Решение №НГ/6534/23 решение от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ  

18 октября 2023 года                                                                г.Сыктывкар                                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России, Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее – ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», заявитель) исх. от 28.09.2023 № 235/2023 (вх. от 29.09.2023 № 6667-эп/23, 6674-ип/23) в отношении заказчика – акционерного общества «Сыктывкарский ликеро-водочный завод» (далее – АО «Сыктывкарский ЛВЗ», заказчик), касающуюся обжалования положений закупочной документации по закупке на оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Сыктывкарский ЛВЗ» за 2023-2027 года, номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок – 0800500002823000001 (далее — ЕИС, жалоба),

в присутствии:

- <…>– представителя АО «Сыктывкарский ЛВЗ» по доверенности,

в отсутствии на заседании представителей ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее – АО «Сбербанк – АСТ»), извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

По пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доля государственного участия в уставном капитале АО «Сыктывкарский ЛВЗ» превышает 50 %, соответственно в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) проведение закупки является для АО «Сыктывкарский ЛВЗ» торгами, обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закупка проведена на основании требований части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, согласно которой договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

На основании указанной нормы закупка проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В жалобе указано на невозможность подачи жалобы через ЕИС, отсутствие идентификационного кода закупки, на направление жалобы на оператора ЕИС в центральный аппарат ФАС России в случае необходимости. В письме от 03.10.2023 № НГ/6089/23, направленном заявителю, разъяснено, что идентификационный код закупки на данную закупку не устанавливается, жалоба на данную закупку не подается в антимонопольный орган через ЕИС, жалоба на оператора ЕИС в центральный аппарат ФАС России не полежит направлению.

Жалоба в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства (в жалобе указано на нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции), подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции, о чем заявитель будет уведомлен дополнительно.

В остальной части жалоба подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Срок принятия решения по жалобе был продлен однократно на основании статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.

В жалобе оспариваются положения извещения о проведении закупки, касающиеся установления ненадлежащего, по мнению заявителя, порядка оценки.

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась способом открытого конкурса в электронной форме (далее – закупка, электронный конкурс).

Наименование объекта закупки – оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Сыктывкарский ЛВЗ» за 2023 – 2027 года.

Заказчиком закупки явилось АО «Сыктывкарский ЛВЗ», специализированной компанией – АО «Коми холдинговая компания».

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0800500002823000001 (далее – извещение) с приложениями к нему первоначально размещены в ЕИС 04.09.2023, с изменениями от 07.09.2023, от 18.09.2023, окончание срока подачи заявок – 29.09.2023 в 09.00. Закупка проводилась на электронной площадке АО «Сбербанк – АСТ». 

АО «Сыктывкарский ЛВЗ» письмами исх. от 05.10.2023 № 1327 (вх. от 05.10.2023 № 6839/23), исх. от 13.10.2023 № 1377 (вх. от 13.10.2023 № 7091/23) представлены письменный отзыв и запрашиваемые копии документов, дополнительные письменные пояснения и обоснования.

1. Заявитель обжалует установленный заказчиком порядок оценки, в частности критерий «Квалификация участников закупки».

1.1.Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:

11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

По пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

 В части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение об оценке заявок/Положение, постановление № 2604).

Согласно пункту 1 Положения об оценке заявок настоящее Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению № 1.

В соответствии с пунктом 2 Положения об оценке заявок понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок;

"критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки);

"значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

"показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки;

"значимость показателя оценки" - вес показателя оценки в процентах в совокупности всех показателей оценки, детализирующих оценку заявок по соответствующему критерию оценки;

В соответствии с Положением об оценке заявок:

3. Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

  5. При проведении конкурсов:

а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;

б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);

в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;

г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;

д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;

24. Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

25. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

26. Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".

28. В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

1.2. Заявитель, оспаривая установленный заказчиком порядок оценки в части критерия «Квалификация участников закупки…», указывает следующее.

Из жалобы следует, что заказчик использует для расчета баллов по показателю «Показатель 1 – наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» формулу сравнения будущих значений из заявок, без предельно максимального значения. Такая формула допускает любое бесконечное значение, которое невозможно оценить заранее, так как сравниваются будущие значения из заявок (порядок оценки создается после подачи заявок).

Заявитель отмечает, что участник закупки не может заранее узнать своё получаемое число баллов по данному показателю, соответственно, не может оценить целесообразность своего участия в электронном конкурсе.

По мнению заявителя, порядок оценки в нарушение требований статьи 32 Закона о контрактной системе не определен заказчиком однозначным образом.

Заявителем заявлено ходатайство о проверке наличия (отсутствия) порядка оценки и возможности участника оценить целесообразность участия, с указанием позиции антимонопольного органа по этому вопросу.

Заявитель указывает, что при установлении заказчиком значимости критерия квалификации 60%, значимости критерия ценового показателя 40% без предельных значений показателей, возникает ситуация, когда избыточный опыт одного участника, полностью лишает смысла проведение торгов, т.к. остальные участники с хорошей квалификацией получат баллы около «нуля» и не смогут стать победителями ни при каком ценовом предложении, конкуренция «без предельных значений» становится невозможной.

Комиссией Коми УФАС России по указанному доводу заявителя установлено следующее.

В приложении № 4 к извещению заказчиком установлен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме (далее – Порядок).

В пункте 2 раздела II Порядка по критерию оценки «Квалификация участников закупки…» указан детализирующий показатель оценки – общее количество исполненных участником закупки договоров.

Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом «б» пункта 20 Положения:

 

где:

Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";

Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";

Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки".

Предельное максимальное значение в силу пункта 18 Положения об оценке заявок устанавливается в случае необходимости установления такого предельного значения.  

Согласно письменным пояснениям заказчика, при установлении в Порядке условий применения критерия оценки «Квалификация участников закупки…» заказчик исходил из своих потребностей и представлений. Необходимость установления предельных значений у заказчика отсутствовала.

Комиссией Ком и УФАС России установлено, что примененная в соответствии с подпунктом «б» пункта 20 Положения заказчиком формула без установления предельного максимального значения не позволяет участнику закупки до проведения торгов произвести расчет по формуле в связи с отсутствием данных по максимальному значению, содержащемуся в одной из представленных на торги заявок. Следовательно, оценить заранее участнику закупки целесообразность участия в закупке не представляется возможным. Вместе с тем указанное не свидетельствует о том, что установленный заказчиком порядок оценки заявок является неопределенным.

При применении в Порядке предусмотренной подпунктом «б» пункта 20 Положения формулы без установления предельного максимального значения лучшей заявкой признается заявка участника закупки, представившего большее количество исполненных договоров, что соответствует потребности заказчика. Доказательства фактов создания заказчиком при проведении оценки заявок преимуществ конкретному/ым участнику/ам закупки, или того, что оценка заявок носит произвольный характер, не направленный на обеспечение эффективности закупки, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлены.

Нарушения Закона о контрактной системе, Положения в оспариваемой части не установлены.

Основное назначение критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки (определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 N 307-ЭС19-21226, от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629 и от 08.10.2019 N 307-ЭС19-12629).

Заявитель также просит по указанным доводам учесть единообразие правоприменения и судебной практики (решения территориальных органов и судов).

Представленная заявителем судебная практика не может быть принята во внимание в связи с тем, что в указанном деле рассматриваются иные фактические обстоятельства дела, чем указанные в решениях судов.

1.3. Заявитель также оспаривает установление заказчиком в пункте 2 раздела III Порядка по критерию «Квалификация участников закупки…» положений «Общее количество исполненных участником закупки договоров за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно) по проведению аудиторских проверок предприятий с основным видом деятельности по производству напитков (ОКВЭД 11.0).», «Оценивается количество исполненных участником закупки договоров за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно) по проведению аудиторских проверок предприятий с основным видом деятельности по производству напитков (ОКВЭД 11.0)», указывая следующее.

По мнению заявителя, заказчик не указал исчерпывающий перечень документов для подтверждения в оцениваемых договорах запрашиваемых видов деятельности. В самих аудиторских договорах и актах выполненных работ не указываются виды деятельности Заказчиков, так как предметом является аудиторская проверка, а не какая-либо поставка в рамках «деятельности Заказчика». Определить «ОКВЭД» из аудиторских договоров и актов является невозможным, в связи с чем заказчик будет использовать сторонние сведения интернет-ресурсов вместо оценки сведений в самих заявках.

В жалобе указано, что вместо перечня подтверждающих документов, заказчик установил обязанность заполнить «форму №4», что не является «документом в смысле ГК РФ».

По мнению заявителя, имеется очевидная ошибка в установлении периода оцениваемого опыта, цитирует: «за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно)». При этом даже непонятно, идет ли речь о датах заключения договора, или о датах завершения, или о периоде проверяемой ежегодной отчетности. По мнению заявителя, нарушен период оценки опыта, указанный в Положении об оценке, где говорится об опыте за 5 лет с момента подписания последнего акта выполненных работ.

Заказчик незаконно заменил понятие «опыт оказания услуг сопоставимого характера» на понятие «аналогичный вид аудируемого лица, Заказчика». По мнению заявителя, оцениваться должен сопоставимый «предмет» а не аналогичный «заказчик», т.к. оценивается деятельность участников, а не Заказчиков. Заказчик не оценивает опыт именно в числе договоров с таким же предметом «обязательный аудит», а вводит дополнительные незаконные ограничения по «отрасли и ОКВЭД» для оцениваемых аудиторских договоров.

Заказчик не согласен с указанными доводами заявителя, указывает следующее.

Условие о том, что оценке подлежит общее количество исполненных участником договоров с основным видом деятельности по производству напитков (ОКВЭД 11.0) заказчик обосновывает тем, что виды деятельности, связанные с производством алкогольной продукции, являются лицензируемыми и контролируемыми со стороны государства посредством системы ЕГАИС, которая также коррелирует с данными бухгалтерского и налогового учета. Заказчик также отмечает о наличии специфики налогообложения производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, влияющей на финансовый результат; необходимости осуществления бюджетирования в организациях алкогольного производства наряду с планированием; специфического для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции нормативного учета и контроля формирования затрат производственных ресурсов, и других особенностей осуществления своей деятельности. 

Комиссией Коми УФАС России на основании имеющихся материалов установлено следующее.

В пункте 2 раздела III Порядка по критерию «Квалификация участников закупки…» указано: «Общее количество исполненных участником закупки договоров за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно) по проведению аудиторских проверок предприятий с основным видом деятельности по производству напитков (ОКВЭД 11.0).», «Оценивается количество исполненных участником закупки договоров за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно) по проведению аудиторских проверок предприятий с основным видом деятельности по производству напитков (ОКВЭД 11.0)».

Наименование объекта закупки – «оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Сыктывкарский ЛВЗ» за 2023 – 2027 года 69.20.10.000».

Предметом договора, подлежащего заключению по результатам закупки, является обязанность Исполнителя провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 - 2027 года (именуемая в дальнейшем «бухгалтерская (финансовая) отчетность Заказчика»), подготовленной в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Договору «Техническое задание», а обязанность заказчика оплатить эти услуги.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность Заказчика включает в себя: бухгалтерский баланс на «31» декабря каждого года, отчет о финансовых результатах за каждый год, отчет об изменениях капитала за каждый год, отчет о движении денежных средств за каждый год и пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за каждый год.

Целями аудита является получение достаточной уверенности в отсутствии существенных искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика вследствие недобросовестных действий или ошибки и выражение мнения Исполнителя о том, представляет ли бухгалтерская (финансовая) отчетность Заказчика достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение, финансовые показатели и денежные потоках в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчик самостоятельно выбирает предусмотренные действующим законодательством критерии и показатели, являющиеся для него значимыми для определения лучших условий исполнения контракта, руководствуясь собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения целей.

Согласно части 3 статьи 1 Закона об аудите под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Основным видом деятельности АО «Сыктывкарский ЛВЗ» является деятельность по производству напитков (ОКВЭД 11.0).

«ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, выделяет производство напитков (ОКВЭД 11.0).

Показатель, установленный в пункте 2 раздела III Порядка, соответствует потребности заказчика и позволяет определить его сопоставимость с предметом закупки, в том числе исходя из вида деятельности аудируемой организации – АО «Сыктывкарский ЛВЗ».

Основная функция критерия оценки заключается в обеспечении заказчику возможности из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ.

Требование заказчика о предоставлении для оценки по критерию квалификации участников закупки договоров по проведению аудиторских проверок предприятий с основным видом деятельности по производству напитков (ОКВЭД 11.0) является понятным, исполнимым.

Данный критерий оценки по опыту работы связан с предметом контракта, не влечет создание преимуществ для определенных участников, а лишь способствуют выявлению лучших условий исполнения контракта. Достаточные основания для констатации факта нарушения заказчиком Закона о контрактной системе, Положения об оценке заявок в антимонопольном управлении в указанной части отсутствуют, заявителем не представлены.

В части довода заявителя о неуказании заказчиком исчерпывающего перечня документов для подтверждения запрашиваемых видов деятельности, в оцениваемых договорах, установлено следующее.

В соответствии с абзацем 3 подпункта в) пункта 28 Положения об оценке в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения: документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Согласно пункту 2 раздела III Порядка по критерию «Квалификация участников закупки…» участнику необходимо представить копии контрактов/договоров и актов приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг, подписанных со стороны исполнителя (участника закупки) и заказчика, заполненную форму № 4 «Квалификация участника» аналогичных предмету настоящей закупки (информация, предоставленная по форме № 4).

В Федеральном законе от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» определено следующее понятие документа: «...документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения;».

Запрашиваемая в пункте 2 раздела III Порядка по критерию «Квалификация участников закупки…» форма № 4 «Квалификация участника» относится к документам.

Следовательно, заказчиком в пункте 2 раздела III Порядка по критерию «Квалификация участников закупки…» установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

В указанной части нарушение Закона о контрактной системе и Положения об оценке не установлены.

В части довода заявителя по использованию заказчиком сторонних сведений интернет-ресурсов при оценке заявок по критерию квалификация участников закупки в связи с тем, что из аудиторских договоров и актов невозможно определить ОКВЭД установлено следующее.

Статья 32 Закона о контрактной системе устанавливает положения об оценке заявок участников закупки и критерии этой оценки. В статье 32 Закона о контрактной систем не содержится положений, устанавливающих запрет заказчику, его закупочной комиссии использовать информацию для оценки заявок из иных источников (например, из ЕГРЮЛ – сведения о видах деятельности лица, с которым заключен представленный для оценки договор).

Данный довод жалобы не основан на положениях Закона о контрактной системе.

В части довода заявителя о наличии нарушения при установлении положения «за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно)» установлено следующее.

В пункте 2 раздела III Порядка по критерию «Квалификация участников закупки…» установлено положение «…за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно)…».

Согласно подпункту г) пункта 28 Положения об оценке в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения: последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Согласно извещению окончание срока подачи заявок – 29.09.2023.

Следовательно, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения об оценке последний акт должен быть подписан не ранее чем 29.09.2018 и по 29.09.2023, то есть за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Таким образом, действия заказчика в части указания в пункте 2 раздела III Порядка по критерию «Квалификация участников закупки…» положений «…за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно)…» противоречат части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункту г) пункта 28 Положения об оценке.

В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат торгов, Комиссией Коми УФАС России принято решение предписание не выдавать.

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу в части довода заявителя о наличии нарушения при установлении в Порядке положения «…за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно)…» обоснованной, в остальной части – необоснованной.

2. Признать действия заказчика – АО «Сыктывкарский ЛВЗ», в части установления в пункте 2 раздела III Порядка по критерию «Квалификация участников закупки…» положения «…за период с 2018 г. по 2022 г. (включительно)…» противоречащими требованиям части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта г) пункта 28 Положения об оценке.

3. Предписание не выдавать.

 

 

 Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

                   

                                    <…>

 

 

                                 <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны