Определение №03-01/9799 Определение от 22 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

Определение

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 011/05/18-828/2021 

 

 

22 декабря 2021 года

 

 

 

                    № 03-01/9799

 

г. Сыктывкар

 

ООО «Юником24»

 

Котельническая наб.,

д. 17, мансарда № 0,

пом. 5, комн. 11А,

г. Москва, 109240

 

<…>

 

АО «Альфа-Банк»

 

Каланчевская ул., д. 27,

г. Москва, 107078

 

<…>

 

<…>

(по адресу)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

<…>;            

рассмотрев дело № 011/05/18-828/2021, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юником24» (далее - ООО «Юником24»), акционерного общества «Альфа-Банк» (далее – АО «Альфа-Банк») по факту распространения 21.09.2021 в 20 часов 38 минут на электронную почту заявителя с адресом <...> с электронного адреса <...> рекламы кредитной карты «Альфа-Банк» 100 дней без процентов (далее - рассматриваемая реклама), с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя, ООО «Юником24», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, направивших ходатайства о рассмотрении дела в своё отсутствие,

- АО «Альфа-Банк», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <...> от 24.09.2021 (вход. № С-96 от 24.09.2021) о распространении на электронную почту заявителя с адресом <...> с электронного адреса <...> 21.09.2021 в 20 часов 38 минут рекламы кредитной карты «Альфа-Банк» 100 дней без процентов (далее - рассматриваемая реклама).

По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела № 011/05/18-828/2021 в отношении ООО «Юником24» (ОГРН 1197746250272, ИНН 9705131016), АО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) по признакам нарушения ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/7868 от 22.10.2021 (далее - Определение).

Из материалов дела № 011/05/18-828/2021 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством рассылки сообщения на электронную почту;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: кредитной карте «Альфа-Банк» 100 дней без процентов, формирование или поддержание интереса к ней, и её продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством сообщения на электронную почту с адресом <...>, является рекламой.

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

<...> указывает, что согласия на получение рассматриваемой рекламы им не давалось. При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Кроме того, в тексте сообщения, представленного заявителем, имеется ссылка на возможность оформления кредитной карты 100 дней без процентов.

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В Положении Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» указано, что кредитная карта как электронное средство платежа используется для совершения ее держателем операций за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах расходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Статьёй 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Учитывая изложенное, реклама кредитной карты «Альфа-Банк» 100 дней без процентов является рекламой финансовых услуг.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из письма ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

На официальном сайте АО «Альфа-Банк» имеется следующая информация по условиям кредитной карты 100 дней без процентов: грейс период – 100 дней; выпуск карты – бесплатно; стоимость обслуживания – от 590 руб. в год; снятие наличных в 1-й год – бесплатно; снятие наличных со 2-го года – бесплатно от 50 000 руб. в месяц. Более 50 000 руб. (взимается с суммы разницы) – 5,9%, минимум 500 руб.; максимальный кредитный лимит – 500 000 руб.; минимальная процентная ставка – от 11,99% годовых.

Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая реклама содержит только информацию о 100 днях без процентов за покупки и снятие наличных; 0% комиссии (снятие наличных без ограничений и комиссии); 5000 руб. за оформление (100 человек ежедневно получают по 5000 руб. весь сентябрь). Вместе с тем, рассматриваемая рекламная информация не доводит до сведения потребителя информацию о сумме потребительского кредита (займа); на какой срок предоставляется сумма потребительского кредита (займа), какой процент ставки по кредиту в процентах годовых, что указывает на нарушение требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание остальных условий, определяющих полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламодатель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела усматривалось, что рекламораспространителями рассматриваемой рекламы являются ООО «Юником24», АО «Альфа-Банк», рекламодателем является АО «Альфа-Банк».

Как указывает в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ООО «Юником24», в базе данных ООО «Юником24» адрес электронной почты заявителя <...> не зарегистрирован, ООО «Юником24» никогда не осуществляло рассылку сообщений на данный адрес электронной почты и не передавало его своим партнёрам в рамках договорных отношений. Адрес электронной почты <...> ООО «Юником24» не принадлежит и его владелец ООО «Юником24» не известен. В связи с чем, ООО «Юником24» не обладает информацией о рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы.

Определением № 03-01/8729 от 22.11.2021 срок рассмотрения дела № 011/05/18-828/2021 продлён, рассмотрение дела отложено, у АО «Альфа-Банк» повторно запрошены необходимые для рассмотрения дела копии документов и письменная информация, к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, привлечено ООО «РЕГ.РУ» (ОГРН: 1067746613494, ИНН: 7733568767).

Согласно письменным пояснениям АО «Альфа-Банк», представленным в материалы рекламного дела, Банку не удалось идентифицировать физическое лицо по указанным в Определении данным. Для успешной идентификации физического лица необходимы реквизиты документа, удостоверяющего личность <...>. Кроме того, Банк не осуществлял и не инициировал направление рассылок рекламного характера 21.09.2021 на адрес электронной почты <...>. Адрес электронной почты <...> Банку не принадлежит и работниками Банка не используется. Сведениями о лице, использующем адрес электронной почты <...>, Банк не располагает. Банк не заключал договоры с ООО «Юником24» на оказание Банку услуг, связанных с привлечением внимания к услугам Банка и распространением рекламы. Банк не владеет информацией, кто в рассматриваемом случае является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Как указало АО «Альфа-Банк», по результатам проведённой проверки, основываясь на информации, изложенной в Определении, со стороны работников Банка нарушение требований законодательства о рекламе не выявлено. Банк не несёт ответственности за содержание недостоверной рекламы третьих лиц, которые незаконно используют общедоступную информацию о Банке, а также результаты интеллектуальной собственности.

Как указало АО «Альфа-Банк», вся необходимая информация о продуктах и услугах Банка опубликована (размещена) на сайте Банка в сети «Интернет».

По мнению АО «Альфа-Банк», подобные активности могут представлять собой мошеннические действия, направленные на дальнейшее хищение денежных средств клиентов с использованием методов социальной инженерии. Для защиты интересов и в целях противодействия таким явлениям (рассылки, звонки) была создана официальная страница Банка (https://alfabank.ru/about/safety/), где можно оставить информацию со ссылкой из письма и адресом отправителя, а также указать номер телефона, использовавшийся для взаимодействия с ним. Полученная информация в дальнейшем используется для блокирования таких почтовых адресов, телефонных номеров, дубликатов сайта.

На основании вышеизложенных пояснений АО «Альфа-Банк», Коми УФАС России письмом № 03-11/8942 от 30.11.2021 в адрес МВД по Республике Коми были направлены копии письма АО «Альфа-Банк» вход. № 5901-э от 24.11.2021 и заявления <...> от 24.09.2021 (вход. № С-96 от 24.09.2021), для проведения проверки по изложенным в них обстоятельствам и принятия при необходимости мер реагирования.

Кроме того, как пояснило ООО «РЕГ.РУ», Общество не обладает информацией о данных Администратора доменного имени vdv.ru, а также иной информацией о данном доменном имени.  

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии отсутствуют достаточные основания полагать, что АО «Альфа-Банк», ООО «Юником24» являются рекламодателями и рекламораспространителями рассматриваемой рекламы.

Материалами рекламного дела вина АО «Альфа-Банк», ООО «Юником24» в нарушении рекламного законодательства при изготовлении и распространении рассматриваемой рекламы не установлена, не подтверждена, иных виновных лиц не установлено.  

Достаточных оснований полагать, что АО «Альфа-Банк», ООО «Юником24» нарушены требования ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется.

Таким образом, несмотря на предпринятые Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела меры, в течение сроков, установленных для рассмотрения дела, установить лицо, нарушившее законодательство о рекламе, не представилось возможным.

Согласно разъяснениям ФАС России № АД/61902/17 от 07.09.2017 «О разъяснении отдельных положений ФЗ «О рекламе», при невозможности установить лицо, в том числе его местонахождение, ответственное за распространение рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, после совершения антимонопольным органом необходимых действий по поиску такого лица, в том числе направления соответствующих запросов, Комиссия вправе прекратить производство по соответствующему делу.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 31 настоящих Правил.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «е» пункта 40 Правил, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 011/05/18-828/2021 в отношении АО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971), ООО «Юником24» (ОГРН 1197746250272, ИНН 9705131016) прекратить.

 

 

Председатель Комиссии

                                   

 ______________   <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

 ______________   <…>

 

  ______________ <…>

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны