Решение №02-07/2615 Решение по делу № А 14-09/18 от 10 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

№02-07/2615

Резолютивная часть решения оглашена     «27» марта 2019 года

В полном объеме решение изготовлено     «10» апреля 2019 года

 

г. Сыктывкар

 

ООО «Гермес»

Красных Партизан ул., д. 70,

кв. 159, г. Сыктывкар, 167031

 

ООО «РК-Строй» 

Коммунистическая ул., д. 44,

кв. 80, г. Сыктывкар, 167001

 

ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ»

Свободы, д. 35/75,

г. Сыктывкар, 167000

 

Контрольно-счетная палата

Республики Коми

Коммунистическая ул., д. 8,

 г. Сыктывкар, 167000

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, председателя Комиссии, <…> – главного специалиста-эксперта отдела управления, <…> – главного специалиста-эксперта отдела управления, членов Комиссии,

рассмотрев дело № А 14-09/18 по признакам нарушения ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ» (ИНН 1101152410), адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, улица Свободы, д. 35/75, ООО «Гермес» (ИНН 1101140486), адрес места нахождения: 167031, г. Сыктывкар, улица Красных Партизан, д. 70, кв. 159, ООО «РК-Строй»  (ИНН 1101143293), адрес места нахождения: 167001, г. Сыктывкар, улица Коммунистическая, д. 44, кв. 80, пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

<…> – представителя ООО «Гермес» по доверенности от 12.11.2018,

<…> - представителя ООО «Спецтехстрой» по доверенности от 26.11.2018,

<…> – директора ООО «РК-Строй»,

в отсутствие представителей Контрольно-счетной палаты Республики Коми, надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми № 190 от 19.09.2018  в отношении ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес», ООО «РК-Строй».

Основанием для возбуждения дела послужило заявление  Контрольно-счетной палаты Республики Коми от 19.06.2018 № 05-3/432 (вх. № 2956 от 19.06.2018).

Комиссия  Коми УФАС России,  рассмотрев материалы настоящего  антимонопольного дела, установила следующее.

1.  В соответствии с пунктом 5.1  статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ состояния конкуренции при проведении электронных аукционов на «Приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) в с. Корткерос Корткеросского района Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под номерами извещений 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005 проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Согласно  пункту 1.3 Приказа № 220  по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.9 Приказа № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка в  случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

С учетом того, что анализ состояния конкуренции на электронных аукционов с номерами извещений 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005 определен периодом с момента опубликования извещения о проведении открытого аукциона до момента фактического исполнения сторонами обязательств по контракту, в соответствии с Порядком проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.

Для целей проведения исследования состояния конкуренции на рассматриваемом аукционе временной интервал определен периодом:

- электронный аукционов с номером извещения 0107300012118000003: с 16.02.2018 (дата размещения  извещения  о проведении  электронного аукциона) по 22.11.2018 (дата исполнения  обязательств  по контракту);

- электронный аукционов с номером извещения 0107300012118000004: с 16.02.2018 (дата размещения  извещения  о проведении  электронного аукциона) по 27.12.2018 (дата исполнения  обязательств  по контракту);

- электронный аукционов с номером извещения 0107300012118000005: с 16.02.2018 (дата размещения  извещения  о проведении  электронного аукциона) по 04.12.2018 (дата исполнения  обязательств  по контракту).

В рамках данного исследования предметом проведенных электронных аукционов с номерами извещений 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005 является приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство многоквартирных жилых домов в с. Корткерос Корткеросского района Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объект закупки определяется исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемому заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Документация проведенных электронных аукционов с номерами извещений 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005, в том числе Технические задания,  проекты государственных контрактов содержат  перечень условий, на которых должна оказываться услуга.

Таким образом,  предметом проведенных электронных аукционов с номерами извещений 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005 является строительство многоквартирных жилых домов в с. Корткерос Корткеросского района Республики Коми.

В соответствии с пунктом 5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах осуществляется с учетом требований, которые установлены Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Поскольку анализ состояния конкуренции на электронных аукционах с номерами извещений 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005 проводится  по результатам проведения электронных аукционов и определения поставщика, то состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах,  включает в себя  лиц, подавших заявки  на участие в рассматриваемых электронных аукционах.

Состав участников определен на основании  сведений от оператора  электронной площадки  ЗАО «Сбербанк-АСТ» и заказчика Администрации МО МР «Корткеросский», имеющихся в материалах антимонопольного дела № А 14-09/18.

Согласно имеющейся в материалах настоящего антимонопольного дела сведений на каждый электронный аукцион поступило по одной заявке:

- на участие в электронном аукционе с номером извещения 0107300012118000003 поступила заявка от ООО «РК-Строй»;

- на участие в электронном аукционе с номером извещения 0107300012118000004 поступила заявка от ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ»;

- на участие в электронном аукционе с номером извещения 0107300012118000005 поступила заявка от ООО «Гермес».

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно сведениям, размещенным на сайте Администрации МО МР «Корткеросский», ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» осуществляют деятельность на рынке строительных услуг на территории с. Корткерос путем строительства многоквартирных домов.

Строительство многоквартирных домов указанными хозяйствующими субъектами осуществляется на земельных участках, которые были предоставлены им по результатам торгов, проведенных администрацией МО МР «Корткеросский», которые были признаны несостоявшимися, поскольку была подана только одна заявка на участие в каждом из аукционов.

Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что для ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ» и ООО «РК-Строй» основным видом деятельности является строительство жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД 41.20, для ООО «Гермес» строительство жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД 41.20) является дополнительным видом деятельности.

Таким образом, ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» осуществляли свою деятельность на одном товарном рынке - строительство жилых и нежилых зданий в с. Корткерос.

Кроме того, с момента подачи  заявок на участие в электронных аукционах ООО «РК-Строй», ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ» и ООО «Гермес» являлись конкурентами на право заключения государственного контракта.

Таким образом, состав участников рассматриваемых электронных аукционов определён, как состав хозяйствующих субъектов, которые принимали участие в аукционах и чьи заявки не были отклонены, а именно: ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй».

2. В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)   под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Статьей 68 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок проведения электронного аукциона:

В электронном аукционе могут участвовать только аккредитованные в соответствии с настоящим параграфом и допущенные к участию в таком аукционе его участники;

Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик;

Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта;

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона";

При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:

1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;

2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";

3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

В соответствии со ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе; заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду с предусмотренным частью 1 настоящей статьи размещением.

Из ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе следует, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.

Согласно ч. 5 ст. 52 Закона о контрактной системе в случае, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками конкурса, заявка на участие в конкурсе, поданная одновременно в отношении двух и более указанных работ, не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику конкурса.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с ч. 8 ст. 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Таким образом, целью участника торгов является победа в торгах и заключение контракта.

3. Из материалов настоящего антимонопольного дела Коми УФАС России установлено, что 16.02.2018 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении аукциона «Приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) в с. Корткерос Корткеросского района Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (номер извещения 0107300012118000003).

Заказчиком являлась администрация МО МР «Корткеросский».

Начальная (максимальная) цена контракта составляла 8131200 руб.

Согласно протоколу от 07.03.2018 аукцион признан несостоявшимся, поскольку была подана одна заявка – ООО «РК-Строй», адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 44, кв. 80.

Заявка ООО «РК-Строй» была признана соответствующей установленным требованиям, впоследствии с ООО «РК-Строй» заключен контракт на сумму 8131200 руб., контракт на дату вынесения решения по делу исполнен.

16.02.2018 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении аукциона «Приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов в с. Корткерос Корткеросского района Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (номер извещения 0107300012118000004).

Заказчиком являлась администрация МО МР «Корткеросский».

Начальная (максимальная) цена контракта составляла 8131200 руб.

Согласно протоколу от 07.03.2018 аукцион признан несостоявшимся, поскольку была подана одна заявка – ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Свободы, д. 35/75.

Заявка ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ» была признана соответствующей установленным требованиям, впоследствии с ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ» заключен контракт на сумму 8131200 руб., контракт на дату вынесения решения по делу исполнен.

16.02.2018 на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении аукциона «Приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов в с. Корткерос Корткеросского района Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (номер извещения 0107300012118000005).

Заказчиком являлась администрация МО МР «Корткеросский».

Начальная (максимальная) цена контракта составляла 8131200 руб.

Согласно протоколу от 07.03.2018 аукцион признан несостоявшимся, поскольку была подана одна заявка – ООО «Гермес», адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, д. 70, кв. 159.

Заявка ООО «Гермес» была признана соответствующей установленным требованиям, впоследствии с ООО «Гермес» заключен контракт на сумму 8131200 руб., контракт на дату вынесения решения по делу исполнен.

Комиссия, исследовав фактические обстоятельства по участию ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» в электронных аукционах с номерами извещений 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005, проведя анализ действий хозяйствующих субъектов в ходе торгов, изучив материалы настоящего антимонопольного дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Пунктом 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, которыми являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с п. 1.4 Приказа ФАС России № 220 от 28.04.2010 не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 4 (если соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) и 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, пункта 2 части 1 статьи 11.1, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.

Согласно разъяснениям ФАС России, при проведении торгов, товаром будет являться право на заключение договора, в рассматриваемом случае право на заключение договора на оказание услуги  по организации  диетического питания, соответственно товарным рынком выступают непосредственно сами торги как сфера обращения товара, то есть рынок в таких случаях формируется непосредственно организатором торгов и понимается в узком смысле. С учётом однородности товаров (работ, услуг), выставленных на аукцион, хозяйствующие субъекты, принявшие участие в аукционе являются конкурентами, осуществляют (планируют осуществлять) деятельность на одном товарном рынке.

С учётом изложенного, ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» применительно к рассматриваемой ситуации являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на одном товарном рынке.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» не входят в одну группу лиц в понимании ст. 9 Закона о защите конкуренции, у ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» по отношению друг другу контроль не усматривается, следовательно, исключения, предусмотренные ч. 7 и ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции на ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» не распространяются.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении Пленума от 30.06.2008 № 30, при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 9966/10 по делу N А27-12323/2009 (далее – Постановление Президиума РФ от 21.12.2010) из взаимосвязанных положений статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. При  таких обстоятельствах отсутствует необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками соглашения, поскольку нарушение состоит в достижении участниками договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Квалифицирующее значение имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Известность каждому из субъектов о согласованных действиях лиц, заранее входящих в сговор может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей извлекать неконкурентные преимущества.

Пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признает картелем и запрещает соглашение, которое привело или могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. По этому пункту квалифицируются действия участников торгов, которые достигли соглашения с целью повлиять на цену товара, определяемую по итогам торгов. Эти соглашения могут быть самыми различными, начиная от соглашения не участвовать в торгах и заканчивая соглашением о повышении цены только до определенного уровня. Главным квалифицирующим признаком такого соглашения является его реальная или потенциальная возможность повлиять на цену на торгах. Данное подтверждается судебной практикой (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.20116 по делу № А19-14411/2015, оставленное в силе Определением Верховного суда РФ от 20.12.2016 № 302-КГ16-17698).

Как следует из разъяснений N 3 Президиума ФАС России, утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3, при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств так и совокупности косвенных доказательств.

На практике к таким косвенным доказательствам обычно относятся:

- отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;

- заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;

- использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;

- фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;

- оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;

- формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;

- наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.

Согласно Постановлению Президиума РФ от 21.12.2010 сделать вывод о наличии соглашения на торгах позволяет тщательное изучение обстоятельств дела, в том числе установление с какого (каких) IP адресов осуществлялась подача предложений по аукциону; опрос иных участников аукционов, с целью выяснения по каким причинам они отказывались от дальнейшего участия в нём, а также возможно ли выполнить работы (оказать услуги) по ценам, предлагаемым недобросовестными участниками аукционов; установления наличия родственных связей между руководителями, сотрудниками участников аукционов;  установление   регистрации  юридических лиц- участников аукциона по одному  юридическому адресу;  выяснение  факта принятия  юридическим лицом – участником аукциона участия  ранее  в аналогичных закупках; причины, по которым заявки участников, предложивших наименьшие цены контракта, отклоняются на втором этапе рассмотрения этих заявок.

Коми УФАС России, при возбуждении антимонопольного дела № А14-09/18 по признакам нарушения ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, исходило из следующих обстоятельств.

1. Каждый из рассматриваемых электронных аукционов согласно протоколам от 07.03.2018 был признан несостоявшимся, поскольку было подано по одной заявке от ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» на свой аукцион. Поскольку было подано только по одной заявке на каждый аукцион, соответственно, ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» заключили контракты по начальной (максимальной) цене контракта.

2. Несмотря на то, что извещения о проведении аукционов №№ 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005 были размещены 16.02.2018, заявки от ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй»на соответствующие аукционы были поданы в один день – 05.03.2018, то есть за 1 день до окончания подачи документов по аукционам.

3. Согласно сведениям, имеющимся в материалах настоящего антимонопольного дела ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» осуществляют деятельность на рынке строительных услуг на территории с. Корткерос.

4. Согласно данным с официального сайта Администрации МО МР «Корткеросский», ООО «Гермес» было единственным участником проводимых 26.04.2017 администрацией торгов по лотам №№ 3 и 4 (земельные участки в с. Корткерос по ул. Рябиновая, 15 и Рябиновая, 17). Торги по лотам были признаны несостоявшимися. ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ» было единственным участником проводимых 21.02.2017 администрацией торгов по лотам №№ 2 и 3 (земельные участки в с. Корткерос по ул. Ольховая, 20 и Ольховая, 22). Согласно размещенной 13.09.2017 на сайте Администрации информации, комиссия визуально осмотрела готовые к заселению многоквартирные дома в с. Корткерос по почтовым адресам №№ 19, 21 и 23 на улице Ольховой, №№ 15 и 17 на улице Рябиновой. Все дома 4-квартирные. На улице Ольховой в с. Корткерос подрядчиком выступило ООО «Гермес», на Рябиновой улице в с. Корткерос подрядчиком выступило ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ».

Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты, получая в распоряжение земельные участки в ходе торгов, в которых они являются единственными участниками, в дальнейшем осуществляют застройку на этих участках.

5. Согласно имеющимся в материалах настоящего антимонопольного дела сведениям между ООО «РК-Строй» и ООО «Гермес» имели место финансовые сделки по приобретению земельного участка, расположенного по ул. Рябиновая в с. Корткерос.

6. В требованиях аукционной документации по рассмотренным аукционам было указано, что приобретаемые Администрацией МО МР «Корткеросский» квартиры должны быть расположены в с. Корткерос, а точного адреса не было указано.

Комиссия, изучив вышеуказанные обстоятельства, считает, что, при наличии определенных условий, они могли бы косвенно свидетельствовать о заключении между ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» запрещенного антимонопольным законодательством соглашения.

Вместе с тем, Комиссией в ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 14-09/18 было установлено следующее.

1. Согласно сведениям, представленным электронной площадкой Сбербанк-АСТ, заявки на участие в аукционах №№ 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005 ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» подавались с разных IP-адресов.

2. Комиссия, изучив заявки ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» на участие в торгах, не установила отличительных признаков, по которым можно было бы сделать вывод о схожести заявок указанных хозяйствующих субъектов по одним и тем же торгам. 

3. Из пояснений ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», представленных письмом от 26.11.2018 (вх. № 5586 от 26.11.2018), следует, что Общество не подавало заявки на участие в электронных аукционах с №№ 0107300012118000003, 0107300012118000005, поскольку имело возможность (земельный участок, ресурсы) только для исполнения обязательств по одному контракту.

4. Согласно пояснениям ООО «Гермес», представленных письмом от 10.11.2018 (вх. № 5331 от 13.11.2018), следует, что Общество подавало заявку на участие в электронном аукционе с № 0107300012118000005, поскольку имело возможность участия только в одном аукционе. Заявка была подана на первый попавшийся аукцион.

5. Иных хозяйственных связей между ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй», кроме как между ООО «РК-Строй» и ООО «Гермес» по купле-продаже земельного участка по договору № 15-04/2017 от 16.10.2017, Комиссией в ходе рассмотрения антимонопольного дела не установлено.

 Комиссия не находит оснований считать, что заключение между ООО «РК-Строй» и ООО «Гермес» одного договора купли-продажи земельного участка достоверно может подтверждать факт заключения ценового соглашения между ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй».

Сам факт наличия между ООО «РК-Строй» и ООО «Гермес» каких-либо договорных отношений как до начала участия в аукционе, так и после торгов, безусловно не свидетельствует о наличии между ними запрещённого соглашения в отсутствие иных доказательств, подтверждающих данный факт.

6. Какой-либо переписки, в том числе по электронной почте, телефонных переговоров между должностными лицами ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» в период проведения аукционов Комиссией из имеющихся материалов антимонопольного дела также не выявлено.

Учитывая все вышеперечисленные доводы и аргументы, изучив материалы антимонопольного дела № А 14-09/18, проанализировав поведение хозяйствующих субъектов в ходе проведения торгов, Комиссия приходит к выводу, что достаточных оснований полагать, что между ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй» имеет место заключение антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к поддержанию, снижению цен на электронных аукционах с номерами извещений 0107300012118000003, 0107300012118000004, 0107300012118000005, запрещённого п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, не имеется.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

 Прекратить рассмотрение дела № А 14-09/18 в связи с отсутствием нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «СПЕЦТЕХСТРОЙ», ООО «Гермес» и ООО «РК-Строй».

 

 

Председатель Комиссии                                                     _______________<…>

 

Члены Комиссии                                                                  _______________ <….>

 

                                                                                               _______________ <….>

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Связанные организации

Связанные организации не указаны