Решение б/н Решение по жалобе ООО "Фокус" от 12 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Фокус»

 

Кирова ул., д. 9, кв. 112,

г. Екатеринбург, Свердловская обл., 620028

 

Муниципальное казенное учреждение

«Управление капитального строительства»

 

Социалистическая ул., д. 20,

г. Печора, Республика Коми, 169600

 

Управление финансов

муниципального района «Печора»

 

Ленинградская ул., д. 15,

г. Печора, Республика Коми, 169607

 

Акционерное общество

«Сбербанк – Автоматизированная система торгов» 

 

 ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/64-289/2021

12 мая 2021 года

 

              № 04-02/3331

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <……..> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фокус» (620028, Свердловская область, город Екатеринбург, улица  Кирова, дом 9, подвал (ли А/ Н/П) 112; ОГРН: 1206600022639, ИНН: 6658533954, КПП: 665801001) (далее – ООО «Фокус», общество) б\д, б\н (вх. от 27.04.2021 № 2215-э.) на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (169600, Республика Коми, город Печора, улица Социалистическая, дом 20; ОГРН: 08.10.2013, ИНН: 1105022934, КПП: 110501001) (далее – МКУ «УКС») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Капитальный ремонт теплотрассы от ЦТП № 16 на участке от ТК-38 до ТК-39.1, Д 219, 159,89 мм», извещение № 0107300009521000157 (далее – электронный аукцион, закупка, жалоба),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Коми УФАС России поступила жалоба ООО «Фокус» на действия заказчика – МКУ «УКС», при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

МКУ «УКС» в письме от 11.05.2021 № 444 (вх. от 11.05.2021 № 2373-э.) просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителей МКУ «УКС».

Управление финансов муниципального района «Печора» (далее – УФ МР «Печора») в письме от 11.05.2021 № 387 (вх. от 11.05.2021 № 2367-э.) просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителей УФ МР «Печора».

ООО «Фокус», МКУ «УКС», УФ МР «Печора», акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (далее – оператор электронной площадки) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Фокус», МКУ «УКС», УФ МР «Печора», оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Заявитель указывает, что заказчиком нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов») (далее – Постановление № 99), в части неверного установления дополнительных требований к участникам закупки.

МКУ «УКС» в отзыве на жалобу от 11.05.2021 № 443 (вх. от 11.05.2021 № 2373-э.) представлены возражения относительно довода заявителя.

УФ МР «Печора» в отзыве на жалобу от 11.05.2021 № 387 (вх. от 11.05.2021 № 2367-э.) представлены возражения относительно довода заявителя.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось МКУ «УКС», уполномоченным учреждением – УФ МР «Печора».

Объект закупки – капитальный ремонт теплотрассы от ЦТП № 16 на участке от ТК-38 до ТК-39.1, Д 219, 159,89 мм.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 000 000,00 руб.

Источник финансирования закупки: бюджет МО МР «Печора».

Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе (далее – аукционная документация) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт, ЕИС) 19.04.2021.

Указанная закупка проводилась не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.

2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

По частям 3-5 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, отражены в Постановлении № 99.

Так, пунктом 2.5 приложения № 1 к Постановлению № 99 установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки предметом которой является «Выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей»: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В подтверждение соответствия указанному требованию участник закупки в составе заявки должен представить следующие документы:

- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).

Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

2.1. В извещении о проведении электронного аукциона в разделе «Преимущества и требования к участникам» установлены следующие требования:

«3. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ

Дополнительная информация к требованию отсутствует

3.1. Требования в соответствии с п. 2.1 приложения № 1 ПП РФ № 99

Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей».

Согласно пункту 22 раздела ⅠⅠ «Информационная карта» аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации:

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 установлено требование: 

наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (т.е. не менее 2 500 000,00 рублей), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).

Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

2.2. Объектом закупки является капитальный ремонт теплотрассы от ЦТП № 16 на участке от ТК-38 до ТК-39.1, Д 219, 159,89 мм.

Начальная (максимальная) цена контракта по закупке составила 5 000 000,00 руб.

Заказчиком дополнительные требования к участникам закупки в извещении о проведении аукциона в электронной форме, а также в аукционной документации установлены на основании пункта 2.1 приложения № 1 к Постановлению № 99: Выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

3. Согласно письменным пояснениям МКУ «УКС», изложенным в отзыве на жалобу от 11.05.2021 № 443 (вх. от 11.05.2021 № 2373-э.), учреждением ошибочно применен пункт 2.1 Постановления № 99. Внесение изменений не представляется возможным в связи с окончанием срока подачи заявок.

С учетом вышеизложенного, заказчик при осуществлении закупки должен был установить дополнительные требования к участникам закупки на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии с пунктом 2.5 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Действие заказчика – МКУ «УКС» в части неверного установления при осуществлении закупки дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.1 приложения № 1 к Постановлению № 99, тогда как по данной закупке необходимо было установление дополнительных требований к участникам закупки по пункту 2.5 приложения № 1 к Постановлению № 99, не соответствующим части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункта 2.5 приложения № 1 к Постановлению № 99.

4. В отзыве МКУ «УКС» обращает внимание Коми УФАС России на обстоятельства, препятствующие ООО «Фокус» участвовать в данной закупке, поэтому считают целью рассматриваемой жалобы затягивание сроков реализации капитального ремонта, а также иные мотивы, напрямую не связанные с регулированием закупочной деятельности.

Комиссия Коми УФАС России считает данный довод несостоятельным ввиду нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме «Дата и время окончания подачи заявок – 28.04.2021 07:00».

Жалоба ООО «Фокус» подана в Коми УФАС России в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе 27.04.2021 в 15:59.

Таким образом, у Коми УФАС России не было оснований для возврата жалобы ООО «Фокус», в связи с чем она была принята к рассмотрению.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

     

  1. Признать жалобу ООО «Фокус» обоснованной.
  2. Признать действие заказчика МКУ «УКС» в части неверного установления при осуществлении закупки дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.1 приложения № 1 к Постановлению № 99, тогда как по данной закупке необходимо было установление дополнительных требований к участникам закупки по пункту 2.5 приложения № 1 к Постановлению № 99, не соответствующим части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункту 2.5 приложения № 1 к Постановлению № 99.
  3. С учетом стадии закупки, характера установленных нарушений Закона о контрактной системе, выдать заказчику – МКУ «УКС», аукционной комиссии уполномоченного органа УФ МР «Печора» предписание об устранении установленных нарушений части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункта 2.5 приложения № 1 к Постановлению № 99 посредством аннулирования закупки, отмены всех протоколов, составленных в ходе определения подрядчика.
  4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика по установленным нарушениям Закона о контрактной системе.

 

 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

                                     <……..>

 

Члены комиссии                                                                                                       <……..>

 

                                                                                                                           <……..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны