Определение №03-01/5238 Определение о прекращении дела от 1 июля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

Определение

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 011/05/15-276/2022

01 июля 2022 года

 

 

№ 03-01/5238

г. Сыктывкар

 

Управление Роскомнадзора по Республике Коми

Коммунистическая ул., д. 17,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

ООО «Каскад плюс»

Автозаводская ул., д. 18,

г. Воркута,

Республика Коми, 169903

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/15-276/2022, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Каскад плюс», адрес места нахождения: 169903, Республика Коми, г. Воркута, ул. Автозаводская, д. 18, ОГРН 1091103000713, ИНН 1103044393, КПП 110301001 (далее - ООО «Каскад плюс») по факту распространения 07.02.2022, 08.02.2022, 09.02.2022, 10.02.2022, 11.02.2022, 13.02.2022 в средстве массовой информации – радиоканале «ДиФМ Воркута» реклам с признаками нарушения требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя ООО «Каскад плюс» <…>,

- представителя Управления Роскомнадзора по Республике Коми <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили письменная информация и документы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 1671-01/11 от 03.03.2022 (вход. № 1053 от 09.03.2022).

Из представленных материалов следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Коми проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «Каскад плюс», по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, а именно: 07.02.2022, 08.02.2022, 09.02.2022, 10.02.2022, 11.02.2022, 13.02.2022 объем рекламных сообщений составил более 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки.

По результатам рассмотрения материалов принято решение о возбуждении дела № 011/05/15-276/2022 в отношении ООО «Каскад плюс» по признакам нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/2771 от 05.04.2022 (далее – определение).

Из материалов дела № 011/05/15-276/2022 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» радиоканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск радиоканала составляет продукцию средства массовой информации.

Согласно выписке из реестра зарегистрированных средств массовой информации Эл № ТУ11-00407 от 19.02.2020 учредителем радиоканала «ДиФМ Воркута» является ООО «Каскад плюс», примерная тематика и (или) специализация: музыкальная, развлекательная, информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе; территория распространения: Республика Коми (МО ГО «Воркута»).

Из представленных Управлением Роскомнадзора по Республике Коми материалов усматривалось, что 07.02.2022, 08.02.2022, 09.02.2022, 10.02.2022, 11.02.2022, 13.02.2022 объем рекламных сообщений на радиоканале «ДиФМ Воркута» превышает 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки.

Из представленных материалов следует, что радиоканал «ДиФМ Воркута» не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Следовательно, продолжительность рекламы, размещаемой в указанном СМИ, должна соответствовать требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно разъяснениям ФАС России от 08.10.2015 № АК/54867/15 «О порядке расчета объема рекламы в радиопрограммах» в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

При этом в объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

Из материалов заявления усматривалось, что рекламы, размещенные 07.02.2022, 08.02.2022, 09.02.2022, 10.02.2022, 11.02.2022, 13.02.2022 в средстве массовой информации - радиоканале «ДиФМ Воркута», распространены с признаками нарушения требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемые рекламы размещены в эфире радиоканала «ДиФМ Воркута», учредителем которого, согласно выписке из реестра зарегистрированных средств массовой информации Эл № ТУ11-00407 от 19.02.2020, является ООО «Каскад плюс».

В связи с чем, из имеющихся материалов усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ООО «Каскад плюс».

Согласно письменным пояснениям ООО «Каскад плюс», представленным в материалы рекламного дела, в ходе проведения мероприятий, направленных на сверку сетки вещания и того, что непосредственно выходило в эфир путём прослушивания записи эфиров, в указанные даты превышение общего объёма рекламных материалов, выходящих в эфир, выявлено не было.

Согласно устным пояснениям представителя ООО «Каскад плюс», данным в ходе рассмотрения рекламного дела 04.05.2022, в программе автоматизации эфира можно посчитать, превышен ли объём рекламы за сутки. Обществом было установлено, что объём рекламы в рассматриваемые даты превышен не был.

Кроме того, при анализе эфирных справок, представленных Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, в ходе рассмотрения рекламного дела, представителем ООО «Каскад плюс» указано, что отбивки (открывающий и закрывающий джингл) со словами: «Ди ФМ для лиц старше 12 лет» относятся к региональному вещанию радиоканала «ДиФМ Воркута». Вместе с тем, в эфирных справках Управления Роскомнадзора по Республике Коми они отнесены к СМИ 1 – федеральному вещанию.

Кроме того, как указано представителем в ходе рассмотрения рекламного дела, общее количество времени вещания радиоканала «ДиФМ Воркута» составляет 5 часов, из них объём рекламы за каждые рассматриваемые сутки составляет от 50 минут до 1 часа, что составляет не более 20% установленного объёма продолжительности рекламы в течение суток.

Изучив материалы дела № 011/05/15-276/2022, Комиссия установила необходимость получения дополнительных доказательств по рассматриваемым обстоятельствам дела, в связи с чем определением № 03-01/3641 от 04.05.2022 срок рассмотрения дела был продлён, рассмотрение дела отложено, у Управления Роскомнадзора по Республике Коми и ООО «Каскад плюс» запрошены необходимые для рассмотрения дела копии документов и письменная информация.

Из письменных пояснений Управления Роскомнадзора по Республике Коми следует, что отнесение джинглов «Ди ФМ для лиц старше 12 лет» к федеральному СМИ предусмотрено «Методическими рекомендациями по организации и проведению систематического наблюдения при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания» от 29.04.2015.

Как указало Управление Роскомнадзора по Республике Коми, в джингле «ДиФМ для лиц старше 12 лет» указывается наименование сетевого партнёра радиоканала «Ди ФМ (D FM)», реестровая запись СМИ серии ЭЛ № ФС 77-82381 от 03.12.2021; учредитель СМИ – ООО «101 и К», таким образом, Управление считает довод представителя ООО «Каскад плюс» о том, что указанный джингл относится к региональному вещанию радиоканала «ДиФМ Воркута», несостоятельным, так как в соответствии с реестровой записью СМИ – серия ЭЛ № ТУ 11 – 00407 от 19.02.2020; учредитель СМИ - ООО «Каскад плюс», наименование радиоканала – «ДиФМ Воркута».

Как пояснило Управление Роскомнадзора по Республике Коми, длительность вещания СМИ 2 за 07.02.2022 г. – 3:51:20, длительность рекламы – 0:49:49; длительность вещания СМИ 2 за 08.02.2022 г. – 3:45:36, длительность рекламы – 0:52:35; длительность вещания СМИ 2 за 09.02.2022 г. – 3:48:00, длительность рекламы – 0:51:08; длительность вещания СМИ 2 за 10.02.2022 г. – 3:52:36, длительность рекламы – 0:51:33; длительность вещания СМИ 2 за 11.02.2022 г. – 3:23:06, длительность рекламы – 0:54:15; длительность вещания СМИ 2 за 13.02.2022 г. – 3:40:59, длительность рекламы – 0:53:48.

Согласно письменным пояснениям ООО «Каскад плюс», представленным в материалы рекламного дела, общая продолжительность реклам 07.02.2022 составила 50 минут 56 секунд, общий объём вещания в сутки составил 5 часов 01 минуту 58 секунд; общая продолжительность реклам 08.02.2022 составила 51 минуту 41 секунду, общий объём вещания в сутки составил 5 часов 00 минут 45 секунд; общая продолжительность реклам 09.02.2022 составила 51 минуту 48 секунд, общий объём вещания в сутки составил 5 часов 01 минуту 15 секунд; общая продолжительность реклам 10.02.2022 составила 54 минуты 19 секунд, общий объём вещания в сутки составил 5 часов 00 минут 25 секунд; общая продолжительность реклам 11.02.2022 составила 54 минуты 51 секунду, общий объём вещания в сутки составил 4 часа 59 минут 22 секунды; общая продолжительность реклам 13.02.2022 составила 53 минуты 58 секунд, общий объём вещания в сутки составил 4 часа 59 минут 29 секунд, что не превышает 20% от общего объёма вещания.

Кроме того, ООО «Каскад плюс», проанализировав сетку вещания Управления Роскомнадзора по Республике Коми за вышеуказанные даты, указал на следующее.

Общий объём вещания за 07.02.2022 составил 4 часа 49 минут 03 секунды, объём рекламных материалов согласно сетки, вышедших под маркировкой СМИ 2, составил 52 минуты 39 секунд (18,22%); общий объём вещания за 08.02.2022 составил 4 часа 50 минут 11 секунд, объём рекламных материалов согласно сетки, вышедших под маркировкой СМИ 2, составил 52 минуты 35 секунд (18,13%); общий объём вещания за 09.02.2022 составил 4 часа 51 минуту 11 секунд, объём рекламных материалов согласно сетки, вышедших под маркировкой СМИ 2, составил 51 минуту 08 секунд (17,56%); общий объём вещания за 10.02.2022 составил 4 часа 55 минут 10 секунд, объём рекламных материалов согласно сетки, вышедших под маркировкой СМИ 2, составил 51 минуту 33 секунды (17,47%).

Кроме того, как указывает ООО «Каскад плюс», за дату 11.02.2022 найдено несоответствие аудиофайла 0204100251FM(УКВ)радио88.00_165 с сеткой вещания, установлены ошибочный подсчёт и потеря общего эфирного времени. В данном аудиофайле стартует часовая передача с маркировкой СМИ2 в 00:12:40, однако в сетке начало вещания «Радиоканала ДиФМ Воркута» отмечено с 00:25:34, из чего следует потеря общего вещания в данном отрезке – 12 минут 54 секунды.

Кроме того, как указывает ООО «Каскад плюс», найден ошибочный подсчёт в аудиофайле под маркировкой 0204100251FM(УКВ)радио88.00_166. Согласно сетки, предоставленной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, файл начинается со СМИ1 (Москва), но по факту продолжается часовая программа ООО «Каскад плюс». Всё оформление по «влёту» и «вылету» было соблюдено, в аудиозаписи было отражено, что часовая программа идёт без прерываний и переходов на СМИ1 (Москва). По данному аудиофайлу выявлены ошибочный подсчёт и потеря общего эфирного вещания 9 минут, поскольку вещание СМИ2 в аудиофайле 0204100251FM(УКВ)радио88.00_166 заканчивается в 00:09:00.

Таким образом, как пояснило ООО «Каскад плюс», общая потеря вещания «Радиоканала ДиФМ Воркута» составила 21 минуту 54 секунды. Точный объём вещания за 11.02.2022 составил 4 часа 51 минуту 24 секунды, объём рекламных материалов согласно сетки, вышедших под маркировкой СМИ2, составил 54 минуты 15 секунд (18,64%). Общий объём вещания за 13.02.2022 составил 4 часа 50 минут 51 секунду, объём рекламных материалов согласно сетки, вышедших под маркировкой СМИ 2, составил 52 минуты 02 секунды (17,88%).

Из устных пояснений представителя Управления Роскомнадзора по Республике Коми, данных в ходе рассмотрения рекламного дела 02.06.2022, следует, что в подсчёте общего объема вещания за некоторые из вышеуказанных дат имеются несоответствия, связанные с подсчётом при вводе в «Excel». Кроме того, в общий объём времени вещания в течение суток Управлением включается вещание рекламы и передач за вычетом объявления выходных данных радиоканала, как полных, так и кратких, по этой причине и имеется разница в подсчёте времени вещания в течение суток и времени распространения рекламы. Правомерность подобного расчёта основана на положениях Методических рекомендаций по организации и проведению систематического наблюдения при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания от 29.04.2015.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения рекламного дела 02.06.2022 представители ООО «Каскад плюс» указали на то, что ими был произведён подсчёт общего объёма времени вещания в течение суток с учётом вещания рекламы, передач и объявления выходных данных радиоканала (как полных, так и кратких). Указанная Управлением Роскомнадзора по Республике Коми методика подсчёта общего объёма времени вещания в течение суток законодательно не утверждена и не согласована.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по рассматриваемым обстоятельствам рекламного дела, рассмотрение рекламного дела определением № 03-01/4450 от 02.06.2022 было отложено, у Управления Роскомнадзора по Республике Коми запрошена необходимая письменная информация и копии документов.

Из имеющихся в материалах рекламного дела копий документов и письменной информации усматривается, что за 11.02.2022 и 12.02.2022 в файлах с 0204100251FM(УКВ)радио88.00_155 по 204100251FM(УКВ)радио88.00_186 допущена техническая ошибка в подсчётах объема вещания СМИ2 (регионального СМИ).

Согласно Правилам технической эксплуатации сетей проводного вещания, утв. Приказом Минсвязи России от 23.03.1997 № 44, звуковое вещание - передача звуковой информации общего назначения широкому кругу территориально рассредоточенных слушателей посредством технических средств.

По результатам анализа материалов дела Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для констатации превышения ООО «Каскад плюс» продолжительности рекламы двадцать процентов времени вещания в течение суток в указанные даты.

Комиссия Коми УФАС России, проанализировав представленные в материалы рекламного дела копии документов и письменную информацию, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу, что в рассматриваемом случае признаки нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.

ООО «Каскад плюс» в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, просило отменить составление протокола в отношении Общества.

Комиссией Коми УФАС России принято решение об удовлетворении вышеуказанного ходатайства ООО «Каскад плюс» в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 40 Правил, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 011/05/15-276/2022 в отношении ООО «Каскад плюс» (ОГРН 1091103000713, ИНН 1103044393) прекратить.

Председатель Комиссии

 

___________ <…>

     

Члены Комиссии

 

___________ <…>

     
   

___________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны