Предупреждение №02-01/4598 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 23 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

23 июня 2021 года

 

 

         № 02-01/4598

город Сыктывкар

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление ООО «Комплект-Сервис» (далее – заявитель) № 03-Б от 28.10.2020 (вх. № 5725-э, 5759-э от 09.11.2020, № 5509 от 12.11.2020) на действия ООО «Ухтажилфонд» (в настоящее время – ООО «Региональный оператор Севера») (далее – Общество, Региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

На основании части 11 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Коми УФАС России  отложило рассмотрение заявления ООО «Комплект – Сервис» № 03-Б от 28.10.2020  до вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу № А 29-6534/2020 от 16.12.2020, которое имело значение для рассмотрения указанного заявления.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Комплект – Сервис» № 03-Б от 28.10.2020 установлено следующее.  

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в Республике Коми, в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Как следует из материалов заявления, ООО «Комплект – Сервис» передана в аренду часть производственного здания – склада, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Железнодорожная, д. 16а, стр. 8, общей площадью 686,6 кв.м.

Из письменных пояснений Администрации МО ГО «Ухта» следует, что ООО «Комплект – Сервис» оборудована контейнерная площадка – 1 контейнер объемом 0,75 куб.м., сведения о которой внесены в Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО ГО «Ухта».

Между Региональным оператором и ООО «Комплект-Сервис» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2019 № 96/РО-П/2019 (далее – Договор).

Согласно условиям Договора, согласованным сторонами, вывоз ТКО осуществляется 1 раз в месяц (пункт 5 Договора), объем – 0,75 куб. м.

В силу пункта 15 Договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом – исходя из количества и объема контейнеров для складирования коммунальных отходов.

В приложении № 1 к Договору указаны наименование объекта: склад № 10, 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Железнодорожная, д. 16А, стр. 8; объем принимаемых ТКО за 2019 год – 9 куб. м.; место накопления ТКО – контейнерная площадка; периодичность вывоза ТКО - 1 раз в месяц в рабочий день (15 число).

Заявитель указал, что в силу осуществляемой деятельности большего объема ТКО образовываться не может.

18.01.2020 стороны заключили дополнительное соглашение № 1 к договору, согласно которому:

учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО;

объем ТКО с января по декабрь 2020 года установлен в размере 0,75000 куб. м. ежемесячно, в год – 9,0 куб. м., стоимость услуг по Договору на 2020 год - 7 165,32 руб. (без НДС) (приложение № 2 к Договору).

Письмом от 04.03.2020 № РО-5818/ИС Региональный оператор направил в адрес заявителя дополнительное соглашение № 2 от 01.02.2020 к Договору, согласно которому предусмотрено:

пункт 12 (следует считать 15): «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом – исходя из нормативов накопления ТКО»;

приложение № 1: объем ТКО за год – 176,952 куб. м.;

приложение № 2: ежемесячный объем ТКО 16,01838 куб.м., определенный исходя из норматива ТКО 0,28 куб.м. и площади склада (686,6 кв.м.). Стоимость услуги в период с 01.02.2020 по 31.12.2020 составила 141 457,90 руб. 

Таким образом, в связи с внесением Обществом изменений в условия Договора, предусмотренных дополнительным соглашением № 2 от 01.02.2020 к Договору, объем ТКО и стоимость услуги по Договору увеличились в 19,7 раза.   

Из письменных пояснений ООО «Региональный оператор Севера» от 16.01.2021 № РО-621/ис, представленных в антимонопольное управление, следует, что в случае с ООО «Комплект-Сервис» расчет размера платы за услуги по обращению с ТКО возможен только с применением расчетного способа исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в том числе учитывая, что занимаемая площадь ООО «Комплект-Сервис» составляет 686,6 кв.м., которая не соответствует предъявленным объемам для расчета ТКО по 1 контейнеру.

Пунктом 25 Правил № 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

Каких – либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть по количеству и объему контейнеров.

Указанная норма права предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета.

Следовательно, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в свою очередь, в двух случаях: при раздельном накоплении сортированных отходов и в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре. При этом второй вариант (если отражено в заключенном с региональным оператором договоре) не имеет каких – либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе, не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Следовательно, нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.

Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-6534/2020, Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956.

На основании части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По своей юридической природе договор на оказание услуги по обращению с ТКО от 09.01.2019 № 96/РО-П/2019 является договором возмездного оказания услуг.

Как следует из материалов заявления, ООО «Комплект-Сервис» письмом от 28.02.2020 № 012-Б уведомило Общество о том, что отказывается подписывать дополнительное соглашение № 2 от 01.02.2020 к Договору. 

В письме от 04.03.2020 № 014-Б, направленном в адрес Регионального оператора, заявитель указал, что фактические объемы ТКО у заявителя составляют менее 0,75 куб.м. в месяц, в связи с чем, просит снизить объем вывозимых ТКО. 

Несмотря на несогласие заявителя с условиями Договора, установленными Обществом дополнительным соглашением № 2 от 01.02.2020 к Договору, Региональный оператор предъявил в адрес заявителя счета – фактуры за февраль – май 2020 года, согласно которым ежемесячный объем ТКО составил 7,5 куб. м. (30 куб.м.), за период июнь – декабрь 2020 года – 16,018 куб. м. (за месяц, всего 112,126 куб.м.), который определен исходя из норматива ТКО 0,28 куб. м./год (0,0233 куб. м/месяц) и общей площади помещения склада – 686,6 кв. м. 

Как следует из материалов заявления, в 2021 году Общество продолжает выставлять в адрес заявителя счета – фактуры за услуги по обращению с ТКО, стоимость за которые рассчитана Обществом из ежемесячного объема ТКО – 16,018 куб.м., определенного исходя из нормативов ТКО и площади склада.  

Из письма ООО «Комплект-Сервис» от 19.04.2021 № 006-Б, направленного в адрес Регионального оператора (вх. от 29.04.2021), следует, что заявитель не согласен с объемами ТКО, определенными Обществом в размере 16 куб. м. (в месяц), также сообщило о заключении между заявителем с ИП <…>  договора на утилизацию ТКО (полиэтиленовой и бумажной упаковки), что указывает на фактическое сокращение объемов ТКО, вывозимых с Объекта заявителя.   

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2) определено, что исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам - потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 злоупотреблением доминирующим положением может быть признано использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона).

          При рассмотрении споров, связанных с применением указанной нормы, необходимо исходить из того, что навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов. При оценке наличия факта злоупотребления доминирующим положением в указанных случаях судам также необходимо учитывать, имеется ли у доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта законный интерес в установлении соответствующих условий договора, являются ли налагаемые на контрагентов ограничения соразмерными этому интересу.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 определено, что исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

При этом судам необходимо учитывать, что само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

Согласно разъяснениям ФАС России от 21.04.2021 № СП/32478/21, учет массы и (или) объемов ТКО производится способом, определённым сторонами в договоре по обращению с ТКО, в соответствии с Правилами № 1156, в связи с чем, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут содержаться в действиях регионального оператора, выразившихся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета ТКО). 

В рассматриваемом случае сторонами по Договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2019 № 96/РО-П/2019, в редакции дополнительного соглашения от 18.01.2020 № 1 к Договору, согласован расчетный метод исходя из количества контейнеров (1) и их объема (0,75 м3) для накопления ТКО на объекте, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Ухта, Железнодорожная ул., д. 16А, стр. 8. Периодичность вывоза ТКО – 1 раз в месяц.

Согласно пункту 4 дополнительного соглашения № 1 от 18.01.2020 к Договору настоящее соглашение вступает в силу при подписании его сторонами, распространяет свое действие с 1 января 2020 года и действует до момента расторжения Договора.

Каких-либо разногласий между сторонами при заключении Договора от 09.01.2019, дополнительного соглашения № 1 от 18.01.2020 к Договору не возникло.

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании ООО «Комплект-Сервис» невыгодных условий договора на оказание услуги по обращению с  ТКО, предусмотренных пунктом 2 дополнительного соглашения № 2 от 01.02.2020 к Договору, в соответствии с которым способ учета массы и (или) объема ТКО изменен с количества и объема контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, что, в свою очередь, привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, тогда как фактически вывозимый объем ТКО сократился.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию ООО «Комплект-Сервис» невыгодных условий договора на оказание услуги по обращению с ТКО от 09.01.2019 № 96/РО-П/2019, указанных в дополнительном соглашении от 01.02.2020 № 2 к Договору, путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с потребителем по указанному объекту способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, как это было согласовано сторонами в соответствии с Договором от 09.01.2019 № 96/РО-П/2019, дополнительным соглашением № 1 от 18.01.2020 к Договору от 09.01.2019 № 96/РО-П/2019, применения такого способа учета объема ТКО при расчетах с ООО «Комплект-Сервис».   

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

<…>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны