Предупреждение №02-01/3708 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 24 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

24 мая 2021 года

 

 

№02-01/3708

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> индивидуальный предприниматель) от 24.02.2021 (вх. № 818 от 25.02.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера») (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в  Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

           В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Как следует из материалов заявления ИП <…> принадлежат два объекта, расположенных по следующим адресам:

- Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 156, категория объекта – здание, нежилое, общая площадь - 1 499,9 кв.м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99, категория объекта, нежилое здание – торгово-сервисный центр «Колесо», общая площадь – 920,9 кв.м.

Согласно материалам заявления между ООО «Региональный оператор Севера» и ИП <…> были заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО от 25.06.2019 № 648/СРО-П/2019, от 09.01.2019 № 483/СРО-П/2019 (далее – договор на ТКО от 09.01.2019, договор на ТКО от 25.06.2019).

В соответствии с пунктами 12 договоров на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 стороны согласились осуществлять учет массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО.

В силу пунктов 25 договоров на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 договоры пролонгируются автоматически на каждый последующий год до момента его расторжения сторонами.

На основании пунктов 26 договоров на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 все изменения, которые вносятся в настоящие договоры, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).

Приложениями № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 предусмотрены следующие объекты индивидуального предпринимателя, с которых осуществляется вывоз ТКО и их объемы:

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99 (Торгово-сервисный центр «Колесо»), объем вывозимых ТКО в год – 39,750 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Октябрьский проспект, д. 156 (Административное здание), объем вывозимых ТКО в год – 48 куб/м. (далее – Объекты).

Приложениями № 2 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 предусмотрены расходы за вывоз ООО «Региональный оператор Севера» ТКО с Объектов индивидуального предпринимателя: 50 872 руб., 42 642,38 руб.

Согласно акту сверки за 2019 год ООО «Региональный оператор Севера» выставляло счета на оплату за вывоз ТКО, а индивидуальный предприниматель их оплачивал в размере и сроки, установленные договорами на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019.

Как следует из материалов заявления, ИП <…> в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направил заявление от 24.03.2020, в котором индивидуальный предприниматель просил с 01.04.2020 два контейнера заменить на один, в связи с отсутствием ТКО для двух контейнеров.

ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес индивидуального предпринимателя дополнительные соглашения от 01.02.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, согласно которым объемы ТКО изменились:

- с 48 куб/м. на 327,000 куб/м. по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, Октябрьский проспект, д. 156;

- с 39,750 куб/м. на 239,331 куб/м. по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, ул. Морозова, д. 99.

Индивидуальный предприниматель в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направил уведомления от 04.03.2020, в которых ИП <…> отказался заключать дополнительные соглашения.

ООО «Региональный оператор Севера» в ответ на вышеуказанные уведомления направило письмом от 21.10.2020 № РО-17615/ис дополнительные соглашения от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 с уточнениями и изменениями существенных условий договоров на ТКО.

Согласно дополнительным соглашениям от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, положения пунктов 12 договоров на ТКО, которыми был предусмотрен способ учета ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, были изменены на способ учета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО.

Кроме того, дополнительными соглашениями от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 были изменены приложения №1, № 2 к договорам на ТКО, согласно которым:

- объемы вывозимых ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99, были установлен в размере 268,166 куб\м. в год, а расходы за их вывоз составили 172 281,34 руб. в год;

- объемы вывозимых ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 156, были установлены в размере 858,348 куб/м., а расходы за их вывоз составили 302 611,3 руб. в год.

В ответ на вышеуказанное письмо ИП <…> направил в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмо от 29.10.2020, в котором индивидуальный предприниматель отказывается от заключения дополнительных соглашений, так как в соответствии с Правилами № 505 потребитель вправе самостоятельно выбрать способ учета массы и (или) объема ТКО, объем вывозимых ТКО остался на том же уровне.

Согласно материалам заявления, ООО «Региональный оператор Севера направило в адрес индивидуального предпринимателя письмо от 18.11.2020 № РО-20215/ш, в котором Общество указывает, что с 31.12.2020 года прекращают свое действие действующие между Обществом и ИП <…> договоры, с 01.01.2021 начинает свое действие договор от 11.01.2021 № 1700/РО-П/2021 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

В соответствии с пунктом 12 договора на ТКО от 11.01.2021 стороны договорились осуществлять учет объема и (или) массы ТКО следующим способом: п.п. 1, 2, 3, 4 (приложение № 1) осуществляется исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно приложению № 1 договора на ТКО вывоз ТКО будет осуществляться региональным оператором со следующих объектов, расположенных по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99 (Магазин), объем принимаемых ТКО за год - 222,680 куб/м, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова д. 99 (Шиномонтаж), объем принимаемых ТКО за год – 1,425 куб/м, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Октябрьский проспект, д. 156 (Торговый центр «Мир»), объем принимаемых ТКО за год 405,914 куб/м, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99 (Гараж), объем принимаемых ТКО за год – 2,600 куб/м и того всего 632,619 куб/м.

Индивидуальный предприниматель в ответ на вышеуказанное письмо в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направил заявление (протокол разногласий), в котором ИП <…> просит внести в 12 проекта договора на ТКО от 11.01.2021 изменение, а именно осуществлять объем и массу ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (указанное письмо (претензия) было получено ООО «Региональный оператор Севера» 23.11.2020, что подтверждается оттиском штемпеля Общества). В указанном письме (протоколе разногласий) индивидуальный предприниматель указал, что у него имеются собственные контейнерные площадки: 1 контейнер (0,795 куб/м), расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99, 1 контейнер (0,795 куб/м), расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 156.

ООО «Региональный оператор Севера» в ответ на вышеуказанное письмо в адрес ИП <…> направило письменные пояснения от 19.03.2021 № РО-5182/ис, согласно которым способ учета массы и (или) объемов  ТКО исходя из количества контейнеров применяется только в случае, если потребителем осуществляется раздельное накопление ТКО. В связи с тем, что на Объектах ИП <…> не предусмотрено раздельного учета ТКО, в рассматриваемом случае для индивидуального предпринимателя может только применятся способ учета ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

ИП <….>  в адрес ООО «Регионального оператора Севера» направил заявление от 09.04.2021, в котором индивидуальный предприниматель просил установить в договоре на ТКО от 11.01.2021 способ учета ТКО исходя из количества и объемов контейнера для складирования ТКО, осуществлять вывоз ТКО с Объектов 2 раза в неделю по одному контейнеру.

В своем заявлении ИП Смирном М.А. указывает, что ООО «Региональный оператор Севера» неправомерно установило в дополнительных соглашениях от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, в договоре на ТКО от 11.01.2021 способ учета ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Коми УФАС России, изучив материалы заявления, соответствующую нормативно правовую базу, установило следующее.

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 30.04.2021 № РО-7537/ис (вх. № 2025 от 11.05.2021) в адрес Коми УФАС России представило письменную информацию, согласно которой, способ учета ТКО исходя из объемов и количества контейнеров для складирования ТКО применяется в отношении потребителей, которые осуществляют раздельное накопление ТКО. В связи с тем, что на Объектах ИП <…> не осуществляется раздельного накопления ТКО, ООО «Региональный оператор Севера» дополнительными соглашениями от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, договором на ТКО от 11.01.2021 установило способ учета ТКО исходя их норматива накопления ТКО.

ООО «Региональный оператор Севера» представило в материалы заявления акты осмотра Объектов ИП <…> от 01.09.2020, от 07.09.2020, в которых отражено, что на указанных Объектах, присутствуют магазины, различные объекты торговли, офисы, гаражи, автосервисы, в связи с чем, новые объемы вывозимых ТКО, указанные в дополнительных соглашениях от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 были установлены региональным оператором исходя из действующих нормативов ТКО, установленных Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми».

Пунктом 25 Правил № 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

Каких – либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Таким образом, владельцы нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО.

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть по количеству и объему контейнеров.

Указанная норма права предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета.

Следовательно, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в свою очередь, в двух случаях: при раздельном накоплении сортированных отходов и в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре. При этом второй вариант (если отражено в заключенном с региональным оператором договоре) не имеет каких – либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе, не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Следовательно, нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.

Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой Арбитражного суда по делу № А29-6534/2020, Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956.

При рассмотрении материалов заявления Коми УФАС России было установлено, что между ИП <…> и ООО «Региональный оператор Севера» были заключены договоры на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, в которых стороны согласились производить учет массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

Из имеющихся материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» в период с ноября 2018 года по октябрь 2020 года осуществляло ежемесячный вывоз ТКО в размере, установленном договорами на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, тогда как с ноября месяца 2020 года объем ТКО, выставляемых региональным оператором, увеличился.

Следовательно, в период с даты заключения договоров на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 по октябрь 2020 год стороны осуществляли учет массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Впоследствии ООО «Региональный оператор Севера» начало рассчитывать объем ТКО исходя из норматива накопления ТКО, при этом ИП <…> отказался от заключения дополнительных соглашений от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, договора на ТКО от 11.01.2021, указав, что у индивидуального предпринимателя имеется зарегистрированная контейнерная площадка, а объем вывозимых ТКО с ноября 2020 года не изменился. 

На основании части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По своей юридической природе договор на ТКО от 26.11.2018 является договором возмездного оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Правилами № 1156 утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которой настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 27 типового договора на ТКО). Аналогичные положения установлены пунктом 25 договора на ТКО от 26.11.2018.

 Материалами заявления установлено, что причиной принятия ООО «Региональный оператор Севера» решения об изменении договоров на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, а в последствии их расторжение региональным оператором в одностороннем порядке послужило то, что  индивидуальным предпринимателем на своих Объектах не осуществляется раздельного накопления ТКО, в связи с чем, к потребителю не может быть применен способ учета ТКО исходя из объемов и количества контейнеров для складирования ТКО.

Вместе с тем, как было указано ранее стороны свободы в выборе учета массы и (или) объема ТКО при заключении договора на ТКО.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Согласно разъяснениям ФАС России от 21.04.2021 № СП/32478/21, учет массы и (или) объемов ТКО производится способом, определённым сторонами в договоре по обращению с ТКО, в соответствии с Правилами № 1156, в связи с чем, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут содержаться в действиях регионального оператора, выразившихся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета ТКО). 

При рассмотрении материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ИП <…> дополнительные соглашения от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, а впоследствии, направив информацию об их расторжении, направило новый договор на ТКО от 11.01.2021 с иными условиями, в соответствии с которыми учет массы и (или) объема ТКО осуществляется исходя из норматива накопления ТКО. В соответствии с дополнительными соглашениями от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, объемы вывозимых ТКО возросли с 48,000 куб/м в год до 858,348 куб/м, расходы с 50 872,00 руб. до 298 061,81 руб., с 39,750 куб/м. до 261,166 куб./м., расходы с 42 642,38 руб. до 172 281,34 руб. В соответствии с договором на ТКО от 11.01.2021 объем вывозимых ТКО возрос с 87,75 куб/м. в год до 632,619 куб/м., расходы с 93 514,38 руб. до 489 153,72 руб.  

Вместе с тем, ИП <…> ООО «Региональный оператор Севера» в своих письменных пояснениях от 22.04.2021 (вх. № 1843 от 22.04.2021), от 30.04.2021 № РО-7537/ис (вх. от 2025 от 11.05.2021 указали, что объем вывозимых ТКО в 2021 году остался на том же уровне, который осуществлялся в 2019-2020 годах.

Кроме того, количество Объектов в рамках дополнительных соглашений от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, договора на ТКО от 11.01.2021 в сравнении с договорами на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019 не изменилось. 

Следовательно, из имеющихся материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» приняло решение об изменении договоров на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, а впоследствии направило индивидуальному предпринимателю информацию об их расторжении и новый договор на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которыми способ учета массы и (или) объема ТКО изменен с количества и объема контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, что привело к увеличению объемов ТКО и расходов, связанных с их вывозом, при этом объем вывозимых ТКО в 2021 году фактически не изменился, в сравнении с объемом ТКО, вывоз которых осуществлялся в 2019 году и до октября 2020 года. Кроме того, новых (иных) объектов, с которых осуществляется вывоз ТКО, дополнительными соглашениями от 23.09.2021 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, договором на ТКО от 11.01.2021, не установлено, вывоз ТКО с октября 2020 года и в 2021 году осуществляется с Объектов, расположенных по адресам: г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 99, Октябрьский проспект, ж. 156, которые также были установлены договорами на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019.

В рассматриваемом случае ООО «Региональный оператор Севера» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющий услуги по обращению ТКО на территории Республики Коми, в связи с чем, у ИП <…> отсутствует возможность заключения договорных отношений на оказание услуг по обращению с ТКО с иными лицами.

 Позиция ООО «Региональный оператор Севера» о том, что на Объектах ИП <…> отсутствует раздельное накопление ТКО, в связи с чем, к указанному потребителю применяется способ учета ТКО исключительно исходя из норматива накопления ТКО, не может быть принята во внимание, поскольку стороны свободы в выборе способа учета ТКО, каких либо существенных изменений в части объемов вывозимых ТКО  и (или) количества Объектов при рассмотрении заявления Коми УФАС России не установлено.  

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании региональным оператором ИП <…> невыгодных условий договора на ТКО, в соответствии с которыми способ учета массы и (или) объема ТКО изменен с количества и объема контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, что, в свою очередь привело, к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя – ИП <…> оплаты расходов, связанных с их вывозом, тогда как фактически вывозимый объем ТКО остался без изменений.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию ИП <…> невыгодных условий договоров на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, указанных в дополнительных соглашениях от 23.09.2020 № 1 к договорам на ТКО от 09.01.2019, от 25.06.2019, договоре на ТКО от 11.01.2021 путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с потребителем способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, как это было согласовано ранее сторонами в соответствии с договорами на ТКО от 09.01.2019 № 483/СРО-П/2019, от 25.06.2019 № 648/СРО-П/2019.   

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Врио руководитель управления                                                                          <…>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны