Решение №03-01/9459 Решение от 14 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

14 декабря 2021 года

(изготовление решения в полном объеме)

09 декабря 2021 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/9459

 

г. Сыктывкар

<…> (по адресу)

 

<…> (по адресу)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/28-789/2021, возбуждённое в отношении <…> (далее – <...>) по факту распространения на стенах дома № 11/1 по ул. Мира г. Сыктывкара реклам страховых услуг с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя и <...>, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

      

В Коми УФАС России поступило заявление <...> от 18.08.2021 (вх. № Л-82 от 18.08.2021) о нарушении рекламного законодательства при распространении реклам страховых услуг, в том числе на стенах дома № 11/1 по ул. Мира г. Сыктывкара.

По результатам рассмотрения заявления было принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-789/2021 в отношении <...> по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/7567 от 13.10.2021.

Из материалов дела № 011/05/28-789/2021 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

На внешних стенах дома № 11/1 по ул. Мира г. Сыктывкара размещена информация следующего содержания:

- «ОСАГО КАСКО GREEN CARD ЗЕЛЕНАЯ КАРТА СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВО ЖИЗНЬ ИПОТЕЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ»;

- «ВСЕ ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ ОСАГО КАСКО ИПОТЕЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВО ЖИЗНЬ».

На внутренней стене дома № 11/1 по ул. Мира г. Сыктывкара, около лестницы, ведущей на второй этаж, размещена информация следующего содержания:

- «СТРАХОВАНИЕ ЗАГОРОДНОГО ДОМА от 500 рублей в год. От пожара затопления кражи имущества вандализма удара молнии и не только… Лицензия ЦБ РФ № 0630 от 26.01.2017»;

- «СТРАХОВАНИЕ ВТОРОЙ ЭТАЖ <...>» с изображением стрелки, указывающей направление.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на стенах здания;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: ОСАГО, КАСКО, страхованию имущества, жизни, дома, ипотечному страхованию, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой.

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, рассматриваемые рекламы являются рекламами финансовых услуг.

В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Рассматриваемые рекламы не содержат наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Учитывая изложенное, рассматриваемые рекламы распространены с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

<...> представила в материалы рекламного дела письменные пояснения, в которых указала, что наружная реклама ею не размещалась и не изготавливалась, ей не известно, кто её размещал; внутри здания на лестничной клетке плакаты от страховых компаний размещены ею примерно в июле 2021 г.

Из письменных пояснений, представленных <...>, следует, что документы по изготовлению и размещению реклам у неё отсутствуют, указатель со стрелкой она распечатала на принтере, все указатели и плакаты сняты 06.12.2021. В подтверждение удаления реклам <...> представлены фотографии (вх. № 6174-э от 07.12.2021).

Как следует из письменных пояснений <...>, услуги по страхованию оказываются СПАО «Ингосстрах», АО «Страховая компания Гайде», АО «АльфаСтрахование», ПАО «САК «Энергогарант», АО «ГСК «Югория», САО «ВСК», ООО «НСГ - «Росэнерго» на основании заключённых с <...> агентских договоров.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам, размещавшихся на внутренней стене дома № 11/1 по ул. Мира г. Сыктывкара, около лестницы, ведущей на второй этаж, является <...>.

Распространение рассматриваемых реклам, размещавшихся на внешних стенах дома № 11/1 по ул. Мира г. Сыктывкара, по состоянию на 08.12.2021 прекращено, что подтверждается составленным сотрудниками Коми УФАС России актом осмотра наружной информации.

Несмотря на предпринятые антимонопольным органом меры, установить рекламодателя и рекламораспространителя указанных наружных реклам в ходе рассмотрения рекламного дела не представилось возможным.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе при распространении рассматриваемых реклам, размещавшихся на внутренней стене здания, произошло по вине рекламодателя и рекламораспространителя указанных реклам – <...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ею всех зависящих от неё мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, <...> нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемых реклам не имеет места.

В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащих реклам.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламы следующего содержания:

- «СТРАХОВАНИЕ ЗАГОРОДНОГО ДОМА от 500 рублей в год. От пожара затопления кражи имущества вандализма удара молнии и не только… Лицензия ЦБ РФ № 0630 от 26.01.2017»,

- «СТРАХОВАНИЕ ВТОРОЙ ЭТАЖ <...>» с изображением стрелки, указывающей направление,

размещённые на внутренней стене дома № 11/1 по ул. Мира г. Сыктывкара, около лестницы, ведущей на второй этаж, ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Признать рекламы следующего содержания:

- «ОСАГО КАСКО GREEN CARD ЗЕЛЕНАЯ КАРТА СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВО ЖИЗНЬ ИПОТЕЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ»,

- «ВСЕ ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ ОСАГО КАСКО ИПОТЕЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВО ЖИЗНЬ»,

размещённые на внешних стенах дома № 11/1 по ул. Мира г. Сыктывкара, ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащих реклам <...> не выдавать, поскольку распространение реклам, указанных в пункте 1 настоящего решения, прекращено.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 14 декабря 2021 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

______________<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны