Решение №03-06/945 - от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной ответственностью

                                                                               «ЕЭС-Гарант»

 

через Единую информационную систему

 

Государственное учреждение «Коми Республиканская

 психиатрическая больница»

 

через Единую информационную систему

 

Государственное казенное учреждение Республики Коми

 «Центр обеспечения организации и проведения торгов»

 

через Единую информационную систему

 

Акционерное общество «Сбербанк -

Автоматизированная система торгов»

 

                                                                                  через Единую информационную систему

 

  РЕШЕНИЕ

                                                                          по жалобе № 011/06/48-87/2023

07 февраля 2023 года

 

 

                                             № 03-06/945

    г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕЭС-Гарант» (143421, Московская обл., Красногорск г.о., Красногорск г., тер. автодорога Балтия, 26-й км, д. 5, стр. 3, офис 4012, ОГРН: 1175024009918, ИНН: 5024173259, КПП: 502401001) (далее - ООО «ЕЭС-Гарант») от 01.02.2023 № 8006-01-01-07/8569 (вх. от 01.02.2023 № 505-э) на действия заказчика - государственного учреждения «Коми Республиканская психиатрическая больница» (167019, Республика Коми, город Сыктывкар, Эжвинская улица, 1А, ОГРН: 1021101123075, ИНН: 1121009708, КПП: 112101001) (далее - ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница») при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме «Выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего и наружного освещения в ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» (энергосервисный контракт)», извещение № 0307200030622003605  (далее - жалоба, закупка, открытый конкурс в электронной форме),

при участии в рассмотрении жалобы посредством веб-видеоконференции:

-<…>, представителя  ООО «ЕЭС-Гарант» по доверенности,

при участии в рассмотрении жалобы:

-<…>, <…>, представителей ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» по доверенностям от 07.02.2023 №№ 53, 54 соответственно,

-<…>, <…>, представителей государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее - ГКУ РК «ЦООиПТ») по доверенностям от  10.01.2023 №№ 1, 2 соответственно,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО «ЕЭС-Гарант» от 01.02.2023 № 8006-01-01-07/8569 (вх. от 01.02.2023 № 505-э) на действия заказчика - ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО «ЕЭС-Гарант»  заявлено ходатайство от 06.02.2023 № 80006-01-01-06/855869 (вх. от 06.02.2023 № 594-3)  о рассмотрении жалобы в формате веб-видеоконференции.

Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

В связи с наличием технической возможности осуществления видео-конференц-связи при рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки, ходатайство              ООО «ЕЭС-Гарант» удовлетворено.

ООО «ЕЭС-Гарант», ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница», ГКУ РК «ЦООиПТ», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте, формате (веб-видеоконференция) рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки надлежащим образом извещены.

           С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

ООО «ЕЭС-Гарант» обжалованы положения извещения об осуществлении закупки в части:

-включения требования о применении при осуществлении закупки антидемпинговых мер, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе;

-установления неправомерных требований к условиям энергосервисного контракта, касающихся базового периода, необходимого для получения информации о параметрах, на основе  которых может быть рассчитан объем потребления энергетических ресурсов до реализации мероприятий в соответствии с условиями контракта (пункт 2.3 проекта контакта);

-определения содержания пунктов 3.1.10, 3.2.10 проекта контракта, которые, согласно позиции заявителя, противоречат друг другу, что вносит правовую неопределенность при определении ответственности стороны в случае возникновения спора между сторонами;

-включение в описание объекта закупки требования  к светильнику светодиодному внутреннего освещения - «работает в системе умный дом - да», без указания  типа и характеристик имеющейся системы или планируемой к монтажу, что не позволяет корректно подобрать планируемый к поставке в рамках закупки светильник.

ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница», ГКУ РК «ЦООиПТ» в отзывах на жалобу от 06.02.2023 № 03-16/433 (вх. от 07.02.2023 № 428), от 06.02.2023                 № 09-02/9 (вх. от 06.02.2023 № 600-э) заявлены возражения относительно позиции заявителя.

1. Жалоба содержит, наряду с прочим, доводы о возможном нарушении  заказчиком - ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» требований Закона о контрактной системе  при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе, в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 раздела I, подпунктом 70ж) пункта 9 раздела III Положения о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 30.12.2011 № 649, Министерство финансов Республики Коми  (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим формирование и реализацию государственной налоговой и бюджетной политики Республики Коми, нормативное правовое регулирование и государственное управление в установленной сфере деятельности, управление государственным долгом Республики Коми, координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми в данных сферах.

Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет государственные функции, в том числе, осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, в том числе, контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного, Коми УФАС России письмом от 03.02.2023                    № 03-08/746 направило копию жалобы в Министерство финансов Республики Коми для рассмотрения по подведомственности в части доводов о возможном нарушении заказчиком - ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» требований Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заслушав представителей ООО «ЕЭС-Гарант», ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница», ГКУ РК «ЦООиПТ», пришла к нижеследующим выводам.

2.1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница».

Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, явилось ГКУ РК «ЦООиПТ».

Объект закупки способом открытого конкурса в электронной форме - «Выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего и наружного освещения в ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» (энергосервисный контракт)».

Начальная (максимальная) цена контракта - 16 468 194,88 руб.

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме  размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) 30.12.2022, изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 13.01.2023 №ИИ1 в ред. №2 - 13.01.2023, от 18.01.2023 №ИИ2 в ред. №3 - 18.01.2023, от 23.01.2023 №ИИ3 в ред. №4  - 23.01.2023, от 01.02.2023 №ИИ4 в ред. №5 - 01.02.2023, от 03.02.2023 №ИИ5 в ред. №6 - 03.02.2023, от 06.02.2023 №ИИ6 в ред. №7 - 06.02.2023.

3. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 1 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе конкурс (открытый конкурс в электронной форме).

Частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

3.1. В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно частям 1, 6.3, 8 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача независимой гарантии.

Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В извещении о закупке в разделе «Порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению» установлено, в том числе: «В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, участник закупки, с которым заключается договор, предоставляет обеспечение исполнения договора с учетом положений статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ».

В пункте 8.2 проекта контракта, размещенного в составе извещения о закупке, содержится условие: «В случае, если предложенная Исполнителем цена контракта снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется в соответствии со статьей 37 Федерального закона № 44-ФЗ».

В силу частей 1, 2 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).

Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

Согласно части 17 статьи 108 Закона о контрактной системе обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным контрактом, является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении. При этом принимаются во внимание требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, установленные в соответствии с частью 19 настоящей статьи.

Как следует из частей 6, 7 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:

1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заявка на участие в конкурсе или заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 6 настоящей статьи, в зависимости от условий, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Комиссия Коми УФАС России установила, что в пункте 2 электронного документа «Описание объекта закупки (Техническое задание), являющегося составной частью извещения о закупке, заказчик определил: «Выполнение работ по замене/модернизации системы освещения в помещениях и на территории Государственного учреждения «Коми Республиканская психиатрическая больница» (далее ГУ КРПБ) с целью сокращения суммарного энергопотребления системы освещения в ГУ КРПБ не менее чем на 50%».

В пункте 2.2 проекта контракта, являющегося составной частью извещения о закупке, установлено: «Размер ежегодной экономии (минимальный размер экономии) энергетических ресурсов, который должен обеспечиваться Исполнителем в результате исполнения настоящего Контракта в течение всего срока его действия с учетом изменения факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, определяемых в соответствии с Методикой, должен составить не менее 50% от показателей Энергетического базиса».

Таким образом, предложенная участником закупки цена всегда будет на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из вышеуказанного, с учетом положений частей 6, 7 статьи 108 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки на право заключения энергосервисного контракта в виде открытого конкурса в электронной форме его участники торгуются не путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, а путем подачи в составе заявки предложения участником закупки экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки энергетического ресурса (электрической энергии).

Учитывая изложенное, антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе, при осуществлении рассматриваемой закупки на право заключения энергосервисного контракта в соответствии со статьей 108 Закона о контрактной системе, в данном случае применены быть не могут, поскольку как такового снижения начальной (максимальной) в ходе определения исполнителя не происходит.

Указанная позиция отражена также в письме Министерства экономического развития Российской Федерации № Д28и-3611 от 09.12.2015, в котором определено: «Положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта распространяются при заключении энергосервисных контрактов. При этом антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе, в случае заключения энергосервисного контракта в соответствии со статьей 108 указанного Закона не применяются».

Действие заказчика - ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в части включения в извещение о закупке, в том числе в пункт 8.2 проекта контракта, размещенного в составе извещения о закупке, условия о применении при осуществлении закупки антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе, не соответствует части 1 статьи 37 во взаимосвязи с частями 6, 7 статьи 108 Закона о контрактной системе, а также части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, могло ввести в заблуждение потенциальных участников закупки относительно предъявления требования о применении антидемпинговых мер.

3.2. В жалобе заявитель указал о возможном нарушении заказчиком части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе при определении требований к условиям энергосервисного контракта, касающихся базового периода, необходимого для получения информации о параметрах, на основе  которых может быть рассчитан объем потребления энергетических ресурсов до реализации мероприятий в соответствии с условиями контракта (пункт 2.3 проекта контакта).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, наряду с прочим, электронный документ - проект контракта.

Заявитель обжаловал положения извещения о закупке, в том числе, проект контракта, в редакции от 23.01.2023 №ИИ3 в ред. № 4.

По пункту 2.3 проекта контакта, размещенного в составе извещения о закупке в редакции от 23.01.2023 №ИИ3 в ред. № 4, установлено: «Сроки выполнения комплекса мероприятий: с даты заключения контракта по 31 декабря 2027 года. Срок реализации комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего и наружного освещения - не более 6 (шести) месяцев с даты заключения контракта. Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в Приложении № 2 настоящего Контракта. Экономия, достигнутая в месяце, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в Приложении № 2 настоящего Контракта (было установлено оборудование), включается в сумму экономии, достигнутой в следующем месяце. Конечным сроком выполнения ЭЭМ считается срок завершения заключительного этапа выполнения ЭЭМ, не позднее 6 месяцев с даты заключения Контракта.

Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - с момента реализации комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего и наружного освещения (с даты подписания последнего Акта сдачи-приемки выполнения комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего и наружного освещения (Приложение № 7) до конечного срока достижения предусмотренного Контрактом размера экономии, но не позднее «31» декабря 2027 года.

Сторонами устанавливается, что периодом достижения доли размера экономии, предусмотренной п. 2.2. Контракта, является 1 (один) календарный месяц.

Обязательство Исполнителя по контракту об обеспечении экономии расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов считается исполненным в случае, если размер экономии (доли размера экономии), достигнутой в результате исполнения настоящего Контракта, в натуральном выражении равен или больше размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса, указанного в п.2.2 настоящего Контракта. Исполнитель гарантирует достижение минимального размера экономии соответствующих расходов Заказчика на поставку энергетических ресурсов в течение срока действия Контракта, в том числе Исполнитель гарантирует, что экономия в натуральном выражении за полный календарный месяц, указанная в п.2.2 Контракта, будет достигнута по итогам исполнения Контракта за первый полный календарный месяц после полной реализации мероприятий указанных в п. 2.1 настоящего Контракта».

Комиссией Коми УФАС России установлено, что в соответствии с требованием части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе 06.02.2023 на официальном сайте размещены изменения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 06.02.2023 № ИИ6 в ред. №7.

По пункту 2.3 проекта контакта, размещенного в составе извещения о закупке в редакции от 06.02.2023 №ИИ6 в ред. № 7, установлено: «Сроки выполнения комплекса мероприятий: с даты заключения контракта по 31 марта 2028 года. Срок реализации комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего и наружного освещения - не более 6 (шести) месяцев с даты заключения контракта. Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в Приложении № 2 настоящего Контракта. Экономия, достигнутая в месяце, в котором были реализованы энергосберегающие мероприятия, указанные в Приложении № 2 настоящего Контракта (было установлено оборудование), включается в сумму экономии, достигнутой в следующем месяце. Конечным сроком выполнения ЭЭМ считается срок завершения заключительного этапа выполнения ЭЭМ, не позднее 6 месяцев с даты заключения Контракта.

Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - с момента реализации комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего и наружного освещения (с даты подписания последнего Акта сдачи-приемки выполнения комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего и наружного освещения (Приложение № 7) до конечного срока достижения предусмотренного Контрактом размера экономии, но не позднее «31» марта 2028 года.

Сторонами устанавливается, что периодом достижения доли размера экономии, предусмотренной п.2.2. Контракта, является 1 (один) календарный месяц.

Обязательство Исполнителя по контракту об обеспечении экономии расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов считается исполненным в случае, если размер экономии (доли размера экономии), достигнутой в результате исполнения настоящего Контракта, в натуральном выражении равен или больше размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса, указанного в п.2.2 настоящего Контракта. Исполнитель гарантирует достижение минимального размера экономии соответствующих расходов Заказчика на поставку энергетических ресурсов в течение срока действия Контракта, в том числе Исполнитель гарантирует, что экономия в натуральном выражении за полный календарный месяц, указанная в п.2.2 Контракта, будет достигнута по итогам исполнения Контракта за первый полный календарный месяц после полной реализации мероприятий указанных в п.2.1 настоящего Контракта».

Представителем ООО «ЕЭС-Гарант» в ходе заседания по рассмотрению жалобы заявлено, что с учетом внесенных изменений в проект контракта, признаки обжалуемого нарушения устранены, в связи с чем довод о неправомерном условии пункта 2.3 проекта контракта не подлежит рассмотрению.

3.3. По пункту 3.1.10 проекта контакта, размещенного в составе извещения о закупке: «Исполнитель несет ответственность за эксплуатацию всего оборудования, отделимых улучшений, установленных Исполнителем в ходе проведения энергоэффективных мероприятий в течение всего срока действия настоящего Контракта».

В пункте 3.2.10 проекта контакта, размещенного в составе извещения о закупке, установлено: «В течение всего срока действия настоящего Контракта Заказчик несет ответственность за корректную эксплуатацию Объектов и всего оборудования, отделимых улучшений, установленных Исполнителем в ходе проведения энергоэффективных мероприятий, в том числе, но не ограничиваясь своевременной заменой вышедшего из строя оборудования, согласно п.7.1. настоящего Контракта».

Согласно позиции заявителя, указанные пункты противоречивы, вносят правовую неопределенность  при определении ответственности стороны в случаях возникновения спора между сторонами.

Между тем, доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо противоречий, ограничительных факторов, а также того, что установление названых условий несет правовую неопределенность при определении ответственной стороны в случаях возникновения споров между сторонами, заявитель не представил.

Пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, пункты 3.1.10 и 3.2.10 проекта контакта не противоречат друг другу, ответственность за эксплуатацию (корректную эксплуатацию) всего оборудования, отделимых улучшений, установленных Исполнителем в ходе проведения энергоэффективных мероприятий, строится по принципу вины.

С учетом изложенного, довод жалобы относительно неправомерного определения содержания пунктов 3.1.10, 3.2.10 проекта контракта, которые, согласно позиции заявителя, противоречат друг другу, что вносит правовую неопределенность при определении ответственности стороны в случае возникновения спора между сторонами, признается несостоятельным.

3.4. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам а), г) пункта 10, пункту 12, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, подпункту в) пункта 4, подпункту а) пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Согласно извещению о закупке, при осуществлении закупки заказчиком установлены ограничения в соответствии с постановлением с  Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Описание объекта закупки, размещенное в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа, содержит, наряду с прочим, требования к осветительному оборудованию, подлежащему замене в ходе проведения энергосберегающих мероприятий в системе освещения, в том числе к светильнику светодиодному внутреннего освещения, код позиции КТРУ 27.40.25.123-00000007.

Заявитель в жалобе указывает на неправомерное включение в описание объекта закупки требования  к светильнику светодиодному внутреннего освещения - «работает в системе умный дом - да», без указания  типа и характеристик имеющейся системы или планируемой к монтажу.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Код позиции КТРУ 27.40.25.123-00000007 «Светильник светодиодный внутреннего освещения» в описании содержит, наряду с прочим, характеристику «работает в системе умный дом» (характеристика не является обязательной для применения), значение характеристики -да/нет.

Заказчик в Описании объекта закупки в требованиях к светильнику светодиодному внутреннего освещения установил, наряду с прочим, требование «Работает в системе умный дом: да».

           Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

           Закон о контрактной системе не предусматривает обязанность заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа описания товара «Светильник светодиодный внутреннего освещения», содержащегося в позиции КТРУ 27.40.25.123-00000007, установлено о соблюдении заказчиком как обязанности применения информации - описания товара, включенной в позицию каталога, предусмотренной пунктом 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, так и запрета указания дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, работ, услуг в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пунктам 1, 2 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта) (приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)», к указанным требованиям отнесено наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - заказчик), включенного в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке).

При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком - включение в контракт перечня мероприятий, сформированного в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.

Перечень мероприятий может формироваться на основании:

-энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования и включаемого заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке);

-актуальных на дату формирования перечня мероприятий сведений об объекте (при отсутствии у заказчика энергетического паспорта или изменении информации об объекте (объектах) со времени его составления). Для формирования перечня мероприятий может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления энергетического ресурса за предыдущие периоды, указанная заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке), и дополнительная информация, собранная участниками закупки на объекте (объектах) самостоятельно.

Обеспечение заказчиком свободного доступа потенциальных участников закупок к объектам, в отношении которых предполагается осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Отсутствие компенсации участникам закупок затрат, понесенных ими при подготовке заявки на участие в закупке.

В составе извещения о закупке на официальном сайте размещен, наряду с прочим, энергетический паспорт.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены бесспорные доказательства того, что оспариваемое требование к светильнику светодиодному внутреннего освещения ограничивает количество участников закупки, не позволило участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в ней, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в том числе, с учетом положений пунктов 1, 2 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта) (приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 18.08.2010 № 636.

С учетом вышеизложенного, в оспариваемых действиях заказчика - ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» при описании объекта закупки нарушений  статей 7, 8, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, не установлено.

4. Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Установленные при рассмотрении жалобы и  проведении внеплановой проверки закупки нарушения Закона о контрактной системе касаются положений извещения о закупке.

Извещением о закупке установлена дата окончания срока подачи заявок - 17.02.2023.

Таким образом, с учетом стадии закупки, характера установленного нарушения Закона о контрактной системе, возможна выдача предписания об устранении установленных нарушений посредством внесения соответствующих изменений в извещение о закупке, в том числе в проект контракта, размещенный в составе извещения о закупке.

           С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 99,  частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу в части довода о неправомерном включении в извещение о закупке требования о применении при осуществлении закупки антидемпинговых мер, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе - обоснованной, в остальной части - необоснованной.

2. Признать действие заказчика - ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в части включения в извещение о закупке, в том числе в пункт 8.2 проекта контракта, размещенного в составе извещения о закупке, условия о применении при осуществлении закупки антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе, не соответствующим части 1 статьи 37 во взаимосвязи с частями 6, 7 статьи 108 Закона о контрактной системе, а также части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

3. С учетом характера установленного нарушения Закона о контрактной системе, стадии закупки, выдать заказчику - ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» предписание об устранении установленных нарушений посредством внесения изменений в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в извещение о закупке, проект контракта, размещенный в его составе в виде отдельного электронного документа, путем исключения условий о применении при осуществлении закупки антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе.

4.  Решить вопрос о передаче  уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении  административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленные нарушения Закона о контрактной системе.

 

 Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                                                        <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                        

    <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны