Определение №03-05/4008 Определение о возбуждении дела № 011/05/21-300/2019 по при... от 29 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

+

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

Определение

 

О  ВОЗБУЖДЕНИИ  ДЕЛА  № 011/05/21-300/2019  ПО ПРИЗНАКАМ  НАРУШЕНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  О  РЕКЛАМЕ

 

29 мая 2019 года

 

 

                  № 03-05/4008

г. Сыктывкар

 

ООО «Радлун»

 

Первомайская ул., д. 9,

г. Сыктывкар,

Республика Коми, 167000

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…>, рассмотрев материалы по обращению ОМВД России по Корткеросскому району о распространении на наклейках на дверях магазина, расположенного по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Додзь, ул. Центральная, д. 228А, рекламы Зеленецкой ПФ, Сыктывкар Пива, Сыктывкарского ЛВЗ с признаками нарушения требований ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение ОМВД России по Корткеросскому району № 61/3514 от 24.04.2019 (вх. № 2325 от 29.04.2019), в котором указано, что ООО «Радлун» (ИНН 1101091207, ОГРН 1111101010206) в летний период 2018 года осуществлял розничную продажу продуктов питания, а также пива в СНТ «Магистраль», расположенного по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Додзь, ул. Центральная, д. 228А. На дверях указанного магазина имеется наклейка с изображением двух кружек с пенной жидкостью желтого цвета. Из материалов обращения усматривается, что размещенная посредством наклеек на дверях магазина информация содержит выражение «Одобрено», изображенное в виде штампа, во внешнем круге которого имеется выражение «Цена производителя», а в верхней части рассматриваемых наклеек указаны наименования производителей - «Зеленецкая ПФ», «Сыктывкар Пиво», «Сыктывкарский ЛВЗ». Указанное, по мнению заявителя, нарушает требования ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). 

В результате рассмотрения обращения установлено следующее.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

ФАС России письмом № ДФ/43345/19 от 24.05.2019 (вх. № 2115-э от 27.05.2019) представила письменные разъяснения по вопросу квалификации заявленной информации, в которых указала следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (магазин, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе не совпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.

Учитывая изложенное, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно, на такую информацию не распространяются требования Закона о рекламе.

В случае если конструкция с наименованием организации, а также видами оказываемых услуг размещается на здании на уровне этажа в пределах окон, где указанная организация осуществляет хозяйственную деятельность, то есть в месте нахождения организации, соответственно, такая информация не является рекламой и требования Закона о рекламе на нее не распространяются.

При этом размещение конструкции с наименованием организации вне места нахождения организации направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, соответственно, в указанном случае такая конструкция является рекламной и ее размещение должно осуществляться с учетом положений Закона о рекламе.

По мнению специалистов ФАС России, размещенная посредством наклеек на дверях магазина информация содержит выражение «Одобрено», которое не является обязательным в силу Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», соответственно, направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования. Кроме того, указанная на данных наклейках информация формирует интерес к конкретным производителям алкогольной продукции («Зеленецкая ПФ», «Сыктывкар Пиво», «Сыктывкарский ЛВЗ»), соответственно, указанная информация является рекламой алкогольной продукции и должна распространяться с учетом положений ст. 21 Закона о рекламе. 

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на наклейках на дверях магазина, расположенного по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Додзь, ул. Центральная, д. 228А;

- адресована неопределенному  кругу  лиц;

 - направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: Зеленецкой ПФ, Сыктывкар Пиву, Сыктывкарскому ЛВЗ, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная посредством наклеек на дверях магазина СНТ «Магистраль», расположенного по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Додзь, ул. Центральная, д. 228А, является рекламой.

            В части 4 статьи 2 Закона о рекламе закреплено, что специальные требования  и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

      Как разъяснил пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

  В соответствии с п. 7 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

  Согласно п. 13.1 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

       Таким образом, рассматриваемая реклама Зеленецкой ПФ, Сыктывкар Пива, Сыктывкарского ЛВЗ не является явно не относящейся к рекламе алкогольной продукции.

 В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

       Рассматриваемая реклама не содержит предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции.

При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения требований, установленных ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, несёт  рекламодатель и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

Из материалов обращения усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является общество с ограниченной ответственностью «Радлун» (далее – ООО «Радлун»).

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе, п. 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.25 Приказа ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 011/05/21-300/2019 по признакам нарушения ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. заявителя – ОМВД России по Корткеросскому району, адрес места нахождения: 168020, Республика Коми, с. Корткерос, ул. Советская, д. 206;

2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, -  ООО «Радлун», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 9.

          3. Вызвать для участия в деле:

           3.1. заявителя – ОМВД России по Корткеросскому району, адрес места нахождения: 168020, Республика Коми, с. Корткерос, ул. Советская, д. 206;

           3.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, -  ООО «Радлун», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 9.

4. Назначить дело № 011/05/21-300/2019 к рассмотрению на 28 июня 2019 года на 12 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар,                          ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.

5. ООО «Радлун» в срок не позднее 26 июня 2019 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

5.1. Копию устава ООО «Радлун» со всеми изменениями, дополнениями и приложениями на дату настоящего определения.

5.2. О рекламодателе, рекламораспространителе и рекламопроизводителе рассматриваемой рекламы (с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, номеров тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации - для физических лиц).

5.3. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ), опосредующих производство, размещение и распространение рассматриваемой рекламы.

5.4. Письменные пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство, размещение и распространение рассматриваемой рекламы.

5.5. Поясняющие, кто определил содержание рассматриваемой рекламы, ее наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама, в случае, если реклама не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.

5.6. О периоде распространения рассматриваемой рекламы, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.

5.7. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемой рекламы.

5.8. О причинах размещения рассматриваемой рекламы без учета требований ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

5.9. О должностном лице ООО «Радлун», по вине которого произошло нарушение рекламного законодательства (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).

5.10. Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 5.9 настоящего определения, поясняющие обстоятельства размещения рассматриваемой рекламы в нарушение ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием размещаемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемой рекламы, со ссылкой на должностную инструкцию.

5.11. Паспортные данные (копию со 2-ой по 7-ую страницы паспорта) должностного лица, указанного в пункте 5.9 настоящего Определения, с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

6. ОМВД России по Корткеросскому району в срок не позднее 26 июня 2019 года представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

6.1. Материалы проверки в отношении ООО «Радлун», зарегистрированной в КУСП № 1348 от 19.04.2019.

6.2. Фотографии рассматриваемой рекламы в цветном исполнении на электронном носителе.

7. ООО «Радлун» обеспечить явку руководителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.

8. ОМВД России по Корткеросскому району явиться лично (с паспортом) и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.

9. О возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, сообщить не позднее 26 июня 2019 года, предварительно по факсу (8212) 21-41-29 или на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.

               

Примечание:

 

При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения, укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный  антимонопольный орган, его территориальный  орган  сведений  (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо  представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа.

 

 

Председатель  Комиссии                                                                            <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны