Решение №01-119/9386 РЕШЕНИЕ от 13 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 13 декабря 2021 года

г. Сыктывкар

№ 01-119/9386

 

<…>

<…>

<…>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 011/01/17-831/2020 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…>, части 1, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в допуске к торгам <…>, <…> заявки которых не соответствовали требованиям законодательства и извещения о проведении торгов по реализации арестованного имущества, извещение на официальном сайте торгов https://torgi.gov.ru/ - № 010520/38150418/01 от 01.05.2020 лот № 2 (не внесение в установленный срок задатка), в указании в извещении о проведении торгов на официальном сайте торгов недостоверной информации о времени окончания срока подачи заявок по рассматриваемым торгам, в сокращении установленного срока для подачи заявок по извещению о проведении торгов, в отсутствии на заседании лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛА:

Дело № 011/01/17-831/2020 возбуждено по результатам рассмотрения заявления физического лица в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, организатор торгов) при проведении торгов по реализации арестованного имущества, извещение на официальном сайте торгов https://torgi.gov.ru/ - № 010520/38150418/01 от 01.05.2020 лот № 2 (далее – торги).

К участию в деле в качестве ответчика привлечена индивидуальный предприниматель <…>.

К участию в деле в качестве заявителя привлечен <…>.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена <…>.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия, в том числе:

5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

17) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аукцион проводился на основании Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Согласно части 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Согласно части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по реализации имущества должника (далее - официальный сайт).

Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

Согласно пункту 4 статьи 449.1 ГК РФ извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.

В силу пункта 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно пункту 72 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» пункт 2 статьи 448 ГК РФ не определяет орган, в котором подлежит опубликование извещения о проведении торгов, в том числе публичных (статья 449.1 ГК РФ), поэтому следует руководствоваться частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве.

Информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта - www.torgi.gov.ru утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909).

Иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов.

Согласно части 3 статьи 57 Закона об ипотеке организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Согласно части 4 статьи 57 Закона об ипотеке лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.

Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись.

1. Согласно извещению организатором торгов явилась индивидуальный предприниматель <…>.

Торги по лоту № 2 проводились в форме электронного аукциона.

Извещение о реализации имущества должников № 010520/38150418/01 от 01.05.2020 размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru 01.05.2020 (далее – извещение, торги). Дата проведения аукциона 12.05.2020.

Согласно извещению о проведении торгов (далее – извещение) торги по заложенному недвижимого имуществу проводятся в форме электронного аукциона на электронной торговой площадке РТС-тендер (далее – ЭТП), номер извещения на сайте ЭТП https://it2.rts-tender.ru/ - РТС030111200004.

Предметом аукциона по лоту № 2 являлась квартира, расположенная по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, пр-т Октябрьский, д.174, кв.225, общая площадь 65,2 кв.м., кадастровый номер 11:05:0106001:3401, вид права: общая долевая собственность, ¼ доли принадлежит <…>, ¼ доли принадлежит <…>, ¼ доли принадлежит <…>, ¼ доли принадлежит <…>, – задолженность собственника по взносам на кап. ремонт на 17.02.2020 – 69 065,30 руб.

Извещение о проведении торгов опубликовано в периодическом издании Газета "Коми Му" от 30.04.2020 № 16-17 (18426-18427).

Извещение о проведении публичных торгов, также размещено на сайте Федеральной службы судебных приставов http://fssprus.ru/ 02.05.2020.

Согласно извещению прием заявок осуществлялся на сайте www.rts-tender.ru в соответствии с регламентом работы ЭТП и подписываются электронной подписью (далее – ЭП) должностного лица заявителя (для юр. лиц) или ЭП заявителя (для физ. лиц).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже арестованного имущества в электронной форме № 1 от 12.05.2020 по лоту № 2 было подано 2 заявки.

В соответствии с протоколом о результатах аукциона от 12.05.2020 аукцион по лоту № 2 признан состоявшимся, победителем признана <…>, предложившая наивысшую цену.

Согласно части 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

Согласно части 4 статьи 57 Закона об ипотеке лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.

В извещении о торгах указано, что к торгам допускаются лица, оплатившие сумму задатка на реквизиты получателя УФК по Республике Коми (ТУ Росимущества в Республике Коми) не позднее окончания срока подачи заявок, а также представившие заявку (по форме Организатора торгов) на участие в торгах не позднее 12:00 часов даты окончания срока подачи заявок с документами по описи в 2-х экз.

Оплата задатка участником торгов является подтверждением заключения договора о задатке. Договор о задатке является договором присоединения, размещен на сайтах: www.megapolis-komi, www.torgi.gov.ru, www.rts-tender.ru. Документом подтверждения поступления задатка на счет организатора торгов является выписка со счета.

Согласно пункту 2.1 договора о задатке, размещенного вместе с извещением о торгах, задаток должен быть внесен «Заявителем» на указанный в п. 1.1 настоящего договора счет и считается внесенным с даты поступления всей суммы задатка на указанный счет.

В случае не поступления суммы задатка в установленный срок обязательство «Заявителя» по внесению задатка считаются не выполненными. В этом случае «Заявитель» к участию в торгах не допускается.

Документом, подтверждающим внесение или невнесение «Заявителем» задатка, является выписка с указанного в п. 1.1 настоящего договора счета. Такая выписка должна быть представлена «Организатору торгов» до начала подведения итогов приема и регистрации заявок.

Пунктом 3 Приложения 4 к Государственному контракту № ГК 01-1/2020 РАИ предусмотрено, что ответственный специалист ТУ Росимущества в РК отслеживает поступление задатков от потенциальных участников торгов и не позднее 1 рабочего дня до даты определения участников торгов направляет выписку о поступлении задатка на официальный электронный адрес исполнителя.

Как следует из материалов дела, <…> оплатила задаток 08.05.2020 в 12 часов 11 минут, <…> – 08.05.2020 в 13.05.

Согласно сведениям, представленным Управлением Федерального казначейства по Республике Коми исх. от 14.10.2020 № 07-06-11/5947, на лицевой счет Территоиального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (расчетный счет 40302810100001000042) 12.05.2020 поступили денежные средства платежным поручением № 125033 на сумму 111040 рублей 00 копеек от <…> (оплата задатка по лоту 623-25).

Как следует из информации, представленной Управлением Федерального казначейства по Республике Коми исх. 25.11.2020 № 07-06-11/6756 (вх. от 25.11.2020 № 6085-э) денежные средства, направленные <…> в качестве задатка для участия в торгах, поступили на счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми 12.05.2020, что подтверждается платежным поручением № 713077.

Представленные квитанции об оплате задатков от 08.05.2020 по условиям аукционной документации не свидетельствовали о его внесении, поскольку допуск к участию в торгах возможен был лишь после поступления денежных средств на казначейский счет.

Таким образом, у организатора торгов не имелось достаточных оснований для допуска к участию в торгах <…>, <…>, так как они не внесли в установленные сроки задаток для такого участия.

Несмотря на указанные обстоятельства, ИП <…> в нарушение положений части 5 статьи 448 ГК РФ и части 4 статьи 57 Закона об ипотеке признала <…>, <…> участниками торгов.

Указанные обстоятельства подтверждаются определением апелляционной судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми по делу № 2-4470/2020 (33-902/2021).

2. Согласно извещению, размещенному на официально сайте торгов https://torgi.gov.ru/, торги по продаже заложенного недвижимого имущества состоятся 12.05.2020г. в 10 час. 00 мин. (время московское). Дата окончания приема заявок 08.05.2020 в 23 час. 59 мин. (время московское).

К торгам допускаются лица, оплатившие сумму задатка на реквизиты: Получатель: УФК по Республике Коми (ТУ Росимущества в Республике Коми, л/сч 05071А26480), ИНН 1101486727, КПП 110101001, Р/счет 40302810100001000042 в  Отделение - НБ Республика Коми  г. Сыктывкар, БИК 048702001, КБК 00000000000000000130 не позднее окончания срока подачи заявок, а также представившие заявку (по форме Организатора торгов) на участие в торгах не позднее 12:00 часов даты окончания срока подачи заявок с документами по описи в 2-х экз.

Аналогичное извещение было размещено в газете «Коми Му».

В соответствии с извещением, размещенным на сайте ЭТП https://it2.rts-tender.ru/, период подачи заявок - 30.04.2020 12:00 - 08.05.2020 17:00.

Как следует из материалов дела, фактически подача заявок на участие в торгах на ЭТП завершилась 08.05.2020 в 17:00.

Таким образом, информация о времени окончания срока подачи заявок по рассматриваемым торгам, указанная организатором торгов в извещении на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, газете «Коми Му» является недостоверной (не соответствует действительности), что могло иметь своим результатом препятствование потенциальным участникам в подаче заявок на аукцион. Фактически потенциальным участникам не была доступна информация о конкретных сроках подачи заявок, что противоречит части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве.

3. Согласно извещениям, размещенным на официальном сайте торгов, ЭТП, прием заявок осуществляется на сайте www.rts-tender.ru в соответствии с регламентом работы ЭТП. Дата начала подачи заявок – 30.04.2020.

Как следует из письменной информации, представленной электронной торговой площадкой «РТС-тендер» вх. от 26.11.2020 № 6108-э, извещение № РТС030111200004 по лоту № 2 (623-25) было сформировано организатором торгов 05.05.2020 в 15 часов 38 минут, указанный лот создан 05.05.2020 в 15 часов 38 минут, извещение опубликовано 05.05.2020 в 15 часов 38 минут.

Таким образом, извещение о проведении торгов на ЭТП не было доступно для ознакомления и подачи заявок до 05.05.2020 15:38.

Тем самым, ИП <…> значительно сократила установленные сроки для подачи заявок по извещению № РТС030111200004, что противоречит части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве.

Квалифицирующим признаком нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции является недопущение, ограничение или устранение конкуренции при проведении торгов.

Предметом аукциона по лоту № 2 являлось реализация имущества должника: квартира, расположенная по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, пр-т Октябрьский, д.174, кв.225, общая площадь 65,2 кв.м., кадастровый номер 11:05:0106001:3401.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, при проведении торгов установлено следующее:

1. Временной интервал настоящего исследования определен периодом с 30.04.2020 (дата размещения извещения о проведении торгов в издании газеты "Коми Му") по 15.05.2020 (дата заключения договора купли-продажи имущества, а также передача имущества победителю торгов);

2. Предмет торгов: услуги по реализации арестованного имущества - квартиры (код ОКПД 68.3).

Как следует из материалов дела, участники аукциона, допущенные до участия в торгах, являются физическими лицами.

В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Пленум Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2) в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений (далее для целей данного раздела - процедуры определения поставщика, процедуры) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.

По смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования (далее - обязательные процедуры), например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе.

Иные торги, проведенные с нарушением положений, установленных законом, к сфере антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Закона не относятся, что не исключает предъявление заинтересованными лицами исков о признании таких торгов и сделок, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий недействительности (например, на основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса, статей 61.8, 139 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Определением апелляционной судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми по делу № 2-4470/2020 (33-902/2021) торги, состоявшиеся 12.05.2020 по продаже арестованного имущества, проведенные ИП <…> признаны недействительными.

Таким образом, с учетом пункта 37 Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 факт нарушения организатором торгов статьи 17 Закона защите конкуренции не подтвержден.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в отношении индивидуального предпринимателя <…> о нарушении части 1, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных Комиссией действиях.

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

     
   

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны