Заключение №ПК/7234/23 О направлении копии заключения об обстоятельствах дела от 23 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

№ 7234/2023 от 23.11.2023

<...> 

<...> 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 011/01/10-423/2023

город Сыктывкар

 

22 ноября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции и контроля рекламы,

Членов Комиссии:

<...> – заместителя начальника отдела управления,

<...>  – главного специалиста-эксперта отдела управления,

рассмотрев дело № 011/01/10-423/2023 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием <...>  (ИНН <...> , ОГРН <...> ), адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, <...> (далее – МУП <...> , Предприятие), пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

1. Антимонопольное дело № 011/01/10-423/2023 возбуждено в отношении МУП <...>  приказом Коми УФАС России от 18.05.2023 № 57/23.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Р» (далее — Общество, заявитель) от 06.12.2021 № <...>  (вх. <...> ), с учетом дополнений от 07.12.2021 № <...>  (вх. № <...> ), по установлению Предприятием завышенного, по мнению заявителя, тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов и отходов потребления в размере 2399,95 руб./т с 01.11.2021.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

1.1.Коми УФАС России в ходе рассмотрения заявления ООО «Р» провело исследование товарного рынка услуги по размещению твердых коммунальных отходов в МО ГО <...>  (далее – товарный рынок). Аналитический отчет от 05.03.2022 приобщен к материалам дела (л.д. 37-42 т. 2).

Исследование товарного рынка проведено в соответствии с Порядком, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220).

При исследовании товарного рынка проведена расчетно-аналитическая работа по определению временного интервала товарного рынка, продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, уровня концентрации товарного рынка, барьеров входа на товарный рынок, оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке Коми УФАС России были использованы данные заявителя, Комитета Республики Коми по тарифам, МУП <...> .

Руководствуясь частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пунктом 2.2 Порядка № 220, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2020 по 31.12.2021.

Исходя из пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно разделу 3 Порядка № 220 процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, в силу пункта 3.4 Порядка № 220, проведено на основе условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В статье 1 Закона об отходах даны следующие понятия:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

- твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

- оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657 (далее – Постановление № 1657) утверждены Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.

Так согласно пунктам 21, 23 Постановления № 1657:

объекты размещения твердых коммунальных отходов предназначены для хранения видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов (за исключением отходов органического происхождения), предназначенных для дальнейшего обезвреживания, и (или) утилизации, и (или) захоронения; для захоронения твердых коммунальных отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации.

объекты хранения видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов (за исключением отходов органического происхождения), должны обеспечивать безопасность складирования таких отходов в целях дальнейшего обезвреживания, и (или) утилизации, и (или) захоронения, а также исключение загрязнения окружающей среды.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 12 Закона об отходах объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

Согласно пунктам 16, 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49.

Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.02.2015 № 164 (л.д, 25 т. 2) МУП <...>  эксплуатирует объект размещения отходов, включенный в ГРОРО как объект хранения отходов.

В соответствии с частью 4 статьи 24.8 Закона об отходах, пунктом 6 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;

тариф на энергетическую утилизацию.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов, за исключением затрат на энергетическую утилизацию.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами тарифы на услуги по хранению твердых коммунальных отходов не подлежат государственному регулированию и устанавливаются оператором самостоятельно.

В соответствии с условиями договора, направленного Обществом в адрес МУП <...>  (л.д. 38-42 т. 1), предметом договора является оказание услуг по размещению твердых коммунальных отходов путем их захоронения или хранения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, группа «Обработка и утилизация отходов» классифицируется по коду ОКВЭД 38.2.

Услуги по хранению твердых коммунальных отходов (за исключением радиоактивных) Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) не классифицированы.

Предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по размещению (хранению) твердых коммунальных (бытовых) отходов, код ОКВЭД 38.2, ОКПД 38.21.22.

Согласно пункту 3.5 Порядка № 220 при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировались:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (профессиональное использование);

- качественные характеристики;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, особенности профессионального использования (производственного потребления);

- цена;

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

- иные характеристики.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

- экспертных оценок;

- анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

В случае отсутствия возможности установления точной классификационной позиции, соответствующей данному товару, рассматривается группировка классификационных позиций.

В соответствии с требованиями статьи 4 Закона о защите конкуренции, пункта 3.7 Порядка № 220 определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

Согласно материалам, представленным МУП <...> , ООО «Р», на полигоне МО ГО <...>  производится размещение ТКО.

МУП <...> обратилось в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по внесению изменений в ГРОРО в части назначения объекта размещения отходов с «Хранение» на «Захоронение».

Ввиду отсутствия информации о наличии проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО, заключения государственной экологической экспертизы, подтверждающих изменение технологии размещения отходов, предоставления недостоверных сведений о количестве размещенных отходов, Росприроднадзор решение о внесении изменений в ГРОРО не принято (л.д. 27-28 т. 2).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности МУП <...>  является «Обработка и утилизация опасных отходов» код ОКВЭД 38.22.

По результатам исследования представленных Предприятием документов установлено, что фактически МУП «<...>  на полигоне оказывает услуги по размещению - хранению и захоронению ТКО.

Таким образом, в рассматриваемом случае услуги по размещению путем захоронения являются взаимозаменяемыми услуги по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы товарного рынка как услуга по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов, код ОКВЭД 38.2.

Согласно пункту 4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам (пункт 4.4 Порядка № 220).

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об отходах запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно результатам проведенного конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми, статус регионального оператора присвоен ООО «Р». Зоной деятельности регионального оператора является вся территория Республики Коми.

Приказом Минприроды Республики Коми от 30.12.2021 № 21 утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Коми (ранее действовали схемы, утвержденные приказами от 11.12.2019 № 2142, от 11.12.2020 № 2286).

Согласно территориальной схеме на территории МО ГО <...>  эксплуатируется городской полигон твердых бытовых отходов МУП «<...> .

Ближайшие к городскому полигону МУП <...>  расположены полигоны ТБО в г. Инта (ООО «С») на расстоянии 311 км, полигон ТБО в г. Усинске (ООО «Д») на расстоянии 747 км.

Вывоз отходов из <...>  для их размещения на иные территории (Инта, Усинск) приведет к увеличению транспортных расходов Общества более чем на 100 %.

Из письменных пояснений ООО «Р» следует, что твердые коммунальные отходы размещаются на полигоне МУП «<...> , который является единственным местом для размещения ТКО в городе <...> .

На основании вышеизложенного, руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, разделом 4 Порядка № 220, в том числе исходя из условий обращения товара, места расположения потребителей рассматриваемой услуги, фактического размещения ТКО, географические границы товарного рынка услуги по размещению (хранению, захоронению) ТКО определены территорией МО ГО <...>  Республики Коми.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В результате исследования указанного товарного рынка установлено, что единственным поставщиком (продавцом) услуги по размещению (хранению, захоронению) ТКО на территории МО ГО «Воркута» является МУП <...>  (ИНН <...> ), адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, <...> .

Объем рассматриваемого товарного рынка определен в соответствии с подп. «а» пункта 6.2 Порядка № 220 как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Объем товарного рынка за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 составил <...> тыс. куб. м.

Доля МУП <...>  на рынке услуги по размещению (хранению, захоронению) ТКО в МО ГО <...>  в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 составила 100 %.

Для определения уровня концентрации рынка услуги по размещению (хранению, захоронению) ТКО в МО ГО <...>  использованы показатели: коэффициент рыночной концентрации (СR3), индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HH1).

По показателям коэффициента рыночной концентрации (70% <=CR3<= 100%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (2000 <= HHI <= 10000) рынок услуги по размещению (хранению, захоронению) ТКО в МО ГО <...> относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации.

По результатам исследования рынка услуги по размещению (хранению, захоронению) ТКО в МО ГО <...>  установлены следующие экономические и административные барьеры входа на рынок:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- условия лицензирования деятельности по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности;

- препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

- экологические ограничения при строительстве полигонов для размещения отходов;

- стандарты и требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим размещение отходов;

- государственное регулирование тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Указанные барьеры, с точки зрения возможности организации стать участником товарного рынка, являются труднопреодолимыми.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу пунктов 4, 5 части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Учредителем МУП <...>  является Администрация МО ГО <...> , доля которой составляет 100 %. В связи с чем, «иммунитеты», установленные частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, в отношении МУП <...> не распространяются.

На дату вынесения настоящего заключения положение Предприятия на рассматриваемом товарном рынке не изменилось. В период 2022 – 2023 г.г. МУП «<...>  продолжает оказывать услуги по размещению ТКО на полигоне в г. <...>  основным потребителем которых является ООО «Р».

Таким образом, Предприятие занимает доминирующее положение на товарном рынке услуги по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов в МО ГО <...> . В связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

1.2. Согласно части 1 статьи 24.9 Закона об отходах государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положением о Комитете Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 541 (далее – Положение), Комитет Республики Коми по тарифам (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере установления цен (тарифов).

В соответствии с подп. 66, 67 пункта 10 Положения Комитет исполняет функции по региональному государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Из письменных пояснений Комитета, представленных письмом от 28.12.2021 № 01-07-05/49391 (л.д. 21-24 т. 1), следует, что деятельность МУП <...>  по оказанию услуги по размещению путем хранения ТКО не является регулируемой деятельностью. При этом стоимость такой услуги устанавливается по соглашению сторон.

Тариф на услугу по размещению путем хранения ТКО рассчитывается на основании необходимой валовой выручки и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – Правила № 505).

Правилами № 505 установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно подп. «в» пункта 2 Правил № 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов и транспортируемых с таких объектов.

В силу пункта 9 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. «б» пункта 5 настоящих Правил, а именно исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела Предприятие приказом от 01.11.2018 № 62 установило стоимость услуги по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления на территории МУП <...>  в размере 96,37 руб./куб.м. (без учета платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Арбитражный суд Республики Коми решением от 27.07.2021 по делу № А29-<...> 2020 обязал МУП <...> в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу установить средства измерения массы ТКО на городском полигоне ТКО в МО ГО <...>  и осуществить допуск средств измерений в эксплуатацию.

Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2021 (дело № А 29-<...> /2020) Предприятие установило на полигоне средства измерения массы ТКО.

Приказом от 10.11.2021 № 108 Предприятие установило и ввело в действие с 01.11.2021 тариф на оказание услуги по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления на территории МУП <...>  в размере 2 399,95 руб./т (без НДС) на основании расчета указанного тарифа по массе с учетом необходимых плановых расходов (л.д. 5 т. 1).

С 01.01.2023 Предприятием утвержден Прейскурант цен МУП <...>  на услуги по размещению твердых коммунальных отходов путем хранения на период с 01.01.2023 по 31.12.2023, согласно которому тариф на услугу установлен в размере 1 840,54 руб./т (без НДС).

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Поскольку ранее действовал тариф на услугу по размещению путем хранения ТКО (далее также тариф на услугу) в размере 96,37 руб./куб.м, установленный Предприятием приказом от 01.11.2018 № 62 исходя из объема ТКО, то приказом от 10.11.2021 № 108 Предприятие с 01.11.2021 установило новый тариф - 2 399,95 руб./т, рассчитанный на единицу массы ТКО (т). С 01.01.2023 тариф на услугу утвержден в размере 1 840,54 руб./т.

В силу положений статьи 6 Закона о защите конкуренции при определении монопольно высокой цены товара применяются метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурном и иным образом сходном товарном рынке), затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли).

В качестве услуги, сопоставимой услуге по размещению ТКО путем хранения, рассмотрена услуга по захоронению ТКО (стр. 6 аналитического отчета).

Так, в силу статьи 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. При этом в качестве объекта хранения и захоронения ТКО используется полигон.

Поскольку полигон МО ГО <...>  включен в ГРОРО как объект хранения отходов, услуга, оказываемая Предприятием, в отличие от услуги по захоронению, не подлежит регулированию.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела Комитетом Республики Коми по тарифам для операторов по размещению (захоронению) ТКО установлены следующие тарифы на оказываемые ими услуги по захоронению ТКО, которые приведены в таблице 1.

Таблица № 1

Хозяйствующий субъект

Реквизиты приказа

Территория размещения

Объем ТКО, тыс. т

Тариф руб./т

с 01.01.2022

с 01.01.2023

2022

2023

ООО «Ц»

67/25 от 17.12.2021

МО МР «Печора»

 

26,12

 

16,92

 

652,83

 

953,69

ООО «Д»

67/22 от 17.12.2021

МО ГО «Усинск»

27,35

17,89

584,60

732,48

ООО «И»

13/16 от 17.12.2020

МО ГО «Инта»

 

18,55

 

18,33

 

697,93

 

738,96

МУП «Э»

76/6-Т от 19.12.2019,

80/17 от 25.11.2022

 

МО МР «Удорский»

 

-

 

4,82

 

569,90

 

1113,49

ООО «Э»

13/15 от 17.12.2020

МО ГО «Сыктывкар»

104,51

109,33

399,90

430,58

МКП «У»

66/16 от 17.12.2021

МО ГО «Ухта»

70,53

55,12

443,38

450,79

 

В результате сравнительного анализа тарифов, приведенных в таблице № 1, установлено, что тариф на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления на территории МУП <...> , установленный Предприятием с 01.11.2021, превышает тарифы, установленные Комитетом Республики Коми по тарифам для операторов по размещению (захоронению) ТКО в Республике Коми на 243,9 – 500,1 %, с 01.01.2023 соответственно на 65,3 – 327,5 %.

В результате оценки тарифов на услугу по размещению путем хранения ТКО, отходов потребления, утвержденных Предприятием с 01.11.2021, с 01.01.2023 с использованием затратного метода установлено следующее.

Затратный метод представляет собой метод определения расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации товара.

При установлении монопольно высокой цены товара с использованием затратного метода анализировались:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара,

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

Рентабельность - это величина, рассчитанная следующим образом:

((Цена - Себестоимость) : Себестоимость) х 100 %, где

цена - это стоимость единицы товара,

себестоимость - это сумма расходов, необходимых для производства и реализации единицы товара.

Согласно статье 252 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ):

  1. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии со статьей 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в том числе расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО (далее – Методические указания).

Согласно Методическим указаниям:

7. Тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

9. Необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых ей для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности с учетом положений пункта 10 настоящих Методических указаний.

15. При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:

1) производственных расходов;

2) ремонтных расходов;

3) административных расходов;

4) сбытовых расходов;

5) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

6) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату;

7) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей;

8) расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяемых исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами, но не превышающих предельных тарифов, установленных таким операторам органом регулирования тарифов;

9) расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, размер которой определяется в соответствии с пунктом 43.1 Основ ценообразования;

10) нормативной прибыли;

11) расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации.

25. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов от включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подп. 1 – 9 пункта 15 настоящих Методических указаний.

При формировании тарифов на услугу с 01.11.2021(л.д. 8, 32 т. 2), с 01.01.2023 (л.д. 85-87 т. 13) Предприятие предусмотрело расходы, в том числе: оплата труда, страховые взносы, сырье и материалы (ГСМ, изоляционный материал), административные расходы, капитальный ремонт и другие.

На основании материалов, представленных Предприятием в настоящее антимонопольное дело – расчетов (калькуляций) тарифов на услугу, опубликованных на официальном сайте ФНС России бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах Предприятия за период 2020-2022 г.г. (л.д. т. 18), Комиссией произведен анализ финансовых показателей деятельности Предприятия, результаты которого приведены в таблице № 2.

Таблица № 2

Показатели

Фактические показатели

Расчетные показатели, принятые при определении тарифа с 01.11.2021

Расчетные показатели, принятые при определении тарифа с 01.01.2023

2020 год

2021 год

2022 год

Выручка, тыс. руб.

<...>  <...> 

<...> 

<...> 

<...> 

Себестоимость, тыс. руб.

<...>  <...>  <...> 

<...> 

<...> 

Управленческие расходы, тыс. руб.

 

<...> 

 

<...> 

 

<...> 

 

 

 

<...> 

Полная себестоимость

 

<...> 

 

<...> 

 

<...> 

 

<...> 

 

<...> 

Прибыль от продаж

<...>  <...>  <...>  <...>  <...> 

Прочие доходы

-

<...>  <...> 

 

 

Прочие расходы

<...>  <...>  <...> 

 

 

Чистая прибыль

<...>  <...>  <...>  <...>  <...> 

Рентабельность, %

48,9

107,7

 

5,00

5,2

Объем размещенных отходов, куб. м

 

<...> 

 

<...>  <...> 

 

 

Объем отходов, т

 

34 778,49

24 643,3

18 957,27

16 880

Тариф, руб./куб. м.

96,37

96,37

96,37

 

 

Тариф, руб./т*

 

481,85

753,24

2 399,95

1 840,54

* Примечание: тариф в руб./т определен исходя из тарифа 96,37 руб./куб. м и средней плотности ТКО, предусмотренной Территориальной схемой обращения с отходами в Республике Коми:

2021 год - 96,37 руб./куб.м х1000/200 кг/куб.м=481,85 руб./т;

2022 год – 96,37 руб./куб.м х 1000/127,94 кг/куб.м.=753,24 руб./т.

Согласно сведениям, приведенным в таблице № 2 следует, что при установлении Предприятием тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления с 01.11.2021 в размере 2 399,95 руб./т МУП <...> учтены планируемые расходы на сумму <...>  тыс. руб., превышающую фактические расходы за 2020 год на 125,1 %, за 2021 год – на 119,1 %, за 2022 год – на 116,4 %.

В обоснование расходов на производство и реализацию услуги по размещению путем хранения ТКО Предприятие представило документы, подтверждающие фактические расходы за 2020 год, 2021 год: оборотные-сальдовые ведомости по счетам 02.01 (амортизация), 10.01, 10.05, 10.09 (сырье, материалы, запасные части, хозяйственный инвентарь), 60 (расчеты с поставщиками и подрядчиками), 68.10 (расчеты по налогам и сборам), 91.02 (прочие расходы), штатное расписание на 2021 год, копии договоров на поставку товаров, работ, услуг (л.д. 66-262 т.1, л.д. 1-24 т. 2).

В результате исследования материалов по формированию тарифа на услугу, утвержденного с 01.11.2021 года, установлено завышение планируемых расходов на оплату труда персонала.

Согласно расчету (калькуляции) тарифа с 01.011.2021 Предприятием запланированы расходы на оплату труда персонала <...> руб. В обоснование данной суммы Предприятие представило расчет оплаты труда исходя из тарифных ставок (окладов) штатного расписания на 2021 год (л.д. 10 т. 2), которые не соответствуют тарифным ставкам (окладам) согласно штатному расписанию с 01.05.2021, утвержденному Предприятием и согласованному Главой администрации МО ГО <...> (л.д. 24 т. 2).

В результате исследования указанных документов установлено, что при расчете тарифа на услугу с 01.11.2021 расходы на оплаты труда определены Предприятием исходя из тарифных ставок (окладов), превышающих утвержденные тарифные ставки (оклады) согласно штатному расписанию с 01.05.2021 на 46,6 %.

Кроме того, согласно отчету о движении денежных средств Предприятия платежи в связи с оплатой труда (строка 4122 по форме ОКУД 0710005) составили в 2020 году <...> тыс. руб. в 2021 году - <...>  тыс. руб., то есть расходы на оплату труда, включенные в тариф на услугу с 01.11.2021, превышают фактические расходы на 84,6 % и на 78,6 % соответственно.

Фактический уровень рентабельности Предприятия составил за 2020 год 48,9 %, за 2021 год – 107,7 %.

При этом согласно актуализированным значениям среднеотраслевых показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, опубликованных в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ на сайте ФНС России по адресу:

http://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/

рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг по видам экономической деятельности «Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» за 2020 год составила 3,2 %, по всем видам экономической деятельности – 9,9 %; соответственно за 2021 год – 4,3 % и 14,5 %, за 2022 год – 3,1 % и 14,6 %.

Таким образом, фактическая рентабельность Предприятия за 2020 год превысила уровень рентабельности по всем видам проданных товаров, продукции, работ, услуг в 4,9 раза, за 2021 год – в 7,4 раза.

В результате проведенного анализа установлено, что расходы, включенные в расчет тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления, установленного Предприятием с 01.11.2021, превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В рамках рассмотрения настоящего антимонопольного дела Обществом заявлен довод о том, что при расчете тарифов на рассматриваемую услугу, установленных МУП <...>  с 01.11.2021, с 01.01.2023, Предприятие неверно определило массу размещенных отходов ТКО (л.д. 194-198 т. 2).

МУП <...> письмом от 30.06.2023 № <...>  (л.д. 157-161 т. 14) сообщило, что планируемая на 2023 год масса размещенных отходов ТКО (16 880 т) определена исходя из фактических показателей массы ТКО, размещенных в период с ноября 2021 года по апрель 2022 года.

Данные доводы Общества и Предприятия Комиссией рассмотрены и установлено следующее.

В силу пункта 7 Методических указаний тарифы на услугу по размещению ТКО рассчитываются на основании необходимой валовой выручки и расчетного объема, и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Из материалов, представленных в настоящее антимонопольное дело установлено, что при расчете тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления, утвержденного Предприятием с 01.11.2021 в размере 2 399,95 руб./т, МУП <...>  исходило из массы ТКО 18 957,27 т, при расчета тарифа с 01.0.2023 в размере 1 840,54 руб./т – 16 880 т.

При этом до 01.11.2021 стоимость оказанных услуг по размещению путем хранения ТКО определялась Предприятием исходя из объема ТКО в куб.м. В период с 01.11.2021 по 23.05.2022 производился весовой учет ТКО (т).

Следовательно, при обоснованности расчета тарифа, установленного Предприятием с 01.11.2021 необходимо фактический объем ТКО (куб.м.) привести к массе ТКО (т).

Согласно пункту 4 Правил № 505 в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

В силу подп. «б» пункта 11 Правил № 505 в случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Согласно расчетам, представленным Обществом письмом от 10.04.2023 № <...> (л.д. 194-198 т. 2), фактический объем или масса переданных ООО «Р» ТКО к размещению на полигон Предприятия приведены в таблице № 3.

Таблица № 3

Период

Объем ТКО, куб.м.

Масса ТКО, тн

2020 год

<...>  <...> 

2021 год

<...>  <...> 

2022 год

<...>  <...> 

При этом согласно статистической отчетности Общества «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» по форме № 2-ТП (отходы) масса отходов, переданная ООО «Р» на полигон в г. <...> (л.д. 235-239, 251-253 т. 17), составила:

2021 год - <...>  т;

2022 год - <...>  т.

Согласно Территориальной схеме обращения с отходами Республики Коми, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 30.12.2021 № 2175, масса образующихся на территории МО ГО <...>  отходов определена:

2021 год - 29 842 т;

2022 год - 29 604 т

согласно действующей редакции Территориальной схемы (от 28.02.2023) масса образующихся на территории МО ГО <...>  отходов определена:

2022 год - 22 684 т;

2023 год - 22 362 т.

Также масса ТКО 16 880 т, использованная Предприятием при расчете тарифа на услугу с 01.01.2023, и определенная Предприятием исходя из фактических показателей массы ТКО, размещенных в период с ноября 2021 года по апрель 2022 года (в период весового контроля), не может быть принята к расчету ввиду следующего.

Согласно пункту 14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования определяется на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

Принятая Предприятием при расчете тарифа с 01.01.2023 масса ТКО 16 880 т, рассчитанная исходя из среднемесячной массы ТКО, сложившейся в период 01.11.2021 по 23.05.2022, не является обоснованной, поскольку наибольшая масса размещенных ТКО приходится на летний – осенний периоды, о чем свидетельствуют сведения, представленные Предприятием письмом от 26.04.2023 № <...>  (л.д. 72 т. 5).

Так, согласно сведениям о взаиморасчетах с Обществом, представленным Предприятием письмом от 26.04.2023 № <...> , стоимость оказанных МУП <...>  услуг в адрес Общества за 2022 год рассчитана исходя из массы ТКО 23 603,9 т.

Согласно данным отчета – приемки ТКО, представленным Предприятием вышеуказанным письмом, масса ТКО за 2022 год составила 24 643,3 т (л.д. 214 т. 7).

Таким образом, масса ТКО, принятая Предприятием при расчете тарифов с 01.11.2021, с 01.01.2023, меньше массы ТКО, указанной Обществом и самим Предприятием, а также массы ТКО, предусмотренной Территориальной схемой размещения отходов.

Занижение Предприятием массы ТКО (т) привело к завышению тарифов на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления, установленных Предприятием с 01.11.2021 в размере 2399,95 руб./т, с 01.01.2023 в размере 1 840,54 руб./т.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» определено, что на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

Таким образом, тарифы на услугу по размещению путем хранения ТКО, установленные Предприятием с 01.11.2021, с 01.01.2023, в силу части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции являются монопольно высокими тарифами.

2. Комиссией в рамках рассмотрения настоящего антимонопольного дела рассмотрены следующие доводы МУП <...> и ООО «Р».

2.1. Представителем Предприятия на заседании Комиссии 04.07.2023 (л.д. 165 т. 15) заявлен довод о том, что ООО «Р», на долю которого приходится 80 % оказанных Предприятием услуг, на протяжении 1,5 лет не производит оплату за оказанные услуги по размещению отходов на полигоне в г. <...> , в связи с чем МУП <...>  не может выплачивать заработную плату, производить расчеты с поставщиками, ремонт весов, перечисление налогов.

Представителем Общества на заседании Комиссии 04.07.2023 заявлены доводы о том, что задолженность ООО «Р» за оказанные услуги за 2021 год, 2022 год закрыта полностью.

Поскольку отсутствие оборотных средств, отсутствие выручки от оказанных услуг могло повлиять на фактические расходы Предприятия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, Комиссией рассмотрены заявленные Предприятием и Обществом доводы и установлено следующее.

Как следует из материалов настоящего дела, задолженность, образовавшаяся в период с ноября 2021 года по июнь 2022 года, обусловлена несогласием Общества производить оплату по завышенному тарифу, установленному Предприятием с 01.11.2021.

МУП <...>  обратилось в Арбитражный суд Республики Коми по взысканию с Общества задолженности <...> за оказанные ему услуги за период с января по октябрь 2021 года (дело № А29-<...> /2021).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.08.2022 по делу № А 29-<...> /2021 задолженность Общества была определена в размере <...> ., которая Обществом была погашена в 2022 году.

При новом рассмотрении дела № А29-<...> /2021 решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2023 был признан верным расчет стоимости услуг за спорный период в размере <...>  (то есть заявленная Предприятием к погашению задолженность уменьшена в 4,3 раза).

МУП <...>  также обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Коми о взыскании с Общества задолженности за оказанные услуги за период с января по июнь 2022 года в сумме <...>  (дело № А 29-<...> /2022), определенной исходя из тарифа на услугу в размере 2399,95 руб./т.

Заявлением от 06.07.2023 Предприятие уменьшило цену иска до <...> (то есть в 2,9 раза), определив её исходя из тарифа на услугу в размере 481,85 руб./т (96,37 руб. куб.м).

В настоящее время рассмотрение дела № А 29<...> /2022 приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу № А 29-<...> /2021.

Таким образом, задолженность, образовавшаяся в период с ноября 2021 года по июнь 2022 года, была обусловлена несогласием Общества производить оплату по завышенному тарифу, установленному Предприятием с 01.11.2021.

Согласно бухгалтерскому отчету Предприятия задолженность перед персоналом на 31.12.2021 составила <...> тыс. руб.

При этом согласно судебным актам стоимость услуг, предъявленная Предприятием к оплате основному потребителю в размере <...> тыс. руб., была снижена судом до <...>  тыс. руб.

Следовательно, Предприятие несет риски в результате действий по завышению стоимости услуг, предъявленных к оплате.

2.2. На заседании Комиссии 12.09.2023 представителем Предприятия заявлены письменные и устные доводы о том что в 2023 году Предприятие отменило приказ от 10.11.2021 № 108, произвело перерасчет стоимости услуги за период с 01.11.2021 по 31.12.2022 исходя из тарифа в размере 96,37 руб./куб.м., тем самым права и интересы единственного потребителя услуги – ООО «Р» не нарушены. В связи с чем, в действиях Предприятия по установлению тарифа в размере 2399,95 руб./тн (без НДС) с 01.11.2021 отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Данные доводы Комиссией исследованы и установлено следующее.

Как следует из материалов дела, Предприятие приказом от 10.03.2023 № 19 (л.д. 112 т. 5) в связи с несоблюдением бывшим руководителем МУП <...> <...>  при принятии и введении в действие приказа № 108 от 10.11.2021 «Об установлении тарифа на оказание услуги по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления с 01 ноября 2021 года» требований Порядка установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и муниципальных учреждений МО ГО <...> , утвержденного решением Совета МО ГО <...>  от 14.12.2021 № 120 утвердило:

1. признать утратившим силу приказ № 108 от 10.11.2021;

2.1. в период с 01.11.2021 по 31.12.2022 при определении размера денежных обязательств контрагентов МУП <...>  за оказанные им услуги по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления, применять тариф (96,37 руб./куб.м), предусмотренный Прейскурантом цен, утвержденным Предприятием 01.11.2018 и согласованным Администрацией МО ГО <...> ;

2.2. в срок не позднее 30.04.2023 произвести перерасчет платы за услуги по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов, отходов потребления, которая была предъявлена к оплате контрагентам МУП<...>  с применением приказа № 108 от 10.11.2021, по факту чего направить в адрес таких контрагентов соответствующие корректировочные платежные документы.

В результате исследования материалов настоящего антимонопольного дела Комиссией установлено, что в период с ноября 2021 года по декабрь 2022 года, то есть более одного года, Предприятие предъявляло в адрес ООО «Р» плату за услуги по размещению путем хранения ТКО по завышенному тарифу 2399,95 руб./т (без НДС).

Ввиду несогласия Обществом с указанным тарифом, последнее настаивало на проведении расчетов исходя из ранее установленного тарифа 96,37 руб./куб.м.

Предприятие в 2022 году обратилось в Арбитражный суд Республики Коми по взысканию с Общества задолженности, рассчитанной исходя из тарифа 2399,95 руб./т (без НДС).

Перерасчет стоимости услуг, предъявленный к оплате в период с ноября 2021 года по декабрь 2022 года по завышенному тарифу, произведен Предприятием только в апреле 2023 года.

Таким образом, Предприятие признало необоснованным установление тарифа на рассматриваемую услугу с 01.11.2021, утвержденного и введенного Предприятием приказом № 108 от 10.11.2021 в размере 2399,95 руб./т.

Произведенный Предприятием перерасчет платы за услугу по размещению путем хранения ТКО в период с 01.11.2021 по 31.12.2022 свидетельствует лишь о добровольной отмене МУП <...> завышенного тарифа 2399,95 руб./т.

Таким образом, применение Предприятием при расчетах с Обществом завышенного тарифа на услугу по обращению с ТКО в период с 01.11.2021 по 31.12.2022, привело к ущемлению интересов ООО «Р» в сфере предпринимательской деятельности.

2.2. На заседании Комиссии 12.09.2023 представителем Предприятия заявлены письменные и устные доводы о том что тариф на услугу в размере 1840,54 руб./тн (без НДС) на 2023 год, утвержденный Предприятием и согласованный администрацией МО ГО <...>  в соответствии с Порядком, то есть установлен органом местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий, не является монопольно высоким тарифом и не может быть квалифицирован по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, вопрос по установлению тарифа на услугу на 2023 год в размере 1840,54 руб./тн (без НДС), регулируемого органом местного самоуправления, не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.

Данные доводы Комиссией рассмотрены и установлено следующее.

Статьей пункту 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Решение Совета МО ГО <...>  от 14.12.2011 № <...> утвержден порядок установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и муниципальных учреждений МО ГО<...>  (далее – Порядок) (л.д. 120 т. 125).

Согласно пункту 2.1 Порядка муниципальные предприятия (учреждения) самостоятельно рассчитывают тарифы на услуги и предоставляют на рассмотрение в Администрацию МО ГО <...>  документы, в том числе письменное обращение на утверждение тарифов на оказание услуг, проект прейскуранта, согласованный руководителем муниципального предприятия (учреждения).

По итогам рассмотрения тарифов муниципальному предприятию (учреждению) выдается прейскурант на оказываемые услуги, имеющий в левом верхнем углу отметку о согласовании с руководителем Отраслевого органа (Органа администрации), подтвержденную гербовой печатью, а в правом верхнем углу отметку об утверждении руководителем муниципального предприятия (учреждения) с печатью (пункт 2.5).

Прейскурантом цен МУП <...> , утвержденным директором Предприятия 07.12.2022, согласованным с администрацией МО ГО <...> , установлен тариф на услугу по размещению твердых коммунальных отходов путем хранения в размере 1840,54 руб./т (без НДС) на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 (л.д. 13 т. 16).

Письмом от 29.12.2022 № <...>  (л.д. 16 т. 16) Предприятие направило в адрес Администрации МО ГО <...>  заявление о согласовании тарифов на услуги, в том числе тарифа на услугу по размещению ТКО путем хранения на 2023 год в размере 1840,54 руб./т, документы, исходя из которых такой тариф установлен.

Документы, представленные в обоснование расчета тарифа на услугу по размещению путем хранения ТКО на 2023 год в размере 1840,54 руб./т (без НДС), направлены Предприятием в адрес Администрации МО ГО <...> , такие же документы были направлены в материалы настоящего антимонопольного дела, в адрес Комитета Республики Коми по тарифам для оценки их экономической обоснованности.

По результатам рассмотрения материалов Предприятия Администрация МО ГО <...>  согласовала Прейскурант цен МУП «Полигон» на 2023 год без каких-либо замечаний.

Согласно расчету тарифа на услугу МУП <...> , представленному в адрес указанных органов, Предприятие исходило из массы ТКО 16 880 т, которая ниже фактической массы ТКО за 2022 год, представленной Предприятием в материалы дела (24 643,3 т), ниже массы ТКО, установленной Территориальной схемой размещения отходов Республики Коми (в ред. от 28.02.2023) (22 684 т).

Занижение Предприятием массы ТКО привело к завышению тарифа на услугу по размещению путем хранения ТКО на 2023 год – 1840,54 руб./т.

Сам по себе факт согласования указанного тарифа Администрацией МО ГО <...> , не освобождает Предприятие, занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуги по размещению ТКО (хранению, захоронению) на территории МО ГО <...> , от соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Комитетом Республики Коми по тарифам, осуществляющим функции по региональному государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на основании поручения Первого Заместителя Председателя Правительства Республики Коми <...>  от 20.03.2023 произведен анализ обоснованности величины тарифа на услугу Предприятия на основании представленных МУП <...>  документов.

Согласно позиции Комитета, изложенной в письме от 24.04.2023 № <...> , направленной в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (л.д. 232 т. 15), тариф на услугу может составлять величину в диапазоне от 841,74 руб./тн (при коэффициенте плотности ТКО 5 куб./м) до 1149,43 руб./тн (при коэффициенте плотности ТКО 9,53 куб./м).

Данное письмо также было направлено в адрес Администрации МО ГО <...> .

Комиссией установлено, что в истекшем периоде 2023 года Предприятие при расчетах за оказанные услуги применяет тариф в размере 1840,54 руб./т.

На заседании Комиссии 22.11.2023 представителем ООО «Р» заявлен довод о том, что в результате действий Предприятия по установлению и применению завышенных тарифов на услугу по размещению путем хранения ТКО будут ущемлены интересы не только Общества, но и его потребителей (физических и юридических лиц), поскольку оплата Обществом услуг МУП <...>  по завышенным тарифам приведет к росту расходов регионального оператора, а значит и к росту тарифа на услугу по обращению с ТКО, устанавливаемого Комитетом Республики Коми по тарифам для ООО «Р».

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» определено, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках; причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Действия МУП <...>  МО ГО <...> , занимающего доминирующее положение на товарном рынке оказания услуги по обращению путем хранения (захоронения) ТКО в МО ГО <...> , выразившиеся в установлении монопольно высокого тарифа на услугу по размещению путем хранения твердых коммунальных отходов и отходов потребления в размере 2 399,95 руб./т с 01.11.2021, в размере 1 840,54 руб./т с 01.01.2023, привело (могло привести) к ущемлению интересов потребителей услуги, в том числе ООО «Р».

Комиссия Коми УФАС России по рассмотрению дела № 011/01/10-423/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия МУП <...>  по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии <...> 

 

Члены Комиссии <...> 

 

                                <...> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-5028

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны