Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №НГ/2718/24 Решение от 6 мая 2024 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-372/2024

27 апреля 2024 года                                                                                                   г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по обращению индивидуального предпринимателя <...> (далее - индивидуальный предприниматель) от 17.04.2024 № 2 (вх. № 3889/24 от 17.04.2024), содержащему, наряду с прочим, доводы о возможных нарушениях заказчиком - Министерством экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми (далее - Минэкономразвития Республики Коми) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 111 «Автостанция-общество Магистраль», № 124 «Железнодорожный вокзал - Морово», № 125 «Орбита-Мелиоратор», № 127 «ОрбитаМорово», № 128 «Ул. Карла-Маркса - Човские Зори», извещение 0107200002324000001,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило обращение индивидуального предпринимателя от 17.04.2024 № 2 (вх. № 3889/24 от 17.04.2024), содержащее, наряду с прочим, доводы о возможных нарушениях заказчиком - Минэкономразвития Республики Коми требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 111 «Автостанция-общество Магистраль», № 124 «Железнодорожный вокзал - Морово», № 125 «Орбита-Мелиоратор», № 127 «ОрбитаМорово», № 128 «Ул. Карла-Маркса - Човские Зори», извещение 0107200002324000001 (далее - закупка, обращение).

В обращении указано, наряду с прочим, о возможных нарушениях Закона о контрактной системе при формировании лота закупки (включения в одну закупку (предмет контракта по закупке) 5 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок), а также указания в разделе 14 «Реквизиты и подписи сторон» проекта государственного контракта, размещенного в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа, в сведениях о подрядчике - «Временно исполняющий обязанности генерального директора АО «Комиавтотранс», указания в приложениях №№1-8 к проекту государственного контракта: «к контракту от «___» апреля 2024 г. ЗК-1-2024-Д».

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с наличием в обращении признаков нарушений заказчиком - Министерством экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми требований Закона о контрактной системе, в Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.

О проведении внеплановой проверки индивидуальный предприниматель, Минэкономразвития Республики Коми, акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (оператор электронной площадки) надлежащим образом извещены.

Минэкономразвития Республики Коми письмом от 26.04.2024 № 18-09/4471 (вх. от 27.04.2024 № 4353/24) в материалы внеплановой проверки представлены письменная информация и копии документов.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, сведения о закупке, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, пришла к нижеследующим выводам.

2. Заказчиком закупки способом запроса котировок в электронной форме «Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 111 «Автостанция-общество Магистраль», № 124 «Железнодорожный вокзал - Морово», № 125 «Орбита-Мелиоратор», № 127 «Орбита-Морово», № 128 «Ул. Карла-Маркса - Човские Зори», явилось Минэкономразвития Республики Коми.

Начальная (максимальная) цена контракта - 231 865,00 руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 16.04.2024.

По протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.04.2024 №ИЗК1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка АО «Комиавтотранс», признанная соответствующей требованиям извещения о закупке.

По результатам закупки 26.04.2024 заключен контракт № ЗК-1-2024-Д (реестровый номер контракта 2110148746324000003).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 3 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

По пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно подпункту г) пункта 10, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в позицию каталога включается, в том числе информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, пунктам 5, 6, 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в подпунктах а), б) пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

Объект закупки - «Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 111 «Автостанция-общество Магистраль», № 124 «Железнодорожный вокзал - Морово», № 125 «Орбита-Мелиоратор», № 127 «Орбита-Морово», № 128 «Ул. Карла-Маркса - Човские Зори».

В соответствии с извещением о запросе котировок в электронной форме к закупаемым услугам применена позиция КТРУ 49.31.21.110-00000058 «Услуга по регулярным перевозкам пассажиров автобусом».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случаях, обозначенных в подпунктах а) - г) пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки содержит следующие требования к закупаемым услугам:

Наименование услуги в соответствии с КТРУ

49.31.21.110-00000058

Наименование характеристики в соответствии с КТРУ

Значение характеристики в соответствии с КТРУ

Услуга по регулярным перевозкам пассажиров автобусом

Класс транспортного средства (в рамках категорий М2, М3 ТР ТС 018/2011)

I

Класс транспортного средства (Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ)

Большой

Тип маршрута

Межмуниципальный

Наличие в салоне системы кондиционирования воздуха

Нет

Наличие в салоне программно-технических комплексов видеонаблюдения

Да

Наличие в салоне системы автоматизированного контроля оплаты проезда

Нет

Наличие форменной одежды персонала

Нет

Обеспечение перевоза багажа

Да

Оснащенность аппаратурой спутниковой навигации

Да

 

В пунктах 9, 10 Описания объекта закупки, размещенного в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа, содержатся следующие требования к транспортным средствам, подлежащих применению при оказании услуг, являющихся объектом закупки:

«Максимальное количество транспортных средств, без превышения максимального количества согласно сведениям из реестра маршрутов раздельно для каждого класса транспортных средств составляет: Большой класс - 1 единица**

**-допускается временная замена на автобус большого класса с максимальным сроком эксплуатации до 15 лет по согласованию с Заказчиком при наличии обоснованных причин (например, более высокой вместимостью), в т.ч. по маршрутам:

маршрута

Класс ТС

Количество ТС

111

большой

1

124

большой

1

125

большой

1

127

большой

1

128

большой

1

Резервное количество транспортных средств: Большой класс - 1 единица**.

маршрута

Класс ТС

Количество ТС

111

большой

1

124

большой

1

125

большой

1

127

большой

1

128

большой

1

По пункту 11 Описания объекта закупки: «Срок выполнения работ по настоящему Контракту устанавливается с 27.04.2024 по 31.05.2024 года».

Описание объекта закупки содержит Обоснование необходимости использования иных и дополнительных требований, не предусмотренных в позиции КТРУ: «дополнительные требования установлены Заказчиком в соответствии с потребностью, основывающейся обязанности Заказчика предусмотреть все необходимые условия для обеспечения безопасности и качества пассажирских перевозок».

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа описания объекта закупки установлено о его соответствии соответствующей позиции КТРУ.

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, в лот закупки (предмет контракта) включено 5 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок:

-№ 111 «Автостанция-общество Магистраль»,

-№ 124 «Железнодорожный вокзал - Морово»,

-№ 125 «Орбита-Мелиоратор»,

-№ 127 «Орбита-Морово»,

-№ 128 «Ул. Карла-Маркса - Човские Зори».

Согласно письменным пояснениям Минэкономразвития Республики Коми, приведенным в письме от 26.04.2024 № 18-09/4471 (вх. от 27.04.2024 № 4353/24), необходимость объединения в один лот пяти межмуниципальных маршрутов обусловлена следующим:

1) все 5 маршрутов являются сезонными маршрутами, обеспечивающими населению города Сыктывкара транспортную доступность к дачным участкам, расположенных в смежном муниципальном образовании МР «Сыктывдинский», и жителям Сыктывдинского района, в котором только к началу 2024 года создана сеть из трёх муниципальных маршрутов, которая ещё не удовлетворяет в полной мере потребности населения Сыктывдинского района;

2) в трех из пяти межмуниципальных маршрутов имеется общее направление движения к конечным пунктам из начальных пунктов, расположенных в разных концах города, для максимального покрытия потребности граждан добраться до дачного участка в максимально-возможном приближении к нему в нужное для них время с целью выравнивания пассажиропотока;

3) все указанные маршруты имеют высокую социальную значимость, поскольку обеспечивают перевозку всех социальных категорий пассажиров, в том числе из числа инвалидов, маломобильных групп населения и пассажиров с багажом (что обусловливает использование автобусов большого класса), формирующих волнообразный и нестабильный в течение недели и дня пассажиропоток;

4) в силу обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2, 3, все рассматриваемые маршруты имеют неустойчивый пассажиропоток и доходность и соответственно разную привлекательность для потенциальных перевозчиков;

5) До 2022 года стоимость проезда по пригородным межмуниципальным маршрутам приравнивалась к стоимости проезда по г. Сыктывкару в целях предотвращения массовых негативных социальных реакций населения. При том, что в соответствии с Приказом Комитета Республики Коми по тарифам от 21.02.2022 года № 10/2 «Об установлении единых предельных максимальных уровней тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок» стоимость проезда на дачных маршрутах вправе устанавливаться от 35 до 84 рублей в зависимости от протяженности таких маршрутов. В целях предотвращения массовых негативных реакций населения, проектом контракта в приложении № 1 к контракту предусматривается условие о постепенном повышении перевозчиком платы за проезд по сравнению с платой, действующей на маршруте в предыдущем;

6) всё вышеперечисленное послужило объединению более доходных маршрутов с менее привлекательными, но социально значимыми для населения города Сыктывкара. При данном объединении и описании объекта закупки перевозчик будет вынужден продолжать работу по менее доходным маршрутам, независимо от экономической ситуации, чтобы не потерять доходные маршруты.

Минэкономразвития Республики Коми также пояснило, что наличие 10 единиц техники большого класса не является ключевым условием закупки, вопрос о наличии и использовании резервных автобусов встанет только в случае невыхода на маршрут основного автобуса. В случае отсутствия обстоятельств с невыходом основных автобусов на маршрут, заказчик не требует и не контролирует использование таких транспортных средств перевозчиком, так как требуется именно обеспечение соответствующей контракту резервной техникой в соответствующей ситуации.

Согласно позиции Минэкономразвития Республики Коми, заказчик при формировании лотов, при составлении описания объекта закупки, руководствовался набором потребностей, которые обусловлены спецификой деятельности заказчика и с целью эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок. В случае рассматриваемой закупки задача заказчика состояла в обеспечении гарантированного и бесперебойного движения автобусов по межмуниципальным маршрутам дачных направлений в любое время, отвечающее потребностям населения с учётом особенностей пассажиропотока, эффективного и экономичного расходования бюджетных средств для государственных нужд.

По результатам анализа описания объекта закупки установлено, что описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям.

 

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам (работам, услугам), являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам (работам, услугам) и их характеристикам.

Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Аналогичная позиция отражена в правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016, согласно которой основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате закупок лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре и будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Указанное также согласуется с правовой позицией, изложенной в абзаце 8 пункта 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), согласно которой заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. В этой связи включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что объединение в один лот пяти межмуниципальных маршрутов является несущественными для заказчика, в материалах внеплановой проверки отсутствуют.

Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к закупаемым услугам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего оказание услуг данной группы услуг, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре (работе, услуге), а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Закон о контрактной системе не регламентируют вопросы формирования лотов при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.

Разделение маршрутов на виды и направления, критерии объединения маршрутов в лоты нормативно не регламентированы, поэтому заказчик при формировании лотов действовал в пределах своих полномочий.

При этом само по себе отсутствие у какого-либо хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в закупке не свидетельствует об ограничении конкуренции. Целью закупки является не обеспечение максимально широкого круга участников, а удовлетворение потребностей населения в перевозках, повышение качества обслуживания, свободное развитие рынка пассажирских автотранспортных услуг, защита прав потребителей этих услуг, сокращение расходов местного бюджета на покрытие убытков от пассажирских перевозок.

Формирование спорного лота (предмета контракта) закупки с включением в лот более одного маршрута использовано для наиболее эффективного решения вопросов, отнесенных к самостоятельной компетенции заказчика, и не направлено на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Безусловных доказательств того, что включение в один лот закупки (предмет контракта) пяти межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок привело к ограничению количества участников закупки, в том числе ограничило право заявителя на участие в закупке, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах внеплановой проверки отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Согласно пункту 1.3 раздела 1 письма Федеральной антимонопольной службы от 02.10.2020 № ИА/85875/20 «По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ» соблюдение следующих критериев свидетельствует о формировании лотов, не ограничивающих конкуренцию и количество участников торгов: минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения исполнения контракта по перевозкам по муниципальным и межмуниципальным маршрутам» для муниципальных маршрутов, в случае, если численность населения муниципального образования более 150 тысяч человек, но не превышает 1 миллион человек, все маршруты разделены не менее чем на 20 лотов.

Для межмуниципальных маршрутов, в случае, если общая численность населения муниципальных образований, по которым проходит межмуниципальный маршрут, более 150 тысяч человек, но не превышает 1 миллион человек, все маршруты разделены не менее чем на 20 лотов.

Обеспечение исполнения контракта, предоставляемое лицом, с которым заключается контракт, не должно превышать 300 млн. руб.».

Согласно письменным пояснениям Минэкономразвития Республики Коми, приведенным в письме от 26.04.2024 № 18-09/4471 (вх. от 27.04.2024 № 4353/24), население Сыктывкара и Сыктывдинского района Республики Коми относится к категории более 150 тыс. человек, но менее 1 млн. человек, при этом на территории Республики Коми установлено 28 межмуниципальных маршрутов по регулируемым тарифам, которые проходят по территории всех муниципальных районов. Общее количество лотов с 2022 по 2023 годы составило 22 лота.

Таким образом, в рассматриваемом случае критерии, указанные в пункте 1.3 раздела 1 письма Федеральной антимонопольной службы от 02.10.2020 № ИА/85875/20, соблюдены.

Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения извещения о закупке, касающиеся формирования лота закупки, описания объекта закупки, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.

3. Согласно пункту 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе проект контракта.

Проект государственного контракта размещен в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа (далее - проект государственного контракта).

В разделе 14 «Реквизиты и подписи сторон» проекта государственного контракта, в сведениях о подрядчике указано: «от Подрядчика: Временно исполняющий обязанности генерального директора АО «Комиавтотранс» ___(_________)», приложения №№1-8 к проекту государственного контракта содержат указание «к контракту от «___» апреля 2024 г. № ЗК-1-2024-Д».

Согласно письменным пояснениям Минэкономразвития Республики Коми, приведенным в письме от 26.04.2024 № 18-09/4471 (вх. от 27.04.2024 № 4353/24), проект контракта формировался заказчиком на основе ранее действующего контракта, при этом при подготовке проекта контракта для закупки специалистом заказчика допущена техническая ошибка, в том числе в части неполного очищения полей раздела подписи сторон от любого содержимого в разделе проекта государственного контракта «14. Реквизиты и подписи сторон». Согласно позиции заказчика, данный раздел подлежит обязательному заполнению после подведения итогов закупки информацией об участнике, с которым на основании протокола подведения результатов закупки заключается государственный контракт в случае, если такой участник определен.

Согласно части 9 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

Частью 1 статьи 34 Закона о контактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что допущенная заказчиком техническая ошибка в части указания в разделе 14 «Реквизиты и подписи сторон» проекта государственного контракта, в сведениях о подрядчике: «от Подрядчика: Временно исполняющий обязанности генерального директора АО «Комиавтотранс» ___(_____________)», указания в приложениях №№1-8 к проекту государственного контракта содержат «к контракту от «___» апреля 2024г. ЗК-1-2024-Д», не могла повлиять на результат закупки, является устранимой в процессе заключения контракта.

Бесспорных доказательств того, что указанная техническая ошибка привела к ограничению количества участников закупки, в том числе ограничила право заявителя на участие в закупке, препятствовала каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах внеплановой проверки отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

4. Обращение содержит, наряду с прочим, доводы о возможных нарушениях заказчиком - Министерством экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми требований Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта по закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе, в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 2 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 раздела I, подпунктом 70ж) пункта 9 раздела III Положения о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 30.12.2011 № 649, Министерство финансов Республики Коми (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим формирование и реализацию государственной налоговой и бюджетной политики Республики Коми, нормативное правовое регулирование и государственное управление в установленной сфере деятельности, управление государственным долгом Республики Коми, координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми в данных сферах.

Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет государственные функции, в том числе, осуществляет внутренний государственный финансовый контроль: осуществляет контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В связи с тем, что довод обращения относительно возможных нарушений требований Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта по закупке не отнесен в силу вышеуказанных норм права к компетенции антимонопольного управления, Коми УФАС России письмом от 19.04.2024 № ОД/2408/24 направило в адрес Министерства финансов Республики Коми копию обращения по подведомственности для рассмотрения доводов, отнесенных к компетенции Министерства финансов Республики Коми, о чем заявитель извещен письмом от 22.04.2024 № ОД/2429/24.

5. Доводы обращения о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы проведения внеплановой проверки на предмет нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

Таким образом, доводы обращения, касающиеся возможных нарушений антимонопольного законодательства, подлежат рассмотрению в Коми УФАС России в порядке и сроки, предусмотренные статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

По результатам внеплановой проверки доводов, касающихся требований Закона о контрактной системе, рассмотрение которых отнесено к компетенции Коми УФАС России, в действиях заказчика - Министерства экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании лота (предмета контакта) закупки, описании объекта закупки, определении оспариваемых положений проекта государственного контракта, не подтверждены.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии <...>

   

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

   

 

 

 

2024-3097

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны