Определение №01-119/9384 Определение от 1 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

Определение

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 011/01/17-962/2022

01 декабря 2022 года

г. Сыктывкар

№ 01-119/9384

 

<…>

<…>

Государственное автономное учреждение Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми»

Кутузова ул., д. 5, г. Сыктывкар, 167000

Общество с ограниченной ответственностью «Промжилстрой»

м. Койты, 38/2, оф. 1, г. Сыктывкар, 167026

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела № 011/01/17-962/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрела дело № 011/01/17-962/2022 по признакам нарушения государственным автономным учреждением Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» (далее – ГАУ РК «МФЦ»), место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, улица Кутузова, дом 5, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 47 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Дело № 011/01/17-962/2022 возбуждено по результатам рассмотрения заявлений физических лиц вх. от 16.08.2022 № 3268, в том числе, направленных прокуратурой города Сыктывкара исх. от 24.08.2022 № 5027ж-2022 (вх. от 26.08.2022 № 3384), исх. от 05.09.2022 № 5027ж-2022 (вх. от 09.09.2022 № 3561), касающихся действий государственного автономного учреждения Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» в части неправомерного изменения существенных условий договора от 06.09.2022, заключенного между ГАУ РК «МФЦ» и ООО «Промжилстрой» по результатам проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по осуществлению ремонтных работы на Объекте - нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кутузова, д.5, для нужд государственного автономного учреждения Республики Коми "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми», номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru в сети «Интернет» - 32110556326.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено государственное автономное учреждение Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми», место нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, улица Кутузова, дом 5.

К участию в деле в качестве заявителя <…>.

К участию в деле в качестве заявителя <…>.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Промжилстрой», место нахождения: 167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, м. Койты, 38/2, оф. 1.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, автономными учреждениями.

Частями 1, 2 стати 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУ РК «МФЦ», утвержденное решением наблюдательного совета ГАУ РК «МФЦ» протоколом № 4 от 17.06.2021, действовавшее на момент проведения закупки, размещено в ЕИС 07.07.2021.

Согласно части 5.1 статьи 3 Закона о закупках договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 4.6.1 Положения комиссия по осуществлению закупок в день и в месте, указанных в извещении, но не позднее следующего дня после дня вскрытия конвертов, приступает к рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок.

В соответствии с пунктом 4.6.9 Положения по результатам рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений комиссией по осуществлению закупок принимаются следующие решения:

1) о допуске заявок участников закупки к оценке и сопоставлению заявок или об отказе в таком допуске;

2) о результате оценки и сопоставления допущенных заявок на участие в запросе предложений с указанием критериев оценки и сопоставления, о победителе запроса предложений, заявке которого присвоен первый номер, а также об участнике, заявке которого присвоен второй номер;

3) о рекомендации Заказчику заключить или не заключить договор с победителем запроса предложений с обоснованием.

Согласно Положению запрос предложений - форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого, в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Пунктом 4.6.11 Положения установлено, что в случае если к участию в запросе предложений не был допущен ни один участник либо был допущен только один участник, запрос предложений признается несостоявшимся. Соответствующая информация вносится в протокол рассмотрения заявок. Если документацией предусмотрено два и более лота, запрос предложений признается несостоявшимся только в отношении того лота, по которому принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки, подавших заявки, или решение о допуске к участию только одного участника закупки. В случае если к участию в запросе предложений был допущен один участник или подана единственная заявка, комиссией по осуществлению закупок рассматривает заявку на соответствие требованиям документации. В случае соответствия требованиям документации, Заказчик вправе заключить договор с единственным участником.

В соответствии с пунктом 1.11.4 Положения договор с победителем запроса предложений (единственным участником) заключается Заказчиком в следующем порядке.

В проект договора, прилагаемый к извещению о проведении запроса предложений и документации о запросе предложений, включаются условия исполнения договора, предложенные победителем запроса предложений (единственным участником) в заявке на участие в запросе предложений.

Заказчик передает победителю запроса предложений оформленный договор в течение пяти дней со дня подписания итогового протокола.

Победитель запроса предложений (единственный участник) в течение пяти дней со дня получения договора подписывает договор, скрепляет его печатью (за исключением физического лица) и возвращает Заказчику.

Заказчик подписывает и скрепляет печатью договор не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам запроса предложений.

Как следует из представленных материалов, ГАУ РК «МФЦ» проведена закупка способом запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по осуществлению ремонтных работы на Объекте - нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кутузова, д.5 (далее – Объект), для нужд государственного автономного учреждения Республики Коми "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми», номер извещения в ЕИС - 32110556326 (далее – закупка, запрос предложений).

Извещение о проведении закупки, закупочная документация размещены в ЕИС 13.08.2021.

Начальная (максимальная) цена договора - 19 868 333,33 руб.

Согласно главе 13 закупочной документации порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке установлен пунктом 4.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми», размещенном на официальном сайте ГАУ РК «МФЦ» http://mydocuments11.ru/pages/zakupki.

В случае если не подана ни одна заявка или подана только одна заявка на участие в закупке или по результатам рассмотрения соответствия требованиям Документации была допущена единственная заявка или не допущена ни одна заявка запрос предложений признается несостоявшимся. Единственная заявка рассматривается на соответствие требованиям документации. В случае соответствия требованиям документации, Заказчик вправе заключить договор с единственным участником.

Главой 14 закупочной документации установлен порядок заключения и исполнения договора.

Согласно пункту 1 главы 14 закупочной документации в проект договора, прилагаемый к извещению о проведении запроса предложений, включается цена (локальный сметный расчет), предложенная победителем запроса предложений (единственным участником) в заявке на участие в запросе предложений.

В соответствии с пунктами 2, 3 главы 14 закупочной документации цена договора является твердой и может изменяться только в следующих случаях:

1) если цена снижается по соглашению сторон, без изменения, предусмотренного договором количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения договора;

2) если при заключении договора Заказчик по согласованию с участником, с которым заключается договор, увеличивает количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой договора, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой договора (ценой лота), установленной документацией о закупке.

Изменение договоров, заключенных по результатам процедур закупок, осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным положениями заключаемых договоров, а также законодательством РФ с учетом особенностей, установленных документацией о закупке.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме № 4468 (32110556326) от 26.08.2021 на участие в закупке была подана 1 заявка – ООО «Промжилстрой».

По результатам рассмотрения заявки ООО «Промжилстрой» заявка была признана соответствующей требованиям закупочной документации.

Закупочной комиссией, в связи с тем, что на участие в закупке была подана 1 заявка, закупка признана несостоявшейся. Принято решение предложить (рекомендовать) заказчику в соответствии с п.2 главы 13 документации о закупке № 4468 (32110556326) заключить договор с единственным участником – ООО «Промжилстрой», предложившим цену договора 19 867 864,09 руб., в порядке, предусмотренном Положением, документацией о проведении запроса предложений в электронной форме.

Как следует из материалов, договор по результатам проведения запроса предложений заключен между ГАУ РК «МФЦ» и ООО «Промжилстрой» 06.09.2021 (далее – Договор). Цена договора - 19 867 864,09 руб., срок начала работ – в течение 5 (пяти) дней с даты подписания Договора, окончание работ – не позднее 26.11.2021.

Согласно части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно части 1 статьи 702 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Частями 1, 2 статьи 708 Гражданского кодекса в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 709 Гражданского кодекса в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Согласно частям 4, 6 статьи 709 Гражданского кодекса цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Таким образом, цена Договора и сроки выполнения работ по Договору являются существенными условиями Договора.

Согласно пункту 8 статьи 448 Гражданского кодекса условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

1) по основаниям, установленным законом;

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

Пунктом 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» установлено, что изменение сторонами условий договора, заключенного по результатам обязательных процедур, конкурентных закупок, допускается в пределах, установленных законом (например, пункт 8 статьи 448 Гражданского кодекса, статья 95 Закона о контрактной системе), и само по себе не может являться нарушением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Например, о создании для победителя преимущественных условий участия не может свидетельствовать сама по себе вероятность привлечения большего количества участников в случае изначального составления договора на измененных условиях.

Вместе с тем, если договор изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, а соглашение, которым внесены соответствующие изменения, считается ничтожным на основании частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 статьи 168 и пункта 8 статьи 448 Гражданского кодекса.

Согласно пункту 1.1 Проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации запроса предложений (далее – проект договора), подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика ремонтные работы на объекте - нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кутузова, д.5 (далее – Объект), для нужд государственного автономного учреждения Республики Коми "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» (далее – Работы) в соответствии с условиями настоящего договора, техническим заданием (приложение № 1 к договору), локальным сметным расчетом (приложение № 2 к договору), календарным планом работ (приложение №3 к договору), а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в установленном договором порядке.

В соответствии с пунктами 2.1.15, 2.1.17 проекта договора подрядчик обязуется:

2.1.15. Не привлекать субподрядчиков для выполнения работ без согласования с заказчиком;

2.1.17. До момента заключения договора изучить все материалы договора, включая все приложения к нему, а также сметную документацию, и получить полную информацию по всем интересующим вопросам.

Подрядчик, заключив данный договор, признает правильность и достоверность сведений в сметной документации, и достаточность цены договора, содержащейся в договоре, для покрытия всех расходов, обязательств и ответственности в рамках настоящего договора.

Соответственно, подрядчик в период производства Работ не имеет право претендовать ни на какие дополнительные платежи, а также не освобождается ни от каких обязательств и/или ответственности по причине его недостаточной информированности.

Пунктами 3.3, 3.4 проекта договора установлено, что при необходимости выполнения дополнительных Работ или изменения перечня и конфигурации оборудования и материалов сторонами подписывается дополнительное соглашение к договору. Дополнительные Работы производятся после подписания дополнительного соглашения.

Оплата дополнительных Работ, не предусмотренных договором, производится сверх установленной в п. 3.1 суммы договора исключительно в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.4 проекта договора начало Работ подрядчиком – в течение 5 (пяти) дней с даты подписания договора, окончание работ – не позднее 26.11.2021.

Срок выполнения Работ определяется поэтапно в календарном плане Работ (Приложение №3 - Календарный план Работ к Договору), являющимся неотъемлемой частью договора.

Перенос сроков начала и окончания Работ или этапов Работ, при необходимости, дополнительно согласовывается Сторонами.

Как следует из заявлений, к Договору были заключены 3 дополнительных соглашения от 25.11.2021, 28.02.2022, 31.03.2022.

В соответствии с информацией, указанной в заявлениях, по состоянию на 13.04.2022 ГАУ РК «МФЦ» оплачено в пользу субподрядчика ООО «Электрика» в рамках договора от 06.09.2021 и в рамках договора подряда от 29.11.2021, заключенного между ООО «Промжилстрой» и ООО «Электрика» - 25 401 025,22 руб.

Как следует из материалов, представленных ГАУ РК «МФЦ» письмом исх. от 10.10.2022 № 04-12/1491 (вх. от 10.10.2022 № 3930), ООО «Промжилстрой» письмом вх. от 17.10.2022 № 4006 (далее – материалы), пунктом 3.1 Договора установлено, что сумма Договора включает в себя все затраты Подрядчика, связанные с выполнением обязательств по настоящему Договору и составляет 19 867 864 руб. 09 коп., НДС не облагается.

Согласно пункту 3.2 Договора оплата стоимости Работ или этапа Работ производится заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания сторонами акта о приемке выполненных Работ или этапа Работ (форма КС-2), счета за выполненные Работы или этапа Работ и справки о стоимости выполненных Работ или этапа Работ и затрат (форма КС-3) без замечаний путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика.

В соответствии с пунктом 5.1 Договора сдача объекта подрядчиком в эксплуатацию и приемка его заказчиком оформляется актом конечного результата Работ (КС-2), подписанным обеими сторонами и представителями организаций, привлеченных заказчиком к осуществлению строительного надзора, и справкой о стоимости выполненных Работ (КС-3). Подрядчик передает заказчику акт приемки выполненных Работ (КС-2), справку о стоимости выполненных Работ (КС-3), исполнительную и эксплуатационную документацию, счет на оплату.

Согласно пунктам 5.2, 5.5 Договора приемка отдельных этапов Работ производится при выполнении каждого этапа Работ и скрытых Работ перед началом последующих Работ, с обязательным составлением и подписанием акта приемки выполненных Работ по каждому этапу Работ и освидетельствования скрытых Работ.

Приемка результатов Работ или этапа Работ производится только после выполнения всех Работ либо каждого этапа Работ в полном соответствии с документацией, а также после устранения всех дефектов и недоделок по объекту.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 25.11.2021 (далее – дополнительное соглашение № 1) пункт 3.1 Договора изложить в следующей редакции: «3.1 Сумма договора включает все затраты подрядчика, так или иначе связанные с исполнением договора, в том числе:

- затраты на демонтаж, иные подготовительные работы конструктивных элементов, подлежащих ремонту, расчет технических решений и подготовку соответствующей документации;

- затраты на производство работ с учетом стоимости материалов, конструкций, изделий и оборудования;

- затраты, связанные с мобилизацией строительной техники и персонала подрядчика, доставкой материалов, изделий, конструкций и оборудования необходимых для производства работ;

- оплату налогов (в т.ч. НДС), сборов и других платежей, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим договором;

- затраты, связанные с получением подрядчиком разрешений, допусков, согласований, необходимых для выполнения им обязательств по договору;

- иные затраты, напрямую или косвенно связанные с выполнением работ, предусмотренных настоящим договором.

По результатам экспертизы сметной документации, проведенной государственным автономным учреждением Республики Коми «Управление государственной экспертизы Республики Коми» (Заключение № 1-1892 от 16 декабря, № 1-1891 от 15 декабря 2021, № 1-1902 от 16 декабря 2021, № 1-1903 от 16 декабря 2021) сметная стоимость проведения ремонтных работ составила 31 196 875 руб. В целях экономии бюджетных средств стороны пришли к соглашению о применении понижающего коэффициента в размере 0,862. Стоимость работ по договору после применения понижающего коэффициента согласована Сторонами в размере 26 891 705 руб.».

Согласно пункту 2 дополнительного соглашения № 1 пункт 3.2 Договора изложить в следующей редакции: «3.2 оплата стоимости работ или части работ производится заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания подрядчиком (субподрядчиком) и заказчиком акта о приемке выполненных работ или части работ, предусмотренных локальным сметным расчетом (форма КС-2), счета за выполненные работы или части работ и справки о стоимости выполненных работ или части работ и затрат (форма КС-3) без замечаний путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, либо субподрядчика (при наличии согласованного с заказчиком договора субподряда и согласия подрядчика на перечисление денежных средств на расчётный счет субподрядчика».

В соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения пункт 4.1 Договора изменен в части окончания срока работ – 20.12.2021.

Пунктами 4, 5, 6 дополнительного соглашения № 1 пункты 5.1, 5.2, 5.5 Договора изложены следующим образом: «5.1 сдача объекта подрядчиком (либо субподрядчиком) в эксплуатацию и приемка его заказчиком оформляется актом конечного результата работ (КС-2), подписанным обеими сторонами и представителями организаций, привлеченных заказчиком к осуществлению строительного надзора, и справкой о стоимости выполненных работ (КС-3). подрядчик (либо субподрядчик) передает заказчику акт приемки выполненных работ (КС-2), справку о стоимости выполненных работ (КС-3), исполнительную и эксплуатационную документацию, счет на оплату».

«5.2 Приемка выполненных работ или части работ, предусмотренных локальным сметным расчетом, (форма КС-2), осуществляется с обязательным составлением и подписанием подрядчиком (субподрядчиком) и заказчиком акта конечного результата работ (КС-2), подписанным обеими сторонами и представителями организаций, привлеченных заказчиком к осуществлению строительного надзора, и справкой о стоимости выполненных работ (КС-3), а также акта освидетельствования скрытых работ (при необходимости)».

«5.5 Приемка результатов работ либо части работ производится только после выполнения работ (части работ) в полном объеме в полном соответствии с документацией, а также после устранения всех дефектов и недостатков, выявленных в ходе приемки работ (части работ)».

Согласно материалам между ООО «Промжилстрой» и ООО «Электрика» был заключен договор подряда от 29.11.2021 № 01/11 (далее – Договор подряда).

В соответствии с пунктом 1.1 Договора подряда подрядчик, по заданию генподрядчика, принимает на себя обязательства по выполнению ремонтных работ на объекте – нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кутузова, д. 5, для нужд ГАУ РК «МФЦ», в соответствии с приложениями, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а генподрядчик (и заказчик – ГАУ РК «МФЦ») обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные подрядчиком работы в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.

Согласно пункту 2.1 Договора подряда цена договора составляет сумму всех приложений: локальных смет, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора.

Согласно пункту 2.3 Договора подряда оплата по настоящему договору осуществляется непосредственно заказчиком – ГАУ РК «МФЦ», поэтапно по видам работ, указанным в смете, в течение трех календарных дней, по банковским реквизитам подрядчика, после подписания без замечаний документов: актов выполненных работ по форме КС-2 и КС-3, счета на оплату.

Согласно пункту 3.2 Договора подряда срок окончания выполнения работ – 20.12.2021.

В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 28.02.2022 (далее – дополнительное соглашение № 2) стороны договорились дополнить договор пунктом 3.5 следующего содержания: «Заказчик вправе уменьшить сумму договора на сумму неустойки».

Согласно пункту 2 дополнительного соглашения № 2 в пункте 4.1 слова «не позднее 26.11.2021» заменить словами «не позднее 28.02.2022».

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 31.03.2022 (далее - дополнительное соглашение № 3) стороны договорились в пункте 4.1 слова «не позднее 28.02.2022» заменить словами «не позднее 31.03.2022».

В соответствии с материалами к Договору предполагалось заключить четвертое дополнительное соглашение от 24.04.2022 г.

Как следует из заявлений, данное дополнительное соглашение со стороны ГАУ РК «МФЦ» не подписано, 28.07.2022 произведен возврат ООО «Промжилстрой» за подписью и.о. руководителя ГАУ РК «МФЦ» по основанию действия пункта 2.1.17 Договора.

Таким образом, дополнительными соглашениями № 1, 2, 3 увеличен срок окончания выполнения работ на 4 месяца и 5 дней. Стоимость договора увеличена на 35,35% (процентов).

Согласно пунктам 4.3, 4.4 Договора невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору, вызванная нарушением Заказчиком обязательств по Договору, ведет к продлению срока выполнения Работ на период, в течение которого имели место обстоятельства, препятствующие выполнению Работ.

Перенос сроков начала и окончания Работ или этапов Работ, при необходимости, дополнительно согласовывается Сторонами.

При этом, обоснование правомерности изменения сроков, установленных календарным планом, увеличения суммы Договора в дополнительных соглашениях не указаны, в материалы дела не представлено.

Цена работы, сроки выполнения подрядных работ, порядок оплаты в силу ст. 708, 709, 711 ГК РФ относятся к числу существенных условий договора.

Изменение существенных условий заключенного договора относительно его проекта, исполнение договора на условиях, отличных от указанных в документации, нарушают равенство потенциальных участников закупки, ограничивают конкуренцию при проведении запроса предложений и создают для единственного участника запроса предложений - ООО «Промжилстрой» более выгодные условия исполнения договора, неизвестные иным потенциальным участникам запроса предложений.

Между тем, изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается (пункт 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом от 16.05.2018).

В рассматриваемом случае изменения договора повлияли на его условия, имевшие существенное значение для определения цены закупки, в том числе на количество участников.

Поскольку иные потенциальные участники закупки не обладали информацией о возможности изменения стоимости работ и продления сроков исполнения договора была ограничена конкуренция за право заключения и исполнения договора.

Учитывая, что при заключении договора подрядчик знал о сроках и объемах выполнения работ, то ООО «Промжилстрой» в дальнейшем предоставлено преимущество при исполнении договора путем изменения существенных условий договоров (продление сроков выполнения работ, увеличение стоимости работ) в отсутствие оснований (случаев), предусмотренных законом и заключенным Договором.

ГАУ РК «МФЦ» в письменных пояснениях, представленных письмом исх. от 23.11.2022 № 04-12/1740 (вх. от 24.11.2022 № 4587) указало, что признает заявления о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части изменения существенных условий договора обоснованными.

Указанное свидетельствует о создании ООО «Промжилстрой» преимущественных условий исполнения Договора, не известных иным потенциальным участникам закупки, что могло привести к ограничению конкуренции, при проведении запроса предложений.

Таким образом, действия ГАУ РК «МФЦ» в части изменения существенных условий договора (продление сроков выполнения работ, увеличение стоимости работ) нарушают требования части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Представителем ГАУ РК «МФЦ» в ходе рассмотрения дела было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу ввиду истечения сроков давности привлечения к ответственности

Комиссией в удовлетворении ходатайства отказано ввиду следующего.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Как следует из материалов дела, трехлетний срок со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства не истек.

Таким образом, оснований для прекращения дела отсутствуют.

В удовлетворении ходатайства отказано.

Согласно пункту 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела.

На основании изложенного Комиссия определила:

1. Отложить рассмотрение дела № 011/01/17-962/2022.

2. Назначить рассмотрение дела № 011/01/17-962/2022 на 10.01.2023 в 10.00 по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160, корпус «А», 3 этаж, зал заседаний.

3. ГАУ РК «МФЦ» в срок до 26.12.2022 представить в адрес Коми УФАС России:

3.1 письменную информацию об исполнении (не исполнении) договора от 06.09.2022, заключенного между ГАУ РК «МФЦ» и ООО «Промжилстрой» по результатам проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по осуществлению ремонтных работы на Объекте - нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кутузова, д.5, для нужд государственного автономного учреждения Республики Коми "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми», номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru в сети «Интернет» - 32110556326 (далее – Договор).

3.2 в случае исполнения Договора, представьте копии платежных поручений, подтверждающих оплату работ по Договору (помимо ранее представленных).

Председатель комиссии <…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны