Определение №ПК/4721/23 Определение от 26 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

 

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 011/05/5-627/2023

И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

26 июля 2023 года г. Сыктывкар

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <...>, рассмотрев заявления <...> (вх. № 3892-ИП/23 от 28.06.2023, вх. № 4196-ЭП/23 от 07.07.2023), <...> (вх. № 3948-ИП/23 от 29.06.2023, вх. № 4223-ЭП/23 от 10.07.2023) по факту нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступили заявления<...> (вх. № 3892-ИП/23 от 28.06.2023, вх. № 4196-ЭП/23 от 07.07.2023), <...> (вх. № 3948-ИП/23 от 29.06.2023, вх. № 4223-ЭП/23 от 10.07.2023) о нарушении рекламного законодательства при распространении листовок с извещением о проведении поверки приборов учета воды.

Из заявлений следует, что по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по адресам: ул. Парковая, д. 11, ул. Кутузова, д. 36, ул. Карьерная, д. 3, ул. Оплеснина, д. 58, ул. Оплеснина, д. 58а, ул. Оплеснина, д. 41/1, пр-т Бумажников, д. 23, ул. Комарова, д. 14, Набережный проезд, д. 8, ул. Коммунистическая, д. 36, ул. Малышева, д. 9, распространены листовки в форме извещения «ЖилСервис Сыктывкар» о проведении поверки приборов учета воды.

В листовках, в том числе указано: «Извещение за ИЮНЬ 2023 г. ЖилСервис СЫКТЫВКАР телефон для справок 8 (8212) 33-00-02 ИЗВЕЩЕНИЕ № 6415-14 Предупреждаем Вас, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 №354, индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды по телефону 8 (8212) 33-00-02. Работы по поверке будут проводиться с 19.06 по 10.07.2023г. В случае невыполнения п. 60 Постановления Правительства № 354 произойдет увеличение оплаты за коммунальные услуги на 50 процентов, т.е. расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5».

Далее в листовке приведен пример расчета оплаты за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в случае истечения межповерочного интервала.

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена в виде листовок в форме извещений по почтовым ящикам многоквартирных домов г. Сыктывкара;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – «ЖилСервис Сыктывкар» и оказываемым им услугам по поверке приборов учета воды, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

- об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, может привести к неоправданным ожиданиям потребителя.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Использование в рассматриваемой рекламе следующих утверждений: «индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку», «во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу... Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки», «работы по поверке будут проводиться с 19.06 по 10.07.2023г.» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «ЖилСервис Сыктывкар».

Кроме того, учитывая форму изложения рекламной информации в виде извещения за июнь 2023 г. с размещенным на нем штрих-кодом, такая информация может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «ЖилСервис Сыктывкар».

Ссылки в рассматриваемой рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета могут ввести потребителей в заблуждение, создать впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «ЖилСервис Сыктывкар» для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемой рекламе указано, что поверка будет проводиться с 19.06 по 10.07.2023. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. Вместе с тем из имеющихся материалов не усматривается, что такие работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.

Как указывает один из заявителей, позвонив по указанному в извещении номеру, выяснилось, что стоимость работ за два счетчика составит 2500 рублей, офиса у компании не имеется, названный адрес не существует, при этом в ресурсоснабжающей организации заявителю объяснили, что срок поверки прибора учета воды заявителя истекает в 2027 г.

При таких обстоятельствах из имеющихся материалов усматривается, что рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления рекламируемых услуг, а также возможности их приобретения в определенное время.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Частью 8 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель <...>

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/5-627/2023 по признакам нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителей – <...>, <...>;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ИП <...>.

3. Назначить дело № 011/05/5-627/2023 к рассмотрению на 25 августа 2023 года на 10 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

4. ИП <...> в срок не позднее 23 августа 2023 года представить следующие копии документов и письменную информацию:

4.1. О рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации – для физических лиц.

4.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ, электронной переписки), опосредующих производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.3. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство и распространение рассматриваемой рекламы.

4.4. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, ее наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама; в случае если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

4.5. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

4.6. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемой рекламы.

4.7. О причинах распространения рассматриваемой рекламы без учета требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

4.8. О лице, фактически оказывающем указанные в рассматриваемой рекламе услуги по поверке приборов учета воды (с приложением подтверждающих документов). Если «ЖилСервис Сыктывкар» не является таким лицом – укажите причины указания его в рассматриваемой рекламе.

4.9. Иные документы и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела (при наличии).

5. ИП <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 23 августа 2023 года.

6. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 23 августа 2023 года.

7. <...> вправе (с паспортом) явиться лично и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела, либо письменно сообщить о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие в срок до 23 августа 2023 года.

 

Примечание:

 

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа.

 

 

Председатель комиссии

<...>

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны