Решение №01-119/9386 РЕШЕНИЕ от 13 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2021 года В полном объеме решение изготовлено 13 декабря 2021 года |
г. Сыктывкар |
№ 01-119/9386 |
<…>
<…>
<…>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 011/01/17-831/2020 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…>, части 1, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в допуске к торгам <…>, <…> заявки которых не соответствовали требованиям законодательства и извещения о проведении торгов по реализации арестованного имущества, извещение на официальном сайте торгов https://torgi.gov.ru/ - № 010520/38150418/01 от 01.05.2020 лот № 2 (не внесение в установленный срок задатка), в указании в извещении о проведении торгов на официальном сайте торгов недостоверной информации о времени окончания срока подачи заявок по рассматриваемым торгам, в сокращении установленного срока для подачи заявок по извещению о проведении торгов, в отсутствии на заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛА:
Дело № 011/01/17-831/2020 возбуждено по результатам рассмотрения заявления физического лица в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, организатор торгов) при проведении торгов по реализации арестованного имущества, извещение на официальном сайте торгов https://torgi.gov.ru/ - № 010520/38150418/01 от 01.05.2020 лот № 2 (далее – торги).
К участию в деле в качестве ответчика привлечена индивидуальный предприниматель <…>.
К участию в деле в качестве заявителя привлечен <…>.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена <…>.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).
Согласно части 1 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия, в том числе:
5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
17) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аукцион проводился на основании Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Согласно части 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Согласно части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по реализации имущества должника (далее - официальный сайт).
Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 449.1 ГК РФ извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.
В силу пункта 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Согласно пункту 72 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» пункт 2 статьи 448 ГК РФ не определяет орган, в котором подлежит опубликование извещения о проведении торгов, в том числе публичных (статья 449.1 ГК РФ), поэтому следует руководствоваться частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве.
Информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта - www.torgi.gov.ru утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909).
Иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов.
Согласно части 3 статьи 57 Закона об ипотеке организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
Согласно части 4 статьи 57 Закона об ипотеке лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.
Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись.
1. Согласно извещению организатором торгов явилась индивидуальный предприниматель <…>.
Торги по лоту № 2 проводились в форме электронного аукциона.
Извещение о реализации имущества должников № 010520/38150418/01 от 01.05.2020 размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru 01.05.2020 (далее – извещение, торги). Дата проведения аукциона 12.05.2020.
Согласно извещению о проведении торгов (далее – извещение) торги по заложенному недвижимого имуществу проводятся в форме электронного аукциона на электронной торговой площадке РТС-тендер (далее – ЭТП), номер извещения на сайте ЭТП https://it2.rts-tender.ru/ - РТС030111200004.
Предметом аукциона по лоту № 2 являлась квартира, расположенная по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, пр-т Октябрьский, д.174, кв.225, общая площадь 65,2 кв.м., кадастровый номер 11:05:0106001:3401, вид права: общая долевая собственность, ¼ доли принадлежит <…>, ¼ доли принадлежит <…>, ¼ доли принадлежит <…>, ¼ доли принадлежит <…>, – задолженность собственника по взносам на кап. ремонт на 17.02.2020 – 69 065,30 руб.
Извещение о проведении торгов опубликовано в периодическом издании Газета "Коми Му" от 30.04.2020 № 16-17 (18426-18427).
Извещение о проведении публичных торгов, также размещено на сайте Федеральной службы судебных приставов http://fssprus.ru/ 02.05.2020.
Согласно извещению прием заявок осуществлялся на сайте www.rts-tender.ru в соответствии с регламентом работы ЭТП и подписываются электронной подписью (далее – ЭП) должностного лица заявителя (для юр. лиц) или ЭП заявителя (для физ. лиц).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже арестованного имущества в электронной форме № 1 от 12.05.2020 по лоту № 2 было подано 2 заявки.
В соответствии с протоколом о результатах аукциона от 12.05.2020 аукцион по лоту № 2 признан состоявшимся, победителем признана <…>, предложившая наивысшую цену.
Согласно части 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.
Согласно части 4 статьи 57 Закона об ипотеке лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.
В извещении о торгах указано, что к торгам допускаются лица, оплатившие сумму задатка на реквизиты получателя УФК по Республике Коми (ТУ Росимущества в Республике Коми) не позднее окончания срока подачи заявок, а также представившие заявку (по форме Организатора торгов) на участие в торгах не позднее 12:00 часов даты окончания срока подачи заявок с документами по описи в 2-х экз.
Оплата задатка участником торгов является подтверждением заключения договора о задатке. Договор о задатке является договором присоединения, размещен на сайтах: www.megapolis-komi, www.torgi.gov.ru, www.rts-tender.ru. Документом подтверждения поступления задатка на счет организатора торгов является выписка со счета.
Согласно пункту 2.1 договора о задатке, размещенного вместе с извещением о торгах, задаток должен быть внесен «Заявителем» на указанный в п. 1.1 настоящего договора счет и считается внесенным с даты поступления всей суммы задатка на указанный счет.
В случае не поступления суммы задатка в установленный срок обязательство «Заявителя» по внесению задатка считаются не выполненными. В этом случае «Заявитель» к участию в торгах не допускается.
Документом, подтверждающим внесение или невнесение «Заявителем» задатка, является выписка с указанного в п. 1.1 настоящего договора счета. Такая выписка должна быть представлена «Организатору торгов» до начала подведения итогов приема и регистрации заявок.
Пунктом 3 Приложения 4 к Государственному контракту № ГК 01-1/2020 РАИ предусмотрено, что ответственный специалист ТУ Росимущества в РК отслеживает поступление задатков от потенциальных участников торгов и не позднее 1 рабочего дня до даты определения участников торгов направляет выписку о поступлении задатка на официальный электронный адрес исполнителя.
Как следует из материалов дела, <…> оплатила задаток 08.05.2020 в 12 часов 11 минут, <…> – 08.05.2020 в 13.05.
Согласно сведениям, представленным Управлением Федерального казначейства по Республике Коми исх. от 14.10.2020 № 07-06-11/5947, на лицевой счет Территоиального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (расчетный счет 40302810100001000042) 12.05.2020 поступили денежные средства платежным поручением № 125033 на сумму 111040 рублей 00 копеек от <…> (оплата задатка по лоту 623-25).
Как следует из информации, представленной Управлением Федерального казначейства по Республике Коми исх. 25.11.2020 № 07-06-11/6756 (вх. от 25.11.2020 № 6085-э) денежные средства, направленные <…> в качестве задатка для участия в торгах, поступили на счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми 12.05.2020, что подтверждается платежным поручением № 713077.
Представленные квитанции об оплате задатков от 08.05.2020 по условиям аукционной документации не свидетельствовали о его внесении, поскольку допуск к участию в торгах возможен был лишь после поступления денежных средств на казначейский счет.
Таким образом, у организатора торгов не имелось достаточных оснований для допуска к участию в торгах <…>, <…>, так как они не внесли в установленные сроки задаток для такого участия.
Несмотря на указанные обстоятельства, ИП <…> в нарушение положений части 5 статьи 448 ГК РФ и части 4 статьи 57 Закона об ипотеке признала <…>, <…> участниками торгов.
Указанные обстоятельства подтверждаются определением апелляционной судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми по делу № 2-4470/2020 (33-902/2021).
2. Согласно извещению, размещенному на официально сайте торгов https://torgi.gov.ru/, торги по продаже заложенного недвижимого имущества состоятся 12.05.2020г. в 10 час. 00 мин. (время московское). Дата окончания приема заявок 08.05.2020 в 23 час. 59 мин. (время московское).
К торгам допускаются лица, оплатившие сумму задатка на реквизиты: Получатель: УФК по Республике Коми (ТУ Росимущества в Республике Коми, л/сч 05071А26480), ИНН 1101486727, КПП 110101001, Р/счет 40302810100001000042 в Отделение - НБ Республика Коми г. Сыктывкар, БИК 048702001, КБК 00000000000000000130 не позднее окончания срока подачи заявок, а также представившие заявку (по форме Организатора торгов) на участие в торгах не позднее 12:00 часов даты окончания срока подачи заявок с документами по описи в 2-х экз.
Аналогичное извещение было размещено в газете «Коми Му».
В соответствии с извещением, размещенным на сайте ЭТП https://it2.rts-tender.ru/, период подачи заявок - 30.04.2020 12:00 - 08.05.2020 17:00.
Как следует из материалов дела, фактически подача заявок на участие в торгах на ЭТП завершилась 08.05.2020 в 17:00.
Таким образом, информация о времени окончания срока подачи заявок по рассматриваемым торгам, указанная организатором торгов в извещении на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, газете «Коми Му» является недостоверной (не соответствует действительности), что могло иметь своим результатом препятствование потенциальным участникам в подаче заявок на аукцион. Фактически потенциальным участникам не была доступна информация о конкретных сроках подачи заявок, что противоречит части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве.
3. Согласно извещениям, размещенным на официальном сайте торгов, ЭТП, прием заявок осуществляется на сайте www.rts-tender.ru в соответствии с регламентом работы ЭТП. Дата начала подачи заявок – 30.04.2020.
Как следует из письменной информации, представленной электронной торговой площадкой «РТС-тендер» вх. от 26.11.2020 № 6108-э, извещение № РТС030111200004 по лоту № 2 (623-25) было сформировано организатором торгов 05.05.2020 в 15 часов 38 минут, указанный лот создан 05.05.2020 в 15 часов 38 минут, извещение опубликовано 05.05.2020 в 15 часов 38 минут.
Таким образом, извещение о проведении торгов на ЭТП не было доступно для ознакомления и подачи заявок до 05.05.2020 15:38.
Тем самым, ИП <…> значительно сократила установленные сроки для подачи заявок по извещению № РТС030111200004, что противоречит части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве.
Квалифицирующим признаком нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции является недопущение, ограничение или устранение конкуренции при проведении торгов.
Предметом аукциона по лоту № 2 являлось реализация имущества должника: квартира, расположенная по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, пр-т Октябрьский, д.174, кв.225, общая площадь 65,2 кв.м., кадастровый номер 11:05:0106001:3401.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, при проведении торгов установлено следующее:
1. Временной интервал настоящего исследования определен периодом с 30.04.2020 (дата размещения извещения о проведении торгов в издании газеты "Коми Му") по 15.05.2020 (дата заключения договора купли-продажи имущества, а также передача имущества победителю торгов);
2. Предмет торгов: услуги по реализации арестованного имущества - квартиры (код ОКПД 68.3).
Как следует из материалов дела, участники аукциона, допущенные до участия в торгах, являются физическими лицами.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Пленум Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2) в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений (далее для целей данного раздела - процедуры определения поставщика, процедуры) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.
По смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования (далее - обязательные процедуры), например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе.
Иные торги, проведенные с нарушением положений, установленных законом, к сфере антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Закона не относятся, что не исключает предъявление заинтересованными лицами исков о признании таких торгов и сделок, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий недействительности (например, на основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса, статей 61.8, 139 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Определением апелляционной судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми по делу № 2-4470/2020 (33-902/2021) торги, состоявшиеся 12.05.2020 по продаже арестованного имущества, проведенные ИП <…> признаны недействительными.
Таким образом, с учетом пункта 37 Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 факт нарушения организатором торгов статьи 17 Закона защите конкуренции не подтвержден.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела в отношении индивидуального предпринимателя <…> о нарушении части 1, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных Комиссией действиях.
Председатель Комиссии |
<…> |
|
Члены Комиссии |
<…> |
|
<…> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.