Предупреждение №02-01/3912 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 1 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

01 июня 2021 года

 

 

№02-01/3912

город Сыктывкар

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление Сыктывкарского муниципального унитарного предприятия «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – СМУП «Хозяйственное управление», заявитель) от 01.03.2021 № 08/128 (вх. № 858 от 01.03.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера») (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в  Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Согласно частям 1, 2 статьи 24.10 Закон № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми» (далее – Приказ № 20/24) утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми в зависимости от категории объектов, в том числе - офисные и бытовые помещения предприятий и организаций – 0,87 куб. м./год на 1 сотрудника, 0,1 куб./м. на 1 кв. м. площади.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 настоящих Правил.

Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами № 1156.

Таким образом, Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

В силу подп. «в» пункта 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил № 1156).

Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8(8) Правил № 1156).

В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.

В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя

направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (пункт 8(10) Правил № 1156).

Согласно материалам заявления в собственности СМУП «Хозяйственное управление» находятся объекты, расположенные по следующим адресам:

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, административное здание, общая площадь – 8790,4 кв.м, в котором  находятся: Администрация МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. Совет МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. Контрольно-счетная палата МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. Управление физической культуры и спорта администрации МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. Управление ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» - <…> человека. ООО «Агентство Домкар» - <…> человек. МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» - <…> человек. МБУ «ГИКЦ» - <…> человека. ООО «Компас» - <…> человек. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. МАУК «СИИЦ «Панорама столицы» - <…> человека. Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. Управление по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара – <…> человека. МАУК «Центр доступа и кино Октябрь» - <…> человека (основной офис по Советской, 53). Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) – <…> человек (Инспекция госстройнадзора по городу Сыктывкару, Корткеросскому и Усть-Куломскому районам, основной офис по К. Маркса, 197). СМУП ПиТ «Восторг» - <…> человек (основной офис по Чернова, 20). СМУП «Хозяйственное управление» - <…> человек (из них <…> уборщика, <…> дворников, которые убирают чужой мусор); 

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13, административное здание, общая площадь – 948,8 кв.м., в котором находятся: Администрация пгт. В. Максаковка администрации МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. ИП <…> – <…> человек. МБУК «Централизованная библиотечная система» - <...> человека (основной офис по Ленина, 78). ГАУ РК «МФЦ» - <…> человек (основной офис по Горького, 2/1);

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 22, административное здание, общая площадь – 726,8 кв.м., в котором находятся: Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»  - <…> человек. МБУ «Центр психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения» г. Сыктывкар – <…> человек; 

- Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12, административное здание, общая площадь – 127,4 кв.м., в котором находятся: Администрация пгт Седкыркещ МО ГО «Сыктывкар» - <…> человек. ГАУ РК «МФЦ» - <…> человек (основной офис по Горького, 2/1);

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50, общая площадь – 1519,4 административное здание, к котором находятся ГАУ РК «МФЦ» - <…> человек (основной офис по Горького 2/1). ИП <…> – <…> человека;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, пер. Плотницкий, д. 3, административное здание, общая площадь – 178,3 кв.м., в котором находится ИП <…> – <…> человека;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 17/1, административное здание, общая площадь – 397,4 кв.м., в котором находится МБУ «Муниципальный архив г. Сыктывкара» – <…> человек;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 11, нежилое помещение, общая площадь -201,5 кв.м., в котором находится МБУ «ГЖЦ» - <…> человек;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35, нежилое помещение, общая площадь 43,4 кв.м., в котором находится <…> МБУ СШОР «Фаворит» (основной офис по Пушкина, 51);

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, нежилое помещение, общая площадь – 118,8 кв.м., в котором с 01.01.2021 находится ГКУ РК «Центр обеспечения деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми» – <…> человека (основной офис по К. Маркса, 210);

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Петрозаводская, д. 25, нежилое помещение, общая площадь – 340,4 кв.м., в котором находится МБУ «Центр обеспечения УДО» - <…> человек (основной офис находится по Интернациональной 176);

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 46, нежилое помещение, общая площадь - 512,1 кв.м., в котором находится МБУ «ГЦПИ» - <…> человек (далее – Объекты).

Согласно материалам заявления между СМУП «Хозяйственное управление» и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 31.01.2020 № 1578/СРО-П/2019 (далее – договор на ТКО от 31.01.2020).

В соответствии с пунктом 12 договора на ТКО от 31.01.2020 стороны договорились осуществлять учет объема и (или) массы ТКО: по пунктам 1-3 Приложения № 1 к договору на ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, по пунктам 4-12 Приложения № 1 к договору на ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Приложением № 1 установлены следующие объемы и объекты, с которых осуществляется вывоз ТКО:

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, объем вывозимых ТКО – 377,280 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 22, объем вывозимых ТКО – 74,880 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50, объем вывозимых ТКО – 56,520 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13, объем вывозимых ТКО – 26,100 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, пер. Плотницкий, д. 3, объем вывозимых ТКО – 6,090 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12, объем вывозимых ТКО – 4,350 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 46, объем вывозимых ТКО – 11,310 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, объем вывозимых ТКО – 8,700 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 17/1, объем вывозимых ТКО – 6,960 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Петрозаводская, д. 25, объем вывозимых ТКО – 38,280 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35, объем вывозимых ТКО – 3,480 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 11, объем вывозимых ТКО – 0,870 куб/м.

Общий объем вывозимых ТКО за год со всех вышеуказанных объектов составил – 614,820 куб/м.

Из материалов заявления следует, что между СМУП «Хозяйственное управление» и ООО «Региональный оператор Севера» было заключено дополнительное соглашение от 29.02.2020 № 1 к договору на ТКО от 31.01.2020, в соответствии с которым годовой объем ТКО был изменен с 614,820 куб/м. на 690,060 куб/м.

В своих письменных пояснениях от 21.05.2021 № РО-8380/ис (вх. № 2327 от 27.05.2021)  ООО «Региональный оператор Севера» указало, что норматив накопления ТКО по договору на ТКО от 31.01.2020 был применен исходя из количества сотрудников, который составил 0,87 куб/м. на 1 сотрудника.  

Согласно материалам заявления обязательства по договору на ТКО от 31.01.2020  исполнялись сторонами в полном объеме, что подтверждается счетами-фактурами, платежными поручениями.

В заявлении СМУП «Хозяйственное управление» указывает, что в связи с началом договорной компании по заключению контрактов на 2021 год по обращению с ТКО ООО «Региональный оператор Севера» в адрес Администрации МО ГО «Сыктывкар» направило письмо от 02.10.2020 № РО-16452/ис «О договорной компании 2021 года», в котором был указан перечень документов, необходимый для приложения к заявке на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в который, в том числе входит отчет СЗВ-М с отметкой органа ПФР на последнюю отчетную дату/отчет 6НДФЛ с отметкой налогового органа на последнюю отчетную дату в части Раздела 1 «обобщенные показатели»-«Количество физических лиц, получивших доход» (при этом суммы начисленного дохода и удержанного налога могут быть скрыты)/статистическую отчетность в Росстат форма 11-4 за последний квартал-стр. 1-2 (далее – отчет СЗВ-М).

СМУП «Хозяйственное управление» в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 21.12.2021 № 07/857 направило заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в которой были указаны Объекты, с которых необходимо вывозить ТКО, количество человек (сотрудников), находящихся на таких объектах. Также к указанной заявке были приложены, в том числе документы, подтверждающие право собственности (иного владения, пользования) СМУП «Хозяйственное управление», количество человек (сотрудников), находящихся на таких объектах.

ООО «Региональный оператор Севера» в ответ на вышеуказанную заявку направило в адрес СМУП «Хозяйственное управление» договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 2021 года № 5086/РО-П/2021 (далее – договор на ТКО от 2021 года).

В соответствии с пунктом 12 договора на ТКО от 2021 года стороны договорились осуществлять учет объема и (или) массу ТКО по пунктам 1-12 приложения № 1 к договору на ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Приложением № 1 к договору на ТКО от 2021 года установлены следующие объекты и объемы ТКО:

   - Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, объем вывозимых ТКО – 435,87000 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13, объем вывозимых ТКО – 98,44056 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 22, объем вывозимых ТКО – 37,41000 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12, объем вывозимых ТКО – 12,73488 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50, объем вывозимых ТКО – 151,87920 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, пер. Плотницкий, д. 3, объем вывозимых ТКО – 3,48000 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 17/1, объем вывозимых ТКО – 6,96000 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 11, объем вывозимых ТКО – 10,44000 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35, объем вывозимых ТКО – 4,33824 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, объем вывозимых ТКО – 11,87520 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Петрозаводская, д. 25, объем вывозимых ТКО – 33,06000 куб/м.;

- Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 46, объем вывозимых ТКО – 10,4400 куб/м.

Общий объем вывозимых ТКО за 2021 год со всех вышеуказанных объектов составит – 816,92808 куб/м.

Как следует из материалов заявления, СМУП «Хозяйственное управление» предоставляет в пользование, в том числе следующие объекты следующим организациям:

- ГАУ «МФЦ» по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50, общая сдаваемая площадь – 213,5 кв.м., Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12, общая сдаваемая площадь – 13,0 кв.м., Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13, общая сдаваемая площадь – 17,7кв.м. (указанные объекты предоставляются СМУП «Хозяйственное управление» на основании договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 30.06.2015 № 7/15, от 13.04.2015 № 4/15, 5/15);

- МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит» по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35, общая сдаваемая площадь – 43,4 кв.м. (указанный объект предоставляется СМУП «Хозяйственное управление» на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 22.03.2016 № 7/16);

- ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми» по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, общая сдаваемая площадь – 38,0 кв.м. (указанный объект предоставляется СМУП «Хозяйственное управление» на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 05.02.2021 № 2/21). 

В соответствии с договорами безвозмездного пользования муниципальным имуществом ГКУ «МФЦ» МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит», ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми» обязуются производить возмещение СМУП «Хозяйственное управление» эксплуатационных и коммунальных услуг, в соответствии с условиями заключенного договора на возмещение эксплуатационных расходов и коммунальных услуг (подпункт 3.2.3 пункта 3 договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом).

Из материалов заявления следует, что к объектам, расположенным по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, ООО «Региональный оператор Севера» применило норматив накопления ТКО исходя из площади помещений, который составил 0,1 куб/м. на 1 кв.м. от площади помещения, к остальным объектам, указанным в Приложении № 1 к договору на ТКО от 2021 года, был применен норматив накопления ТКО исходя из количества сотрудников, который составил 0,87 куб/м. на 1 сотрудника.

Согласно материалам заявления СМУП «Хозяйственное управление» в адрес ООО «Региональный оператор Севера» для заключения договора на ТКО от 11.01.2021 представило следующие документы:

- по объектам, расположенным адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13, предоставляемые ГАУ «МФЦ», СМУП «Хозяйственное управление» предоставило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмо ГАУ «МФЦ» от 12.11.2020 № 06-05/499, из которого следует, что государственное учреждение отказывается представлять  отчет СЗВ-М, так как законодательством не предусмотрена обязанность представления указанного отчета, в том числе в адрес ООО «Региональный оператор Севера», также указывает на численность сотрудников, находящихся на указанных объектах, – <…> человек всего;

- по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35, предоставляемому СМУП «Хозяйственное управление» в адрес МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит», унитарное предприятие представило в адрес ООО «Регионального оператора Севера» отчет СВЗ-М, из которого следует, что в штате бюджетного учреждения находится <…> сотрудников, а также письмо от 17.12.2020 № 133, согласно которому на указанном объекте МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит» находится <…> работник;

- по объекту, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, предоставляемому СМУП «Хозяйственное управление» ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми»,  унитарное предприятие представило ООО «Региональный оператор Севера» отчет СВЗ-М, из которого следует, что в штате государственного учреждения находится <…> человек, а также письмо ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми» от 09.11.2020 № Ц03-42/68, согласно которому на указанном объекте находится <…> сотрудника.

ООО «Региональный оператор Севера» в своих пояснениях от 21.05.2021 № РО-8380/ис (вх. № 2327 от 27.05.2021) указало, что документами, подтверждающими количество сотрудников, являются формы федерального статистического наблюдения или иные виды обязательной отчетности, подтверждение численности сотрудников от МФЦ, СЗВМ/6НДФЛ/П4. Также ООО «Региональный оператор Севера» указывает, что в случае представления СМУП «Хозяйственное управление» отчета СЗВ-М региональный оператор готов рассмотреть вопрос о произведении перерасчета по  объектам, расположенным по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100.

СМУП «Хозяйственное управление», не согласившись с объемом ТКО по объектам, расположенным по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, направило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмо от 15.02.2021 № 07/104, в котором потребитель указал, что представить отчет СЗВ-М по объектам, которые находятся в пользовании ГАУ «МФЦ», не представляется возможным, по объектам, которые находятся во владении ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми», МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит», СМУП «Хозяйственное управление» представило сведения о количестве сотрудников, которые находятся на спорных объектах.  

ООО «Региональный оператор Севера» в ответ на вышеуказанное письмо направило письменную информацию, в которой региональный оператор указывает на необходимость представления отчетов СЗВ-М на объекты, расположенные по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50, тогда как, на объекты расположенные по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, которые предоставляются во временное пользование МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит», ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми», необходимо представить копии документов, подтверждающих численность сотрудников в других филиалах указанной организации.

СМУП «Хозяйственное управление» в ответ на вышеуказанное требование направило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмо от 22.03.2021 № 07/163, в котором унитарное предприятие указывает на то, что законом не предусмотрен перечень документов, которые потребитель должен представить региональному оператору в качестве подтверждения численности работников. 

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 21.04.2021 № РО-7113/ис настаивает на представлении СМУП «Хозяйственное управление» отчета СЗВ-М и копий документов, подтверждающих численность работников в других филиалах по спорным объектам, ссылаясь при этом на пункт 8(7) Постановления № 1156.

 На основании пункта 5 Правил № 505 количество ТКО рассчитывается, в том числе исходя из норматива накопления ТКО.

Приказом № 20/24 установлен, в том числе норматив накопления ТКО для офисных и бытовых помещений, который составляет 0,1 куб/м. на 1 кв.м. от площади помещения, 0,87 кв.м. на 1 сотрудника.

На основании пунктов 8(6), 8(7) Постановления № 1156 в заявке потребителя указываются следующие сведения:

а) реквизиты потребителя:

для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, фактический адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты и документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика и банковские реквизиты;

для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя;

б) наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) настоящих Правил;

в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.

К заявке потребителя прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком;

б) документы, подтверждающие наличие:

у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов;

у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

в) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации);

г) документы, содержащие сведения:

о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта;

о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).

   Следовательно, ни Постановлением № 1156, ни Правилами № 505, ни Приказом № 20/24 не предусмотрено, что при заключении договора на оказание услуг по обращению ТКО потребители в качестве подтверждения численности своих сотрудников должны представить региональному оператору, в том числе отчет СВЗ-М.

На основании части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Из материалов заявления следует, что СМУП «Хозяйственное управление» представило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» документы, подтверждающие численность сотрудников ГАУ «МФЦ»,  ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми», МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит».

Доводы ООО «Региональный оператор Севера» о том, что в отношении ГАУ «МФЦ» не представлено отчетов СВЗ-М, в отношении ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми», МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит» не представлено документов, подтверждающих численность сотрудников по другим филиалам, не находят своего обоснования, так как законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность по обращению с ТКО, не предусмотрен перечень документов, подтверждающих численность сотрудников. Пункт 8(7) Постановления № 1156 содержит закрытый перечень документов и сведений, необходимых для представления потребителями при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО,  в связи с чем, ООО «Региональный оператор Севера», как субъект, занимающий доминирующие положение на товарном рынке оказания услуг по обращению ТКО, не вправе требовать от СМУП «Хозяйственное управление» отчет СВЗ-М по сотрудникам ГАУ «МФЦ», документы, подтверждающие численность сотрудников ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми», МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит» по другим филиалам.

  Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Из материалов заявления следует, что при исполнении сторонами договора на ТКО от 31.01.2020 объем вывозимых ТКО с объектов, расположенных по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, составил 122,318 куб/м. в год (указанный объем был рассчитан исходя из норматива накопления ТКО – 0,87 куб/м. на 1 сотрудника), оплата за их вывоз 98 072,22 руб. в год, тогда как по договору на ТКО от 2021 года объем вывозимых ТКО по аналогичным объектам составил 279,268 куб/м. в года, оплата за их вывоз – 230 566,52 руб. (указанный объем был рассчитан исходя из норматива накопления ТКО – 0,1 куб/м. на 1 кв.м. от площади помещения).

Следовательно, ООО «Региональный оператор Севера» своими действиями в части расчета объема вывозимых ТКО с объектов, расположенных по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, исходя из норматива накопления ТКО – 0,1 куб/м. на 1 кв.м. от площади объекта, тогда как СМУП «Хозяйственное управление» представило необходимые документы для осуществления расчета объема вывозимых ТКО с указанных объектов по нормативу накопления ТКО – 0,87 куб/м. на 1 сотрудника, увеличило объем вывозимых ТКО с объектов с 122,318 куб/м. до 279,268 куб/м. и, как следствие, увеличило расходы за их вывоз с 98 072,22 руб. в год до 230 566,52 руб. в год.

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании региональным оператором СМУП «Хозяйственное управление» невыгодных условий договора на ТКО от 2021 года, в соответствии с которыми региональным оператором к объектам, расположенным по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, применяется норматив накопления ТКО 0,1 куб/м на 1 кв.м. от площади объекта, тогда как СМУП «Хозяйственное управление» представило документы и информацию, в соответствии с которыми ООО «Региональный оператор Севера» должен применить норматив накопления ТКО 0,87 куб/м. на 1 сотрудника, что привело (могло привести) к увеличению объемов и (или) массы ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, что приводит (может привести) к ущемлению интересов СМУП «Хозяйственное управление» в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей.    

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию СМУП «Хозяйственное управление» невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 путем установления в таком договоре на ТКО к объектам, расположенным по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, которые находятся во владении ГАУ «МФЦ», ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми», МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит», норматива накопления ТКО исходя из количества сотрудников, осуществляющих свою деятельность на указанных объектах, – 0,87 куб/м. на 1 сотрудника.     

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

<…>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны