Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/5803/23 Решение по внеплановой проверке № 01106/33-756/2023 от 19 сентября 2023 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по внеплановой проверке № 011/06/99-765/2023

 

 

14 сентября 2023 года                                                                                                       г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <........> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения Федеральным казенным учреждением «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка медицинских изделий (анализатор гематологический ИВД, автоматический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие», извещение № 0307100010423000218, в части определения описания объекта закупки,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России 31.08.2023 посредством официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт) обществом с ограниченной ответственностью «Диагностика и Контроль» (далее – ООО «Диагностика и Контроль») направлена жалоба № б/н от 31.08.2023 (вх. № 5856/23 от 01.09.2023) на действия заказчика - ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка медицинских изделий (анализатор гематологический ИВД, автоматический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие», извещение № 0307100010423000218.

Между тем, 04.09.2023 указанная выше жалоба ООО «Диагностика и Контроль» отозвана.

Согласно части 6 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается.

Вместе с тем, согласно подпункту «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В жалобе ООО «Диагностика и контроль» содержится информация о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе.

Так в жалобе указано, что Заказчиком при описании объекта закупки не применена соответствующая позиция КТРУ.

По мнению общества, объекту закупки «Анализатор гематологический ИВД, автоматический» соответствует код позиции КТРУ 26.51.53.141-00000008: «Электрический (работающий от сети переменного тока) лабораторный прибор, предназначенный для подсчета популяций клеток крови, с помощью технологии лизиса, электрического сопротивления, электропроводности и/или светорассеяния, для измерения и/или подсчета параметров лейкоцитов, параметров эритроцитов и тромбоцитов и их индексов в клиническом образце. Изделие работает при минимальном техническом участии и полностью автоматизировано на всех этапах процедуры», при этом Заказчиком выбран код позиции: 26.51.53.141 — Аппараты для диагностики in vitro.

Следовательно, неприменение Заказчиком при описании объекта закупки кода КТРУ при наличии в каталоге соответствующей позиции: 26.51.53.141-00000008 является нарушением статей 23, 33 Закона о контрактной системе и положений Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Отмечено, что в Извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение допуска товаров иностранного производства, установленными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вместе с тем, в нарушение подпункта «а» пункта 5 Постановления Правительства РФ № 145 Заказчик при описании объекта закупки указал дополнительные характеристики, которые прямо не предусмотрены КТРУ 26.51.53.141-00000008.

По мнению общества, включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик товара помимо тех, которые указаны в соответствующей позиции КТРУ и при условии включения объекта закупки в перечень товаров, определенный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, нарушает указанные выше положения статей Закона о контрактной системе и влечет нарушение прямого запрета, установленного подпунктом «а» пункта 5 Постановления Правительства РФ № 145.

Указывает о нарушении Заказчиком, в том числе положений статей 14, 19, 23 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 5 Постановления Правительства РФ № 145, что, по мнению общества, влечет не только ограничение круга потенциальных участников аукциона, но и нарушение публичных интересов неограниченного круга лиц, например российских производителей товаров, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, препятствовать развитию национальной экономики и поддержке российских товаропроизводителей.

В связи с тем, что в жалобе ООО «Диагностика и контроль» содержится информация о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России требований законодательства о контрактной системе при описании объекта указанной выше закупки.

В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила) внеплановая проверка осуществлена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ООО «Диагностика и Контроль», ООО «РТС-тендер» (далее – оператор электронной площадки) о месте и времени проведения внеплановой проверки надлежащим образом извещены.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона с содержащимися при нем электронными документами, письменными пояснениями ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, пришла к нижеследующим выводам.

  1. 24.08.2023 заказчиком – ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России на официальном размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307100010423000218.

Наименование объекта закупки - «Поставка медицинских изделий (анализатор гематологический ИВД, автоматический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 1 074 999,99 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 01.09.2023 10:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 01.09.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 05.09.2023.

  1. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Требования к характеристикам товара установлены заказчиком в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа «Описание объекта закупки»:

 

1

Наименование параметра

Требуемое значение

1. Общие сведения

1.1.

Наименование Оборудования

 

Анализатор гематологический ИВД, автоматический

Код ОКПД2 26.51.53.141

 

1.2.

Количество, шт

3

1.3.

Наименование производителя

*указать

1.4.

Модель

*указать

1.5.

Год (месяц) выпуска Оборудования

не ранее* 2022 года

1.6.

Страна происхождения

*указать

2. Технические характеристики

2.1

Производительность: количество тестов в час

не менее* 60 шт.

2.2

Определение гематологических параметров выполняется с помощью импедансного метода

Соответствие

2.3

Взятие образца из открытой пробирки (ручной режим подачи пробирки)

 

Соответствие

2.4

Сканер штрих-кодов пробирок (встроенный или внешний)

 

Наличие

2.5

Объем образца венозной крови, необходимое для проведения измерения

 

не более* 9 мкл

2.6

Измеряемые параметры: WBC, RBC, HGB, HCT, MCV, MCH, MCHC, PLT, LYM, MID, GRA, LYM%, MID%, GRA%, RDW-SD, RDW-CV, PDW-SD, PDW-CV, MPV, PCT, P-LCC, P-LCR

Наличие

2.7

Оповещение пользователя о наличии патологических изменений в образце

 

Соответствие

2.8

Оборудование подключается к лабораторной информационной системе с использованием стандартных протоколов обмена данными.

Соответствие

2.9

Количество результатов в памяти прибора

 

не менее* 50 000 шт

2.10

Встроенный термопринтер

 

Наличие

2.11

Использование первичных пробирок, для капиллярной и венозной крови

 

Наличие

2.12

Требования по энергообеспечению, необходимые для эксплуатации анализатора

 

200-240 В, 50-60 Гц

2.13

Мощность источника бесперебойного питания

 

не менее* 600 ВА

2.14

Стартовый комплект реагентов

не менее* 1000 исследований

3. Дополнительные требования

3.1.

Эксплуатационная документация на русском языке

наличие

3.2.

Регистрационное удостоверение

наличие

3.3.

Документ соответствия

Наличие (при необходимости)

3.4.

Гарантийный талон поставщика

наличие

3.6.

Срок предоставления гарантии производителя, мес

не менее* 12

3.7.

Срок предоставления гарантии поставщика, мес

не менее* 12

 

В том числе заказчиком в дополнение к указанному выше определено следующее:
«В связи с тем, что в каталоге товаров, работ, услуг отсутствуют позиции, содержащие важные технические характеристики товара, которые соответствуют потребности Заказчика, на основании собственных нужд лечебного учреждения, практики применения товара и приоритета жизни и здоровья пациентов и с позиции проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ был выбран соответствующий товару код согласно ОКПД2 «26.51.53.141», что в полной мере соответствует требованиям Постановления Правительства №145.

Технические, функциональные и качественные характеристики товара определены и сформированы заказчиком исходя из потребности лечебного учреждения, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия подготовленных кадров, материальной базы в соответствии с п. 2 части 1 ст.33 №44-ФЗ (ГОСТ Р 55991.6-2014 «Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 6. Автоматические анализаторы для гематологических исследований. Технические требования для государственных закупок».

3. Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам а), г) пункта 10, пункту 12, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту «б» пункта 2, подпункту «в» пункта 4, подпункту «а» пункта 5, пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Таким образом, в случае, если при проведении закупок закупаемые товары соответствуют описанию позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также в отношении такого товара установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878, то описание объекта закупки производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ.

При этом, выбор кода по КТРУ, равно как и определение предмета закупки, является правом заказчика, которое обусловлено требованиями к закупаемому оборудованию, необходимому заказчику.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона (номер извещения 0307100010423000218) установлен ОКПД2: 26.51.53.141 «Анализатор гематологический ИВД, автоматический».

При осуществлении указанной закупки заказчиком установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, поскольку соответствующий код ОКПД2 включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в письме от 13.09.2023 № исх-88/6-6588 (вх. № 6217-эп/23 от 13.09.2023) пояснено, что в КТРУ для позиции «Анализатор гематологический ИВД, автоматический» существует только одна укрупненная позиция:

Наименование – Анализатор гематологический ИВД, автоматический

Код: 26.51.53.141 – 00000013

Тип: Укрупненная

Ед. измерения: Штука

Производительность в час, проб: ≤50; ≥55 и ≤70; ≥80;

Методы: Проточная цитометрия; Спектрофотометрия; Колориметрия; Кондуктометрия,

и 12 неукрупненных позиций, являющихся производными от конкретных возможных параметров укрупненной позиции.

Предложенная заявителем для использования позиция имеет код КТРУ 26.51.53.141-00000008, и следующие параметры:

Наименование: Анализатор гематологический ИВД, автоматический

Код: 26.51.53.141-00000008

Тип: Неукрупненная

Ед. измерения: Штука

Производительность в час, проб: ≥55 и ≤70;

Методы: Кондуктометрия.

При этом Заказчику требуется Анализатор гематологический ИВД, автоматический, в том числе со следующими параметрами:

- Производительность: количество тестов в час: не менее* 60 шт.;

- Определение гематологических параметров выполняется с помощью импедансного метода: соответствие.

Заказчиком отмечено, что в КТРУ отсутствует позиция, соответствующая совокупности указанных параметров, а именно требуемому методу определения гематологических параметров.

В связи с чем, принимая во внимание отсутствие позиции, соответствующей описанию объекта закупки в КТРУ, Заказчиком применен код ОКПД2 и описание объекта закупки осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Касаемо довода ООО «Диагностика и Контроль» в части неправомерного включения в описание объекта закупки дополнительных характеристик помимо тех, которые указаны в соответствующей позиции КТРУ и при условии включения объекта закупки в перечень товаров, определенный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России пояснено, что при формировании объекта закупки Заказчик руководствовался, в том числе положениями письма Министерства финансов Российской Федерации от 25.08.2020 № 24-06-05/74463 (далее- письмо).

Так, согласно абзацу 4 пункта 4 указанного письма, условием применения положений подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога является включение закупаемой радиоэлектронной продукции (соответствующего кода такой закупаемой продукции) в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, абзацем 7 пункта 5 обозначенного выше письма определено, что условия применения пункта 4 Правил использования каталога в отношении описания товара, работы, услуги, не сформированного и не включенного в позицию каталога не наступают.

Таким образом, по мнению ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ввиду отсутствия позиции, соответствующей описанию объекта закупки в КТРУ, Заказчиком осуществлено описание объекта закупки, соответствующее всем требованиям Закона о контрактной системе.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России отмечает, что системное толкование приведенных выше норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что в зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Так, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Следовательно, на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

В рассматриваемом случае, установление Заказчиком требования к товару вызвано необходимостью Заказчика получить товар, полностью удовлетворяющего его потребности.

Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии антимонопольного органа не имеется.

При этом следует отметить, что в случае осуществления закупки товара, в отношении которого в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом указывается код такого товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

Описание товара в соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в связи с отсутствием закупаемого товара в КТРУ, исключает обязанность заказчика руководствоваться требованиями пункта 5 указанных Правил.

Следует отметить, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0307100010423000218 от 05.09.2023 на участие в закупке подано четыре заявки, три из которых признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, одна заявка отклонена в связи с отсутствием в такой заявке характеристик предлагаемого к поставке товара.

В ходе обзора таких заявок установлено, что тремя участниками закупки предложен к поставке товар иностранного производства, четвертым участником предложен товар произведенный в России, следовательно, признаков ограничения круга потенциальных участников закупки в данном случае нет.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России при формировании описания объекта закупки нарушений пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Довод ООО «Диагностика и Контроль» о нарушении Заказчиком положений статей 14, 19, 23, 33 Закона о контрактной системе, а также Постановления Правительства РФ № 145 не нашел своего подтверждения.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

По результатам внеплановой проверки в действиях ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России при формировании описания объекта закупки нарушений пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, не установлено.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:                                                                                                                            <..............>

     

Члены комиссии:                                                                                                                                        <..............>

 

                                                                                                                                                                      <.............>

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-3434

 

 

Связанные организации

ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ИНН 1116004430, ОГРН 1021101053698
ООО "Диагностика и Контроль"
ИНН 3906389279, ОГРН 1203900002657
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666