Решение №НГ/3665/24 решение от 21 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 011/07/3-564/2024
г. Сыктывкар
Дата и место рассмотрения жалобы – 19 июня 2024 года, г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ...(далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 10.06.2024 № 1006/24 (вх. от 11.06.2024 № 5841-эп/24) общества с ограниченной ответственностью «Экохимреагент-96», (далее – ООО «ЭХР-96», заявитель) в отношении заказчика (организатора) – публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», заказчик) в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», касающуюся проведения закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку Реагента СК 110 для нужд филиала «Коми» Публичного акционерного общества «Т Плюс» (№301/2024) (3652639), номер извещения 32413546711 в единой информационной системе (далее – жалоба),
при участии посредством ВКС:
- ... – представителя ООО «ЭХР-96» по доверенности,
- ...– представителя ПАО «Т Плюс» по доверенности,
в присутствии:
-... – представителя ПАО «Т Плюс» по доверенности,
в отсутствии на заседании представителя АО «Центр развития экономики», извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Заявителем обжалуются действия закупочной комиссии, которая, по мнению заявителя, ненадлежащим образом оценила заявки участников закупки и ненадлежащим образом подвела итоги проведения запроса предложений.
В жалобе отмечено, что предложенная ООО «ЭХР-96» в заявке цена договора является лучшим предложением по цене договора, но с учетом дисконтирования оценочный балл по подкритерию «Стоимость заявки» составил 3,1372 балла.
В жалобе указано, что заказчик, используя при оценке заявок дисконтирование ценового предложения, ставит участников закупки в неравные условия в части условия по дисконтированию, что противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также лишает участников закупки – субъектов малого и среднего предпринимательства льгот, предоставленных законом в целях поддержки малого и среднего предпринимательства.
Заявителем оспариваются действия закупочной комиссии и положения закупочной документации.
Жалоба в части довода, касающегося оспаривания действий закупочной комиссии при оценке заявок, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Основания для рассмотрения жалобы в части оспаривания положений закупочной документации у Комиссии отсутствуют в связи со следующим.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Вышеуказанная жалоба в части доводов, касающихся обжалования закупочной документации, подана в Коми УФАС России 11.06.2024, тогда как срок окончания приема заявок, согласно извещению о проведении торгов, закупочной документации - 20.05.2024.
Право на оспаривание положений закупочной документации связано со временем обращения в антимонопольный орган с соответствующей жалобой. Участник закупки, как и любое другое лицо, может обжаловать положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, иное означало бы нарушение равенства участников.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения закупочной документации может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такой подход обеспечивает равенство всех участников закупки в правах на обжалование положений закупочной документации, а также предотвращает злоупотребление правом со стороны недобросовестных участников закупки.
Заказчиком письмом исх. от 18.06.2024 № 50400-05-1375 (вх. от 18.06.2024 № 6038/24) представлены запрашиваемые копии документов и письменные возражения на жалобу.
ПАО «Т Плюс» в лице Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» явилось заказчиком, организатором закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку Реагента СК 110 для нужд филиала «Коми» Публичного акционерного общества «Т Плюс» (№301/2024) (3652639), номер извещения 32413546711 в единой информационной системе, далее – закупка/запрос предложений, ЕИС.
Закупка проводилась в электронном виде на электронной площадке B2B-Center, оператором которой является АО «Центр развития экономики».
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках ПАО «Т Плюс», утвержденное решением Совета директоров ПАО «Т Плюс» (протокол от 22.06.2023 № 144), далее – Положение о закупках, размещено в ЕИС 03.04.2023.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась в форме запроса предложений в электронной форме.
Извещение № 32413546711 и документации о закупке открытого одноэтапного запроса предложений, согласованная на заседании закупочной комиссии филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» от 25.04.2024 № 301/2024 (далее - закупочная документация, документация о закупке), были размещены в ЕИС 07.05.2024.
Участником закупки согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок проведения конкурентной закупки, согласно которой:
9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с закупочной документацией:
4.8.3.1. В рамках оценочной стадии закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их предварительном (до переторжки) ранжировании по степени предпочтительности для Заказчика.
4.8.3.3. Оценка заявок производится согласно критериям, указанным Приложении №3, по документам и сведениям, представленным Участниками закупки в заявках соответственно предмету оценки по каждому критерию, и значимости критериев (весовых коэффициентов). Совокупная значимость всех критериев должна быть равна 100%. Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке в баллах.
4.8.3.4. Первое место в ранжировке присваивается заявке, получившей наивысший итоговый рейтинг, последующие места определяются по мере убывания итоговых рейтингов Участников закупки.
4.8.3.5. Критерии могут разбиваться на подкритерии с различными уровнями декомпозиции, каждый из которых также должен иметь свой весовой коэффициент.
4.8.3.6. Рейтинг заявки по каждому критерию/подкритерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям/подкритериям. В случае наличия подкритериев рейтинг заявки по данному критерию рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому подкритерию, и умножения полученной суммы на его значимость.
4.8.3.7. Итоговый рейтинг заявки для построения ранжировочного списка заявок в соответствии с предпочтительностью для Заказчика рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.
4.8.3.8. Критерии и порядок оценки заявки указаны в Приложении №3.
4.9.1. Организатор закупки может предоставить Участникам закупки возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке) цены (далее — процедура переторжки, переторжка), при условии сохранения остальных положений заявки без изменений.
4.9.2 Переторжка должна проводиться только после оценки, сопоставления и предварительного ранжирования заявок.
Согласно пунтку 4.11.1 закупочной документации победителем ОЗП признается Участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями, установленными в настоящей документации о закупке и заявке, которого по результатам оценки и сопоставления заявок присвоен первый номер.
Приложением № 3 к документации о закупке установлены критерии отбора и оценки заявок участников закупки. Согласно Приложению № 3 к документации о закупке:
II. Критерии оценки и весовые коэффициенты
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При оценке заявок Участников используется четырехбалльная шкала. Оценка по каждому подкритерию определяется путем произведения выставленных баллов и соответствующих весовых коэффициентов данного подкритерия. Итоговая оценка каждой заявки вычисляется путем суммирования полученных значений подкритериев первого уровня.
|
|
РЕШИЛА:
признать жалобу на действия закупочной комиссии в части проведения оценки заявок о определения победителя закупки необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
... |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
...
...
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.