Предупреждение №02-01/3425 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 17 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

17 мая 2021 года

 

 

№02-01/3425

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление ООО «ВЕНТА» от 12.02.2021 № 8 (вх. № 738-э от 16.02.2021, № 686 от 17.02.2021), дополнительные пояснения к заявлению от 15.02.2021 № 10 (вх. № 685 от 17.02.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера») (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в  Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

           В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Как следует из материалов заявления, ООО «ВЕНТА» расположено по адресу: г. Сыктывкар, ул. Колхозная, д. 42/3, деятельность – оптово-розничная торговля скобяными изделиями.

На территории ООО «ВЕНТА» по указанному адресу установлена контейнерная площадка – 1 контейнер, объемом 0,75 куб.м., внесенная в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденный Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.04.2019 № 4/1149. 

Между региональным оператором и заявителем заключен договор № 1152/РО-П/2018 от 26.11.2018 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 09.01.2019 к договору (далее – договор на ТКО от 26.11.2018). 

Условиями Договора ТКО от 26.11.2018 предусмотрено:

пункт 3: способ складирования ТКО – п.п. 1 (приложения) контейнерная площадка на территории предприятия;

пункт 12: стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами № 505: п.п. 1 (приложения) исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО;

пункт 23: срок настоящий договор действует с с момента его подписания по 31.12.2019;

пункт 24: договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях.  

Приложением к договору на ТКО от 26.11.2018 «Объем и место накопления ТКО» предусмотрено:      

 

№ п/п

Наименование объекта

Объем принимаемых ТКО за год

Место накопления ТКО

Периодичность вывоза ТКО

1

Помещение материального склада, г. Сыктывкар, ул. Колхозная, д. 42/3

38,400 куб.м.

Контейнерная пощад-ка на территории предприятия

2 раза в неделю в рабочие дни (вторник, пятница)

 

Письмом от 13.01.2020 № РО-460/ис Общество направило в адрес заявителя дополнительное соглашение № 2 от 28.11.2019 к договору на ТКО от 26.11.2018, согласно которому внесены изменения в условия договора, согласованные сторонами, в том числе:

пункт 5: «… размер и условия оплаты указываются в Приложении – расчете к настоящему договору на каждый календарный год»;

пункт 27: «Договор пролонгируется автоматически на каждый последующий календарный год до момента его расторжения»;

приложение № 1 «Объем и место накопления ТКО»:

 

№ п/п

Наименование объекта

Объем принимаемых ТКО за год

Место накопления ТКО

Периодичность вывоза ТКО

1

Помещение материального склада, г. Сыктывкар, ул. Колхозная, д. 42/3

39,000 куб.м.

Контейнерная пощад-ка на территории предприятия

четверг

          

Из электронной переписки между заявителем и региональным оператором 18.03.20202, 19.03.2020, 28.05.2020, установлено, что Общество начало вывозить мусор три раза в неделю, при этом периодичность вывоза по договору на ТКО от 26.11.2018, в редакции дополнительного соглашения № 2 – один раз в неделю. В адрес заявителя было направлено дополнительное соглашение № 3, которым предусмотрен вывоз ТКО в соответствии с СанПиН. 

ООО «ВЕНТА» по электронной почте 16.06.2020 направило в адрес ООО «Регионального оператора Севера» сообщение о пересмотре дополнительного соглашения № 3 к договору на ТКО от 26.11.2018 в части объема ТКО – 1 контейнер 0,75 куб.м., 1 раз в неделю.

Общество письмом от 05.08.2020 № РО-13369/ис на обращение ООО «ВЕНТА» от 16.06.2020 сообщило, что в соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.7.3550-19, пунктами 7.3, 7.4 Порядка накопления ТКО, утвержденного постановлением Правительства РК № 302 от 15.06.2017, при определении количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из нормативов накопления ТКО; при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам по обращению с ТКО коммерческий учет ТКО производится в соответствии с абз. третьим подп. «а» пункта 8 Правил № 1156. Ввиду того, что нормативный объем образования ТКО по объекту ООО «ВЕНТА» больше, чем расчетный объем исходя из количества и объема контейнера, в отношении заявителя подлежит применению порядок коммерческого учета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, установленных Министерством.

Региональный оператор письмом от 05.08.2020 № РО-13369/ис направил в адрес ООО «ВЕНТА» дополнительное соглашение № 3 от 01.02.2020 к договору на ТКО от 26.11.2018, согласно которому учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО, приложением № 1 предусмотрен «Объем и место накопления ТКО»:

 

№ п/п

Наименование объекта

Объем принимаемых ТКО за год

Место накопления ТКО

Периодичность вывоза ТКО

1

Нежилое помещение – магазин оптово-розничной торговли, г. Сыктывкар, ул. Колхозная, д. 42/3

55,404 куб.м.

г. Сыктывкар, ул. Колхозная, д. 42/3

В соответствии с действующими нормами и правилами, не реже указанной Потребителем

2

Нежилое помещение – офис, г. Сыктывкар, ул. Колхозная, д. 42/3 

5,583

г. Сыктывкар, ул. Колхозная, д. 42/3

В соответствии с действующими нормами и правилами, не реже указанной Потребителем

 

 

60,986

 

 

 

Расчет объема ТКО произведен Обществом исходя из нормативов накопления ТКО, установленных Министерством, в период с 01.02.2020 по 31.12.2020, а именно:

нежилое помещение – магазин оптово-розничной торговли: 0,28 куб.м. х 204,2 кв.м.,

нежилое помещение – офис: 0,87 куб.м. х 7 чел.     

ООО «ВЕНТА» письмом от 28.08.2020 № 61, направленным в адрес регионального оператора, уведомило последнего об отказе в заключении дополнительного соглашения № 3 от 01.02.2020 к договору на ТКО от 26.11.2018. Заявитель указал, что в таком количестве ТКО по объекту заявителя не накапливается.  

Согласно счетам-фактурам, предъявленным Обществом в адрес заявителя, начиная с апреля 2020 года, региональный оператор произвел ООО «ВЕНТА» начисление платы за услуги по обращению ТКО за период с 01.02.2020 по 31.12.2020 исходя из нормативов накопления ТКО, установленных Министерством.

Письмом от 06.11.2020 № РО-19063/ис (получено 12.11.2020) региональный оператор направил в адрес заявителя уведомление об изменении наименования регионального оператора, адреса места нахождения, печати, штампов, о прекращении действия ранее заключенного договора, о заключении договора на иных условиях и направил проект нового договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 1000/РО-П/2021 от 11.01.2021 (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

Согласно пункту 12 Договора на 2021 год Общество предусмотрело учет объема и (или) массы ТКО исходя из нормативов накопления ТКО.

Согласно приложениям № 1, № 2 к договору на ТКО на 2021 год объем ТКО в отношении ООО «ВЕНТА» установлен в объеме 146,083 куб.м., определенный исходя из норматива накопления ТКО (0,28 куб./м), установленного Министерством, и площади здания (521,8 кв.м.). 

ООО «ВЕНТА» письмом от 12.11.2020 № 73 отказалось от заключения договора на ТКО на 2021 год в редакции регионального оператора.

Заявитель 16.11.2020 по электронной почте направил в адрес Общества сообщение об изменении условий договора, предусмотрев приложением № 1 к договору: периодичность вывоза ТКО – 1 раз в неделю (среда), контейнер объемом 0,75 куб.м., всего (объем) за год – 39 куб.м.   

ООО «Региональный оператор Севера» в ответ на вышеуказанное письмо направило ответ от 03.02.2021 № РО-2448/ис, в котором указало, что учет объема массы и (или) объема ТКО исходя из объемов и количества контейнеров для складирования ТКО применяется к потребителям, которые осуществляют раздельное накопление ТКО. Поскольку на объекте ООО «ВЕНТА» отсутствует раздельное накопление ТКО, ООО «Региональный оператор Севера» дополнительным соглашением от 01.02.2020 № 3 к договору на ТКО от 26.11.2018, договором на ТКО от 11.01.2021 установило способ учета ТКО исходя из норматива накопления.

ООО «ВЕНТА» в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направило письмо от 15.02.2021 № 9, в котором указало, что в связи с отсутствием на Объекте раздельного накопления ТКО потребитель в соответствии с Правилами № 505 вправе самостоятельно определить выбор учета ТКО.     

ООО «ВЕНТА» в своем заявлении указывает на неправомерные действия ООО «Региональный оператор Севера» в части увеличения объема вывозимых ТКО и, как следствие, увеличения размера оплаты за оказанные услуги.

Коми УФАС России, изучив материалы заявления, соответствующую нормативно правовую базу, установило следующее.

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 23.04.2021 № РО-7263/ис (вх. № 1908 от 28.04.2021) в адрес Коми УФАС России представило письменную информацию, согласно которой, способ учета ТКО исходя из объемов и количества контейнеров для складирования ТКО применяется в отношении потребителей, которые осуществляют раздельное накопление ТКО. В связи с тем, что на Объекте ООО «ВЕНТА» не осуществляется раздельного накопления ТКО, ООО «Региональный оператор Севера» дополнительным соглашением от 01.02.2020 № 3 к договору на ТКО от 26.11.2018, договором на ТКО от 11.01.2021 установило способ учета ТКО исходя их норматива накопления ТКО, применив норматив накопления 0,28 куб/м. к общей площади Объекта ООО «ВЕНТА». 

Пунктом 25 Правил № 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

Каких – либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Таким образом, владельцы нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО.

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть по количеству и объему контейнеров.

Указанная норма права предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета.

Следовательно, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в свою очередь, в двух случаях: при раздельном накоплении сортированных отходов и в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре. При этом второй вариант (если отражено в заключенном с региональным оператором договоре) не имеет каких – либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе, не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Следовательно, нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.

Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой Арбитражного суда по делу № А29-6534/2020, Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956.

При рассмотрении материалов заявления Коми УФАС России было установлено, что между ООО «ВЕНТА» и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор на ТКО от 26.11.2018, в котором стороны согласились производить учет массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

Из имеющихся материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» в период с ноября 2018 года по июнь 2020 года осуществляло ежемесячный вывоз ТКО в размере 3 куб/м., тогда как с июля месяца 2020 года региональный оператор начал выставлять ООО «ВЕНТА» счета-фактуры, в которых указан объем вывозимых ТКО в размере 4,76399 куб/м. ежемесячно, а с 2021 года объем вывозимых ТКО указывался в счетах-фактурах в размере 12,17359 куб/м.

Следовательно, в период с даты заключения договора на ТКО от 26.11.2019 по июнь 2020 год стороны осуществляли учет массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Впоследствии ООО «Региональный оператор Севера» начало рассчитывать объем ТКО исходя из норматива накопления ТКО, при этом ООО «ВЕНТА» отказалось от заключения дополнительного соглашения от 01.02.2021 № 3 к договору на ТКО от 26.11.2018, договора на ТКО от 11.01.2021, указав, что у Общества имеется зарегистрированная контейнерная площадка, а объем вывозимых ТКО с июня 2020 года не изменился (вывоз ТКО осуществлялся в объеме одного контейнера). 

На основании части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По своей юридической природе договор на ТКО от 26.11.2018 является договором возмездного оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Правилами № 1156 утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которой настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 27 типового договора на ТКО). Аналогичные положения установлены пунктом 25 договора на ТКО от 26.11.2018.

 Материалами заявления установлено, что причиной принятия ООО «Региональный оператор Севера» решения об изменении договора на ТКО от 26.11.2018, а в последствии его расторжения региональным оператором в одностороннем порядке послужило то, что ООО «ВЕНТА» на своем Объекте не осуществляет раздельное накопление ТКО, в связи с чем, к потребителю не может быть применен способ учета ТКО исходя из объемов и количества контейнеров для складирования ТКО.

Вместе с тем, как было указано ранее стороны свободы в выборе учета массы и (или) объема ТКО при заключении договора на ТКО.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданампотребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Согласно разъяснениям ФАС России от 21.04.2021 № СП/32478/21, учет массы и (или) объемов ТКО производится способом, определённым сторонами в договоре по обращению с ТКО, в соответствии с Правилами № 1156, в связи с чем, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут содержаться в действиях регионального оператора, выразившихся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета ТКО). 

При рассмотрении материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ООО «ВЕНТА» дополнительное соглашение от 01.02.2020 № 3 к договору на ТКО от 26.11.2018, а впоследствии расторгнув его, направило новый договор на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которыми учет массы и (или) объема ТКО осуществляется исходя из норматива накопления ТКО. В соответствии с дополнительным соглашением от 01.02.2020 № 3 к договору на ТКО от 26.11.2018, объем вывозимых ТКО вырос с 38,400 куб/м в год до 60,986 куб/м, расходы с 41 184,90 руб. до 47 203,40 руб. В соответствии с договором на ТКО от 11.01.2021 объем вывозимых ТКО вырос с 38,400 куб/м в год до 146,083 куб/м, расходы с 41 184,90 руб. до 112 954,32 руб.  

Вместе с тем, ООО «ВЕНТА» в своих письменных пояснениях от 14.04.2021 № 18 (вх. № 1711 от 16.04.2021) указало, что объем вывозимых ТКО в 2021 году остался на том же уровне, который осуществлялся в 2019-2020 годах.

Кроме того, количество Объектов в рамках дополнительного соглашения от 01.02.2020 № 2 к договору на ТКО от 26.11.2018, договора на ТКО от 11.01.2021 по сравнению с договором на ТКО от 26.11.2018 не изменилось. 

Следовательно, из имеющихся материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» приняло решение об изменении договора на ТКО от 26.11.2018, а впоследствии приняло решение о его расторжении и направило новый договор на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которыми способ учета массы и (или) объема ТКО изменен с количества и объема контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, что привело к увеличению объемов ТКО и расходов, связанных с их вывозом, при этом объем вывозимых ТКО с июля 2020 года, в 2021 году фактически не изменился, в сравнении с объемом ТКО, вывоз которых осуществлялся в 2019 году, до июня 2020 года. Кроме того, новых (иных) объектов, с которых осуществляется вывоз ТКО дополнительным соглашением от 01.02.2020 № 3 к договору на ТКО от 26.11.2018, договором на ТКО от 11.01.2021, не установлено, вывоз ТКО с июля 2020 года, в 2021 году осуществляется с Объекта, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Колхозная, д. 42/3, который также был установлен договором на ТКО от 26.11.2018.

В рассматриваемом случае ООО «Региональный оператор Севера» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющий услуги по обращению ТКО на территории Республики Коми, в связи с чем, у ООО «ВЕНТА» отсутствует возможность заключения договорных отношений на оказание услуг по обращению с ТКО с иными лицами.

 Позиция ООО «Региональный оператор Севера» о том, что на Объекте ООО «ВЕНТА» отсутствует раздельное накопление ТКО, в связи с чем, к указанному потребителю применяется способ учета ТКО исключительно исходя из норматива накопления ТКО, не может быть принята во внимание, поскольку стороны свободы в выборе способа учета ТКО, каких либо существенных изменений в части объемов вывозимых ТКО  и (или) количества Объектов при рассмотрении заявления Коми УФАС России не установлено.  

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании региональным оператором ООО «ВЕНТА» невыгодных условий договора на ТКО от 26.11.2018, указанных в дополнительном соглашении от 01.02.2020 № 3 к договору на ТКО от 26.11.2018, договоре на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которыми способ учета массы и (или) объема ТКО изменен с количества и объема контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, что, в свою очередь, привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, тогда как фактически вывозимый объем ТКО остался без изменений.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию ООО «ВЕНТА» невыгодных условий договора на ТКО от 26.11.2018, указанных в дополнительном соглашении от 01.02.2020 № 3 к договору на ТКО от 26.11.2018, договоре на ТКО от 11.01.2021 путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с потребителем способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, как это было согласовано ранее сторонами в соответствии с договором на ТКО от 26.11.2018 № 1152/РО-П/2018.   

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Руководитель управления                                                                              <…>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны