Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №НГ/5183/23 решение от 18 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по внеплановой проверке № 011/06/99-675/2023
16 августа 2023 г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по уведомлению государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр государственной поддержки агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства Республики Коми» (далее - ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК») от 27.07.2023 № 01-06/437 (вх. от 27.07.2023 № 4777/23), также возвращенному в Коми УФАС России Комитетом Республики Коми по закупкам письмом от 07.08.2023 №1028 (вх. от 10.08.2023 № 5174/23), о заключении государственного контракта от 24.07.2023 № 1 с единственным исполнителем на основании подпункта г) пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 339),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило уведомление ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК» от 27.07.2023 № 01-06/437 (вх. от 27.07.2023 № 4777/23) о заключении государственного контракта от 24.07.2023 № 1 с единственным исполнителем на основании подпункта г) пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 339 (далее - государственный контракт, уведомление).
Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с наличием признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК» требований Закона о контрактной системе при выборе способа определения исполнителя (закупка у единственного исполнителя).
Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК» письмом от 16.08.2023 № 01-06/478 (вх. от 16.08.2023 № 5340/23) в материалы внеплановой проверки представлена дополнительная письменная информация и копии документов.
Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения материалов внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев, при которых возможно осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определен в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В части 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
В пункте 1, подпункте «г» пункта 2, пунктах 3, 5 постановления Правительства РФ № 339 установлено:
«В дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства Российской Федерации, акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с настоящим постановлением.
Акты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, подготавливаются, наряду с прочим, в следующем случае: закупка осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения соответственно федеральных нужд или нужд субъекта Российской Федерации).
В актах, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, указываются единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) или в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 настоящего постановления указывается конкретная закупка, которая может быть осуществлена у определенного заказчиком единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя), предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Федеральным законом требование обеспечения исполнения контракта.
При осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением:
а) в контракте указывается подпункт пункта 2 настоящего постановления, на основании которого подготовлен акт, предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления, и в соответствии с которым осуществляется закупка;
б) обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;
в) исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Закона о контрактной системе, осуществляются в порядке, установленном Законом о контрактной системе для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
г) не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа уведомление о закупке. К такому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.
2. ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК» 24.07.2023 заключен государственный контракт от 24.07.2023 № 1 с единственным исполнителем на основании подпункта г) пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 339.
Как следует из материалов внеплановой проверки закупка у единственного исполнителя посредством заключения государственного контракта от 24.07.2023 № 1 осуществлена за счет средств резервного фонда Правительства Республики Коми.
В материалы внеплановой проверки ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК» представлено также распоряжение Правительства Республики Коми, предусмотренное пунктом 1 постановления Правительства РФ № 339, содержащее указание на единственного исполнителя, предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного исполнителя исполнить свои обязательства по контракту лично, а также обязанность заказчика установить в соответствии с Законом о контрактной системе требование обеспечения исполнения контракта.
Во исполнение подпункта а) пункта 5 постановления Правительства РФ № 339 в государственном контракте указан подпункт пункта 2 указанного постановления, на основании которого подготовлен акт, предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления, и в соответствии с которым осуществляется закупка - подпункт г) пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 339.
В соответствии с требованием подпункта б) пункта 5 постановления Правительства РФ № 339 обоснование цены контракта является его неотъемлемой частью (приложение № 3).
Согласно части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
В силу пункта 3 части 5 статьи 103 Закона о контрактной системе информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, размещаются на официальном сайте, за исключением осуществления закупок, в том числе, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона определены особенности, предусматривающие неразмещение информации и документов на официальном сайте.
В части 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации принято постановление от 10.03.2022 № 339.
По подпункту «в» пункта 5 постановления Правительства РФ № 339 при осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением, исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ информация о контрактах, заключенных при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, включается в соответствующий реестр контрактов, заключенных заказчиками, предусмотренный статьей 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Информация и документы, включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, не размещаются на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт).
При исполнении контрактов, заключенных при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, применяются положения частей 13 и 14 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документы, предусмотренные частями 13 и 14 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не размещаются на официальном сайте.
Согласно части 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила ведения реестра контрактов).
По подпункту б) пункта 6, подпункту в) пункта 7 Правил ведения реестра контрактов в реестр не включается информация о контрактах, которые в соответствии с Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной системе, в частности информация о контрактах, заключенных в соответствии с особенностями, определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 Федерального закона и предусматривающими неразмещение информации о контракте в единой информационной системе.
Информация и документы, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением осуществления закупок, в отношении которых в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93, частью 1 статьи 111 Федерального закона установлено условие, определены особенности, предусматривающие неразмещение информации и документов на официальном сайте.
Согласно письменной информации ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК» от 16.08.2023 № 01-06/478 (вх. от 16.08.2023 № 5340/23), в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе информация о государственном контракте включена в реестр контрактов, но не размещена на официальном сайте в соответствии с частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе (в подтверждение представлены копии соответствующих документов).
Во исполнение подпунктов «б», «г» пункта 5 постановления Правительства РФ № 339 ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК» не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта (24.07.2023), уведомление о закупке у единственного исполнителя от 27.07.2023 № 01-06/437 было направлено в Коми УФАС России, с приложением копии государственного контракта и обоснованием его цены.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссией Коми УФАС России установлено, что действия заказчика - ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК» при принятии решения об осуществлении закупки у единственного исполнителя посредством заключения государственного контракта от 24.07.2023 № 1, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, выбор единственного исполнителя осуществлен в соответствии с требованиями, изложенными в постановлении Правительства РФ № 339.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. В действиях заказчика - ГУ РК «Центр господдержки АПК и рыбного хозяйства РК» нарушения требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного исполнителя на основании подпункта г) пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 339 посредством заключения государственного контракта от 24.07.2023 № 1 не подтверждены.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <...> |
||
Члены комиссии: <...> <...> |
|
|
2023-2735