Решение б/н заключение по результатам рассмотрения обращения от 12 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11 мая 2021 года

г. Сыктывкар

№ 01-127/3248

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, по проверке сведений, предоставляемых в Федеральную антимонопольную службу, для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: ‹…› (далее - Комиссия), рассмотрев заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская поликлиника» (далее – ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника») от 12.04.2021 № 01-06/3040 (вх. № 1693 от 15.04.2021) с дополнениями от 26.04.2021 № 01-06/3574 (вх.№ 1932 от 29.04.2021) об уклонении индивидуального предпринимателя ‹…› от заключения договора по результатам проведения закупки в форме открытого аукциона в электронной форме, наименование закупки - выполнение работ по капитальному ремонту дневного стационара (II этап), расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пр-т Космонавтов, д.1, Поликлиническое отделение № 2, номер закупки 32109951629 в единой информационной системе в сфере закупок, для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в присутствии на заседании индивидуального предпринимателя ‹…›,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» направило в Коми УФАС России письменную информацию и документы для внесения сведений об индивидуальном предпринимателе ‹…› в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании пункта 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков Коми УФАС России приостанавливало рассмотрения обращения в связи с непредставлением сведений, указанных в пункте 7 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211.

На основании статьи 5 Закона о закупках, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, приказа Федеральной антимонопольной службы № 164/13 от 18.03.2013 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Приказ ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков) Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения индивидуального предпринимателя установила следующее, пришла к нижеследующим выводам.

ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» явилось заказчиком и организатором закупки на выполнение работ по капитальному ремонту дневного стационара (II этап), расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пр-т Космонавтов, д.1, Поликлиническое отделение № 2, номер закупки 32109951629 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС). Закупка проводилась в форме открытого аукциона в электронной форме, подача заявок происходила, аукцион проводился на электронной площадке Росэлторг на сайте https://www.roseltorg.ru/ в сети «Интернет».

Извещение и документация, проект договора с изменениями размещены в ЕИС 02.02.2021. Также извещение, документация, проект договора размещены на электронной площадке Росэлторг. Дата подведения итогов – 25.02.2021. Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 25.02.2021 победителем закупки признан индивидуальный предприниматель ‹…›. Данный протокол размещен в ЕИС 25.02.2021.

Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки регламентирован следующей нормой Закона о закупках. Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Аналогично по пункту 7 документации о закупке договор заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с момента размещения в единой информационной системе итогового протокола. Также в документации имелись следующие положения, регламентирующие порядок заключения договора по результатам закупки.

6.1.1. По результатам в аукциона в электронной форме товаров, работ, услуг для нужд Заказчика заключается договор, формируемый путем включения условий, предложенных в заявке участником аукциона в электронной форме, с которым заключается договор, в проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке товаров, работ, услуг. Порядок заключения и исполнения договора регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами Заказчика с учетом Положения о закупке.

6.1.4. Электронная торговая площадка обеспечивает функционал заключения договора по итогам проведения процедуры в электронной форме.

6.1.5. Договор по результатам аукциона в электронной форме заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, Заказчика.

Таким образом, заключение договора по результатам закупки происходило посредством функционала электронной площадки. Дополнительно порядок заключения договора регламентирован положением о закупке товаров, работ, услуг заказчика.

Согласно положению о закупке товаров, работ, услуг, размещенному в ЕИС 22.07.2020:

1.10.2. Договор по результатам проведения конкурентной закупки заказчик заключает не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В проект договора, который прилагается к извещению о проведении закупки и (или) документации, включаются реквизиты победителя (единственного участника) и условия исполнения договора, предложенные победителем (единственным участником) в заявке на участие в закупке или в ходе проведения аукциона.

В течение 5 (пяти) дней со дня размещения в единой информационной системе итогового протокола закупки заказчик передает победителю (единственному участнику) 2 (два) экземпляра заполненного проекта договора.

Победитель закупки (единственный участник) в течение 5 (пяти) дней со дня получения двух экземпляров проекта договора подписывает их, скрепляет печатью (при наличии) и передает заказчику.

Заказчик не ранее чем через 10 (десять) дней со дня размещения в единой информационной системе протокола закупки, на основании которого заключается договор, подписывает и скрепляет печатью (при наличии) оба экземпляра договора и возвращает один из них победителю закупки (единственному участнику).

Договор по результатам осуществления конкурентной закупки в электронной форме заключается в указанном ранее порядке и сроки с учетом особенностей документооборота в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и подписывается электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника такой закупки, заказчика.

1.10.4. Если участник закупки, с которым заключается договор согласно настоящему Положению о закупке, получив проект договора в срок, предусмотренный для заключения договора, обнаружит в его тексте неточности, технические ошибки, опечатки, несоответствие условиям, которые были предложены в заявке этого участника закупки, оформляется протокол разногласий. Протокол разногласий составляется в письменной форме. Он должен содержать следующие сведения:

1) место, дату и время составления протокола;

2) наименование предмета закупки и номер закупки;

3) положения договора, в которых, по мнению участника закупки, содержатся неточности, технические ошибки, опечатки, несоответствие условиям, предложенным в заявке данного участника.

Подписанный участником закупки протокол в тот же день направляется заказчику.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 2 (двух) рабочих дней со дня его получения от участника закупки. Если замечания участника закупки учтены полностью или частично, заказчик вносит изменения в проект договора и повторно направляет его участнику. Вместе с тем заказчик вправе направить участнику закупки договор в первоначальном варианте и отдельный документ с указанием причин, по которым в принятии замечаний участника закупки, содержащихся в протоколе разногласий, отказано. В случае когда по результатам учета замечаний изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, информация об этом размещается в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1.4.2 настоящего Положения о закупке.

Участник закупки, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) дней со дня его получения подписывает договор в окончательной редакции заказчика, скрепляет его печатью (при наличии) и возвращает заказчику.

В случае проведения конкурентной закупки в электронной форме направление протокола разногласий заказчику и дальнейший обмен документами между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком в части подписания договора осуществляются с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

1.10.5. Участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае, когда:

1) не представил подписанный договор (отказался от заключения договора) в редакции заказчика в срок, определенный настоящим Положением о закупке;

2) не предоставил обеспечение исполнения договора в срок, установленный документацией (извещением) о закупке, или предоставил с нарушением условий, указанных в документации (извещении) о закупке, – если требование о предоставлении такого обеспечения было предусмотрено документацией о закупке и проектом договора.

С учетом требований части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор подлежал заключению не ранее 07.03.2021 и не позднее 17.03.2021.

Из представленных документов следует, что заказчик посредством функционала электронной площадки направил 03.03.2021 победителю закупки на подписание проект договора. Регламентный срок для подписания победителем закупки проекта договора на электронной площадке был установлен 5 рабочих дней – до 11.03.2021.

11.03.2021 индивидуальный предприниматель договор не подписал. На заседании Комиссии ‹…› пояснил, что на подписание ему был направлен незаполненный с его данными проект договора, в связи с этим посредством функционала электронной площадки он вернул заполненный с его данными проект договора, также направил свою карту партнера со своими данными и реквизитами.

Как следует из вышеприведенных пунктов положения о закупках товаров, работ, услуг на этапе подписания договора допускалось корректировать проект договора в случае обнаружения в его тексте неточностей.

Из имеющихся материалов следует, что заказчик 12.03.2021 повторно направил в адрес победителя закупки посредством функционала электронной площадки проект договора.

Из пояснения ‹…› следует, что в таком проекте договора также содержались неточности, в связи с чем, он данный проект не смог подписать и снова вернул его посредством функционала электронной площадки с протоколом разногласий 17.03.2021. При этом, он полагал, что время для подписания договора будет продлено.

Как следует из представленной заказчиком истории заключения договора, выгруженной с электронной площадки, 18.03.2021 договор перешел в состояние - «договор формируется», затем – «возвращено заказчиком», а 19.03.2021 – «участник признан уклонившимся от подписания». Регламентное время для подписания победителем закупки проекта договора истекло.

Согласно протоколу о признании участника уклонившимся от заключения договора от 19.03.2021 заказчик принял решение об отказе от заключения договора с индивидуальным предпринимателем ‹…› по причине неподписания участником закупки договора (отказа от заключения договора). Также принято решение заключить договор с участником предложение, о цене которого является следующим после предложения победителя. С таким участником впоследствии заключен договор от 07.04.2021.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, закупочной документации, положения заказчика о закупках товаров, работ, услуг, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Из представленных материалов следует, что между победителем и заказчиком велась переписка, обмен документами по поводу заключения договора, внесения уточненных данных в договор. Индивидуальный предприниматель не намеривался уклониться от подписания договора по результатам закупки. Также ‹…› пояснял, что у него были закуплены материалы для выполнения работ на объекте.

Из имеющихся в материалах дела документов, пояснений индивидуального предпринимателя не усматривается наличие у него прямого умысла, направленного на незаключение договора по результатам закупки. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии отсутствуют достаточные основания полагать, что индивидуальный предприниматель ‹…› допустил виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, подпунктом 2.1 Приказа ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков, Комиссия

ЗАКЛЮЧИЛА:

Основания для включения сведений об индивидуальном предпринимателе ‹…› в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

Председатель Комиссии

 

‹…›

     

Члены Комиссии

 

‹…›

     
   

‹…›

Связанные организации

Связанные организации не указаны