Решение (комиссия) №ОД/4277/24 Решение от 24 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/42-634/2024

19 июля 2024 года                                                                                                             г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 156 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» в составе: <...> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕДТЕХНИКА» (620057, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Баумана, д. 48, кв. 16; ОГРН:  1246600010205, ИНН: 6686158832, КПП: 668601001) (далее – ООО «МЕДТЕХНИКА») от 12.07.2024 (вх. от 12.07.2024 № 6867/24) на действия заказчика – государственного учреждения «Коми республиканский клинический онкологический диспансер» (167904, Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, Нювчимское шоссе, д. 46; ОГРН: 1021100517712, ИНН: 1101487150, КПП: 110101001) (далее – ГУ «КРКОД») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения «Коми республиканский клинический онкологический диспансер»», извещение № 0307200030624001569 (далее – жалоба),

в присутствии:

- <...> (посредством видеоконференц-связи) – представителя ООО «МЕДТЕХНИКА» по доверенности от 17.07.2024;

- <...> (очно) – представителя ГУ «КРКОД» по доверенности от 10.07.2024;

- <...>. (очно) – представителя государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее – ГКУ РК «ЦООиПТ») по доверенности от 01.02.2024 № 12;

- <...> (очно) – представителя ГКУ РК «ЦООиПТ» по доверенности от 18.07.2024 № 22,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО «МЕДТЕХНИКА» от 12.07.2024 (вх. от 12.07.2024 № 6867/24) на действия заказчика – ГУ «КРКОД» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения «Коми республиканский клинический онкологический диспансер», извещение № 0307200030624001569 (далее – закупка, электронный аукцион).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с чем, принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО «МЕДТЕХНИКА», ГУ «КРКОД», ГКУ РК «ЦООиПТ» надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

ООО «МЕДТЕХНИКА» письмом б/н б/д (вх. от 18.07.2024 № 7081-ЭП/24) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в дистанционном режиме.

Письмом Коми УФАС России от 19.07.2024 № ОД/4195/24 ходатайство ООО «МЕДТЕХНИКА» удовлетворено и жалоба рассмотрена посредством видео-конференц-связи с помощью сервиса True Conf.

ГУ «КРКОД» письмом от 17.07.2024 (вх. от 17.07.2024 № 7049-ЭП/24) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

ГКУ РК «ЦООиПТ» письмом от 18.07.2024 № 09-02/42 (вх. 18.07.2024 № 7089/24) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

ООО «МЕДТЕХНИКА» обжалованы положения извещения об электронном аукционе.

Заявитель считает, что заказчиком при оформлении извещения об осуществлении закупки были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 № 620), которые заказчик обязан применять при закупке товаров, являющихся медицинскими изделиями.

Как указано заявителем, в извещении о закупке в позициях 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15 по медицинским изделиям указано 4 различных кодов КТРУ, которые соответствуют различным кодам номенклатурной классификации медицинских изделий (далее – НКМИ), что не соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 № 620.

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы, изучив пояснения ГУ «КРКОД», заслушав представителей ООО «МЕДТЕХНИКА», ГУ «КРКОД», ГКУ РК «ЦООиПТ» пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ «КРКОД», уполномоченным учреждением – ГКУ РК «ЦООиПТ».

Объект закупки – «Поставка расходных материалов для операционного блока Государственного учреждения «Коми республиканский клинический онкологический диспансер».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 417 487,40 руб.

Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 08.07.2024, изменение извещения о проведении закупки размещено в ЕИС – 15.07.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 19.07.2024 07:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 19.07.2024

Дата подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 23.07.2024.

2. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Проанализировав описание объекта закупки, Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчиком закупаются следующие товары:

1. Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования, код позиции 32.50.13.190-00007434;

2. Картридж для степлера, код позиции 32.50.13.190;

3. Картридж для степлера, код позиции 32.50.13.190;

4. Картридж для степлера, код позиции 32.50.13.190;

5. Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования, код позиции 32.50.13.190-00007434;

6. Картридж для степлера, код позиции 32.50.13.190;

7. Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования, код позиции 32.50.13.190-00007437;

8. Картридж для степлера, код позиции 32.550.13.190;

9. Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования, код позиции 32.50.13.190-00007432;

10. Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования, код позиции 32.50.13.190-00007432;

11. Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования, код позиции 32.50.13.190-00007435;

12. Картридж для степлера, код позиции 32.50.13.190;

13. Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования, код позиции 32.50.13.190-00007435;

14. Картридж для степлера, код позиции 32.50.13.190;

15. Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования, код позиции 32.50.13.190-00007435;

16. Картридж для степлера, код позиции 32.50.13.190.

2.1. Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:

600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

Согласно частям 1, 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Приложению № 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» НКМИ содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.

Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, согласно НКМИ, каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода, при этом номенклатурная классификация также содержит классификации видов медицинских изделий по группам и подгруппам, при этом положениями Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 императивно указано, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов.

Так, согласно сведениям из реестра медицинских изделий, размещенного на официальном сайте Росздравнадзора информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» товары закупаемый заказчиком имеют следующие коды медицинских изделий:

- по позициям 1, 5 «Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования», НКМИ – 313210;

- по позиции 7 «Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования», НКМИ – 312980;

- по позициям 9, 10 «Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования», НКМИ – 313410;

- по позициям 11, 13, 15 «Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования», НКМИ – 313000.

Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки объединены в один лот медицинские изделия различных видов НКМИ.

Согласно письменным пояснениям ГУ «КРКОД» от 17.07.2024 (вх. от 17.07.2024 № 7049-ЭП/24) объем денежных средств учреждения, направленных на закупку медицинских изделий в 2023 году, составил более 100 млн. рублей.

Извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200030624001569 в редакции от 08.07.2024 указана начальная (максимальная) цена контракта 2 607 352,65 руб.

Исходя из вышеизложенного, требования Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 распространяют свое действие на закупку № 0307200030624001569.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не применяется:

при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;

при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями;

при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.

Так, описание объекта закупки не попадает под исключения, предусмотренные пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620, следовательно, у заказчика отсутствовали основания для объединения в одну закупку (лот) медицинские изделия с различным видом НКМИ.

Действие заказчика – ГУ «КРКОД» в части объединения в одну закупку медицинских изделий, относящихся к различным видам НКМИ, противоречит Постановлению Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

3. Согласно части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются.

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установила, что в соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчиком были внесены изменения в извещение 15.07.2024, то есть не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, о чем свидетельствует опубликованный 15.07.2024 в 16:16 документ «Изменение извещения о проведении электронного аукциона от 15.07.2024 № ИИ1».

Согласно пояснениям представителя ГУ «КРКОД», в извещение были внесены изменения в части нарушения положений Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620, указанных в доводах жалобы Заявителя, а именно:

1. Позиции 5-16 описания объекта закупки были исключены из описания объекта закупки.

2. По позиции 1 описания объекта закупки заказчиком применена позиция КТРУ 32.50.13.190-00007434: «Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования», НКМИ – 313210.

3. По позициям 2-4 описания объекта закупки позиции КТРУ не применяются, код ОКПД2: 32.50.13.190.

4. Начальная (максимальная) цена контракта, с учетом исключения предыдущим позиций, составила 1 417 487,40 руб.

4. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По данной жалобе предписание выдаче не подлежит, так как нарушения Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 на момент рассмотрения жалобы заказчиком устранены посредством внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200030624001569.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МЕДТЕХНИКА» обоснованной.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать действие заказчика – ГУ «КРКОД» в части объединения в одну закупку медицинских изделий, относящихся к различным видам НКМИ, противоречащим требованиям Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620.

3. С учетом того, что нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок на момент рассмотрения жалобы устранены посредством внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200030624001569, предписание не выдавать.

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

2024-4884

 

 

Связанные организации

АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ГУ "КРКОД"
ИНН 1101487150, ОГРН 1021100517712
ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420
ООО "МЕДТЕХНИКА"
ИНН 6686158832, ОГРН 1246600010205