Решение №НГ/3665/24 решение от 21 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

        по делу № 011/07/3-564/2024

 г. Сыктывкар

Дата и место рассмотрения жалобы – 19 июня 2024 года, г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: ...(далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 10.06.2024 № 1006/24 (вх. от 11.06.2024 № 5841-эп/24) общества с ограниченной ответственностью «Экохимреагент-96», (далее – ООО «ЭХР-96», заявитель) в отношении заказчика (организатора) – публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», заказчик) в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», касающуюся проведения закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку Реагента СК 110 для нужд филиала «Коми» Публичного акционерного общества «Т Плюс» (№301/2024) (3652639), номер извещения 32413546711 в единой информационной системе (далее – жалоба),

при участии посредством ВКС:

- ... – представителя ООО «ЭХР-96» по доверенности,

- ...– представителя ПАО «Т Плюс» по доверенности,

в присутствии:

-... – представителя ПАО «Т Плюс» по доверенности,

в отсутствии на заседании представителя АО «Центр развития экономики», извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявителем обжалуются действия закупочной комиссии, которая, по мнению заявителя, ненадлежащим образом оценила заявки участников закупки и ненадлежащим образом подвела итоги проведения запроса предложений.

В жалобе отмечено, что предложенная  ООО «ЭХР-96» в заявке цена договора является лучшим предложением по цене договора, но с учетом дисконтирования оценочный балл по подкритерию «Стоимость заявки» составил 3,1372 балла.

В жалобе указано, что заказчик, используя при оценке заявок дисконтирование ценового предложения, ставит участников закупки в неравные условия в части условия по дисконтированию, что противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также лишает участников закупки – субъектов малого и среднего предпринимательства льгот, предоставленных законом в целях поддержки малого и среднего предпринимательства.   

Заявителем оспариваются действия закупочной комиссии и положения закупочной документации.

Жалоба в части довода, касающегося оспаривания действий закупочной комиссии при оценке заявок, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Основания для рассмотрения жалобы в части оспаривания положений закупочной документации у Комиссии отсутствуют в связи со следующим.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Вышеуказанная жалоба в части доводов, касающихся обжалования закупочной документации, подана в Коми УФАС России 11.06.2024, тогда как срок окончания приема заявок, согласно извещению о проведении торгов, закупочной документации - 20.05.2024.

Право на оспаривание положений закупочной документации связано со временем обращения в антимонопольный орган с соответствующей жалобой. Участник закупки, как и любое другое лицо, может обжаловать положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, иное означало бы нарушение равенства участников.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения закупочной документации может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такой подход обеспечивает равенство всех участников закупки в правах на обжалование положений закупочной документации, а также предотвращает злоупотребление правом со стороны недобросовестных участников закупки.

Заказчиком письмом исх. от 18.06.2024 № 50400-05-1375 (вх. от 18.06.2024 № 6038/24) представлены запрашиваемые копии документов и письменные возражения на жалобу.

ПАО «Т Плюс» в лице Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» явилось заказчиком, организатором закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку Реагента СК 110 для нужд филиала «Коми» Публичного акционерного общества «Т Плюс» (№301/2024) (3652639), номер извещения 32413546711 в единой информационной системе, далее – закупка/запрос предложений, ЕИС.

Закупка проводилась в электронном виде на электронной площадке B2B-Center, оператором которой является АО «Центр развития экономики».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках ПАО «Т Плюс», утвержденное решением Совета директоров ПАО «Т Плюс» (протокол от 22.06.2023 № 144), далее – Положение о закупках, размещено в ЕИС 03.04.2023.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась в форме запроса предложений в электронной форме.

Извещение № 32413546711 и документации о закупке открытого одноэтапного запроса предложений, согласованная на заседании закупочной комиссии филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» от 25.04.2024 № 301/2024 (далее - закупочная документация, документация о закупке), были размещены в ЕИС 07.05.2024.

Участником закупки согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок проведения конкурентной закупки, согласно которой:

9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с закупочной документацией:

4.8.3.1. В рамках оценочной стадии закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их предварительном (до переторжки) ранжировании по степени предпочтительности для Заказчика.

4.8.3.3. Оценка заявок производится согласно критериям, указанным Приложении №3, по документам и сведениям, представленным Участниками закупки в заявках соответственно предмету оценки по каждому критерию, и значимости критериев (весовых коэффициентов). Совокупная значимость всех критериев должна быть равна 100%. Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке в баллах.

4.8.3.4. Первое место в ранжировке присваивается заявке, получившей наивысший итоговый рейтинг, последующие места определяются по мере убывания итоговых рейтингов Участников закупки.

4.8.3.5. Критерии могут разбиваться на подкритерии с различными уровнями декомпозиции, каждый из которых также должен иметь свой весовой коэффициент.

4.8.3.6. Рейтинг заявки по каждому критерию/подкритерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям/подкритериям. В случае наличия подкритериев рейтинг заявки по данному критерию рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому подкритерию, и умножения полученной суммы на его значимость.

4.8.3.7. Итоговый рейтинг заявки для построения ранжировочного списка заявок в соответствии с предпочтительностью для Заказчика рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.

4.8.3.8. Критерии и порядок оценки заявки указаны в Приложении №3.

4.9.1. Организатор закупки может предоставить Участникам закупки возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке) цены (далее — процедура переторжки, переторжка), при условии сохранения остальных положений заявки без изменений.

4.9.2 Переторжка должна проводиться только после оценки, сопоставления и предварительного ранжирования заявок.

Согласно пунтку 4.11.1 закупочной документации победителем ОЗП признается Участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями, установленными в настоящей документации о закупке и заявке, которого по результатам оценки и сопоставления заявок присвоен первый номер.

Приложением № 3 к документации о закупке установлены критерии отбора и оценки заявок участников закупки. Согласно Приложению № 3 к документации о закупке:

II. Критерии оценки и весовые коэффициенты

 

Критерий

 

Подкритерий первого уровня

 

Весовой коэффициент критерия

 

Весовой коэффициент подкритерия первого уровня

 

1.

КОММЕРЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

 

1.1.

 

СТОИМОСТЬ ЗАЯВКИ

 

0.80

1.2.

 

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ

 

0.20

 

При оценке заявок Участников используется четырехбалльная шкала.

Оценка по каждому подкритерию определяется путем произведения выставленных баллов и соответствующих весовых коэффициентов данного подкритерия. Итоговая оценка каждой заявки вычисляется путем суммирования полученных значений подкритериев первого уровня.

По подкритерию «Стоимость заявки» оценка производится в соответствии со следующей методикой:

Стоимость предложения, учитываемая при ранжировании предложений участников, подлежит дисконтированию с учетом графика оплаты и ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ).

Ставка – ключевая ставка ЦБ РФ (согласно данным официального сайта ЦБ РФ https://cbr.ru/), действующая на день размещения извещения о закупке в Единой информационной системе в сфере закупок. Применяется в расчете оценки на всех этапах проведения закупочной процедуры, в том числе при проведении процедур переторжки.

Дисконтирование производится по следующей формуле:

 

Где:

Стоимость – дисконтированная стоимость предложения без НДС;

n – количество месяцев/дней от момента заключения договора до наступления срокапоследнего платежа;

i - счетный месяц/день наступления очередного платежа;

Платежi – сумма оплаты в месяц/день i в соответствии с графиком платежей без НДС;

Ставка – ключевая ставка  Центрального Банка

ni – количество счетных месяцев/дней в коммерческом году (360 дней, если иное не установлено законом)

Балльная оценка каждой заявки по критерию «Стоимость заявки» определяется по следующей формуле:

 

 – баллы, присуждаемые i-му участнику;

 – минимальная дисконтированная стоимость заявки, предложенная Участниками;

 – дисконтированная стоимость заявки i-го участника;

i – участник закупки.

Значения баллов, полученные по данной формуле, округляются до четырех знаков после запятой.

По протоколу заседания закупочной комиссии филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» от 04.06.2024 № 301/2023 на участие в закупке подано 4 заявки, в том числе и заявка заявителя. ООО «ЭХР-96» и ООО «Эдванта» признаны соответствующими требованиям закупочной документации и допущены к дальнейшему рассмотрению. Предложения двух других участников отклонены от дальнейшего рассмотрения заявок.

В соответствии с решением закупочной комиссии (протокол № 301/2024 от 27.05.2024), в целях повышения предпочтительности предложений участников была проведена переторжка. В установленный срок поданы 2 предложения участников: ООО «ЭХР-96» с ценой предложения 1960000,00 руб. и ООО «Эдванта» с ценой предложения 1965600,00 руб. На основании проведенной экспертизы предложений участников утвержден следующий итоговый ранжир заявок участников:

П/н

Наименование участника

Цена предложения участника, руб. С НДС

Наименование критерия оценки

Значение оценки заявки участника по критериям

Оценочный балл заявки участника по критериям

11

ООО «Эдванта»

1965600,00

Итого:

 

4,0000

 

 

 

Стоимость заявки

4,0000

3,2000

 

 

 

Условия оплаты

4,0000

0,8000

 

ООО «ЭХР-96»

1960000,00

Итого:

 

3,9372

 

 

 

Стоимость заявки

3,9215

3,1372

 

 

 

Условия оплаты

4,0000

0,8000

Победителем закупки признано ООО «Эдванта».

Согласно письменным пояснениям заказчика, представленным письмом исх. от 18.06.2024 № 50400-05-1375 (вх. от 18.06.2024 № 6038/24), лучшими условиями по цене для заказчика с точки зрения затрат является не лучшая цена, указанная в заявке участника, а лучшее ее значение с учетом отсрочки оплаты (дисконтирования). В соответствии с методикой оценки стоимость предложения, учитываемая при ранжировании предложений участников, подлежала дисконтированию с учетом максимальной отсрочки платежа и ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Из указанной в приложении № 3 к документации о закупке методики оценки следует, что оценке заявок участников по подкритерию «Стоимость заявки» подлежит не ценовое предложение, указанное участником, а дисконтированное (измененное) ценовое предложение в зависимости от максимального срока отсрочки платежа. Соответственно, чем больше отсрочка, тем ниже дисконтированная цена, и тем выше присваиваемый балл.

В соответствии с пунктом 14 (3) Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Согласно пункту 3.2.1 проекта договора оплата Продукции / Партии Продукции производится Покупателем с отсрочкой платежа не менее 30 и не более 60 календарных дней с даты поставки Продукции (даты подписания Сторонами ТОРГ-12) при условии предоставления Покупателю полного комплекта документов на оплату Продукции / Партии Продукции.

Оплата Продукции, производится Покупателем в течение 7 (семи) рабочих дней с даты поставки Продукции (даты подписания Покупателем подписанной и направленной ему Поставщиком накладной по форме ТОРГ-12/УПД (универсальный передаточный документ)).

ООО «ЭХР-96», являясь субъектом субъектом малого и среднего предпринимательства, подавая заявку на участие в закупке, согласилось с установленными в документации о закупке условиями проведения закупки, в том числе с порядком проведения оценки.

Закупочная комиссия оценивает заявки в соответствие с порядком и критериями, установленными документацией о закупке. Победитель закупки определяется по итогам оценки заявок, допущенных к участию в закупке.

Закупочной комиссией победителем закупки признано ООО «Эдванта», которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями, установленными в документации о закупке, и заявке которого по результатам оценки и сопоставления заявок присвоен первый номер.

Из представленных материалов следует, что закупочной комиссией оценка и сопоставление заявок на участие в закупке проведены по критериям и в порядке, которые указаны в документации о закупке. По доводам жалобы не установлено, что ООО «Эдванта» определено победителем в нарушение критериев, установленных в документации о закупке.

Доказательства иного в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлены.

В связи с изложенным в действиях закупочной комиссии в части проведения оценки заявок и определения победителя закупки нарушений Закона о закупках, Положения о закупках, документации о закупке не установлено. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

признать жалобу на действия закупочной комиссии в части проведения оценки заявок о определения победителя закупки необоснованной.

 

 Председатель Комиссии

 

...                    

 

 

 

 

 Члены Комиссии

 

                           ...  

 

 

                        ...                             

                                                

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны