Решение (комиссия) №ОД/2380/24 Решение от 18 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение

 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-318/2024

 

15 апреля 2024 года                                                                                                        № РНП-11-78

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <...> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципальной автономной организации дополнительного образования «Детская школа искусств» города Емва (далее – МАО ДО «ДШИ» г. Емва, заказчик) о включении информации об индивидуальном предпринимателе <...> (далее – ИП <...>, индивидуальный предприниматель, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 05.02.2024 № 0107300000824000002 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАО ДО «Детская школа искусств» г. Емва (реестровый номер контракта 3111700318924000001), заключенного с ИП <...> по результатам осуществления закупи путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт здания МАО ДО «Детская школа искусств» г. Емва», извещение № 0107300000824000002 (далее – обращение),

в присутствии (посредством видеоконференц-связи):

- <...> – представителя МАО ДО «ДШИ» г. Емва по доверенности от 11.04.2024 № 14-07/168;

- <...> – представителя МАО ДО «ДШИ» г. Емва по доверенности от 11.04.2024 № 14-07/165;

- <...> – представителя МАО ДО «ДШИ» г. Емва по доверенности от 11.04.2024 № 14-07/166;

- <...> – представителя МАО ДО «ДШИ» г. Емва по доверенности от 11.04.2024 № 14-07/167;

- <...> (очно) – представителя ИП <...> по доверенности от 12.04.2024;

- индивидуального предпринимателя <...> (очно) – по паспорту,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

МАО ДО «ДШИ» г. Емва в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации ИП <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 05.02.2024 № 0107300000824000002 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАО ДО «Детская школа искусств» г. Емва (реестровый номер контракта 3111700318924000001), заключенного с ИП <...> по результатам осуществления закупи путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт здания МАО ДО «Детская школа искусств» г. Емва», извещение № 0107300000824000002 (далее – контракт от 05.02.2024 № 0107300000824000002).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

МАО ДО «ДШИ» г. Емва, ИП <...> надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

МАО ДО «ДШИ» г. Емва письмом от 12.04.2024 № 14-07/171 (вх. от 12.04.2024 № 3740-ЭП/24) представлены письменная информация и копии документов; письмом от 11.04.2024 № 01-27/164 (вх. от 11.04.2024 № 3686-ЭП/24) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи.

Ввиду наличия технической возможности, ходатайство МАО ДО «ДШИ» г. Емва удовлетворено письмом Коми УФАС России от 11.04.2024 № ОД/2187/24 и обращение рассмотрено в формате видео-конференц-связи с помощью сервиса True Conf.

ИП <...> письмом от 12.04.2024 вх. № 3749-ЭП/24 представлены дополнительные пояснения и копии документов.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам.

1. 12.01.2024 уполномоченным упреждением – Финансовым управлением администрации муниципального района «Княжпогостский» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0107300000824000002.

Заказчиком закупки явилось МАО ДО «ДШИ» г. Емва.

Наименование объекта закупки – «Капитальный ремонт здания МАО ДО «Детская школа искусств» г. Емва».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 54 410 956,79 руб.

Источником финансирования явились:

- средства автономных учреждений (федеральный бюджет Российской Федерации, республиканский бюджет Республики Коми, бюджет муниципального района «Княжпогостский».

Дата и время окончания срока подачи заявок – 22.01.2024 09:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 22.01.2024.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 24.01.2024.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0107300000824000002 от 23.01.2024, на участие в закупке были поданы три заявки.

По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером заявки 115741426, ценовое предложение которого составило 44 344 929,56 руб.

05.02.2024 между МАО ДО «ДШИ» г. Емва и ИП <...> на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от № 0107300000824000002 от 23.01.2024 заключен контракт № 0107300000824000002.

Согласно пунктам 1.1, 2.1, 3.1, 3.2, 3.7, 3.14, 3.15, 3.17, 3.19 контракта: «Предметом Контракта является выполнение работ по капитальному ремонту здания МАО ДО «Детская школа искусств» в г. Емва (далее – Работы) для нужд Заказчика в соответствии с проектно-сметной документацией на капитальный ремонт здания «Детская школа искусств» в г. Емва (далее – проектно-сметная документация) на условиях, предусмотренных Контрактом.

Цена Контракта определена по результатам проведения аукциона в электронной форме и составляет 44 344 929 (сорок четыре миллиона триста сорок четыре тысячи девятьсот двадцать девять) рублей 56 копеек, НДС не облагается.

Место выполнения работ – Россия, Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 72.

Срок выполнения работ – 7 (семь) месяцев с даты заключения контракта.

Подрядчик назначает ответственное лицо для решения текущих вопросов по проведению Работ; подписанию актов и обеспечивает беспрепятственный доступ к объекту производства Работ уполномоченного представителя Заказчика по всем видам Работ, в течение всего периода их производства.

Подрядчик обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности выполненной работы (этапа выполнения работы) к сдаче в срок не позднее 3 (трёх) рабочих дней с даты окончания срока выполнения работ (этапа выполнения работы).

Приемка выполненных Работ осуществляется после исполнения Подрядчиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом в соответствии с установленным порядком, действовавшим на дату подписания Контракта.

Подрядчик представляет Заказчику первичные документы по приемке выполненных объемов работ. Данные документы являются основанием для осуществления расчетов.

Заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты получения электронных документов осуществляет проверку выполненной Подрядчиком работы (этапа выполнения Работы) по Контракту на предмет соответствия выполненной работы (этапа выполнения Работы) требованиям и условиям Контракта, принимает выполненную работу (этап выполнения Работы), подписывает электронные документы электронной подписью (в случае отсутствия претензий по выполненным Работам) или формирует мотивированный отказ от приёмки, в котором указываются недостатки и срок их устранения».

Пунктами 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.6, 4.1.11 контракта определено, что заказчик обязан:

- Со дня заключения Контракта осуществлять содействие Подрядчику в исполнении им своих обязательств по контракту, а также осуществлять действия, позволяющие Подрядчику приступить к выполнению работ и своевременно выполнить работы, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление таких действий возложено на Заказчика;

- Отправлять Подрядчику в сроки и порядке, которые определены Контрактом, ответы на уведомления, обращения, требования, предложения и иные сообщения, связанные с исполнением обязательств сторон по Контракту. Уведомления, обращения, требования, предложения и иные сообщения Подрядчика с описанием возникшей при исполнении Контракта проблемы и (или) предложением по ее решению, но не связанные с изменением существенных условий Контракта либо урегулированием споров, рассматриваются Заказчиком в течение 10 рабочих дней со дня их поступления;

- В сроки и порядке, которые предусмотрены Контрактом, с участием Подрядчика осмотреть и принять выполненные работы (их результат), а при обнаружении отступлений от Контракта, в том числе ухудшающих результат работ, или иных недостатков в работах немедленно заявить об этом Подрядчику;

- Осуществлять контроль за ходом исполнения условий Контракта со стороны Подрядчика в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные другими статьями Контракта.

Пунктами 4.2.1, 4.2.3, 4.2.5 контракта определено, что заказчик вправе:

- Требовать от Подрядчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств, установленных Контрактом;

- Осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика;

- Запрашивать у Подрядчика информацию, необходимую для проверки исполнения обязательств по исполнению Контракта.

Пунктами 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.10, 4.3.11, 4.3.12, 4.3.14, 4.3.20 контракта установлено, что подрядчик обязан:

- Принять на себя обязательства выполнить предусмотренные проектно-сметной документацией работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- Не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта представить на согласование Заказчику график производства работ;

- Выполнить работы в сроки, установленные Контрактом;

- Обеспечить представителям Заказчика возможность осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком условий Контракта;

- Осуществить все работы квалифицированными работниками;

- Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме 25 % от цены Контракта (в случае если Подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией). Подрядчик вправе привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме более 25 % от цены контракта по своему усмотрению. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466;

- Не позднее 5 рабочих дней с даты заключения контракта с субподрядчиком, соисполнителем представить Заказчику декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати); копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную Подрядчиком;

- Предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;

- Выполнить в полном объеме все свои обязательства, необходимые для исполнения Контракта, а также обязательства, предусмотренные другими статьями Контракта.

Пунктами 4.4.1, 4.4.4, 4.4.6, 4.4.7 контракта установлено, что подрядчик вправе:

- Обращаться к Заказчику в порядке, предусмотренном контрактом для направления уведомлений, с уведомлениями, обращениями, требованиями, предложениями и иными сообщениями, связанными с исполнением обязательств сторон по контракту;

- Принимать участие в процессе приемки выполненных работ, а также при составлении Заказчиком актов о нарушении обязательств и применении экономических санкций;

- Требовать от Заказчика своевременного и полного выполнения принятых им обязательств по Контракту;

- Привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков. Невыполнение субподрядчиком обязательств перед Подрядчиком не освобождает Подрядчика от выполнения условий Контракта.

В силу пунктов 5.1, 6.1, 8.1, 10.3, 10.4, 11.1, 11.3 контракта: «Гарантия качества результата работ, предусмотренного Контрактом, распространяется на все работы, материалы, оборудование, составляющие результат работ.

Заказчик и Подрядчик несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом.

Уведомления (в том числе обращения, сообщения, предложения, требования) Сторон, связанные с исполнением, изменением, расторжением Контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Контрактом, передаются лицу, имеющему право действовать от имени стороны Контракта, лично под расписку или направляются Стороне Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Стороны Контракта, указанному в Контракте.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В случае принятия одной из Сторон Контракта решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта расторжение Контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Контракт вступает в силу с даты подписания и действует по 31 декабря 2024 г., а в части гарантийных обязательств – в течение гарантийного срока, установленного в Контракте и (или) Техническом задании.

Во всем, что не предусмотрено Контрактом, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации».

1.1. Материалами обращения установлено следующее.

Согласно условиям контракта, Подрядчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом выполнить работы по капитальному ремонту здания МАО ДО «ДШИ» в г. Емва в соответствии с проектно-сметной документацией на капитальный ремонт здания «ДШИ» в г. Емва на условиях, предусмотренных Контрактом.

По мнению заказчика, ИП <...> к выполнению работ по контракту не приступил; подрядчиком неоднократно нарушены сроки выполнения работ.

Как указано представителями заказчика в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, при взаимодействии с заказчиком ИП <...> не являлся на запланированные встречи, касающиеся исполнения контракта.

Так, протоколом от 02.02.2024 совещания по подготовке и проведению капитального ремонта МАО ДО «ДШИ» г. Емва установлено, что ИП <...> на совещании отсутствовал, при том, что был уведомлен заранее.

Однако указанный протокол, не может быть принят Комиссией Коми УФАС России во внимание, так как датируется 02.02.2024, то есть датой, когда контракт между МАО ДО «ДШИ» г. Емва и ИП <...> не был заключен, и между указанными лицами отсутствовали гражданско-правовые отношения.

06.02.2024 письмом № 01-27/62 МАО ДО «ДШИ» г. Емва уведомило ИП <...> о том, что 08.02.2024 в 11 ч. 00 мин. пройдет совещание по организации капитального ремонта здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва.

08.08.2024 состоялось совещание в котором принимали представители заказчика и индивидуального предпринимателя, а также сам индивидуальный предприниматель

Протоколом № 1 от 08.02.2024 совещания по проведению капитального ремонта здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва указано, что подрядчику надлежало:

- в срок до 19.02.2024 представить на согласование заказчику график производства работ;

- предварительно письменно согласовывать с Заказчиком (стройконтролем Заказчика) приобретаемые строительные материалы и конструкции;

- соблюдать договоренности с заказчиком по проведению совместных совещаний и заблаговременно сообщать о неявке по уважительным причинам;

- организовать исполнение контракта в установленный срок, не позднее 7 месяцев, то есть не позднее 5 сентября 2024 года.

Указанный протокол был направлен в адрес ИП <...> 13.02.2024 в формате электронного документа посредством электронной почты для подписи со стороны индивидуального предпринимателя.

16.02.2024 посредством электронной почты МАО ДО «ДШИ» г. Емва напомнило ИП <...> о подписании со своей стороны протокола, направленного 13.02.2024, а также о необходимости направления графика производства работ.

Кроме того, МАО ДО «ДШИ» г. Емва указано на то, что заказчиком так и не получены документы на субподрядчика или ответственного за производство работ.

17.02.2024 подрядчиком по электронной почте в формате электронных документов в адрес заказчика направлен Приказ № 01-2024 от 06.02.2024 «О назначении ответственных лиц при производстве работ», которым поручил общее руководство при проведении ремонтно-строительных работ на указанном объекте <...>, а также представлен календарный график производства работ.

Как пояснено заказчиком в письменных пояснениях от 12.04.2024 № 14-07/171 (вх. от 12.04.2024 № 3740-ЭП/24) календарный график выполнения работ представлен подрядчиком в рамках установленного контрактом срока, однако его форма и содержание не соответствуют требованиям Приказа Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ».

Как пояснено заказчиком, график не содержал информации об объемах запланированных работ. Однако сроки производства работ устроили Заказчика, график был согласован заказчиком с замечаниями и направлен Подрядчику в формате электронного документа посредством электронной почты 27.02.2024.

Согласно календарному графику, Подрядчик должен был приступить к демонтажным работам 26.02.2024, однако по состоянию на дату – 27.02.2024, Подрядчик к работам не приступил, о чем составлен акт от 27.02.2024 по исполнению контракта № 0107300000824000002 от 05.02.2024.

01.03.2024 по акту № 1 приема-передачи здания, помещения, имущества в отношении которого ведутся работы по капитальному ремонту здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва по адресу: г. Емва, ул. Дзержинского, д. 72 заказчиком передано, а подрядчиком принято здание МАО ДО «ДШИ» г. Емва, помещения, имущество в отношении которого ведутся работы по капитальному ремонту – здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва, находящегося по адресу: г. Емва, ул. Дзержинского, д. 72 в соответствии с условиями контракта № 0107300000824000002 от 05.02.2024.

Индивидуальным предпринимателем приказом № 01-2024 от 26.02.2024 «О назначении ответственных лиц при производстве работ» назначен новый ответственный за производство работ по контракту согласно приказу, которому поручено общее руководство при проведении ремонтно-строительных работ на объекте производства работ.

Актом № 2 от 01.03.2024 приема-передачи проектно-сметной документации по зданию МАО ДО «ДШИ» г. Емва, в отношении которого ведутся работы по капитальному ремонту: здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва по адресу: г. Емва, ул. Дзержинского, д. 72, заказчиком передана, а подрядчиком принята проектно-сметная документация в отношении которого ведутся работы по капитальному-ремонту здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва в соответствии с контрактом № 0107300000824000002 от 05.02.2024, в том числе:

1. Проектная документация – смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства;

2. Проектная документация – смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства;

3. Проектная документация – раздел 11 Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства (05-370-20-СМ);

4. Рабочая документация – тепломеханические решения 05-370-20-ТМ, изд. Г. Сыктывкар, 2021 г.;

5. Рабочая документация – электроснабжение (05-370-20-ЭОМ), изд. г. Сыктывкар, 2021 г.;

6. Рабочая документация – отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха (05-370-20-ОВ), изд. г. Сыктывкар, 2021 г;

7. Рабочая документация – водоснабжение и канализация (05-370-20-ВК), изд. г. Сыктывкар, 2021 г.;

8. Рабочая документация – система контроля доступа (05-370-20-СКД), изд. г. Сыктывкар, 2021 г.;

9. Рабочая документация – архитектурно-строительные решения (05-370-20-АС), изд. г. Сыктывкар, 2021 г.

Актом № 3 от 01.03.2024 приема-передачи журнала производства работ в МАО ДО «ДШИ» г. Емва, в отношении которого ведутся работы по капитальному ремонту: здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва по адресу: г. Емва, ул. Дзержинского, д. 72, заказчиком передан, а подрядчиком принят журнал производства работ в отношении которого ведутся работы по капитальному ремонту – здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва, находящегося по адресу: г. Емва, ул. Дзержинского, д. 72 в соответствии с условиями контракта № 0107300000824000002 от 05.02.2024.

Указанные акты подписаны обеими сторонами, что подтверждает факт приема документов и объекта для выполнения работ ИП <...>.

Несмотря на принятые документы, ИП <...> работы по контракту не были начаты, вследствие чего, заказчиком 07.03.2024 составлен акт по исполнению контракта № 0107300000824000002 от 05.02.2024 на капитальный ремонт здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва, свидетельствующий о том, что в соответствии с календарным графиком выполнения работ, представленным Подрядчиком и согласованным Заказчиком в соответствии с пунктом 4.3.2 контракта, Подрядчик должен был приступить к демонтажным работам 26.02.2024, однако по состоянию на 07.03.2024 к работам не приступил.

По факту невыполнения работ, заказчиком, помимо прочего, велась претензионная переписка.

07.03.2024 МАО ДО «ДШИ» г. Емва в адрес ИП <...> выставлена претензия № 01-27/105, в которой указано следующее.

ИП <...> по состоянию на дату составления претензии – 07.03.2024, не приступил к демонтажным работам, срок которых составлял 26.02.2024, а также к отдельным работам срок которых составлял 01.03.2024, о чем свидетельствуют акты от 27.02.2024, от 07.03.2024.

МАО ДО «ДШИ» г. Емва в претензии указано, что невыполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств влечет дополнительные расходы, связанные с организацией образовательного процесса МАО ДО «ДШИ» г. Емва в помещениях на иных объектах.

На основании изложенного, МАО ДО «ДШИ» г. Емва потребовало от индивидуального предпринимателя незамедлительно приступить к выполнению работ, определенных контрактом.

Кроме того, заказчиком разъяснено, что в случае оставления претензии без удовлетворения, заказчик вправе принять санкции, предусмотренные статьей 95 Закона о контрактной системе, в том числе, расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Приложением к указанной претензии явились акты от 27.02.2024 и от 07.03.2024.

Актом от 14.03.2024 по исполнению контракта № 0107300000824000002 от 05.02.2024 на капитальный ремонт здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва, установлены идентичные обстоятельства, указанные в акте от 07.03.2024, указано что индивидуальному предпринимателя была выставлена претензия от 07.03.2024, однако по состоянию на 14.03.2024 – подрядчик к работам не приступил.

14.03.2024 МАО ДО «ДШИ» г. Емва в адрес ИП <...> выставлена претензия № 01-27/110, в которой указано следующее.

ИП <...> по состоянию на дату составления претензии – 14.03.2024, не приступил к демонтажным работам, срок начала которых приходился на 26.02.2024, а также к отдельным работам срок начала которых приходился на 01.03.2024, о чем свидетельствуют акты от 27.02.2024, от 07.03.2024.

МАО ДО «ДШИ» г. Емва в претензии указано, что невыполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств влечет дополнительные расходы, связанные с организацией образовательного процесса МАО ДО «ДШИ» г. Емва в помещениях на иных объектах.

На основании изложенного, МАО ДО «ДШИ» г. Емва повторно потребовало от индивидуального предпринимателя незамедлительно приступить к выполнению работ, определенных контрактом.

Кроме того, заказчиком разъяснено, что в случае оставления претензии без удовлетворения, заказчик вправе принять санкции, предусмотренные статьей 95 Закона о контрактной системе, в том числе, расторгнуть контракт в одностороннем порядке с внесением Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Указанные документы для ознакомления и принятия мер реагирования были направлены МАО ДО «ДШИ» г. Емва в адрес ИП <...> 15.03.2024 в формате электронного документа посредством электронной почты.

19.03.2024 посредством электронной почты ИП <...> направлено письмо № 26, гарантирующее исполнение контракта в срок, установленный пунктом 3.2 контракта.

ИП <...> также указано, что ведутся подготовительные работы по Контракту, а именно: осуществляется закупка необходимых для выполнения работ материалов, в связи с чем Подрядчик не приступил в настоящий момент к выполнению работ по контракту.

Актом от 18.03.2024 по исполнению контракта № 0107300000824000002 от 05.02.2024 на капитальный ремонт здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва, заказчиком указано следующее:

- с 26.02.2024 по сегодняшний день – демонтажные работы не начинались;

- с 01.03.2024 по сегодняшний день – к отделочным работам индивидуальный предприниматель не приступал;

- с 15.03.2024 по сегодняшний день – монтажные работы системы водоснабжения, канализации, отопления и электроснабжения не начинались;

- материалы на объект не поставлялись и работы не производились; подрядчиком не представлены документы, подтверждающие квалификацию сотрудников;

- по состоянию на дату 18.03.2024 – на объект не завезено никакого оборудования, никаких строительных материалов; заказчику не поступали запросы о согласии на необходимые материалы и оборудование, что предусмотрено пунктом 4.3.9 контракта.

Актом от 19.03.2024 по исполнению контракта № 0107300000824000002 от 05.02.2024 на капитальный ремонт здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва, заказчиком указано следующее:

- с 26.02.2024 по сегодняшний день – демонтажные работы не начинались;

- с 01.03.2024 по сегодняшний день – к отделочным работам индивидуальный предприниматель не приступал;

- с 15.03.2024 по сегодняшний день – монтажные работы системы водоснабжения, канализации, отопления и электроснабжения не начинались;

- материалы на объект не поставлялись и работы не производились; подрядчиком не представлены документы, подтверждающие квалификацию сотрудников;

- по состоянию на дату 19.03.2024 – на объект не завезено никакого оборудования, никаких строительных материалов; заказчику не поступали запросы о согласии на необходимые материалы и оборудование, что предусмотрено пунктом 4.3.9 контракта;

- заказчиком подготовлено требование от 19.03.2024 № 01-27/112 о предоставлении списка работников с подтверждением их квалификации на основании пункта 4.3.10 контракта и списка планируемого к закупкам оборудования и материалов с предоставлением на них сертификатов соответствия в соответствии с требованиями 4.3.9 контракта.

Требование от 19.03.2024 № 01-27/112 было направлено заказчиком 21.03.2024 в формате электронного документа посредством электронной почты в адрес ИП <...>.

Актом от 20.03.2024 по исполнению контракта № 0107300000824000002 от 05.02.2024 на капитальный ремонт здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва, заказчиком указано следующее:

- с 26.02.2024 по сегодняшний день – демонтажные работы не начинались;

- с 01.03.2024 по сегодняшний день – к отделочным работам индивидуальный предприниматель не приступал;

- с 15.03.2024 по сегодняшний день – монтажные работы системы водоснабжения, канализации, отопления и электроснабжения не начинались;

- материалы на объект не поставлялись и работы не производились; лица, ответственные за выполнение работ на объекте после 16.02.2024, 01.03.2024 – не появлялись, подрядчиком не представлены документы, подтверждающие квалификацию сотрудников;

- по состоянию на дату 20.03.2024 – на объект не завезено никакого оборудования, никаких строительных материалов; заказчику не поступали запросы о согласии на необходимые материалы и оборудование, что предусмотрено пунктом 4.3.9 контракта.

Аналогичные нарушения зафиксированы заказчиком в актах от 21.03.2024 и 22.03.2024.

Кроме того, актом от 22.03.2024 установлено, что ответ на требование от 19.03.2024 № 01-27/112 от ИП <...> в адрес МАО ДО «ДШИ» г. Емва не поступал.

22.03.2024 ИП <...> в формате электронного документа посредством электронной почты направлено письмо № 29, в котором предложено организовать 26.03.2024 в 14 ч. 00 мин. рабочее совещание на объекте с представителями технадзора и ответственного представителя Заказчика в целях решения вопросов, касающихся расхождения в рабочей и сметной документации объемов работ по устройству вентилируемого фасада, а также согласования иных технических вопросов, влияющих на ход выполнения работ (без указания конкретных вопросов, которые необходимо согласовать).

Также ИП <...> попросил направить контактные данные и приказ о назначении ответственного должностного лица Заказчика по контракту.

Актом от 25.03.2024 по исполнению контракта № 0107300000824000002 от 05.02.2024 на капитальный ремонт здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва, заказчиком установлены указанные выше нарушения, которые со стороны индивидуального предпринимателя не были исправлены.

26.03.2024 письмом № 01-27/129 МАО ДО «ДШИ» г. Емва указано, что для проведения рабочего совещания с представителями технадзора и ответственного представителя Заказчика по выявленным расхождениям в части объемов работ в сметной и рабочей документации ИП <...> необходимо предоставить протокол разногласий с ссылками на рабочую и сметную документацию с указанием страниц и пунктов, с кратким комментарием и возможными рекомендациями и предложениями.

После предоставления данного протокола проектной организацией будут даны ответы на поставленные вопросы и при необходимости будет назначена встреча.

Вместе с тем, запрошенный индивидуальным предпринимателем документ со стороны заказчика не был представлен и согласно условиям контракта не требовался к представлению (в контракте отсутствует конкретный пункт, подтверждающий такую обязанность со стороны заказчика).

Как указано заказчиком в письменных пояснениях от 12.04.2024 № 14-07/171 (вх. от 12.04.2024 № 3740-ЭП/24), письмо № 01-27/129 от 26.03.2024 было выдано ИП <...> лично, однако индивидуальный предприниматель отказался от получения данного письма без объяснения причин, о чем был составлен акт от 26.03.2024 об отказе от получения. Данное письмо было направлено Подрядчику посредством почтовой связи 27.03.2024 заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.

26.03.2024 в 14 ч. 00 мин. было назначено рабочее совещание, по итогам которого заказчиком составлен акт от 26.03.2024. В акте указано, что ИП <...> на указанную встречу не явился.

26.03.2024 в адрес МАО ДО «ДШИ» г. Емва ИП <...> было направлено письмо № 30, в котором указано следующее.

26.03.2024 Заказчиком оставлено производство работ на объекте, которое Подрядчик начал в этот день, и уведомил Подрядчика о расторжении контракта в одностороннем порядке, направив уведомление через единую информационную систему в сфере закупок.

Подрядчик выразил согласие с претензиями Заказчика, направленными в его адрес, а именно: Подрядчик не начал производство работ на Объекте сразу после заключения Контракта и нарушил сроки выполнения отдельных работ (этапов) по Контракту, согласованные и утвержденные Заказчиком в календарном графике выполнения работ.

При предварительном планировании и составлении календарного графика выполнения работ по Контракту, Подрядчиком не были учтены погодные условия и сезонность, учитывая тот факт, что основная доля работ по Контракту выполняется на улице.

Подрядчиком доведено до сведения, что им уже проделан ряд подготовительных работ для исполнения обязательств по Контракту: заказаны и оплачены строительные материалы, заключены договоры с субподрядчиками.

В связи с чем, Подрядчик попросил разрешить ему производство работ по Контракту для реализации своих прав на устранение замечаний, послуживших причиной расторжения контракта в одностороннем порядке, в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В приложении к указанному письму ИП <...> представил счет № 302 от 22.02.2024 на приобретение строительных материалов, а также платежное поручение № 54 от 22.03.2024 на оплату счета № 302.

Так, исследовав фактические материалы обращения Комиссией Коми УФАС России, установлено, что ИП <...> работы по контракту не начаты, имеются значительные отступления от календарного графика работ в части невыполнения демонтажных работ, отделочных работ, монтажа водоснабжения и канализации, электроснабжения.

1.2. Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 1 статьи 407 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Пунктом 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» установлено, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.

По смыслу приведенных норм права определяющим элементом подрядных правоотношений является результат выполненных работ, который непосредственно и оплачивается заказчиком, а также сроки исполнения обязательства по договору подряда.

Подрядчик должен доказать своевременное исполнение обязательств по договору подряда, фактическое выполнение работ их качество, объем, а также их стоимость.

В карточке контракта единой информационной системы в сфере закупок с реестровым номером контракта 3111700318924000001 во вкладке «Исполнение (расторжение) контракта» сумма фактически оплаченных заказчиком работ составляет 0,00 руб. при цене контракта 44 344 929,56 руб.

Электронные документы об исполнении контракта со стороны ИП <...> в единой информационной системе в сфере закупок также отсутствуют.

Вследствие чего, Комиссией Коми УФАС России при исследовании материалов обращения установлено, что ИП <...> работы по контракту от 05.02.2024 № 0107300000824000002 не предъявлялись заказчику к оплате.

Более того, такие работы со стороны подрядчика не были начаты.

В связи с невыполнением Подрядчиком обязательств по Договору, Заказчик принял решение от 26.03.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – решение об одностороннем отказе).

2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе МАО ДО «ДШИ» г. Емва размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 26.03.2024.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 26.03.2024.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП <...> об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 26.03.2024.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

ИП <...> не исполнил и не начинал исполнять обязательства в десятидневный срок для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли подрядчика в части добросовестного исполнения контракта.

Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым.

Десятый день с даты надлежащего уведомления ИП <...> об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату – 05.04.2024.

Таким образом, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 26.03.2024 об одностороннем отказе, а также датой расторжения контракта является – 06.04.2024.

Так, Комиссией Коми УФАС России нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее – санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее – меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП <...> недобросовестным поставщиком контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ИП <...> факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя обязательств по контракту от 05.02.2024 № № 0107300000824000002.

В рамках заключенного контракта ИП <...> надлежало выполнить работы по капитальному ремонту здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва в соответствии с проектно-сметной документацией на условиях, предусмотренных контрактом.

Согласно календарному графику работ, согласованному сторонами, демонтажные работы должны были начаться 26.02.2024, отделочные — 01.03.2024, монтаж системы водоснабжения и канализации — 15.02.2024, монтаж систем отопления — 15.03.2024, монтаж систем электроснабжения — 15.03.2024, однако по неаргументированным причинам ИП <...> такие работы по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе не были начаты.

ИП <...> не представлено достаточных, относимых и допустимых доказательств факта надлежащего исполнения им обязательств по Контракту, в части своевременного, качественного выполнения предусмотренного условиями Контракта объема работ по капитальному ремонту здания МАО ДО «ДШИ» г. Емва.

Объективных доказательств невозможности исполнить контракт со стороны ИП <...> не представлено.

Обязательства ИП <...>, возложенные на него контрактом, не исполнены, в результате чего заказчик лишился возможности в полной мере рассчитывать на то, на что рассчитывал при заключении контракта.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

Фактически, в настоящем случае, Комиссия Коми УФАС России считает, что индивидуальный предприниматель поставил свой коммерческий интерес и возможность получить прибыль при заключении контракта превыше тех обязательств, которые возложены на него, как на Подрядчика в соответствии с Законом о контрактной системе, при том условии, что Участник самостоятельно совершил действия, направленные на заключение контракта, в том числе подал заявку и согласился на условия, предусмотренные аукционной документацией.

Недобросовестность индивидуального предпринимателя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона о контрактной системе к процедуре исполнения заключенного контракта.

Принимая решение об участии в конкурентных процедурах, заказчиком которых является образовательное учреждение, подрядчик должен нести повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.

В соответствии с абз. 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ИП <...> были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту от 05.02.2024 № 0107300000824000002.

В рамках рассматриваемого обращения Комиссией Коми УФАС России установлено недобросовестное поведение индивидуального предпринимателя по отношению к Заказчику в рамках заключенного контракта.

Таким образом, оценив конкретные обстоятельства обращения, Комиссия Коми УФАС России считает, что основания для принятия Комиссией Коми УФАС России решения об отказе во включении информации об ИП <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные подпунктом «а» пункта 15 Правил, отсутствуют.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0107300000824000002 («Капитальный ремонт здания МАО ДО «Детская школа искусств» г. Емва») со всеми входящими в его состав документами, в том числе описания объекта закупки, проекта контракта, рабочей документации, сметной документации было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у индивидуального предпринимателя, как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения контракта в установленный срок в полном объеме.

При заключении контракта индивидуальный предприниматель должен был осознавать последствия неисполнения договорных обязательств при том, что условия об ответственности сторон предусмотрены договором.

Комиссия Коми УФАС России, заслушав представителя ИП <...>, индивидуального предпринимателя и изучив письменные пояснения ИП <...> от 12.04.2024 вх. № 3749-ЭП/24 не установила объективных причин, препятствующих исполнению контракта.

Согласно письменным пояснениям МАО ДО «ДШИ» г. Емва от 12.04.2024 № 14-07/171 (вх. от 12.04.2024 № 3740-ЭП/24) негативные последствия неисполнения контракта выразились в продлении срока проведения ремонтных работ минимум на 2 месяца и невозможностью организовать образовательный процесс с сентября 2024 года в здании МАО ДО «ДШИ» г. Емва, необходимостью работать в приспособленных помещениях, расположенных в четырех муниципальных учреждениях в соответствии с договорами безвозмездного пользования. Указанное обстоятельство негативно отразится на выполнении плана набора и на сохранении контингента учащихся с сентября 2024 года.

Кроме того, закупка была осуществлена в рамках исполнения Федерального проекта «Культурная среда» (реконструированы и (или) капитально отремонтированы региональные и муниципальные детские школы искусств по видам искусств), разработанного на основе национального проекта «Культура».

По мнению Комиссии Коми УФАС России, ИП <...> допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения ИП <...> условий контракта, отсутствие со стороны ИП <...> доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную МАО ДО «ДШИ» г. Емва информацию в отношении индивидуального предпринимателя <...> (ИНН: <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 05.02.2024 № 0107300000824000002 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАО ДО «Детская школа искусств» г. Емва (реестровый номер контракта 3111700318924000001), заключенного с ИП <...> по результатам осуществления закупи путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт здания МАО ДО «Детская школа искусств» г. Емва», извещение № 0107300000824000002 , сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя <...> оглы в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – МАО ДО «ДШИ» г. Емва нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2024-2639

 

 

Связанные организации

МАО ДО "ДШИ" г. Емва
ИНН 1117003189, ОГРН 1021101067756