт в отношении конкретного потребителя, и не каждый потребитель оспаривает действия сетевой компании и гарантирующего поставщика, в том числе ввиду отсутствия специальных познаний в данной области. В случае же несогласия потребителя с действиями сетевой компании и гарантирующего поставщика, каждый случай рассматривается индивидуально, что в судебных органах, что в органах государственной власти, поскольку обстоятельства в каждом конкретном случае могут существенно отличаться.

  Тем более, как уже указывалось выше, ПАО «МРСК Северо-Запада», заведомо зная, что его действия в отношении ООО «ЧАС» являются неправомерными в части расчета бездоговорного потребления электроэнергии, продолжало настаивать на своей позиции, что свидетельствует о проявлении именно рыночной силы, и свидетельствует о злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке.

Как следует из материалов настоящего дела, ОАО «Коми энергосбытовая компания» произвело начисление платы и выставило ООО «ЧАС» счет-фактуру от 28.02.2019 № 000349/0205 на сумму 519 557,39 руб. НДС.

Кроме того, АО «Коми энергосбытовая компания» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым требованием о взыскании задолженности по вышеуказанной счет-фактуре от 28.02.2019 № 000349/0205. Как следует из определения Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2020 по делу № А29-8815/2019, производство по делу было прекращено в связи с отзывом искового заявления.

В соответствии с пояснениями АО «Коми энергосбытовая компания», представленными письмом от 30.09.2019 № 119 (вх. № 4964 от 03.10.2019), гарантирующий поставщик фактически «транслировал» объем неучтенного потребления электроэнергии, выявленный сетевой организацией.

Согласно пояснениям АО «КЭСК, в действующем законодательстве отсутствует обязанность гарантирующего поставщика перепроверять акты, оформленные сетевой организацией по факту неучтенного потребления электроэнергии.

  Также АО «КЭСК» в своих письменных пояснениях от 04.08.2020 № 119/5953 (вх. № 4020 от 10.08.2020) указало, что не обязано было производить проверку правильности определения объёмов согласно акту от 28.12.2018 о неучтённом потреблении электроэнергии, поскольку ответственность за правильность произведенного расчёта входит в сферу деятельности сетевой организации.

Вместе с тем, полномочия по выявлению фактов безучетного потребления, проведению проверок состояния приборов учета электроэнергии, в силу п. п. 167, 172 Постановления № 442, делегированы как сетевым организациям, так и энергосбытовым организациям.

Согласно договору энергоснабжения № 626294 от 24.05.2011, заключенному между АО «Коми энергосбытовая компания» и ООО «ЧАС», энергоснабжающая организация подает абоненту электрическую энергию, а также через привлечение третьих лиц оказывает абоненту услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией абонента.

В соответствии с п. 2.1.2 договора энергоснабжения АО «Коми энергосбытовая компания» обязуется заключить в интересах абонента договор с ПАО «МРСК Северо-Запада» на оказание услуг по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств (точек поставки) абонента.

Между АО «Коми энергосбытовая компания» и ПАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 28/08-1 от 16.01.2008 (далее – договор по передаче электроэнергии), в соответствии с п. 2.1 которого сетевая организация обязуется оказывать гарантирующему поставщику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, а гарантирующий поставщик обязуется оплачивать услуги сетевой организации.

Таким образом, правоотношения между поставщиком электрической энергии и потребителем урегулированы (должны быть урегулированы) договором энергоснабжения, и сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, получает часть денежных средств по договору, заключенному с гарантирующим поставщиком. Тем самым, абонент компенсирует по договору энергоснабжения такому поставщику расходы последнего, связанные с урегулированием правоотношений с сетевой организацией.

В соответствии с п. 3.2.9 договора по передаче электроэнергии гарантирующий поставщик обязуется рассматривать поступившие от сетевой организации акты об оказании услуг за расчетный период.

В соответствии с п. 7.2.3 договора по передаче электроэнергии акты о безучетном потреблении сетевая организация представляет гарантирующему поставщику в порядке, определенном сторонами в приложении № 7 к договору.

В соответствии с п. 7.3 договора по передаче электроэнергии гарантирующий поставщик обязан в течение 3 рабочих дней с момента получения от сетевой организации документов, указанных в п. 7.2 договора, рассмотреть их и при отсутствии претензий подписать представленные акты.

Согласно п. 7.4 договора по передаче электроэнергии при возникновении у гарантирующего поставщика обоснованных претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг гарантирующий поставщик обязан сделать соответствующую отметку в акте, указать отдельно в акте неоспариваемую и оспариваемую часть оказанных услуг, подписать акт в неоспариваемой части, и в течение 3-х рабочих дней направить сетевой организации претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг.

В качестве претензий по объему и (или) качеству оказанных услуг по передаче электроэнергии могут рассматриваться:

- несоответствие показаний приборов учета потребителя, представленных сетевой организацией, показаниям, которые получены гарантирующим поставщиком в ходе проведенной им контрольной проверки либо заявлении потребителя;

- непредставление или несвоевременное представление гарантирующим поставщиком претензий/подписанных документов свидетельствует о согласии гарантирующего поставщика со всеми положениями, содержащимися в документах (в том числе, актах), представленных исполнителем.

В соответствии с п. 5 приложении № 7 к договору по передаче электроэнергии гарантирующий поставщик имеет право принимать участие в ходе проводимых сетевой организацией рейдов по снятию показаний приборов учета и по проверке их состояния. Сетевая организация ежегодно составляет и передает гарантирующему поставщику графики плановых контрольных обходов приборов учета потребителей гарантирующего поставщика. В соответствии с п. 12 приложении № 7 к договору по передаче электроэнергии оформленные надлежащим образом акты о безучетном потреблении электроэнергии по мере их составления, подекадно передаются гарантирующему поставщику представителями сетевой организации по акту приема-передачи.

Согласно п. 13 приложении № 7 к договору по передаче электроэнергии объем безучетного потребления определяется следующим расчетным способом: по разрешенной мощности потребителя за весь период времени, истекший со дня проведения исполнителем предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки, уровня энергопотребления и состояния средств измерений потребителя  либо, если такая проверка не была проведена по вине сетевой организации, с даты, когда проверка должна была быть проведена.

Между ООО «ЧАС» и АО «Коми энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения, а не купли-продажи электроэнергии, соответственно, именно на последнем лежит обязанность урегулировать все правоотношения с сетевой организацией. В этой связи энергосбытовая организация наделена всеми полномочиями для корректировки объема безучетного потребления, выявленного электросетевой организацией.

Как следует из ст. 3 Закона об электроэнергетике, гарантирующий поставщик электрической энергии — коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

По смыслу приведенной нормы именно гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация по договору энергоснабжения) обязан соблюдать права абонентов в правоотношениях с сетевыми организациями (в рамках правоотношений по передаче электроэнергии).

Согласно письменным пояснениям АО «КЭСК» от 30.10.2020 № 119/8796 (вх. № 5380 от 02.11.2020) гарантирующий поставщик рассматривает акты о неучтенном потреблении электроэнергии от ПАО «МРСК Северо-Запада» на предмет их корректного составления согласно предъявленным требованиям, установленным Основными положениями.

В случае принятия актов о безучётном потреблении электроэнергии, услуги по передаче электрической энергии оплачиваются Обществом в полном объём вне зависимости от получения денежных средств от потребителя.

В случае выявления нарушений в представленных актах о безучётном потреблении электрической энергии Общество возвращает на доработку акты о безучётном потреблении в адрес соответствующего филиала ПАО «МРСК Северо-Запада», на территории которого была проведена проверка и выявлены факты безучётного потребления.

В рассматриваемом случае энергосбытовая организация не предприняла все зависящие от нее меры для защиты прав и интересов абонента, с которым состоит в договорных правоотношениях, а предпочла безоговорочно акцептовать акт ПАО «МРСК Северо-Запада» от 28.12.2018 № 12Н-17, в соответствии с которым ПАО «МРСК Северо-Запада» неправомерно рассчитало заявителю объем неучтенной электроэнергии в объеме 83880 кВт*ч.

  В письменных пояснениях от 04.08.2020 № 119/5953 (вх. № 4020 от 10.08.2020) Общество также как и ПАО «МРСК Северо-Запада» ссылается на Определение Верховного суда  РФ от 04.06.2019, а также на акты нижестоящих судов по указанному делу, и Определение Верховного суда РФ от 23.06.2019, указывая на их противоречие друг другу. Оценка указанному доводу уже дана Коми УФАС России.

         Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.12.2018 по делу № 305-КГ18-19074, вопросы правомерности составления сетевой организацией актов о безучетном потреблении и отнесения на абонентов неблагоприятных последствий такого составления могут являться предметом антимонопольного контроля и могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Завышение сетевой организацией – ПАО «МРСК Северо-Запада» объемов безучетного потребления электроэнергии на объекте заявителя, отраженных в акте безучетного потребления, повлекло за собой выставление АО «Коми энергосбытовая компания» в адрес ООО «ЧАС» счета-фактуры на сумму 519 557,39 руб. с НДС.

 Абонент – ООО «ЧАС» является более слабой стороной в правоотношениях с энергосбытовыми и электросетевыми организациями, профессиональными участниками товарного рынка, наделенными по отношению к абоненту контрольными полномочиями.

  Таким образом, в рассматриваемом случае ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «КЭСК» на потребителя – ООО «ЧАС» отнесены негативные последствия не только его собственного поведения, но и бездействие сетевой организации и гарантирующего поставщика - профессиональных участников товарного рынка электроэнергиии, что привело к ущемлению интересов ООО «ЧАС» и свидетельствует о злоупотреблении сетевой и энергосбытовой организациями своим доминирующим положением, что запрещено частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  Указанные действия ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «КЭСК»  совершены с  превышением пределов осуществления гражданских прав; неверное определение периода безучетного потребления сетевой организацией, направление гарантирующим поставщиком счета на оплату стоимости безучетного потребления электрической энергии, рассчитанной исходя из неверных значений объема безучетного потребления, могло привести к значительному ухудшению имущественного положения абонента. Акт о неучтенном потреблении электрической энергии составлен сетевой организацией с нарушением Основных положений, в части определения объема безучетного потребления электрической энергии. ПАО «МРСК Северо-Запада» при неверном определении объема электрической энергии по акту о безучетном потреблении электрической энергии в случае согласия с ним ООО «ЧАС», получало бы коммерческую выгоду, равно как и АО «КЭСК» в случае оплаты ООО «ЧАС» предъявленной суммы в полном объёме.

   АО «КЭСК» не предприняло каких-либо действий, направленных на восстановление прав ООО «ЧАС», предпочтя сразу выставить ему счет за безучетное потребление на основании данных, представленных сетевой организацией.

   Кроме того, как следует из материалов дела, АО «КЭСК» направило в адрес ООО «ЧАС» уведомление о вводе ограничений  режима потребления электроэнергии от 04.04.2019 № ЦОСВ00000211 ввиду неоплаты задолженности за потребленную электроэнергию на сумму 516 867, 09 руб. (сумма согласно счёт фактуре от 28.02.2019 № 000349/0205 составляла 519 557,39 руб. НДС). Письмом от 29.04.2019 ООО «ЧАС» просило АО «КЭСК» предоставить рассрочку  на сумму 519 557,39 руб., образовавшуюся в результате безучётного потребления электроэнергии, а также просило не отключать Объект ООО «ЧАС» - продуктовый магазин – от электроэнергии. Заявитель в своих письменных пояснениях указал, что только неоднократные переговоры с ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «КЭСК», обращение в Арбитражный суд Республики Коми за защитой своих прав, способствовали неотключению электроэнергии на Объекте Общества, который является единственным источником дохода ООО «ЧАС».

 Таким образом, гарантирующий поставщик, использовав свое монопольное положение на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии, поставил под риск деятельность ООО «ЧАС» путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии, несмотря на добросовестное исполнение им обязательств по оплате текущих платежей по заключенному между ними договору энергоснабжения, в целях понуждения абонента оплатить спорную сумму для восстановления энергоснабжения, что привело к ущемлению прав и законных интересов последнего.

   Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

  В рассматриваемом случае действия ответчиков в значительной мере ухудшающие положение более слабой и зависимой стороны в правоотношениях, очевидно, не соответствует ни стабильности и определенности их статуса, ни основным принципам гражданского и публичного права. Подобная позиция ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «КЭСК» направлена на злоупотребление правом, запрещенное законом (ст. 10 ГК РФ) и не подлежащее защите.

   Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя их системного толкования положений статей  3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, необходимо доказать, что хозяйствующий субъект умышленно злоупотребил своими правами, чем причинил вред другим лицам. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Комиссия Коми УФАС России по рассмотрению дела № 011/01/10-436/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «КЭСК» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

 Председатель Комиссии

 

     

 _____________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

       _____________<…>

 

 

 

 

 

           ____________<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны