Решение б/н Решение по делу № АО 14-05/11 в отношении ФГУЗ «Центр гигиен... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
Управление Федеральной антимонопольной службы
по республике Коми
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 14 июля 2011 года
 
В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2011 года
 
 
№ 05-03/4500
                                           г. Сыктывкар
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…>, рассмотрев дело № АО 14-05/11 по признакам нарушения федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Димитрова, дом 3/3, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
1.   Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при организации и проведении в 1 квартале 2011 года открытого аукциона в электронной форме № ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми».
К участию в деле в качестве ответчика привлечено федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» (далее – ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми»).
К участию в деле в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Интеррост», место нахождения: город Москва, улица 2-я Синичкина, дом 9а.
2.   ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» согласно Уставу, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.01.2005 № 86, является юридическим лицом, федеральным государственным учреждением здравоохранения.
   Согласно пункту 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия, в том числе:   
   - государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
   - контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.
По пункту 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.
   Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 Устава ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.01.2005 № 86, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Структура, задачи, функции, порядок деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» утверждаются Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
По пункту 7 Устава ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.01.2005 № 86, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» является федеральным государственным учреждением здравоохранения, обеспечивающим деятельность Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми.
Согласно пункту 9 Устава ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.01.2005 № 86, для решения предусмотренных настоящим Уставом задач осуществляет следующие полномочия, в том числе:
- выполняет определяемый Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми перечень и объем мероприятий и работ по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контроля в сфере защиты прав потребителей и соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- проводит на основании решения Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимые для осуществления надзора и контроля исследования, испытания, измерения, экспертизы и иные виды оценок, в том числе связанных с лицензированием деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
Таким образом, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» - организация, осуществляющая функции федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.03.2011 № 267 «Об утверждении устава Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» утвержден Устав Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» (далее – Устав).
Согласно пункту 2 Устава, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.03.2011 № 267, федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» отнесено к федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.02.2011 № 27 «Об утверждении Перечня подведомственных Роспотребнадзору федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения и науки» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
По пункту 3 Устава полное наименование бюджетного учреждения: федеральное бюджетное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми».
Сокращенное наименование: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми».
   По пункту 14 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений», изменение типа федерального учреждения не является его реорганизацией.
Государственным заказчиком ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» в 1 квартале 2011 года проводился открытый аукцион в электронной форме № ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» (далее – открытый аукцион).
Источником финансирования государственного заказа являлись средства федерального бюджета Российской Федерации.
Главным врачом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» 05.03.2011 утверждена документация о проведении открытого аукциона в электронной форме № ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» (далее – документация об аукционе).
3.        Как следует из жалобы ООО «Интеррост» в состав технической части документации об аукционе наряду с препаратами, не являющимися лекарственными средствами и на оборот которых не требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, включены лекарственные средства - вакцина туляремийная живая сухая, сыворотка ботулиническая типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухая, на оборот которых требуется вышеуказанная лицензия.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.11.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств):
- лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;
- лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
   - обращение лекарственных средств - разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств;
   - фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
На основании части 1 статьи 8 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
   В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об обращении лекарственных средств лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
   Согласно пунктам 2, 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 74бн государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (далее - Реестр) является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.
   Реестр ведется в электронном виде с применением автоматизированной системы путем внесения в реестр реестровых записей.
В соответствии с пунктами 119, 154 части 3 «Техническая часть» документации об аукционе необходимо поставить вакцину туляремийную живую сухую, сыворотку ботулиническую типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухая,
            По информации, представленной в Коми УФАС России Министерством здравоохранения Республики Коми и Управлением Росздравнадзора по Республике Коми, вакцина туляремийная живая сухая, сыворотка ботулиническая типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухая внесены в Реестр.
            Таким образом, вакцина туляремийная живая сухая, сыворотка ботулиническая типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухая являются лекарственными средствами.
            Из 154 препаратов, которые необходимо поставить в соответствии с документацией об аукционе, 2 препарата являлись лекарственными средствами.
            Следовательно, в один лот объединены два вида товаров: один вид свободно обращается на рынке, а для реализации другого необходима соответствующая лицензия.  
            Включение в один лот лекарственных средств и других препаратов ограничивает круг участников открытого конкурса только теми, кто имеет лицензию на фармацевтическую деятельность. При этом поставка остальных препаратов – питательной среды, ИФТС, диагностикумов, сыворотки, иммуноглобулинов и других, может осуществляться широким кругом лиц, не имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность.
4.        Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
            Действия ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» по включению в состав единственного лота открытого аукциона вакцины туляремийной живой сухой, сыворотки ботулинической типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухой, на оборот которых требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, и препаратов, на оборот которых не требуется лицензия, могли привести к ограничению конкуренции, выразившемуся в ограничении доступа к участию в аукционе лиц, не имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. 
5.        Аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе (протокол № 1 о признании открытого аукциона в электронной форме № ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» от 22.03.2011).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
 
РЕШИЛА:
 
1.        Признать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» (до 21.03.2011 ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми») нарушившим часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части действий по включению в состав единственного лота открытого аукциона в электронной форме № ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» вакцины туляремийной живой сухой, сыворотки ботулинической типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухой, на оборот которых требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, и препаратов, на оборот которых не требуется лицензия, которые могли привести к ограничению конкуренции, выразившемуся в ограничении доступа к участию в аукционе лиц, не имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. 
2.        Предписание не выдавать в связи с признанием открытого аукциона несостоявшимся.
3. Решить вопрос о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны