Решение №03-05/1561 - от 6 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной ответственностью «Энергосоюз»

 

через Единую информационную систему

 

e-souz@bk.ru

 

Министерство образования и науки Республики Коми

 

minobr@minobr.rkomi.ru

 

через Единую информационную систему

 

Государственное казенное учреждение Республики Коми

 «Центр обеспечения организации и проведения торгов»

 

через Единую информационную систему

 

gutorgi@cot.rkomi.ru, oks.gutorgi@cot.rkomi.ru

 

Акционерное общество «Сбербанк -

Автоматизированная система торгов»

 

через Единую информационную систему

 

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-176/2023

 

06 марта 2023 года

 

 

 

                        № 03-05/1561

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Энергосоюз»  (410015, Саратовская область, город Саратов, Фабричная улица, дом 1А, офис 405, ОГРН: 1136450003150, ИНН: 6450077639, КПП: 645101001) (далее - ООО «Энергосоюз») от 27.02.2023 № 27 (вх. от 27.02.2023                 № 961э), содержащей доводы о возможном нарушении заказчиком - Министерством образования и науки Республики Коми (167000, Республика Коми, город Сыктывкар, Карла Маркса улица, 210, ОГРН: 1031100405874, ИНН: 1101481133, КПП: 110101001) требований Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок способом электронных аукционов:

-«Шифр:87-2023-нр5213 поставка стоек для презентационного оборудования в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (север)», извещение № 0307200030623000288 (далее - закупка                  № 0307200030623000288);

-«Шифр:87-2023-нр5213 поставка стоек для презентационного оборудования в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды», извещение № 0307200030623000286 (далее - закупка                              № 0307200030623000286) (далее - жалоба).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступила жалоба ООО «Энергосоюз»  от 27.02.2023 № 27 (вх. от 27.02.2023 № 961э), содержащая доводы о возможном нарушении заказчиком - Министерством образования и науки Республики Коми требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок способом электронных аукционов № 0307200030623000286,                                           № 0307200030623000288.

1. Согласно пункту 5 части 2 статьи 105  Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом, в том числе, следующей особенности: подача одной жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении нескольких закупок, не допускается.

Жалоба подана на действия заказчика - Министерства образования и науки Республики Коми, совершенные при осуществлении двух закупок - закупки                         № 0307200030623000286 и закупки № 0307200030623000288, что не допустимо в силу пункта 5 части 2 статьи 105  Закона о контрактной системе.

Согласно пп. а) пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в соответствии с частью 5 настоящей статьи информации, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, контрольный орган в сфере закупок размещает (за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи) в таком реестре информацию об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случае, если жалоба подана с нарушением требований настоящей статьи.

На основании подпункта а) пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с нарушением заявителем требований пункта 5 части 2 статьи 105  Закона о контрактной системе, Коми УФАС России приняло решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу, о чем заявитель уведомлен посредством Единой информационной системы в сфере закупок и электронной почты письмом от 28.02.2023 № 03-05/1359.

2. Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В жалобе ООО «Энергосоюз» приводит доводы о возможном нарушении заказчиком - Министерством образования и науки Республики Коми требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок способом электронных аукционов                  № 0307200030623000286,  № 0307200030623000288, в части осуществления двух закупок с одним объектом закупки вместо одной закупки, при условии, что заказчику заранее известна потребность в закупаемом товаре на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, которые мешают закупить требуемый товар в рамках одной закупки.

Согласно позиции заявителя, раздел одной закупки на две осуществлен заказчиком в целях неприменения запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Также заявитель приводит доводы о возможных нарушениях заказчиком требований Закона о контрактной системе при разъяснении положений извещения о закупке  № 0307200030623000288.

В связи с наличием в жалобе признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки закупок № 0307200030623000286,  № 0307200030623000288.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

 

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

ООО «Энергосоюз», Министерство образования и науки Республики Коми, государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее - ГКУ РК «ЦООиПТ»), акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (оператор электронной площадки) о дате, месте и времени проведения внеплановой проверки извещены.

Министерством образования и науки Республики Коми, ГКУ РК «ЦООиПТ», оператором электронной площадки в письмах от 03.03.2023 № 19-11-18/2507 (вх. от 03.03.2023 № 1085-э), от 02.03.2023 № 09-02/14 (вх. от 02.03.2023 № 715), от 01.03.2023 (вх. от 01.03.2023 № 1016-э) в материалы внеплановой проверки представлены письменная информация и копии документов.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, сведения о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее  - официальный сайт), пришла к нижеследующим выводам.

3. Заказчиком осуществления закупок № 0307200030623000286,                                         № 0307200030623000288 путем проведения электронных аукционов явилось Министерство образования и науки Республики Коми.

            Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, осуществляющим размещение закупки на официальном сайте, явилось ГКУ РК «ЦООиПТ».

Объект закупки № 0307200030623000286: «Шифр:87-2023-нр5213 поставка стоек для презентационного оборудования в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды».

Объект закупки № 0307200030623000288: «Шифр:87-2023-нр5213 поставка стоек для презентационного оборудования в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (север)».

Начальная (максимальная) цена контрактов закупкам № 0307200030623000286,               № 0307200030623000288 составила 878 220,00  руб.

Извещения о проведении электронных аукционов размещены на официальном сайте 14.02.2023.

4. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 

 

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

4.1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описания объектов закупок являются составными частями извещения о закупках             № 0307200030623000286,  № 0307200030623000288 и размещены в их составе в форме электронных документов.

Описания объектов закупок содержат следующие требования к закупаемому товару:

 

№ п/п

Код из

Каталога

товаров,

работ, услуг

Характеристики товара

Ед. изм. товара

Кол-во товара

Наименова-ние товара/ № п/п

Наименование показателя

Значение показателя или наличие функции

1.

КТРУ 31.09.11.120-00000011

Стойка для презентационного оборудования

шт.

34

1

Характеристики КТРУ:

1.1

Вид стойки по конструктивному исполнению

Мобильная

1.2

Возможность регулировки по высоте

Да

1.3

Максимальный размер диагонали размещаемого оборудования, Дюйм

≥ 75  и  < 80

1.4

Общая максимальная нагрузка, Килограмм

≥ 60  и  < 80

1.5

Тип размещаемого оборудования

Интерактивная панель

1.6

Наличие полки под видеокамеру, фотокамеру

Да

 

Таким образом, в рамках двух закупок № 0307200030623000286,                                        № 0307200030623000288  закупается товар с идентичными требованиями.

4.2. Согласно письменной информации Министерства образования и науки Республики Коми от 03.03.2023 № 19-11-18/2507 (вх. от 03.03.2023 № 1085-э),  при подготовке закупок заказчик исходил из следующего: «Закупка стоек для презентационного оборудования, предназначена для использования исключительно совместно с интерактивными панелями. Стойка для презентационного оборудования является товаром, сопутствующим в использовании интерактивных панелей. При этом закупки интерактивных панелей осуществляются двумя электронными аукционами, извещения о проведении электронных аукционов № 0307200030623000210                                     № 0307200030623000209.

Поскольку закупки интерактивных панелей осуществляются с учетом перечней получателей оборудования, определенных на основе разделения территории Республики Коми на северное и южное направление, заказчиком было принято решение об осуществлении закупок на поставку стоек для презентационного оборудования, как сопутствующих в использовании с закупаемыми интерактивными панелями, с аналогичным разделением территории поставки в Республике Коми на северное и южное направления, что позволяло предусмотреть все возможные риски, а именно:

-при ситуации, в которой один из аукционов на поставку интерактивных панелей (как основного оборудования) мог бы не состояться по тем или иным причинам (например, при отсутствии участников), у заказчика сохранялась бы возможность отказаться от закупки стоек (как сопутствующего товара), по электронному аукциону на поставку стоек для презентационного оборудования в адрес получателей, соответствующих получателям по несостоявшемуся электронному аукциону основного оборудования. В ином случае, могла бы возникнуть ситуация, при которой потенциально осуществлялась закупка избыточного количества сопутствующего товара без поставки основного.

- различия в перечне получателей оборудования по всем вышеуказанным закупкам позволяют потенциальным участникам закупки объективно оценить условия исполнения государственного контракта и в случае заинтересованности в его исполнении реально оценивать свои шансы на его своевременное исполнение. Условия поставки двух электронных аукционов различные - с учетом количества и адресов поставки.

Учитывая отсутствие в Законе о контрактной системе требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одинаковых товаров и учитывая установленный частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принцип результативности закупок, основанный на том, что при осуществлении закупок заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов, заказчиком проводятся две конкурентные закупки, не ограничивающие конкуренцию и число участников.

 

При формировании закупок заказчиком учтены все условия поставки требуемого товара: с учетом установленного срока исполнения государственных  контрактов, а также с учетом географических и климатических особенностей территории Республики Коми и мест расположения получателей оборудования, с учетом увеличения круга потенциальных участников закупки путем повышения их возможностей для исполнения государственного контракта заказчиком определена целесообразность отнесения отдельных получателей оборудования к перечню получателей, расположенных по северному логистическому направлению территории региона. Северное направление имеет общую транспортную инфраструктуру, а также особенности, вызванные наличием естественных транспортных преград (речные переправы, непроходимость дорог и др.), актуальность которых приходится на ожидаемый срок исполнения государственного контракта».

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе документ: проект контракта.

Проекты контактов размещены в составе каждого извещения о закупке                              № 0307200030623000286,  № 0307200030623000288.

Согласно пунктам 3.1 проектов контрактов по каждой из закупки: «Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику:

-по адресам Получателей, указанным в приложении №2 к Контракту,

-в срок: в течение 30 календарных дней со дня заключения государственного контракта».

В приложении № 2 проекта контракта по закупке № 0307200030623000286, содержатся сведения, в том числе, о наименованиях и адресах получателей:

№ п/п

Наименование Получателя

Адрес Получателя (адрес поставки)

1.

Управление образования администрации муниципального района» Койгородский»

Республика Коми, Койгородский район,  с. Койгородок, ул. Мира, 7

2.

Управление образования администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский»

Республика Коми, Корткеросский  район, с. Корткерос, ул. Набережная, д.10

3.

Управление образования администрации муниципального района «Сысольский»

Республика Коми, Сысольский район, с. Визинга, ул. Советская, д.39

4.

Управление образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми

Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, ул. Гагарина, д.28

5.

Управление образования администрации муниципального района»Усть-Куломский»

Республика Коми, Усть-Куломский          р-н, с.Усть-Кулом, ул. Набережная, д.30

В приложении № 2 проекта контракта по закупке № 0307200030623000288, содержатся сведения, в том числе, о наименованиях и адресах получателей:

№ п/п

Наименование Получателя

Адрес Получателя (адрес поставки)

1.

Управление образования администрации городского округа «Вуктыл»

Республика Коми, г. Вуктыл,                      ул. Комсомольская, д. 14

2.

Муниципальное учреждение «Управление образования» администрации муниципального образования городского округа «Ухта»

Республика Коми, г. Ухта,                           ул. Первомайская, д.22

3.

Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

Республика Коми, г.Усинск,                        ул. Возейская, д.3а

4.

Отдел образования администрации муниципального образования городского округа «Инта»

Республика Коми, г. Инта,                          ул. Горького, 21/А

5.

Управление образования администрации муниципального района «Ижемский»

Республика Коми, Ижемский район, с. Ижма, ул. Советская, 62

6.

Управление образования администрации муниципального района «Княжпогостский»

Республика Коми, г. Емва,                          ул. Дзержинского, 81

7.

Управление образования администрации муниципального района «Сосногорск»

Республика Коми, г. Сосногорск,               ул. Пушкина, д. 1

8.

Управление образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский»

Республика Коми, Троицко-Печорский район, пгт. Троицко-Печорск, ул. Мичурина, дом 2

9.

Управление образования администрации муниципального района «Удорский»

Республика Коми, Удорский район,  с. Кослан. ул. Юбилейная, дом 40

10.

Управление образования администрации муниципального района «Усть-Вымский»

Республика Коми, Усть-Вымский район, с. Айкино, ул. Центральная,             д. 112

11.

Управление образования администрации муниципального района «Усть-Цилемский»

Республика Коми, село Усть-Цильма, улица Новый квартал, дом 1а

 

Таким образом, условия поставки по закупкам различные с учетом количества получателей и адресов поставки (в том числе по направлению с учетом географических и климатических особенностей территории Республики Коми).

Порядок формирования лотов по товару, являющегося объектом закупок                           № 0307200030623000286,  № 0307200030623000288, законодательно не определен, решение о способе закупок принимается заказчиком самостоятельно, заказчик надел правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом или несколькими, а также определять содержание лота.

Извещения об осуществлении закупок не содержат каких-либо ограничений на участие в закупках и не содержат ограничений на поставку закупаемого в рамках закупок товара, в том числе, включенного в реестр промышленной продукции.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены бесспорные доказательства того, что осуществление двух закупок с одним объектом закупки вместо одной закупки ограничивает количество участников закупки, препятствовало каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке.

По протоколу по закупке № 0307200030623000286 подведения итогов определения поставщика от 28.02.2023 №ИЭА1 на участие в закупке подано 7 заявок, 6 из них признаны аукционной комиссией соответствующими извещению о закупке.

По протоколу по закупке № 0307200030623000288 подведения итогов определения поставщика от 02.03.2023 №ИЭА1 на участие в закупке подано 3 заявки, все заявки признаны аукционной комиссией соответствующими извещению о закупке.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России признает довод               ООО «Энергосоюз» о возможном нарушении заказчиком - Министерством образования и науки Республики Коми требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок способом электронных аукционов  № 0307200030623000286,                                          № 0307200030623000288, в части осуществления двух закупок с одним объектом закупки вместо одной закупки, несостоятельным.

4.3. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, наряду с прочим, информацию: об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).

В пункте 1 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).

Перечень включает в себя, наряду с прочим, закупаемый в рамках закупки товар (наименование товара - мебель металлическая, не включенная в другие группировки; код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 31.09.11 (пункт 138).

Извещения о закупках № 0307200030623000286, № 0307200030623000288 содержат информацию, что при осуществлении указанных закупок запрет товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 не применяется на основании подпункта б) пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

В подпункте б) пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 в ред. от 31.12.2022, действующей на дату размещения извещений о закупках (начало действия редакции - 20.01.2023; окончание действия редакции - 28.02.2023)  установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются, в том числе в  случаях, когда закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 перечня).

Начальная (максимальная) цена контрактов закупкам № 0307200030623000286,               № 0307200030623000288 составляет 878 220,00  руб., цена за единицу товара - 25 830,00 руб.

Таким образом, закупки № 0307200030623000286, № 0307200030623000288 соответствуют совокупности условий подпункта б) пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, в связи с чем заказчиком правомерно при осуществлении закупок не применен запрет товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).

 

Бездействие заказчика - Министерства образования и науки Республики Коми в части неприменения при осуществлении закупок способом электронных аукционов                  № 0307200030623000286,   № 0307200030623000288 запрета товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) на основании подпункта б) пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, не противоречит подпункту б) пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

4.4. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно сведениям с официального сайта, запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки № 0307200030623000286, заказчику от участников закупки не поступали.

Как следует из материалов жалобы, в ответ на запрос участника закупки уполномоченным учреждением - ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов на официальном сайте от 21.02.2023 размещены разъяснения заказчика №РИ1 положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос, следующего содержания:

«Запрос: Уважаемый заказчик!

Просим пояснить, по какой причине было разделена закупка однотипного товара «Шифр:87-2023-нр5213 поставка стоек для презентационного оборудования в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» на 2 аукциона: № 0307200030623000286,  НМЦК 878 220 рублей

№ 0307200030623000288, НМЦК 878 220 рублей, что в совокупности получается 1756440 рублей, и при этом применен пп. «б» п. 3 Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616?

При этом, проведя анализ закупок по коду 31.09.11.120-00000011, все закупки НМЦК свыше 1 000 000 рублей, запрет Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 применяется. Ссылки на пример конкурсов:  

https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea20/view/common

info.html?regNumber=0826500000923001119

https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea20/view/common-info.html?regNumber=0158200003023000024

https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/zk20/view/common-info.html?regNumber=0851200000423000004

 Согласно реестру Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, по коду 31.09.11.120-00000011 есть как минимум 2 производителя, включенные в данный реестр: Реестровая запись № 117\10\2022, дата внесения в реестр: 15.04.2022; реестровая запись № 2611\23\2021, дата внесения в реестр: 17.09.2021.На основания этого считаем радение закупки одного товара не обоснованным.

Просим отменить закупку и образовать ее в один лот.

В противном случае будем вынуждены обратиться в УФАС по Республике Коми о нарушении требований в законодательстве по Закону о контрактной системе».

Ответ: «При формировании закупок Заказчиком в соответствии с требованиями закона о контрактной системе учтены все условия поставки требуемого товара. В частности, с учетом установленного срока исполнения государственного контракта, а также с учетом географических и климатических особенностей территории Республики Коми и мест расположения получателей оборудования, с учетом увеличения круга потенциальных участников закупки путем повышения их возможностей для исполнения государственного контракта Заказчиком определена целесообразность отнесения отдельных получателей оборудования к перечню получателей, расположенных по северному логистическому направлению территории региона.

Северное направление имеет общую транспортную инфраструктуру, а также особенности, вызванные наличием естественных транспортных преград (речные переправы, непроходимость дорог и др.), актуальность которых приходится на ожидаемый срок исполнения государственного контракта.

Как отмечено выше, с одной стороны данные обстоятельства позволяют потенциальным участникам закупки объективно оценить условия исполнения государственного контракта и в случае заинтересованности в его исполнении повысить свои шансы на его своевременное исполнение, а с другой стороны данные обстоятельства позволяют обеспечить своевременное и планомерное исполнение Заказчиком бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение рассматриваемых закупок в рамках федерального и регионального проектов «Цифровая образовательная среда», направленных на обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций.

Товар, указанный в приведенных в запросе реестровых записях № 117\10\2022, дата внесения в реестр: 15.04.2022 и № 2611\23\2021, дата внесения в реестр: 17.09.2021 из Реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, не соответствует, указанному в данных закупках, что подтверждается описанием продукции и фотоизображениями продукции, опубликованными в Государственной информационной системе промышленности».

В ответ на запрос участника закупки уполномоченным учреждением - ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов» на официальном сайте от 27.02.2023 размещены разъяснения заказчика №РИ2 положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос, следующего содержания:

«Запрос: В ответе на запрос от 21.02.2023г. По первому вопросу вы ссылаетесь на: «При формировании закупок Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе учтены все условия поставки требуемого товара. В частности, с учетом установленного срока исполнения государственного контракта, а также с учетом географических и климатических особенностей территории Республики Коми и мест расположения получателей оборудования, с учетом увеличения круга потенциальных участников закупки путем повышения их возможностей для исполнения государственного контракта Заказчиком определена целесообразность отнесения отдельных получателей оборудования к перечню получателей, расположенных по северному логистическому направлению территории региона.

Северное направление имеет общую транспортную инфраструктуру, а также особенности, вызванные наличием естественных транспортных преград (речные переправы, непроходимость дорог и др.), актуальность которых приходится на ожидаемый срок исполнения государственного контракта.

Как отмечено выше, с одной стороны данные обстоятельства позволяют потенциальным участникам закупки объективно оценить условия исполнения государственного контракта и в случае заинтересованности в его исполнении повысить свои шансы на его своевременное исполнение, а с другой стороны данные обстоятельства позволяют обеспечить своевременное и планомерное исполнение Заказчиком бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение рассматриваемых закупок в рамках федерального и регионального проектов «Цифровая образовательная среда», направленных на обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций.»

Просим пояснить следующее, каким образом разделение закупки на 2 аукциона упростит выбор потенциального победителя? В виду того, что условия поставки одинаковые. Касаемо ответа на второй вопрос: «Товар, указанный в приведенных в запросе реестровых записях № 117\10\2022 дата внесения в реестр: 15.04.2022 и № 2611\23\2021 дата внесения в реестр: 17.09.2021 из Реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, не соответствует, указанному в данных закупках, что подтверждается описанием продукции и фотоизображениями продукции, опубликованными в Государственной информационной системе промышленности.»

Согласно техническому заданию к размещённым вами закупкам

 

№ п/п

Код из

Каталога

товаров,

работ, услуг

Характеристики товара

Наименование товара/ №п/п

Наименование показателя

Значение показателя или наличие функции

1.

КТРУ 31.09.11.120-00000011

Стойка для презентационного оборудования

1

Характеристики КТРУ:

1.1

Вид стойки по конструктивному исполнению

Мобильная

1.2

Возможность регулировки по высоте

Да

1.3

Максимальный размер диагонали размещаемого оборудования, Дюйм

≥ 75  и  < 80

1.4

Общая максимальная нагрузка, Килограмм

≥ 60  и  < 80

1.5

Тип размещаемого оборудования

Интерактивная панель

1.6

Наличие полки под видеокамеру, фотокамеру

Да

 

Ваш ответ является не объективным, так как оценка товара была сделана на основе фотографий, но никак не через официальный запрос производителям данного товара.

Что качаемо приведённых реестровых записей: Реестровая запись № 117\10\2022 Дата внесения в реестр: 15.04.2022, была указана в заключённом контракте.

По закупке № 0869200000222004524 на поставку стоек для презентационного оборудования в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», в том числе на реализацию мероприятия «Государственная поддержка образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования».

 Ссылка https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea20/view/supplier-results.html?reg Number=0869200000222004524.

Согласно контракту указаны технические характеристики товара, который был поставлен заказчику

Наименование, марка, модель, страна происхождения товара

Наименование показателя

значение показателей

Стойка для презентационного оборудования

Страна происхождения Россия

Реестровая запись № 2611\23\2021

Вид стойки по конструктивному исполнению

Мобильная

Возможность регулировки по высоте

Да

Количество размещаемых мониторов

1

Максимальный размер диагонали размещаемого оборудования, дюйм (25,4мм)

75

Наличие кабель-канала

Да

Общая максимальная нагрузка, кг

60

Тип размещаемого оборудования

Интерактивная панель

Максимальное расстояние между крепежными отверстиями по ширине, мм

800

Максимальное расстояние между крепежными отверстиями по высоте, мм

600

 

 

На основания этого считаем разделение закупки одного товара не обоснованным. Просим отменить закупку № 0307200030623000288,  НМЦК 878 220 рублей,                               № 0307200030623000288 НМЦК 878 220 рублей, и образовать их в один лот».

Ответ:

Статья 8 Закона о контрактной системе, устанавливающая принцип обеспечения конкуренции, не содержит положений о невозможности осуществлять закупки одинаковых товаров, работ, услуг несколькими закупками.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе и статьёй 17 Федерального закона №135-ФЗ запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Учитывая отсутствие в Законе о контрактной системе и Федеральном законе                  № 135-ФЗ требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одинаковых товаров, работ и учитывая установленный ч.1 ст.12 Закона о контрактной системе принцип результативности закупок, основанный на том, что при осуществлении закупок заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов, заказчиком проводятся две конкурентные закупки не ограничивающие конкуренцию и число участников.

Обращаем ваше внимание, на то, что условия поставки двух электронных аукционов разные - с учетом количества и адресов поставки.

При этом извещения о проведении аукционов не содержат каких-либо ограничений на участие любого заинтересованного лица в каждом из них и не содержит каких-либо ограничений на подачу предложений о поставке продукции, в том числе, включенной в реестр российской промышленной продукции.

Дополнительно отмечаем, что продукция с указанными в запросе на разъяснения номерами реестровых записей имеет описание и технические характеристики, опубликованные в государственной информационной системе промышленности, в том числе фотоизображения.

Обращаем ваше внимание, что согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной».

Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки размещены на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не изменяют суть извещения об осуществлении закупки.

Закон о контрактной системе не содержит требований по наполняемости разъяснений положений извещения об электронном аукционе.

Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника закупки (указанная позиция обозначена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.01.2020 № Ф01-7456/2019 по делу № А29-2814/2019).

 

 

Комиссией Коми УФАС России в действиях заказчика при разъяснении положений извещения о закупке нарушения части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе не установлены.

По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99  Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

     

1. По результатам внеплановой проверки доводы заявителя о возможном нарушении заказчиком - Министерством образования и науки Республики Коми требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок                                       № 0307200030623000288, № 0307200030623000286, не подтверждены.

2. По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                                         <…>

  

 

Члены комиссии                                                                                                                     <…>

 

 

                                                                                                                               <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны