Постановление №02-06/8505 постановление о назначении а/н по делу № 011/04/9.21-911/202... от 2 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

№ 011/04/9.21-911/2022 об административном правонарушении

02 ноября 2022 года

г. Сыктывкар                                   

 

             № 02-06/     

<…..>

 (по адресу)

 

<….>

(по адресу)

 

<…..>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-911/2022, возбужденного протоколом об административном правонарушении  от 19.10.2022 № 011/04/9.21-911/2022 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении <…..>, производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми,  адрес регистрации по месту жительства: <…..>,,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-911/2022 возбуждено протоколом об административном правонарушении Коми УФАС России от 19.10.2022.

Определением Коми УФАС России от 19.10.2022 № 02-06/8028 рассмотрение дела № 011/04/9.21-911/2022 назначено на 02.11.2022 в 12 часов 00 минут.

Административное дело № 011/04/9.21-911/2022 об административном правонарушении  рассмотрено 02.11.2022 в 12 часов 00 минут в отсутствие <…..>,, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

<…..>,. письмом от 02.11.2022 (вх. № 5907э от 02.11.2022) заявлено о возможности рассмотрения дела № 011/04/9.21-911/2022 в его отсутствие.

<…..>,письмом от 01.11.2022 (вх. № 5884э от 01.11.2022) заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 011/04/9.21-911/2022 в связи с его временной нетрудоспособностью.

Определением Коми УФАС России от 02.11.2022 в удовлетворении вышеуказанного ходатайства об отложении рассмотрения дела № 011/04/9.21-911/2022 отказано.   

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Постановлением Коми УФАС России от 02.03.2022 № 02-06/1782 о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-1028/2021 об административном правонарушении ПАО «Россети Северо-Запад» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-1028/2021 было установлено следующее.

В Коми УФАС России поступило заявление <…..>. от 15.11.2021 (вх. № 5727-э от 15.11.2021) на действия (бездействие) ПАО «Россети Северо-Запад» (ранее ПАО «МРСК Северо-Запад» было переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад»), выразившиеся в отказе Заявителю в заключении договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации объекта, расположенного по адресу: г<……> (далее по тексту – Объект).

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 В соответствии с абзацами 5 и 8 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Пунктом 7 Правил № 861 определено, что процедура технологического присоединения начинается с подачи заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил и включает в себя заключение договора.

Согласно пункту 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 8(5) Правил № 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В заявке Заявитель данной категории указывает: фамилию, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил (наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности))); запрашиваемую максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 861 Заявители указанной категории к заявке прилагают, в том числе следующие документы: план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; копию документа, подтверждающего право собственности или иного предусмотренного законом основания на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

Согласно пункту 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В соответствии с пунктом 7(1) Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, положения разделов I, II и IX настоящих Правил применяются, если разделом X настоящих Правил не установлено иное.

Разделом X Правил № 861 определены особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861. Так, в соответствии с пунктом 103 Правил № 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

В соответствии с пунктом 105 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.06.2020, земельный участок с кадастровым номером <……>, принадлежит на праве собственности <……>Заявитель 21.10.2021 обратился в Сетевую организацию с заявкой для заключения договора на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям Сетевой организации. В заявке были указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (г. Сыктывкар, тер. Дырносский СНТ «Коммунальник», д. 235); сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (1 этап; 10-11/2021); наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (АО «Коми энергосбытовая компания»; договор купли –продажи электроэнергии)); запрашиваемую максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя (15 кВт, при напряжении 0,4 кВ, третья категория энергопринимающего устройства по надежности энергоснабжения); цель подачи заявки – новое присоединение.

К Заявке были приложены: план расположения энергопринимающих устройств; документ, подтверждающий право собственности на объект.

Письмом от 26.10.2021 № МР2/5-51/156-16-2/10354 ПАО «Россети Северо-Запад» указало Заявителю на: представление документа, подтверждающего право собственности на Объект, не в полном объеме, некорректное название вида договора, подлежащего заключению с гарантирующим поставщиком.

Указанные недостатки в Заявке были устранены Заявителем 27.10.2021.

Письмом от 03.11.2021 № МР2/5-51/156-16-2/10588 ПАО «Россети Северо-Запад» отказало в рассмотрении заявки <…..>. на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям и выдаче проекта соответствующего договора. Свой отказ Сетевая организация обосновала ссылкой на положения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ), имеющего большую юридическую силу по сравнению с Правилами № 861, тем, что в данном случае технологическое присоединение связано с созданием либо реконструкцией электрических сетей, расположенных на территории садоводства (огородничества), относимых к имуществу общего пользования, полномочиями на подачу заявки на технологическое присоединение и заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям обладает исключительно садоводческое (огородническое) товарищество, в лице его председателя, действующего на основании решений общего собрания членов такого товарищества.

Сетевая организация свою позицию обосновала следующими положениями Федерального закона № 217-ФЗ:

- к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится, в том числе принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования (пункт 5 части 1 статьи 17);

- к полномочиям правления товарищества относится, в том числе принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества (пункт 5 части 7 статьи 18);

- председатель товарищества заключает сделки, открывает и закрывает банковские счета, совершает иные операции по банковским счетам, в том числе на основании решений общего собрания членов товарищества и правления товарищества, в случаях, если принятие решений о совершении таких действий относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или правления товарищества (пункт 4 части 1 статьи 18).

Не согласившись с решением Сетевой организации, <…..>. 16.11.2021 обратился с заявлением в ПАО «Россети Северо-Запад» с требованием по осуществлению технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

В рамках рассмотрения заявления <…..>. (вх. № 5727-э от 15.11.2021) Коми УФАС России уведомила письмом от 22.11.2021 № 02-06/8640 ПАО «Россети Северо-Запад» о составлении Определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту отказа Сетевой организацией Заявителю в осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

Письмом от 26.11.2021 № МР2/5/023-156-1-10-2/7920 ПАО «Россети Северо-Запад» на заявление от 16.11.2021 сообщило <……>. о решении принять заявку на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям в индивидуальном порядке. В связи с аннулированием заявки от 21.10.2021 Сетевая организация предложила Заявителю обратиться с новой заявкой на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

<…..>. 26.11.2021  обратился в ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

В заявке были указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (г. Сыктывкар, тер. Дырносский СНТ «Коммунальник», д. 235); сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (1 этап; 11-12/2021); наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (АО «Коми энергосбытовая компания»; договор энергоснабжения)); запрашиваемую максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя (15 кВт, при напряжении 0,4 кВ, третья категория энергопринимающего устройства по надежности энергоснабжения); цель подачи заявки – новое присоединение.

Заявка от 26.11.2021 идентична Заявке от 21.10.2021, за исключением сроков проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств, что обусловлено временем подачи повторной заявки, а также наименованием вида договора, подлежащего заключению с гарантирующим поставщиком.

На основании заявки на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям Сетевая организация в личном кабинете Заявителя на Портале ТП.рф разместила следующие документы:

- типовые условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

- технические условия № СПБ80-30655Ю/21-001 от 01.12.2021;

- счет № СПБ80-30655Ю/21-001 от 01.12.2021;

- график оплаты услуги по технологическому присоединению в полном объеме;

- инструкцию по осуществлению заявителями фактического присоединения и приема напряжения и мощности энергопринимающих устройств, объектов электросетевого хозяйства, объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже;

- уведомление о наступлении последствий бездоговорного потребления электрической энергии.

В письмах от 11.01.2022 исх. № МР 2/5/016-119-11-2/16пдн, 10.02.2022 исх. № МР 2/5/016-119-11-2/32пдн Сетевая организация обосновала свой отказ в рассмотрении заявки <…..>. на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям, поданной 21.10.2021, соблюдением положений пункта 8(5) Правил № 861 во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 217-ФЗ, имеющего большую юридическую силу.

Вывод Сетевой организации о правомерности отказа Заявителю в рассмотрении заявки от 21.10.2021 на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям основывается на неверном толковании и применении Федерального закона № 217-ФЗ и Правил № 861, вследствие чего необоснован. Так, председатель товарищества заключает сделки в случаях, если принятие решений о совершении таких действий относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или правления товарищества (пункт 4 части 1 статьи 18 Федерального закона № 217-ФЗ). К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится, в том числе принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования (пункт 5 части 1 статьи 17 Федерального закона № 217-ФЗ).

В пунктах 5 и 6 статьи 3 Федерального закона № 217-ФЗ приведены понятия имущества общего пользования и земельных участков общего назначения.

Имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

Энергопринимающее устройство, которое в соответствии с заявкой от 21.10.2021 должно было быть технологически присоединено к электрическим сетям, расположено в пределах земельного участка Заявителя и не может быть отнесено к имуществу общего пользования.

В этой связи пункт 8(5) Правил № 861 не противоречит положениям Федерального закона № 217-ФЗ, напротив, конкретизирует их. Заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества

В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным Правилами № 816 общим порядком технологического присоединения, то есть их собственниками или иными законными владельцами.

Под энергопринимающим устройством Закон об электроэнергетике (статья 3) понимает аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления, а не объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование, которые могут быть имуществом общего пользования, либо размещение которых возможно на земельных участках общего назначения.

Более того, о неправомерности отказа Сетевой организации (письмо от 03.11.2021 № МР2/5-51/156-16-2/10588 ПАО «Россети Северо-Запад») в рассмотрении заявки <…..>. на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, поданной 21.10.2021, свидетельствует факт принятия к рассмотрению идентичной заявки, поданной <…..>. в Сетевую организацию 26.11.2021.

Каких – либо иных причин отказа Заявителю в принятии к рассмотрению заявки от 21.10.2021 и заключении договора на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям Сетевая организация не указала.

Таким образом, действия ПАО «Россети Северо-Запад» в части отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Объекта <…..>. к электрическим сетям Общества на основании его заявки от 21.10.2021 противоречат требованиям пунктов 3, 6 Правил № 861.

Постановлением Коми УФАС России от 02.03.2022 № 02-06/1782 по делу об административном правонарушении № 011/04/9.21-1028/2021 ПАО «Россети Северо-Запад» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2022 по делу № А29-2907/2022 состав вменяемого ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден.      

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статье 2.4. КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Письмо от 03.11.2021 № МР2/5-51/156-16-2/10588, содержащее отказ <…..> в рассмотрении заявки от 21.10.2021 на осуществление технологического присоединения и выдаче проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя, было подписано <……> Производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми <……>.

В соответствии с трудовым договором от 23.09.2010 № 22-ТД/10 <…..> с 18.10.2010 назначен на должность <……> ПО «ЮЭС» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» (в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад»). <…..> осуществлял функции <……> О «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми до 31.12.2021.  

Согласно подпункту 5.8.4 пункта 5 Положения о распределении обязанностей между руководителями филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» в Республике Коми, утвержденного приказом филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» в Республике Коми от 09.09.2020 № 531 (далее – Положение от 09.09.2020), к основным обязанностям <……> производственного отделения относится, в том числе оказание услуг по технологическому присоединению потребителей (в том числе льготных категорий) к электрическим сетям производственного отделения.

Таким образом, на дату отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Объекта <…..>. к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» (03.11.2021) <……> ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми  являлся <…..>

<…..> является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ.

В письменных пояснениях от 01.01.2022 (вх. № 5884э от 01.11.2022) <…..> указал, что с 01.01.2022 и на сегодняшнюю дату не является <……>ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми, что подтверждается Приказом ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми от 29.12.2021 № 131-ун о прекращении (расторжении) трудового договора с работником, а также, что причиной отказа в заключении с <…..>. договора об осуществлении технологического присоединения было явились разъяснения исполнительного аппарата.

Довод <…..> о том, что он не является с 01.01.2022 <……> ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми, не является основанием для освобождения его от ответственности, поскольку датой совершения административного правонарушения по делу № 011/04/9.21-911/2022 об административном правонарушении (дата отказа в заключении с <…..>. договора об осуществлении технологического присоединения) является – 03.11.2021, то есть дата, когда <…..> являлся <……> ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми. Более того, письмо от 03.11.2021 № МР2/5-51/156-16-2/10588, содержащее отказ <…..> в рассмотрении его заявки от 21.10.2021 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, было подписано <…..> в должности <……> ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми.

Довод <…..> о том, что отказ в заключении договора об осуществлении технологического присоединения на основании заявки <…..>. был принят им на основании разъяснений исполнительного аппарата также не может найти своего обоснования, поскольку документов, подтверждающих, что данный отказ был принят на основании таких разъяснений в материалы административного дела № 011/04/9.21-911/2022 не представлено. В рамках рассмотрения дела № 011/04/9.21-1028/2021 об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» таких обстоятельств также установлено не было.

Следовательно, <…..> нарушены требования пункта 3, 6 Правил № 861 в части отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Объекта <…..>. к электрическим сетям Общества на основании его заявки от 21.10.2021.

Таким образом, <…..> допустил нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения - Республика Коми, г. Сыктывкар.

Время совершения правонарушения –  03.11.2021.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения <…..> к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, не истек.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, ранее <…..> уже привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В отношении <…..> Коми УФАС России было вынесено постановление от 29.09.2022 № 02-06/7525 о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-752/2022 об административном правонарушении, в соответствии с которым <…..> было назначено административное наказание в виде предупреждения. Указанное постановление вступило в законную силу 14.10.2022.

Следовательно, в рассматриваемом случае применение в отношении <…..> административного наказания в виде предупреждения не представляется возможным.

Из материалов дела № 011/04/9.21-911/2022 об административном правонарушении усматривается, что <…..> совершил рассматриваемое правонарушение в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, вина <…..> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленной.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений. В таких условиях совершенное <…..> правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.2 КоАП РФ, не установлены.

Коми УФАС России у <…..> определением от 19.10.2022 № 02-06/8028 были запрошены копии документов, об его имущественном положении. Вместе с тем, указанные документы <…..> в Коми УФАС России не представлены.

С учётом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении <…..> в рассматриваемом случае составит 10 000 (десять тысяч) рублей.

Штрафная санкция, назначенная <…..> Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

 На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <…..> административного правонарушения, личность <…..>, отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, в соответствии с частью 1 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать <……>ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республики Коми, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить <……> ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республики Коми, административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ  ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-911/2022 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 02.11.2022        

 
                 

 

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

На основании части 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

Заместитель руководителя управления-

начальник отдела защиты конкуренции

и контроля рекламы                                                                                               П.Н. Куликова

Связанные организации

Связанные организации не указаны