Постановление б/н постановление от 25 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/14.9-586/2023

об административном правонарушении

 

 

25 июля 2023 года

 

 

 

 

 

 

25.07.2023                                                                                                                          г. Сыктывкар

Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а, ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.10.2002) ..., рассмотрев протокол от 12.07.2023 об административном правонарушении № 011/04/14.9-586/2023 и материалы дела об административном правонарушении № 011/04/14.9-586/2023, возбужденного в отношении должностного лица ..., по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России рассматривалось дело № 011/01/17.1-650/2022 в отношении Администрации муниципального района «Корткеросский» (далее также АМР «Корткеросский») о нарушении части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) (решение от 27.09.2022 № 01-119/7452).

Дело № 011/01/17.1-650/2022 возбуждено по результатам рассмотрения материалов, представленных прокуратурой Корткеросского района исх. от 10.04.2022 № 07-01-2022 (вх. от 28.04.2022 № 1865) о нарушении администрацией муниципального района «Корткеросский» антимонопольного законодательства, при передаче муниципального имущества (жилое помещение - квартира по адресу: Корткеросский район, п. Визябож, ул. Микрорайон, д. 4, кв. 4 (далее – квартира) в безвозмездное пользование без торгов обществу с ограниченной ответственностью «ЛидерСтрой» (далее – ООО «ЛидерСтрой»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

В силу части 1 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 55 Устава муниципального образования муниципального района «Корткеросский», принятого решением Совета МО "Корткеросский район" от 20.01.2006 N 1:

1. Администрация муниципального района "Корткеросский" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района "Корткеросский" и осуществляет свою деятельность на постоянной основе.

2. Администрация муниципального района "Корткеросский" является юридическим лицом.

4. Администрация муниципального района "Корткеросский" наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В Уставе МР «Корткеросский» содержатся аналогичные положения.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в случаях, установленных данной нормой.

Жилое помещение площадью 39,9 кв. м. по адресу: Корткеросский район, п. Визябож, ул. Микрорайон, д. 4, кв. 4, находится в муниципальной собственности МР «Корткеросский», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Как следует из материалов, между АМР «Корткеросский» и ООО «ЛидерСтрой» заключен договор пользования жилым помещением от 18.03.2021 (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора по настоящему договору АМР «Корткеросский» обязуется предоставить ООО «ЛидерСтрой» в безвозмездное пользование для проживания принадлежащее АМР «Корткеросский» на праве собственности жилое помещение – квартиру общей площадью 39, 9 кв.м, состоящую из двух комнат, расположенную по адресу: Корткеросский район, п. Визябож, ул. Микрорайон, д.4, кв. 4, ООО «ЛидерСтрой» обязуется принять указанное жилое помещение, а в случае прекращения действия настоящего договора – вернуть помещение в состоянии, пригодном для проживания, с учётом нормального износа.

В соответствии с пунктом 5.1 Договора настоящий договор действует с 18.03.2021 по 18.06.2021 (в случае если ранее не будет подписан акт о расторжении договора).

Квартира передана по акту приема-передачи от 18.03.2021.

АМР «Корткеросский» и ООО «ЛидерСтрой» заключено дополнительное соглашение № 1 к договору пользования жилым помещением от 14.12.2021 в соответствии с которым, настоящий договор считается заключенным с 18.03.2021 до 17.02.2022 (в случае если ранее не будет подписан акт о расторжении договора).

Согласно акту о расторжении договора пользования жилым помещением от 18.03.2021 г. от 31.12.2021 квартира возвращена АМР «Корткеросский».

Как следует из письменных пояснений, представленных АМР «Корткеросский» в ходе рассмотрения дела № 011/01/17.1-650/2022 письмом исх. от 20.05.2022 № 02-22-959 (вх. от 25.05.2022 № 2169), объяснений заместителя Главы МР «Корткеросский» - руководителя администрации, представленных в материалах дела № 011/01/17.1-650/2022, Договор между АМР «Корткеросский» и ООО «ЛидерСтрой» заключен без проведения торгов, поскольку статья 17.1 Закона о защите конкуренции в части необходимости проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров пользования муниципальным помещением не распространяется на случаи, когда такие помещения являются жилыми.

В письменных пояснениях указано, что жилые помещения не входят в перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, в соответствии с приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Также указано, что квартира № 1 передана ООО «ЛидерСтрой» законно в соответствии с положениями статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок заключения договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества.

Квартира является муниципальным имуществом, принадлежащим АМР «Корткеросский». Позиция АМР «Корткеросский» являлась ошибочной в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утверждённых приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Правила), настоящие правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Правила распространяются на все муниципальное имущество.

Согласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденный приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, содержит перечень имущества в отношении которого должны проводится торги в форме конкурса на право заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

В отношении иных видов имущества проводятся торги в форме аукциона.

Согласно частям 1, 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат исключений для возможности передачи жилых помещений без учета требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 689 Гражданского кодекса по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.

По пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Договор заключен после введения в действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Договор заключен без проведения торгов. Совокупный срок договора составил более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, муниципальными образованиями предоставлены права безвозмездного пользования на муниципальное имущество хозяйствующему субъекту без проведения конкурсов или аукционов.

Также, одним из исключений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающих заключение договоров аренды без проведения торгов является пункт 9 части статьи 17.1 Закона о защите конкуренции: предоставление прав на муниципальное имущество в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона.

Глава 5 Закона о защите конкуренции регулирует порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

По пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, в том числе: 13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется, в том числе:

4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии предпринимательства).

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы).

Согласно части 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Согласно части 2 стати 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Согласно статье 18 Закона о развитии предпринимательства:

1. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, наличие муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, а также актов в целях реализации таких программ, определяющих условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

При отсутствии соответствующих программ и актов у органов власти и местного самоуправления отсутствуют правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Имущественная поддержка осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, включенного в перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц.

При соблюдении указанных условий предоставление муниципальной преференции субъекту малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальной программой может осуществляться без согласования с антимонопольным органом в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Постановлением АМР "Корткеросский" от 24.12.2013 N 2629 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования муниципального района "Корткеросский" "Развитие экономики" на период до 2020 года" утверждена муниципальная программа муниципального образования муниципального района "Корткеросский" - "Развитие экономики" на период до 2020 года (действовавшая до 01.01.2022), согласно которой в рамках подпрограммы 1 "Малое и среднее предпринимательство в муниципальном районе "Корткеросский" предполагается реализация следующих основных мероприятий, в том числе: финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также согласно указанной программе имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:

принятие участие в проведении коллегиальным органом анализа муниципального имущества, пригодного для включения в перечни имущества, предоставляемого субъектам МСП, после чего принять или внести изменения в акты об утверждении Перечней имущества;

предоставление в аренду муниципального имущества во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.

Приложением к указанной программе является порядок предоставления в аренду муниципального имущества во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, по пункту 1.1 которого настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральными законами от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решением Совета МО муниципального района "Корткеросский" от 23.12.2014 N V-35/3 "Об утверждении Порядка предоставления в аренду муниципального имущества муниципального района "Корткеросский", включенного в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в целях предоставления его на долгосрочной основе во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру малого и среднего предпринимательства (в том числе по льготным ставкам арендной платы)" (далее - Перечень), муниципальной программой муниципального образования муниципального района "Корткеросский" "Развитие экономики" на период до 2020 года и определяет порядок и условия оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - имущественная поддержка).

Согласно указанному порядку в случае, если одновременно поступает несколько заявлений от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) на предоставление имущественной поддержки, включенной в Перечень, то проводится аукцион. В иных случаях имущественная поддержка осуществляется по результатам рассмотрения заявлений (без проведения торгов).

На сайте АМР «Корткеросский» размещен перечень объектов муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением АМР «Корткеросский» 28.09.2020 № 1421. В указанный перечень квартира № 1 не входила.

Соответственно, муниципальное имущество не могло быть предоставлено в безвозмездное пользование без проведения торгов в качестве муниципальной преференции.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача муниципального имущества без проведения торгов может иметь своим результатом ограничение конкуренции на товарных рынках, с использованием указанного имущества.

Таким образом, действия АМР «Корткеросский» в части заключения с ООО «ЛидерСтрой» Договора без проведения торгов нарушают требования части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, при передачи муниципального имущества на хранение, установлено следующее:

1. временной интервал исследования определен периодом с 18.03.2021 (дата заключения Договора) по 31.12.2021 (дата расторжения Договора);

2. предметом Договора, заключенного в отношении муниципального имущества, является передача муниципального имущества в безвозмездное пользование для проживания (код ОКВЭД 68.20.1).

По результатам рассмотрения дела № 011/01/17.1-650/2022 в действиях Администрации муниципального района «Корткеросский» выявлено нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части заключения договора безвозмездного пользования от 18.03.2021 между администрацией муниципального образования муниципального района «Корткеросский» и обществом с ограниченной ответственностью «ЛидерСтрой» без проведения торгов. Предписание выдаче не подлежало в связи с возвратом имущества.

Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 32 Устава муниципального образования муниципального района «Корткеросский» Глава муниципального района "Корткеросский" - руководитель администрации является высшим должностным лицом муниципального района "Корткеросский", избирается сроком на 5 лет Советом муниципального района "Корткеросский" из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района "Корткеросский", и возглавляет администрацию муниципального района "Корткеросский" на постоянной основе.

Согласно части 1 статьи 33 Устава муниципального образования муниципального района «Корткеросский» Глава муниципального района "Корткеросский" осуществляет следующие полномочия, в том числе:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 33 Устава муниципального образования муниципального района «Корткеросский» в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности администрации муниципального района "Корткеросский" Глава муниципального района "Корткеросский":

1) осуществляет руководство деятельностью администрации муниципального района "Корткеросский", ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации муниципального района "Корткеросский";

3) заключает от имени администрации муниципального района "Корткеросский" договоры и соглашения в пределах своей компетенции.

Договор заключен .... Договор расторгнут 30.12.2021 также руководителем АМР «Корткеросский» ...

... избран .... с 28.12.2020. Это следует из решения Совета МР «Корткеросский» от 28.12.2020 № VII-4/1 ....

Таким образом, ... является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ.

Должностное лицо – ... нарушил часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части заключения договора безвозмездного пользования от 18.03.2021 между администрацией муниципального образования муниципального района «Корткеросский» и обществом с ограниченной ответственностью «ЛидерСтрой» без проведения торгов. Тем самым, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения - Республика Коми, с. Корткерос, ул. Советская, д. 225 (место нахождения АМР «Корткеросский», место заключения Договора).

Время совершения правонарушения – 18.03.2021 (дата заключения Договора).

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства – один год.

Частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.9 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение по делу № 011/01/17.1-650/2022 изготовлено в полном объеме 27.09.2022, в суд не обжаловано.

Срок привлечения к административной ответственности не истек.

Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 КоАП РФ:

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

.... извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела – ему вручена копия определения от 12.07.2023 № ОД/4428/23 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/14.9-586/2023, вызове лица, истребовании дополнительных материалов по делу.

Дело рассмотрено в отсутствие ....

При составлении протокола об административном правонарушении .... представлены следующие возражения. Жилые помещения не входят в перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров безвозмездного пользования может осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, в соответствии с приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67. Администрацией МР «Корткеросский» утвержден порядок передачи имущества, свободного от прав третьих лиц субъектам малого и среднего предпринимательства. Данный порядок согласован прокуратурой Корткеросского района. По мнению привлекаемого лица квартира передана ООО «ЛидерСтрой» законно.

Данные возражения не принимаются в силу следующего.

Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров безвозмездного пользования может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденный приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, содержит перечень имущества в отношении которого должны проводится торги в форме конкурса на право заключение договоров безвозмездного пользования и иных договоров. В отношении иных видов имущества проводятся торги в форме аукциона. Положительное заключение органа прокуратуры на муниципальный нормативный правовой акт не исключает наличие нарушение антимонопольного законодательства при передаче муниципального недвижимого имущества — квартиры в адрес ООО «ЛидерСтрой» без проведения торгов.

Ходатайства, отводы не поступили.

Обстоятельства, исключающие возможность соблюдения требований действующего законодательства, а также свидетельствующие о принятии всех мер по соблюдению установленных требований, не усматриваются.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность – добровольное устранение нарушения — расторжение договора безвозмездного пользования.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Объективную сторону данного правонарушения образует сам факт несоблюдения требований к передаче муниципального имущества без проведения торгов.

При этом, состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий. Состав административного правонарушения образует само деяние виновного лица. При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении привлекаемым к административной ответственности лицом публично правовых обязанностей, возникающих у него при распоряжение муниципальным имуществом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, характеризуется высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие возможности применения такого вида наказания, как предупреждение.

В связи с этим, основания для освобождения привлекаемого лица от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют.

Имущественное положении подтверждено справкой от 30.06.2023.

Статьей 1.2 КоАП РФ установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 14.9 КоАП РФ включена в главу 14, объединяющую административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, предусматривающая применение к должностным лицам административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Указанная норма не подлежит применению в связи со следующим.

.... ранее привлекался Коми УФАС России к административной ответственности: постановление о назначении административного наказания по делу ... от 20.10.2020 по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу.

Основополагающим условием для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.

Аналогичные выводы содержатся в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.

Наличие предшествующего правонарушения в настоящем деле доказывается указанным выше постановлением, которым должностное лицо уже было привлечено к административной ответственности. Следовательно, рассматриваемое административное правонарушение, совершенное привлекаемым лицом, не является впервые совершенным административным правонарушением.

Возможность заменить .... наказание в виде административного штрафа на предупреждение не представляется возможным.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного .... административного правонарушения, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, подтвержденное представленной справкой, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.9, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать должностное лицо ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в виде нарушения часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при заключении договора безвозмездного пользования от 18.03.2021 между администрацией муниципального образования муниципального района «Корткеросский» и обществом с ограниченной ответственностью «ЛидерСтрой» без проведения торгов.

  2. Назначить должностному лицу ... наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

 

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам для уплаты штрафа:

 

 

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике г. Сыктывкар

БИК

018702501

Сч. №

03100643000000010700

Банк получателя

ИНН 1101481197

КПП 110101001

Сч. №

40102810245370000074

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (Управление Федеральной антимонопольной службы по РК)

Вид оп.

01

Срок плат.

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

16111601141019002140

87701000

0

0

0

0

0

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № _____________________ СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ ________________ № _________________________________

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1, 2 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

В силу статей 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению составляет 2 года.

 

должностное лицо ...

Связанные организации

Связанные организации не указаны