Решение (комиссия) №ОД/4066/23 Решение от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 


 

 

 

Акционерное общество
«Коми дорожная компания»

(через Единую информационную систему)


Государственное казенное учреждение Республики Коми
«Управление автомобильных дорог Республики Коми»

(через Единую информационную систему)

 

Государственное казенное учреждение Республики Коми
«Центр обеспечения организации и проведения торгов»

(через Единую информационную систему)

Акционерное общество
«Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"

(через Единую информационную систему)

 

РЕШЕНИЕ

 

 

по жалобе № 011/06/42-512/2023

20 июня 2023 года                                                                                                       г. Сыктывкар


         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <..........> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу акционерного общества «Коми дорожная компания» (167981 , Республика Коми, Сыктывкар город, 3-я Промышленная улица, дом 54, ОГРН: 1091101007271, ИНН: 1101205849, КПП: 110101001) (далее - АО «Коми дорожная компания») от 13.06.2023 (вх. № 3463/23 от 14.06.2023) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (167023 , Республика Коми, Сыктывкар город, Морозова улица, 115А, ОГРН: 1111101006873, ИНН: 1101486886, КПП: 110101001) (далее - ГКУ РК «УправтодорКоми») при определении положений извещения о закупке способом электронного аукциона «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" во II полугодии 2023 года и в I полугодии 2024 года», извещение № 0307200030623001397,

при участии в рассмотрении жалобы:

- <..........>, представителей АО «Коми дорожная компания» по доверенностям от 16.06.2023 № 57, от 16.06.2023 № 56, от 27.03.2023 № 21 соответственно;

- <..........>, представителей ГКУ РК «УправтодорКоми» по доверенностям от 19.06.2023 № 72, от 01.06.2023 № 68, от 15.06.2023 № 73 соответственно;

- <.......>, представителя государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее - ГКУ РК «ЦООиПТ») по доверенности от 26.04.2023 № 19,

УСТАНОВИЛА:

       В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок 13.06.2023 поступила жалоба АО «Коми дорожная компания» (вх. № 3463/23 от 14.06.2023) на действия заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» при определении положений извещения о закупке способом электронного аукциона «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" во II полугодии 2023 года и в I полугодии 2024 года», извещение № 0307200030623001397 (далее - закупка, электронный аукцион ).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

АО «Коми дорожная компания», ГКУ РК «УправтодорКоми», ГКУ РК «ЦООиПТ», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее - оператор электронной площадки) о времени, дате, месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

1. АО «Коми дорожная компания» обжаловано действие заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» при определении положений извещения о проведении электронного аукциона, в части:

1) размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) извещения об электронном аукционе, содержащего не всю информацию, предусмотренную Законом о контрактной системе (в прилагаемых электронных документах: «Наименование и описание объекта закупки», «Обоснование НМЦК», а также во вкладке «Общая информация» на официальном сайте не указаны: срок исполнения контракта, место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, информация о предоставлении или непредставлении аванса, источник финансирования, требования к обеспечению заявки на участие в закупке, требования к обеспечению исполнения контракта; а также указания в электронном документе «Наименование и описание объекта закупки» требований к гарантийному сроку на выполненные работы, тогда как во вкладке «Общая информация» на официальном сайте «Требования к гарантии качества товара, работы, услуги» соответствующие требования не указаны;

2) включения в проект контракта, являющегося составной частью извещения о закупке (далее - проект контракта), условий пунктов 2.1.7, 2.1.18, 2.1.19, 2.1.21, 2.1.22, 2.1.25, 2.1.47, 2.1.51, 2.1.55, которые, согласно позиции заявителя, нарушают баланс интересов сторон и в части оплаты, поскольку требования в отношении возможных рисков и возникновения сопутствующих объемов работ установлены заказчиком таким образом, чтобы оплата за работы, которые не предусмотрены сметной документацией и не включены в Техническое задание, но неизбежно возникающие в ходе его выполнения, легла на Подрядчика.

Согласно доводам заявителя, нарушение баланса интересов сторон и принципа равенства подтверждается сравнением 2 раздела «Права и обязанности Подрядчика» и 3 раздела «Права и обязанности Заказчика» в проекте контракта: 74 пункта обязанностей Подрядчика и 6 пунктов касательно прав Подрядчика против 8 пунктов обязанностей Заказчика и 5 пунктов его прав.

Отдельно в жалобе отмечено, что перечисленные в обжалуемых пунктах проекта контракта виды работ, возложенные Заказчиком на исполнение Подрядчику, являются для Подрядчика не профильными.

Обращено внимание, что потенциальные участники закупки не относятся к категориям лиц, которым лесные участки предоставлены на каком-либо законном праве (постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренда, сервитут), то есть не являются лицами, использующими лес, соответственно, не могут предоставлять данные для включения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств и в сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, а также не могут быть стороной соглашения компенсации понесенных затрат при тушении пожаров, заключаемых в обязательном порядке с собственниками земельных участков, на которых расположены дороги, подлежащие содержанию в рамках контракта.

В жалобе обжалована также обязанность подрядчика, предусмотренная в пункте 2.1.50 проекта контракта: «Обеспечить постоянное надлежащее в соответствии с требованиями Контракта содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений. Подрядчик не вправе полностью или частично прекращать, или приостанавливать содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации». Заявитель указывает, что приостановка работ Подрядчиком по причине полного исчерпания лимита денежных средств, отведенных Заказчиком для исполнения контракта, не является таковым случаем и не предусмотрена контрактом, что означает вынужденное выполнение сверх объемов работ Подрядчиком и, как следствие, потерю финансовых ресурсов. Согласно доводам жалобы, условия проекта контракта обладают чрезмерным дисбалансом в части ответственности сторон за обеспечение безопасности дорожного движения, в результате чего Подрядчик остается единственной виновной стороной за обстоятельства, находящиеся вне его контроля, о чем свидетельствуют пункты 1.2, 11.5 проекта контракта;

3) невключения в проект контракта обязанности Заказчика передать Подрядчику объект по акту приема-передачи и предоставить доступ на объект, а также обязанности Подрядчика принять от Заказчика объект, тогда как, согласно доводам жалобы, фактическое состояние объекта не соответствует содержащимся в контракте условиям, согласно которым работы должны выполняться Подрядчиком в соответствии с требованиями, указанными в Перечне методических документов, включающий в себя 115 нормативных документов, что фактически подразумевает нормативное содержание, при котором установлены иные от условий проекта контракта уровни содержания, порядок проведения их оценки и определены иные финансовые затраты при выполнении работ;

4) определения в Техническом задании объемов работ, не соответствующих периодичности проведения работ согласно указанному в проекте контракта ГОСТу Р 58862-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения» и требованиям ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В качестве примера заявитель указывает, что Техническом задании объем работ по распределению противогололедных материалов (ПГМ) предусматривает россыпь на площади покрытия S= 2 406,3102 на 10 000 м² и отдельно на опасных участках S= 7 501,9755 на 10 000 м² (распределение не на всей площади покрытия, что противоречит требованиям данного ГОСТа), тогда как вышеназванный ГОСТ, согласно которому Подрядчик должен выполнять обязательства, предусматривает распределение ПГМ на всей площади покрытия с учетом периодичности работ S= 52 929,0801 на 10 000 м² ;

5) в части нарушения Закона о контрактной системе при определении о обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

6) о противоречивой информации относительно сведений о протяженности дорог, содержащейся в предмете контракта (пункт 1.1 проекта контракта) и в приложении № 1-1 к проекту контракта.

АО «Коми дорожная компания» в материалы жалобы 19.06.2023 представлены уточнения к жалобе (вх. № 3638-эп/23 от 19.06.2023), в которых Общество предлагает взамен довода, касающегося размещения на официальном сайте извещения об электронном аукционе, содержащего не всю информацию, предусмотренную Законом о контрактной системе, рассмотреть довод о нарушении заказчиком пункта 3 статьи 7 Закона о контрактной в части указания в извещении о закупке единицы измерения за количество (объем) работ - «рубль», а также указания цены за единицу оказанной работы «1 рубль». Также в уточнениях к жалобе приведен дополнительный довод о неверном применении Заказчиком в информации об объекте закупке кода по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) - 42.11.20.300 «Работы по содержанию автомобильных дорог», тогда как объект закупки включает в себя не только работы по содержанию автомобильных дорог, но и выполнение работ по содержанию мостовых сооружений.

В дополнение к доводам жалобы в части определения в Техническом задании объемов работ, не соответствующих периодичности проведения работ согласно указанному в проекте контракта ГОСТу Р 58862-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения» и требованиям ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» заявитель в уточнениях к жалобе предоставил расчет для сравнения объемов работ по россыпи ПГМ, с соответствующим обоснованием. В уточнениях к жалобе указано о противоречивой информации относительно сведений о протяженности дорог, содержащейся в предмете контракта (пункт 1.1 проекта контракта) и в приложении № 1-1 к проекту контракта. Также в уточнениях к жалобе приведены дополнительные доводы относительно неправомерного определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

2. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе, в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 раздела I, подпунктом 70ж) пункта 9 раздела III Положения о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2011 № 649, Министерство финансов Республики Коми (далее Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим формирование и реализацию государственной налоговой и бюджетной политики Республики Коми, нормативное правовое регулирование и государственное управление в установленной сфере деятельности, управление государственным долгом Республики Коми, координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми в данных сферах.

Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет государственные функции, в том числе, осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, в том числе, контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного, Коми УФАС России письмом от 06.06.2023 № ОД/3881/23 направило копию жалобы в Министерство финансов Республики Коми для рассмотрения по подведомственности в части доводов относительно возможных нарушений требований Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальных (максимальных) цен контрактов.

3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в части доводов, рассмотрение которых отнесено к компетенции антимонопольного управления, изучив материалы жалобы, учитывая уточнения (дополнения) к жалобе, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам.

3.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГКУ РК «УправтодорКоми».

Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, явилось ГКУ РК «ЦООиПТ».

Наименование объекта закупки - «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" во II полугодии 2023 года и в I полугодии 2024 года».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 301 914 857,30 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте 26.05.2023.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.06.2023 № ИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в закупке.

4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее электронный аукцион).

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

4.1. Согласно пункту 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать, наряду с прочим, информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.

Извещение о закупке в разделе «Объект закупки» содержит информацию: -«наименование товара, работы, услуги» - «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" во II полугодии 2023 года и в I полугодии 2024 года»;

- код позиции — 42.11.20.300.;

- количество (объем работы, услуги) - 301 914 857,30 (из 301 914 857,30)

- единица измерения - «рубль», цена за единицу - «1, 00», стоимость позиции « 301 914 857,30».

«Итого: 301 914 857,30 Российский рубль».

Согласно устным доводам представителя Заказчика, приведенным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, указание в извещении о закупке в качестве единицы измерения «рубль», а также указание цены за единицу оказанной работы - «1 рубль» обусловлено невозможностью указания иной единицы измерения и её цены в рамках закупки с учетом содержания объекта закупки.

Доказательства обратного в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не приведено. В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены бесспорные доказательства того, что оспариваемое положение извещения о закупке (указание в извещении о закупке в качестве единицы измерения «рубль», а также указание цены за единицу оказанной работы - «1 рубль») ограничило количество участников закупки, не позволило участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в ней, препятствовало каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в связи с чем, безусловные основания для констатации факта нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе в указанной части отсутствуют.

4.2. Объект закупки - «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" во II полугодии 2023 года и в I полугодии 2024 года».

Извещение о закупке содержит сведения о коде ОКПД 2 - 42.11.20.300 «Работы по содержанию автомобильных дорог».

Согласно пунктам 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,

- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

- искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Таким образом, мостовые сооружения отнесены к искусственным дорожным сооружениям, являющимся частью автомобильных дорог.

Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку присвоения определенного кода ОКПД2.

Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

Заявителем в материалы дела не представлены однозначные и бесспорные доказательства того, что заказчиком по закупаемому в рамках закупки товару неверно применен код по ОКПД2, что указанный в извещении о закупке код ОКПД2 привел к ограничению количества участников закупки, не позволил участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в ней, препятствовал каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в связи с чем, безусловные основания для констатации факта нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе в указанной части отсутствуют.

4.3. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, электронный документ: проект контракта.

Проект государственного контракта размещен в составе извещения об электронном аукционе в виде отдельного электронного документа (далее - проект контакта).

По пункту 1.1 проекта контакта: «Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог, мостовых сооружений в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" во II полугодии 2023 года и I полугодии 2024 года общей протяженностью: дороги – 677,948 км (в том числе наплавные мосты - 0,29928 км), на автомобильных дорогах и дорожных сооружениях, оговоренных в Приложениях №№ 1-1, 1-2 к Контракту (далее – автомобильные дороги), мосты – 2935,54 пог.м, оговоренных в приложении № 1М к Контракту (далее – мостовые сооружения), пешеходные переходы – Приложение 4ПП к Контракту, в соответствии с требованиями Контракта, включая обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а также обеспечение сохранности имущественного комплекса автомобильных дорог и мостовых сооружений».

Обязанности подрядчика определены в разделе 2 проекта контракта.

Согласно оспариваемым пунктам 2.1.7, 2.1.18, 2.1.19, 2.1.21, 2.1.22, 2.1.25, 2.1.47, 2.1.51, 2.1.55 проекта контракта: «Подрядчик обязан:

«-Обеспечить в ходе выполнения работ на автомобильных дорогах и мостовых сооружениях исполнение мероприятий по технике безопасности, охране труда, обеспечению безопасности дорожного движения, транспортной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений, земли и лесов. При выполнении работ обеспечить нахождение своих и привлекаемых работников в специальной одежде («сигнальной» одежде, способствующей безопасности дорожных рабочих как в светлое, так и в темное время суток);

-Обеспечить наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующие леса, утвержденными приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161;

-Организовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара и оповестить лесничество по территориальной принадлежности о месте их размещения;

-В случае обнаружения лесного пожара на участках автомобильных дорог, располагающихся на землях лесного фонда, немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара;

-Принимать участие в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара на участках автомобильных дорог, располагающихся на землях лесного фонда (в границах полосы отвода).

-Для ежедневных наблюдений за состоянием автомобильных дорог, принятия оперативных мер по предупреждению перерывов в движении транспортных средств и ДТП, а также с целью своевременного обнаружения дефектов автомобильных дорог, недостатков в содержании автомобильных дорог организовать работу специальных передвижных пунктов дорожного мастера. Специальные передвижные пункты дорожного мастера обеспечивают: постоянное наблюдение за состоянием автомобильных дорог; обнаружение недостатков в содержании автомобильных дорог; устранение мелких повреждений автомобильных дорог, ликвидацию возникших помех, препятствующих нормальному движению транспортных средств, а при невозможности устранения таких помех - ограждение таких мест в течение 1 часа с установкой соответствующих временных дорожных знаков; постоянное наблюдение за изменениями погодно-климатических условий на дорогах в зимний период; выявление гололедоопасных и снегозаносимых участков автомобильных дорог; регулярную связь с диспетчерской службой Подрядчика для принятие своевременных мер по устранению недостатков;

-Выполнить весь комплекс работ по обращению с отходами производства и потребления, образующихся при выполнении работ, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществлять все расходы и платежи, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, нести риски, связанные с деятельностью по образованию отходов;

-При выполнении работ использовать квалифицированный персонал, оборудование, материалы и механизмы, надлежащего качества и состояния в объеме необходимом для исполнения обязательств по Контракту, соответствующее действующим нормам, требованиям технических регламентов. По требованию Заказчика заменять оборудование, материалы и механизмы непригодные для целей исполнения настоящего Контракта;

-Подрядчик обязан обеспечить резерв элементов обустройства автомобильных дорог, инертных и других материалов, оборудования, техники для обеспечения непрерывного ведения работ на объекте. Формирование указанного резерва должно быть локализовано с учетом обеспечения доставки к месту производства работ в течение 24 часов с момента возникновения потребности».

В пунктах 1.2, 11.5 проекта контракта установлено, в том числе: «В период действия контракта Подрядчик является лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог и дорожных сооружений, мостовых сооружений, обеспечение безопасности дорожного движения.

На момент заключения Контракта Подрядчик внимательно изучил всю представленную ему документацию на работы, убедился в характере и содержании работ, посетил объект, принял во внимание общие и местные условия, которые могут повлиять на ход работ, оценил реальность сроков выполнения работ, оговоренных в настоящем Контракте, оценил точность и достаточность цены Контракта и условий ее оплаты. Подписанием настоящего Контракта считается, что Подрядчик получил всю необходимую информацию о рисках и непредвиденных обстоятельствах, которые могут повлиять на выполнение работ по Контракту. Подрядчик принял на себя полную ответственность за то, что предусмотрел все трудности и издержки, связанные с успешным исполнением обязательств по Контракту, а также принял во внимание климатические, геологические условия производства работ и период производства работ во времени года, тем самым выразив согласие с полнотой объёмов работ предусмотренных Контрактом необходимых для содержания автомобильных дорог, в том числе дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог на условиях обеспечения безопасности дорожного движения».

В силу пунктов 1, 2 статьи 1, пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма) , стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.

В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации или о ничтожности таких условий по статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Изложенная позиция обозначена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах».

Действующим законодательством установлено, что разрешение гражданских споров о несправедливых договорных условиях осуществляется в судебном порядке.

Согласно статье 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Согласно пояснениям ГКУ РК «УправтодорКоми» при осуществлении закупки заказчик руководствовался, наряду с прочим, установленным в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Заказчиком указано, что оспариваемые условия проекта контракта, ущемляющие по мнению заявителя его интересы, основаны на субъективном толковании ведения хозяйственной деятельности, не подкреплены доказательствами и указанием норм Закона о контрактной системе, являющихся императивными, которым не соответствуют условия контракта.

По пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Фактически содержание автомобильной дороги основано на постоянном систематическом выполнении одних и тех же работ для поддержания надлежащего технического состояния, необходимости оперативного предупреждения и выявления недостатков, а также принятия оперативного принятия мер по их устранению, чем обусловлены оспариваемые заявителем условия проекта контакта, в том числе, по ежедневному наблюдению за состоянием автомобильных дорог, обеспечению безопасности дорожного движения, формированию необходимого резерва материалов для оперативного устранения недостатков и непрерывности дорожного движения, использования материалов и механизмов соответствующих стандартов.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, указанные в оспариваемых пунктах проекта контракта виды работ, в том числе, связанные с обеспечением в ходе выполнения работ техники безопасности, выполнения комплекса работ по обращению с отходами производства работ при выполнении работ, принятия всех возможных мер по недопущению распространения лесного пожара на участках автомобильных дорог, располагающихся на землях лесного фонда; принятие участия в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара на участках автомобильных дорог, располагающихся на землях лесного фонда (в границах полосы отвода), ежедневных наблюдений за состоянием автомобильных дорог, принятия оперативных мер по предупреждению перерывов в движении транспортных средств и ДТП, иные оспариваемые работы, являются следствием ведения хозяйственной деятельности в рамках контракта.

Относительно обязанности обеспечения наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующие леса, утвержденными приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161, необходимо отметить следующее. Исходя из дословного содержания данного оспариваемого пункта, обязанность по обеспечению наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующие леса, утвержденными приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161, возникает исключительно в соответствии указанными Нормативами ( в случае отсутствия оснований для наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующие леса, утвержденными приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161, указанный пункт не подлежит применению).

Согласно пункту 2.1.50 проекта контракта: «Подрядчик обязан обеспечить постоянное надлежащее в соответствии с требованиями Контракта содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений. Подрядчик не вправе полностью или частично прекращать, или приостанавливать содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации».

Согласно позиции заявителя, приостановка работ Подрядчиком по причине полного исчерпания лимита денежных средств отведенных Заказчиком для исполнения контракта не является таковым случаем и не предусмотрена Контрактом, что означает вынужденное выполнение сверх объемов работ Подрядчиком и, как следствие, потерю финансовых ресурсов.

Согласно пояснениям ГКУ РК «УправтодорКоми», целью введения пункта 2.1.50 проекта контракта является необходимость предотвращения немотивированного, необоснованного прекращения исполнения обязательств по контракту.

В оспариваемом пункте 2.1.50 проекта контракта не ограничено право подрядчика приостановить выполнение работ при исчерпании объемов работ.

В силу части 5 стати 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, оспариваемые положения проекта контракта соответствуют предмету контакта и условиям выполнения работ и в равной степени применяются ко всем участникам закупки.

В действиях заказчика при определении оспариваемых положений проекта контракта нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено.

4.4. Основываясь на статьях 718, 740, 747 Гражданского кодекса Российской Федерации, СП 48.13330.2019, постановлении Правительства РФ от 08.04.2023 № 572 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений», заявитель указывает на необоснованное невключение в проект контракта обязанности заказчика передать объект по контракту по акту приема-передачи и предоставить доступ на объект, так и обязанность Подрядчика принять от Заказчика объект.

При этом, согласно доводам заявителя, фактическое состояние объекта закупки не соответствует условиям контракта, согласно которым работы должны выполняться Подрядчиком в соответствии с требованиями, указанными в Перечне методических документов, включающий в себя 115 нормативных документов, что фактически подразумевает нормативное содержание, при котором установлены иные от условия контракта уровни содержания, порядок проведения их оценки и определены иные финансовые затраты при выполнении работ. Заявитель считает, что в отсутствие Акта приема-передачи предполагается, что переданная от Заказчика к подрядчику строительная площадка (объект) находится в нормативном состоянии, что не соответствует действительности, поскольку состояние сети автомобильных дорог и искусственных сооружений в районах Республики Коми на сегодняшний день является неудовлетворительным, что доказывается вступившими в силу решениями судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Республики Коми, которые обязывают Заказчика, в частности ГКУ РК «УправтодорКоми», привести участки сети автомобильных дорог регионального значения в нормативное состояние с обеспечением безопасности дорожного движения.

В жалобе заявитель ссылается, в том числе, на Правила порядка ремонта и работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2020г. № 1737 «Об утверждении Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения», согласно которому, по доводам заявителя, государственными контрактами на содержание автомобильных дорог федерального значения предусмотрена передача участка автомобильной дороги по акту приема-передачи соответствующей подрядной организации.

По пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

По пункту 1.1 СП 48.13330.2019 «Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр) настоящий свод правил распространяется на следующие виды градостроительной деятельности - проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов (в части организации строительства).

По пункту 1 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 № 572 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений.

Правила ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2020г. № 1737, определяют порядок ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

При этом, по подпункту а) пункта 11 указанных Правил, при организации и проведении работ по ремонту автомобильных дорог участок автомобильной дороги, подлежащий ремонту, передается по акту приема-передачи соответствующей подрядной организации.

Приведенные в жалобе нормы не предусматривают обязанности заказчика передавать по акту приема-передачи объект в рамках выполнения работ по содержанию автомобильных дорог.

Извещение о закупке, как и прилагаемые к нему документы, не содержат указание на нормативное состояние подлежащих содержанию автомобильных дорог.

Действующее законодательство обязанности по передаче автомобильных дорог на содержание исключительно в нормативном состоянии не содержит.

Отношения сторон по выполнению работ регулируются условиями проекта контракта, при этом работы подлежат выполнению Подрядчиком в соответствии с требованиями, указанными в Перечне методических документов, СП, ГОСТ, ВСН, ОДМД, в рамках работ по контракту.

В связи с вышеизложенным, обозначенный в настоящем пункте довод заявителя признается несостоятельным.

4.5. Заявитель указывает о нарушении заказчиком требований Закона о контактной системе в части определения в Техническом задании объемов работ, не соответствующих периодичности проведения работ согласно указанному в проекте контракта ГОСТу Р 58862-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения» и требованиям ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В качестве примера заявитель указывает, что Техническом задании объем работ по распределению противогололедных материалов (ПГМ) предусматривает россыпь на площади покрытия S= 2 406,3102 на 10 000 м² и отдельно на опасных участках S= 7 501,9755 на 10 000 м² (распределение не на всей площади покрытия, что противоречит требованиям данного ГОСТа), тогда как вышеназванный ГОСТ, согласно которому Подрядчик должен выполнять обязательства, предусматривает распределение ПГМ на всей площади покрытия с учетом периодичности работ S= 52 929,0801 на 10 000 м² .

В дополнение к указанным доводам жалобы заявитель в уточнениях к жалобе предоставил расчет для сравнения объемов работ по россыпи ПГМ, с соответствующим обоснованием.

В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В ходе рассмотрения жалобы, представителями заказчика пояснено, что объемы работ по распределению противогололедных материалов обусловлены начальной (максимальной) ценой контракта, при этом определить соответствие объема работ по распределению противогололедных материалов соответствующим ГОСТам будет возможно по итогам исполнения контракта.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы иные от установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены бесспорные доказательства того, что оспариваемое требование ограничило количество участников закупки, не позволило участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в ней, препятствовало каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в связи с чем, безусловные основания для констатации факта нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе в указанной части отсутствуют.

4.6. Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что приведенные в жалобе доводы в той или иной мере сведены к недостаточности объемов финансирования на содержание автомобильных дорог в рамках контракта.

Доводы жалобы в части нарушения Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта не подлежат рассмотрению Комиссией Коми УФАС России.

Коми УФАС России письмом от 16.06.2023 № ОД/3881/23 направило копию жалобы в Министерство финансов Республики Коми для рассмотрения по подведомственности в части доводов относительно возможных нарушений требований Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

В оспариваемых действиях заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» при определении положений извещения о закупке и прилагаемых к нему электронных документов, нарушения требований Закона о контрактной системе не установлены.

5. По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки закупки установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

По пункту 1.1 проекта контакта: «Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию автомобильных дорог, мостовых сооружений в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" во II полугодии 2023 года и I полугодии 2024 года общей протяженностью: дороги – 677,948 км (в том числе наплавные мосты - 0,29928 км), на автомобильных дорогах и дорожных сооружениях, оговоренных в Приложениях №№ 1-1, 1-2 к Контракту (далее – автомобильные дороги), мосты – 2935,54 пог.м, оговоренных в приложении № 1М к Контракту (далее – мостовые сооружения), пешеходные переходы – Приложение 4ПП к Контракту, в соответствии с требованиями Контракта, включая обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а также обеспечение сохранности имущественного комплекса автомобильных дорог и мостовых сооружений».

В приложении № 1-1 «Перечень автомобильных дорог» к контракту, указана протяженность автомобильных дорог - итого 677,948 км.

Таким образом, в пункте 1.1 проекта контракта некорректно указана либо протяженность дорог (без учета протяженности ледовых переправ), либо излишне указано словосочетание «в том числе». Действие заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» в части указания в пункте 1.1 проекта контракта и в приложении № 1 -1 к контракту отличной информации об общей протяженности автомобильных дорог, не соответствует части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1 . Признать жалобу в части указания в пункте 1.1 проекта контракта и в приложении № 1 -1 к контракту отличной информации об общей протяженности автомобильных дорог обоснованной, в остальной части необоснованной.

2. Признать действие заказчика - ГКУ РК «УправтодорКоми» в части указания в пункте 1.1 проекта контракта и в приложении № 1 -1 к контракту отличной информации об общей протяженности автомобильных дорог, не соответствующим части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

3. С учетом стадии закупки (электронный аукцион признан несостоявшимся) предписание об устранении установленного нарушения Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленные нарушения Закона о контрактной системе.

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                                                               <..............>


Члены комиссии                                                                                                                                           <..............>
                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                                                        <.............>

 

 

 

 

 

 

2023-1470

 

 

Связанные организации

ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ГКУ РК "УправтодорКоми"
ИНН 1101486886, ОГРН 1111101006873
АО "Коми дорожная компания"
ИНН 1101205849, ОГРН 1091101007271